Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 914 УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол №
От Директор ГБОУ СОШ №914
Чужмарова Т.И.
-------------------------------
ПРОГРАММА
«Экскурсоведение с изучением тем на английском языке» Автор: Копаева М.И.
преподаватель английского
языка и экскурсоведения.
Психолого-педагогическое обоснование программы
Теоретическую основу предлагаемой программы составляет психологическая теория деятельности и деятельностный подход в обучении (Л.С .Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я .Гальперин и др.), положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, курс школьного Москвоведения , школьный курс обучения английскому языку по УМК Кузовлева В.П., Лапа Н.М. и др., разработки Скориковой Т.П. «Москва и ее окрестности» на английском языке и практические разработки Центра подготовки туристических кадров по экскурсоведению.
В соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения и модернизацией российского образования использование настоящей программы открывает широкие возможности гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, психолого-педагогического развития учащихся, развития способности адаптироваться к социальным условиям жизни. «Программа» учитывает основные принципы системного, развивающего обучения и содержит в себе:
- научность обучения;
- формирование целостного научного мировоззрения учащихся;
системного видения мира и человека в этом мире;
- направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития;
- системность и последовательность в подаче изучаемого материала;
- формирование познавательных интересов учащихся, стимулирование мотивации к самопознанию;
- развитие коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетентностей;
- сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога;
- оптимальность соотношения и сочетания теоретического материала и практических заданий, групповых и индивидуальных форм работы.
На занятиях по программе данного курса обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности деятельности, санитарно-гигиенических норм, здоровье сберегающие технологии.
Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, поможет учащимся активизировать и более полно реализовать свои природные способности, развить интерес к профессии экскурсовода, дать практические навыки работы с экскурсантами.
Пояснительная записка В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в настоящее время создается система специализированной подготовки учащихся старших классов, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени. Предлагаемый курс «Экскурсоведение с изучением тем на английском языке» входит в список предметов гуманитарного профиля обучения.
Курс знакомит учащихся с основами экскурсоведения, принципами и методами работы экскурсовода, знакомит с различными видами экскурсий. Этот курс дает практические навыки составления и ведения экскурсий на русском и английском языках.
Курс «Экскурсоведение» знакомит учащихся с достопримечательностями Москвы, расширяет их кругозор, воспитывает любовь и уважение к истории своего города и страны, побуждает учащихся к познанию окружающего мира и осознанию своего места в этом мире.
Курс программы способствует всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня, способствует совершенствованию иноязычных умений и навыков.
Программа предусматривает использование различных педагогических технологий обучения: проектно-исследовательской деятельности, игровые технологии, технологии контроля и оценивания, технология педагогического сотрудничества, здоровье сберегающая технология, ИКТ.
Программа рассчитана на два года обучения из расчета 68 учебных часов в год (по два занятия в неделю) и предназначена для обучения учащихся 10-11х классов.
Актуальность программы, педагогическая целесообразность,
новизна: - программа ориентированна на современные тенденции развития столичного образования с учетом новых социально-экономических условий;
- программа способствует развитию коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетентностей;
- обучение по программе способствует развитию межкультурной компетентности, развивает толерантное отношение к людям и культурам;
- программа позволяет в достаточной мере познакомить с профессией экскурсовода, воспитывает уважение к профессиональному труду;
- программа помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся в области москвоведения, иностранного языка, владения компьютером, основами психологии, владения компьютером;
- Программа составлена с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, стимулирует интерес к самостоятельной работе, способствует повышению образовательного и культурного уровня детей;
- программа способствует выявлению, развитию и совершенствованию творческих способностей учащихся, развивает их психоэмоциональную сферу, развивает их способность адаптироваться к различным условиям работы экскурсовода ( различный возраст экскурсантов, их готовность воспринимать материал и др.);
- программа способствует воспитанию гармонично развитой личности, имеющей свою гражданскую позицию.
Цели программы - обобщение знаний по истории и культуре отечества, включая основные вехи их развития и связанные с ними имена, даты, факты, события;
- осознание значимости отечественной культуры и ее вклада в мировую культуру;
- воспитание у учащихся чувства уважения к истории и культуре родного города и стран, чувства патриотизма;
- формирование социокультурной и межкультурной компетентностей, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях;
- предоставление подросткам возможностей овладения теоретическими и практическими основами профессии экскурсовода;
- формирование коммуникативной компетенции и билингвизма;
- повышение мотивации к овладению иностранным языком;
- повышение общекультурного уровня учащихся, их духовного развития;
- способствование формированию личности и индивидуального мировоззрения;
- способствование наибольшему раскрытию творческих способностей учащихся, создание условий для их наиболее полного самовыражения.
Задачи программы - обобщить знания по истории и культуре отечества, полученные в ходе изучения различных дисциплин;
- воспитывать гражданина с высоким чувством патриотизма и интернационализма, способного понимать и ценить культурные ценности мировой цивилизации;
- обеспечить учащихся необходимыми теоретическими знаниями по основам экскурсоведения;
- обучить практическому ведению экскурсий по определенной тематике на русском и английском языках;
- создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно работать с экскурсионным учебным материалом (создание и разработка собственных индивидуальных проектов экскурсий);
- развивать интерес к профессии экскурсовода, гида-экскурсовода;
- развивать практические навыки употребления английского языка в процессе проведения экскурсий и общения с экскурсантами;
- формировать навыки перевода (механизмы девербализации, аудирования и трансформации, переключения);
- совершенствовать речевые навыки учащихся, повышать мотивацию к изучению английского языка;
- через разработку проектов учить готовить рефераты и презентации, вести научно-исследовательскую работу, используя различные источники информации и технологии;
- способствовать созданию условий для развития личности учащихся, их творческих способностей, способствовать самореализации учащихся;
- воспитывать гражданина с высоким чувством патриотизма и интернационализма, способного понимать и ценить культурные ценности мировой цивилизации.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий Программа реализуется в течение 2-х лет (136 часов) в 10-11 классах.
Программа обучения составлена из расчета 34 учебных часа на учебное полугодие (по 2 учебных часа в неделю).
В программе «Экскурсоведение с изучением тем на английском языке» предлагаются следующие формы занятий:
- групповые занятия: изучение и обсуждение теоретических вопросов, игры по москвоведению, лекции;
- индивидуальное консультирование учащихся;
- проведение зачетных занятий;
- практические занятия (отработка навыков ведения экскурсий на маршрутах);
- проведение экскурсий учащимися;
- работа с различными источниками информации;
- самостоятельная работа учащихся по разработке проектов.
Система методов, средств и приемов обучения - иллюстративно-объяснительные (лекции, беседы, показ презентаций и фильмов);
- организационные (групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная, фронтальная работа);
- практические (проведение практических занятий на местности, экскурсий);
- методы коммуникативного и интерактивного общения (устная презентация, обсуждение изучаемой темы, аудирование видео- и аудиосюжетов, рефераты, презентации учащихся, проведение экскурсий учащимися, выполнение проектов).
Ожидаемые результаты Ожидаемыми результатами являются те представления, знания, умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся по окончании изучения ими курса, и которые отражены в целях и задачах программы:
- владение знаниями по истории и культуре отечества, по истории и культуре Москвы;
- овладение основами профессии экскурсовода (теоретическими и практическими);
- овладение языковыми средствами и речевыми умениями и навыками, позволяющими обеспечить нужный уровень коммуникации;
- овладение навыками самостоятельной работы с различными источниками информации;
- овладение навыками работы с рефератами, проектными работами, совершенствование умения выполнять презентации и защищать свои проекты;
- умение проводить экскурсии по изученным темам на английском и русском языках с учетом особенностей экскурсионной группы и в соответствии с заданными параметрами (возраст, состав группы, время проведения экскурсии и т.д.);
- развитие психо-эмоциональной сферы учащихся;
- повышение уровня воспитанности и общекультурного уровня;
- выявление творческих и личностных особенностей учащихся.
Формы контроля - устный опрос по изучаемым темам;
- рефераты;
- презентации;
- проектные работы;
- зачеты по изученным темам (письменные и устные);
- квизы, кроссворды, викторины:
- практические работы (составление схем маршрутов, создание технологических карт проведения экскурсий, проведение экскурсий на местности и виртуальных экскурсий, защита проектов).
Тематическое планирование курса
Название раздела/темы
| Формы работы
Групповые/индивидуальные
| Формы контроля
| Раздел 1. Основы экскурсоведения(14 ч.)
Темы: Городская экскурсия вчера и сегодня. Экскурсия, ее сущность и задачи. Виды экскурсий и особенности их проведения. Экскурсионные приемы; показ и рассказ. Выбор темы, отбор материала и объектов экскурсии. Составление маршрута экскурсии. Разработка технологической карты маршрута.
|
Лекции
Беседы
Составление
кроссвордов
и вопросов
для викторин
|
Устный опрос Кроссворды Викторины Зачет
| Раздел 2. История Москвы (16 ч.)
Темы: Общие сведения о Москве. История названия города. Москва в 12-15 веках. Москва в 16-19 вв. Москва промышленная. Москва в 20 в. Основные районы Москвы.
|
Лекции
Беседы
Виртуальные
экскурсии
Подготовка
рефератов и
сообщений Индивидуаль-
ное консульти-
рование уч-ся
|
Устный опрос Презентации Рефераты
| Раздел 3. Парк Победы (20ч.)
Темы: Общие сведения об истории создания Парка Победы на Поклонной горе. Можайское шоссе. Цветочные часы. Триумфальная Арка. Аллея «Годы войны». Музей ВОВ и Стела – главный монумент Победы. Памятники на территории Парка Победы. Аллеи парка.
|
Лекции
Беседы Практические
занятия на
местности Экскурсии
Составление
схем маршру-
тов и техноло-
гических карт Индивидуаль-
ное консульти-
рование уч-ся
|
Устный опрос Схемы маршрутов Технологические карты Проведение виртуальных
экскурсий Проведение экскурсий на местности
| Раздел 4. Западный луч (20ч.)
Темы: Парк Победы, Триумфальная арка. Кутузовский проспект. Бородинская панорама. Па-
мятник Багратиону. Москва-Сити. Обелиск горо-
ду-герою Москве. Гостини-
ца «Украина». Новоарбат-
ский мост и Новоарбатский
проспект. Арбатская площадь. Библиотека РФ.
Манежная площадь. Александровский сад.
|
Лекции
Беседы
Экскурсии Практические
занятия на
местности
(проведение
автобусной
экскурсии)
Подготовка со
общений об
объектах мар-
шрута
Составление
схем и техно-
логических
карт маршрута Работа над
презентацией Индивидуаль-
ное консуль-
тирование уч-
уч-ся
|
Устный опрос Сообщения Зачет Презентации Схемы маршрута Технологические
карты маршрута Проведение виртуальной
экскурсии
| Раздел 5. Красная площадь (20 ч.)
Темы: Общие сведения об истории Красной площади. Общие сведения о Кремле. Спасская и Никольская башни Кремля. Собор Василия Блаженного. Казанский собор. Памятник Минину и Пожарскому. Лобное место. Торговые ряды (здания ГУМа). Исторический музей. Воскресенские ворота и Иверская часовня. Мавзолей и Некрополь на Красной площади. Красная площадь в наши дни.
|
Лекции Беседы Виртуальные
экскурсии Практические
занятия на
местности Викторины
Подготовка
рефератов
Подготовка
презентаций Работа над
проектом
«Красная пло-
щадь» Индивидуаль-
ное консульти-
рование уч-ся
|
Устный опрос Рефераты Презентации Защита проектов Проведение экскурсий.
| Раздел 6. Языковой и лексико-грамматический материал (англ.)
Темы: Лексика по изучаемым темам. Употребление артиклей. Употребление предлогов. Видовременные формы глагола и их употрежление. Согласование времен глагола. Страдательный залог. Модальные глаголы. Безличные конструкции. Различные типы вопросов. Аудирование, чтение, говорение (монологическая и диалогическая речь). Некоторые приемы и особенности перевода.
|
Объяснение Выполнение
упражнений Практика
аудирования.
чтения и гово-
рения Выполнение
тестовых
заданий
Выполнение
лексико-грам-
матических и
речевых
упражнений
|
Устный опрос Контрольные работы Тесты
|
Список использованной литературы
Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Федеральный
компонент государственного стандарта.- Министерство образования Российской Федерации. – М.; Дрофа, 2008.
Программа «Столичное образование – 5»
Соловова Е.Н. Английский язык. Программа учебного курса «Гид-переводчик» 10-11кл. – М.; Просвещение, 2002.
Скорикова Т.П. Москва и ее окрестности. Книга для чтения и обсуждения на английском языке.. – М.; Менеджер, 2000.
Александров Ю. Москва заповедная. – М.; Московская правда,1991.
Пукина Т.В. Портфель кафедры иностранных языков. Инновации – Волгоград; Учитель, 2007.
Святославский А.В. Городская экскурсия. – М.; Центр подготовки туристических кадров, 2001.
|