Скачать 0.92 Mb.
|
Автор-составитель: Вьюгина Любовь Константиновна к.э.н., доцент Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной программы по специальности 060700 Национальная экономика Дисциплина входит в федеральный /региональный компонент общих гуманитарных и социально-экономических /математических и естественнонаучных / общепрофессиональных /специальных дисциплин специализации и является обязательной для НЭ / изучается по выбору / . Программа разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 060700 (Национальная экономики). Составитель: к.э.н., доц. Вьюгина Л.К. Курс 060700 Всего часов 125 Лекционные занятия 12 Практические занятия 4 Лабораторные занятия Контрольная работа 1 Самостоятельная работа 109 Экзамен 3 (курс) 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины «Управление качеством» - дать будущим специалистам теоретические основы и практические знания по организации управления качеством продукции на предприятиях в условиях рыночных методов хозяйствования. 1.2. Задачи изучения дисциплины Изучив дисциплину, студенты должны: - 1.2. 1.Иметь углубленное представление о теоретических основах достижения высокого уровня качества. - 1.2.2. Знать и уметь использовать принципы тотального (всеобщего ) менеджмента качества в реальной практике. - 1.2.3. Использовать возможности технического регулирования в решении задач роста уровня качества. -1.2.3. Разбираться в подходах и тенденциях современного западного опыта решения проблем качества и уметь (с учетом национальной специфики) использовать его для повышения уровня качества отечественной продукции.
Тема №1. Качество как объект управления. «Управление качеством» как наука, ее предмет и объект, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и категории управления качеством. Показатели уровня качества. Квалиметрия, «звезды» (этапы )становления и развития философии качества. Э.Деминг, Дж.Джуран и их подходы к тотальному (всеобщему) менеджменту качества (ТМК). Кружки качества. Сущность и принципы ТМК. Внедрение ТМК на российских предприятиях. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством. (5, 6, 8, 11, 16) Тема №2. Пути и методы обеспечения эффективного управления качеством. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества – основа управления качеством. «Петля» качества (жизненный цикл) продукции. Функциональная схема управления качеством: политика и планирование работ в области качества, организация работ по росту качества, виды мотивации и формы обучения персонала. Статистические методы контроля уровня качества: диаграмма Парето, гистограмма, контрольные карты, причинно-следственная диаграмма. ( 4, 9, 10, 16, 16) Тема №3. Система менеджмента качества. Международные стандарты серии ИСО 9000:2000: роль, место, назначение. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) на производстве. Документы СМК. Роль и место служб управления качеством предприятий в обеспечении нормального ее функционирования. Сертификация СМК. Проверка эффективности СМК (1, 4, 8, 9, 10) Тема №4. Техническое регулирование в управлении качеством Закон РФ «О техническом регулировании». Общие положения и понятия. Принципы, особенности и роль технического регулирования в решении проблем качества.( 1, 9, 12, 14) Тема №5. Технические регламенты. Цели разработки и принятия технических регламентов (ТР), их содержание и применение. Учет международных стандартов при разработке ТР. Виды технических регламентов. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены ТР.( 4, 8, 11, 12) Тема №6. Стандартизация в управлении качеством. Сущность, цели и этапы процесса стандартизации в России, ее правовые основы. Принципы стандартизации, существующие документы в данной сфере. Функции национального органа в области стандартизации. Национальная система стандартизации, ее элементы. Механизм разработки и утверждения национальных стандартов. Информационное обеспечение работ по стандартизации. Маркировка и кодирование информации о товаре. Стандартизация в зарубежных странах. Экономические проблемы стандартизации.(1, 3, 4, 9, 16) Тема №7. Подтверждение соответствия в управлении качеством. Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы данной работы: добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Механизм осуществления добровольной и организация обязательной сертификации, принятия декларации о соответствии. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров.(2, 4, 7, 15, 16) Тема № 8. Государственный контроль (надзор) в области технического регулирования. Органы госконтроля (надзора) их полномочия и объекты такого контроля. Пути и методы борьбы с некачественной продукцией. Обязанности и ответственность изготовителей продукции и защита прав потребителя. Закон РФ « О защите прав потребителей» (1, 3, 5, 8, 9, 11) Тема № 9.Метрология в управлении качеством. Сущность и содержание метрологии, правовые основы метрологической деятельности и ответственность за их нарушение. Государственная метрологическая служба в РФ. Государственный метрологический надзор, калибровка и поверка средств измерений. Международные организации по метрологии. Экономические проблемы метрологии.( 2. 6, 8, 9, 14) Тема № 10. Оценка затрат на менеджмент качества. Классификация видов затрат на качество: затраты на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, внутренние потери (затраты на внутренние дефекты), внешние потери (затраты на внешние дефекты). Идентификация, пути и методы снижения затрат на качество. (1, 4, 8, 12, 14) 3. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ. Тема Количество часов 060700 1.Качество как объект управления 4 и необходимость его неуклонного повышения. 2.Возникновение и эволюция то- тального (всеобщего) менедж- мента качества (ТМК) 4 3.Техническое регулирование в управлении качеством. 4 4.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРОРАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО 1. Э.Деминг и Дж.Джуран и их подходы к управлению качеством 24 2. Технические регламенты. 15 3. Стандартизация в управлении качеством. 20 4. Метрология в управлении ка- чеством. 25 5. Подтверждение соответствия и качество. 15 6. Оценка затрат на качество. 10 5.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. _________________________________________________ Тема Количество часов 060700 1. Зарубежный и отечественный 2 опыт управления качеством. 2. Международные стандарты ИСО 9000: 2000 2 ___________________________________________ 6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Сущность, основные категории и показатели качества. 2.Роль и значение повышения уровня качества в условиях рынка. 3.Подходы и методы управления качеством в современных условиях. 4.Этапы становления тотального (всеобщего) менеджмента качества (ТМК). 5. «14» пунктов и «Цепная реакция» Э.Деминга в области повышения уровня качества. 6. «Трилогия качества» Дж. Джурана. 7.« Кружки качества»: сущность, функции и принципы деятельности. 8.Сущность и принципы ТМК. 9.Основные функции службы менеджмента качества в компании. 10.Зарубежный опыт управления качеством. 11.Международные стандарты серии ИСО 9000:2000. 12.Системы менеджмента качества (СМК) и их сертификация. 13.»Петля» качества (жизненный цикл продукции). 14. Статистические методы контроля уровня качества. 15.Отечественный опыт управления качеством. 16.Закон РФ « О техническом регулировании». Общая характеристика. 17.Техническое регулирование в управлении качеством. 18.Технические регламенты: цели, принципы, виды и правила разработки. 19.Стандартизация в управлении качеством: цели, принципы, виды. 20.Правила разработки и утверждения национальных стандартов. 21.Подтверждение соответствия: цели, принципы. 22. Формы подтверждения соответствия. 23.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. 24.Знаки соответствия и обращения на рынке. Кодирование информации о товаре. 25.Мотивация персонала в достижении высокого уровня качества. 26.Национальные премии и конкурсы в области качества. 27.Закон РФ «О защите прав потребителей». Общая характеристика. 28. Сущность и содержание метрологии. 29.Правовые основы метрологической деятельности. Закон РФ « Об обеспечении единства измерений» 30.Виды и оценка затрат на реализацию положений ТМК. 7. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М,2003. 2. Мазур И.И., В.Д.Шапиро. Управление качеством: Учеб.пособие /Под ред. И.И.Мазура. – М.: Высш.шк.,2003. 3. Серин С.А. Управление качеством транспортной продукции [Текст] : Учебное пособие / С. А. Серин. – М.: РГОТУПС, 2007. - 80 с. 4. Управление качеством [Текст] : Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 334 с. 8. ДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Периодические научные издания: «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Европейское качество», «Мир измерений», «Партнеры и конкуренты». Интернет: Госстандарт – сайт www. gost.ru/rqa ВНИИС - сайт www. vniis.ru 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В рамках учебного плана объем лекционного курса составляет 12 часов. В пределах отведенного учебного времени будут проанализированы проблемы, которые включают в себя два раздела. Согласно учебному плану на проведение практических занятий отводиться восемь аудиторных часов. Занятия включают в себя анализ двух разделов ( по четыре часа ), каждый из которых предусматривает рассмотрение двух тем. Самостоятельная работа поможет студенту проверить свои знания и подготовится к итоговой аттестации по курсу, используя рекомендуемую и дополнительную литературу, а также тесты. Тест № 1 Вопрос №1. Данное положение: неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов является: А) Правильным ; Б) Не правильным Вопрос №2. Дайте определению понятию «Техническое регулирование» согласно последней редакции закона РФ « О техническом регулировании» _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Вопрос №3. В ТР, в частности, содержаться: А)Правила и формы оценки соответствия; Б)Требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилах их нанесения; В)Требования к конструкции и исполнению ( в исключительных случаях) ; Г)Все перечисленное. Вопрос №4. Положение о том, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо является: А) Правильным; Б) Неправильным. Вопрос №5. Добровольная Сертификация – это форма подтверждения соответствия объектов требованиям: А)ТР.; Б)Национальных стандартов.; В) Условиям договоров; Г) Сводам правил; Г)Отраслевым инструкциям; Д) Все перечисленное. Вопрос № 6. Основными целями сертификации являются (назовите 4 любых): 1. 2. 3. 4. Вопрос № 7. Подтверждение соответствия осуществляется в формах: А)Добровольной сертификации; Б)Обязательной сертификации; В)Декларации о соответствии (добровольной); Г)Декларации о соответствии (обязательной). Тест № 2 Вопрос №1. Основными принципами подтверждения соответствия (назовите 5любых) являются: 1. 2. 3. 4. 5. Вопрос №2. Система добровольной сертификации может быть создана: А)Физическим лицом; Б)Юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем; В)Общественной организацией; Г)Все перечисленное. Вопрос №3. Декларирование соответствия осуществляется на основании следующих схем: А)На основании собственных доказательств; Б)На основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны. В)На основании доказательств полученных только третьей стороной. Д) Все перечисленное. Вопрос №4. Декларация соответствия, в частности, должна содержать: А)Наименование ТР, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; Б)Указание на схему декларирования соответствия; В)Срок действия декларации соответствия; Г)Стоимость работ по подтверждению соответствия; Д)Все перечисленное. Вопрос №5. Срок действия декларации соответствия определяется: А)Заявителем; Б)Органом по сертификации; В) Техническим регламентом. Вопрос №6. Декларация соответствия подлежит регистрации в течении: А)Трех дней ; Б) Одной недели; В) Одного месяца. Вопрос №7. Процесс сертификации системы менеджмента качества (СМК) организации состоит из следующих этапов: А)Предварительная заочная оценка СМК; Б)Окончательная проверка и оценка СМК; В)Инспекционный контроль за сертифицированной СМК; Г)Все перечисленное. Рекомендуемая литература Основная литература 1.Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М,2003. 2. Мазур И.И., В.Д.Шапиро. Управление качеством: Учеб.пособие /Под ред. И.И.Мазура. – М.: Высш.шк.,2003. 3. Серин С.А. Управление качеством транспортной продукции [Текст] : Учебное пособие / С. А. Серин. – М.: РГОТУПС, 2007. - 80 с. 4. Управление качеством [Текст] : Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 334 с. 10.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Целью и задачей контрольной работы по курсу является закрепление полученных теоретических знаний в области управления качеством. Выполненная в соответствии с требованиями и защищенная контрольная работа выступает обязательным элементом получения положительной оценки по дисциплине. Контрольная работа представляет собой реферат общим объемом 15-20 страниц печатного текста формата А4, шрифт 14 Times New Roman через 1,5 интервал, должна включать анализ проблем, содержащихся в следующих разделах: Зарубежный и отечественный опыт управления качеством Международные стандарты ИСО 9000: 2000 Тестовый материал работы следует дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками. В конце работы должен быть приведен список литературы. (10-12 наименований, расставленных в алфавитном порядке). На титульном листке работы указываются: наименование университета, факультета, кафедры, дисциплины; ФИО студента, учебный шифр, должность, степень и ФИО преподавателя. Работа должна начинаться с содержания, где указываются анализируемые разделы с указанием страниц. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа Воронцова А. В., Рыбка А. Г. Международный стандарт управления качеством учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Майснер Т. В. Технология менеджмента качества и охрана окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной, заочной формы обучения Воронцова А. В., Кириченко А. Н семова Н. Г. Качество жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной,... | ||
Рабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»... | Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |