Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством
страница1/6
Дата публикации19.11.2014
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Автор-составитель:

Вьюгина Любовь Константиновна к.э.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Управление качеством

Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной программы по специальности

060700 Национальная экономика

Дисциплина входит в федеральный /региональный компонент общих гуманитарных и социально-экономических /математических и естественнонаучных / общепрофессиональных /специальных дисциплин специализации и является обязательной для НЭ / изучается по выбору / .




Программа разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 060700 (Национальная экономики).
Составитель: к.э.н., доц. Вьюгина Л.К.

Курс 060700

Всего часов 125

Лекционные занятия 12

Практические занятия 4

Лабораторные занятия

Контрольная работа 1

Самостоятельная работа 109

Экзамен 3 (курс)

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цель изучения дисциплины


Цель преподавания дисциплины «Управление качеством» - дать будущим специалистам теоретические основы и практические знания по организации управления качеством продукции на предприятиях в условиях рыночных методов хозяйствования.

1.2. Задачи изучения дисциплины
Изучив дисциплину, студенты должны:

- 1.2. 1.Иметь углубленное представление о теоретических основах достижения высокого уровня качества.

- 1.2.2. Знать и уметь использовать принципы тотального (всеобщего ) менеджмента качества в реальной практике.

- 1.2.3. Использовать возможности технического регулирования в решении задач роста уровня качества.

-1.2.3. Разбираться в подходах и тенденциях современного западного опыта решения проблем качества и уметь (с учетом национальной специфики) использовать его для повышения уровня качества отечественной продукции.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема №1. Качество как объект управления.

«Управление качеством» как наука, ее предмет и объект, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и категории управления качеством. Показатели уровня качества. Квалиметрия, «звезды» (этапы )становления и развития философии качества. Э.Деминг, Дж.Джуран и их подходы к тотальному (всеобщему) менеджменту качества (ТМК). Кружки качества. Сущность и принципы ТМК. Внедрение ТМК на российских предприятиях. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством. (5, 6, 8, 11, 16)
Тема №2. Пути и методы обеспечения эффективного управления качеством.

Тотальный (всеобщий) менеджмент качества – основа управления качеством. «Петля» качества (жизненный цикл) продукции. Функциональная схема управления качеством: политика и планирование работ в области качества, организация работ по росту качества, виды мотивации и формы обучения персонала. Статистические методы контроля уровня качества: диаграмма Парето, гистограмма, контрольные карты, причинно-следственная диаграмма. ( 4, 9, 10, 16, 16)
Тема №3. Система менеджмента качества.

Международные стандарты серии ИСО 9000:2000: роль, место, назначение. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) на производстве. Документы СМК. Роль и место служб управления качеством предприятий в обеспечении нормального ее функционирования. Сертификация СМК. Проверка эффективности СМК (1, 4, 8, 9, 10)
Тема №4. Техническое регулирование в управлении качеством

Закон РФ «О техническом регулировании». Общие положения и понятия. Принципы, особенности и роль технического регулирования в решении проблем качества.( 1, 9, 12, 14)
Тема №5. Технические регламенты.

Цели разработки и принятия технических регламентов (ТР), их содержание и применение. Учет международных стандартов при разработке ТР. Виды технических регламентов. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены ТР.( 4, 8, 11, 12)
Тема №6. Стандартизация в управлении качеством.

Сущность, цели и этапы процесса стандартизации в России, ее правовые основы. Принципы стандартизации, существующие документы в данной сфере. Функции национального органа в области стандартизации. Национальная система стандартизации, ее элементы. Механизм разработки и утверждения национальных стандартов. Информационное обеспечение работ по стандартизации. Маркировка и кодирование информации о товаре. Стандартизация в зарубежных странах. Экономические проблемы стандартизации.(1, 3, 4, 9, 16)
Тема №7. Подтверждение соответствия в управлении качеством.

Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы данной работы: добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Механизм осуществления добровольной и организация обязательной сертификации, принятия декларации о соответствии. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров.(2, 4, 7, 15, 16)

Тема № 8. Государственный контроль (надзор) в области технического регулирования.

Органы госконтроля (надзора) их полномочия и объекты такого контроля. Пути и методы борьбы с некачественной продукцией. Обязанности и ответственность изготовителей продукции и защита прав потребителя. Закон РФ « О защите прав потребителей» (1, 3, 5, 8, 9, 11)
Тема № 9.Метрология в управлении качеством.

Сущность и содержание метрологии, правовые основы метрологической деятельности и ответственность за их нарушение. Государственная метрологическая служба в РФ. Государственный метрологический надзор, калибровка и поверка средств измерений. Международные организации по метрологии. Экономические проблемы метрологии.( 2. 6, 8, 9, 14)
Тема № 10. Оценка затрат на менеджмент качества.

Классификация видов затрат на качество: затраты на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, внутренние потери (затраты на внутренние дефекты), внешние потери (затраты на внешние дефекты). Идентификация, пути и методы снижения затрат на качество. (1, 4, 8, 12, 14)

3. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.

Тема Количество часов

060700
1.Качество как объект управления 4

и необходимость его неуклонного

повышения.

2.Возникновение и эволюция то-

тального (всеобщего) менедж-

мента качества (ТМК) 4

3.Техническое регулирование в

управлении качеством. 4
4.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРОРАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
1. Э.Деминг и Дж.Джуран и их

подходы к управлению качеством 24

2. Технические регламенты. 15

3. Стандартизация в управлении

качеством. 20

4. Метрология в управлении ка-

чеством. 25

5. Подтверждение соответствия и

качество. 15

6. Оценка затрат на качество. 10
5.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

_________________________________________________

Тема Количество часов

060700
1. Зарубежный и отечественный 2

опыт управления качеством.
2. Международные стандарты

ИСО 9000: 2000 2

___________________________________________
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Сущность, основные категории и показатели качества.

2.Роль и значение повышения уровня качества в условиях рынка.

3.Подходы и методы управления качеством в современных условиях.

4.Этапы становления тотального (всеобщего) менеджмента качества (ТМК).

5. «14» пунктов и «Цепная реакция» Э.Деминга в области повышения уровня качества.

6. «Трилогия качества» Дж. Джурана.

7.« Кружки качества»: сущность, функции и принципы деятельности.

8.Сущность и принципы ТМК.

9.Основные функции службы менеджмента качества в компании.

10.Зарубежный опыт управления качеством.

11.Международные стандарты серии ИСО 9000:2000.

12.Системы менеджмента качества (СМК) и их сертификация.

13.»Петля» качества (жизненный цикл продукции).

14. Статистические методы контроля уровня качества.

15.Отечественный опыт управления качеством.

16.Закон РФ « О техническом регулировании». Общая характеристика.

17.Техническое регулирование в управлении качеством.

18.Технические регламенты: цели, принципы, виды и правила разработки.

19.Стандартизация в управлении качеством: цели, принципы, виды.

20.Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

21.Подтверждение соответствия: цели, принципы.

22. Формы подтверждения соответствия.

23.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

24.Знаки соответствия и обращения на рынке. Кодирование информации о товаре.

25.Мотивация персонала в достижении высокого уровня качества.

26.Национальные премии и конкурсы в области качества.

27.Закон РФ «О защите прав потребителей». Общая характеристика.

28. Сущность и содержание метрологии.

29.Правовые основы метрологической деятельности. Закон РФ « Об обеспечении единства измерений»

30.Виды и оценка затрат на реализацию положений ТМК.

7. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М,2003.

2. Мазур И.И., В.Д.Шапиро. Управление качеством: Учеб.пособие /Под ред. И.И.Мазура. – М.: Высш.шк.,2003.

3. Серин С.А. Управление качеством транспортной продукции [Текст] : Учебное пособие / С. А. Серин. – М.: РГОТУПС, 2007. - 80 с.

4. Управление качеством [Текст] : Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 334 с.
8. ДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Периодические научные издания: «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Европейское качество», «Мир измерений», «Партнеры и конкуренты».

Интернет:

Госстандарт – сайт www. gost.ru/rqa

ВНИИС - сайт www. vniis.ru

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В рамках учебного плана объем лекционного курса составляет 12 часов. В пределах отведенного учебного времени будут проанализированы проблемы, которые включают в себя два раздела. Согласно учебному плану на проведение практических занятий отводиться восемь аудиторных часов. Занятия включают в себя анализ двух разделов ( по четыре часа ), каждый из которых предусматривает рассмотрение двух тем. Самостоятельная работа поможет студенту проверить свои знания и подготовится к итоговой аттестации по курсу, используя рекомендуемую и дополнительную литературу, а также тесты.
Тест № 1

Вопрос №1.

Данное положение: неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов является:

А) Правильным ; Б) Не правильным

Вопрос №2.

Дайте определению понятию «Техническое регулирование» согласно последней редакции закона РФ « О техническом регулировании»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Вопрос №3.

В ТР, в частности, содержаться:

А)Правила и формы оценки соответствия;

Б)Требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилах их нанесения; В)Требования к конструкции и исполнению ( в исключительных случаях) ; Г)Все перечисленное.

Вопрос №4.

Положение о том, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо является:

А) Правильным; Б) Неправильным.

Вопрос №5.

Добровольная Сертификация – это форма подтверждения соответствия объектов требованиям:

А)ТР.; Б)Национальных стандартов.; В) Условиям договоров; Г) Сводам правил; Г)Отраслевым инструкциям; Д) Все перечисленное.

Вопрос № 6.

Основными целями сертификации являются (назовите 4 любых):

1.

2.

3.

4.

Вопрос № 7.

Подтверждение соответствия осуществляется в формах:

А)Добровольной сертификации;

Б)Обязательной сертификации;

В)Декларации о соответствии (добровольной);

Г)Декларации о соответствии (обязательной).
Тест № 2

Вопрос №1. Основными принципами подтверждения соответствия (назовите 5любых) являются:

1.

2.

3.

4.

5.

Вопрос №2. Система добровольной сертификации может быть создана:

А)Физическим лицом;

Б)Юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем;

В)Общественной организацией;

Г)Все перечисленное.

Вопрос №3.

Декларирование соответствия осуществляется на основании следующих схем:

А)На основании собственных доказательств;

Б)На основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны.

В)На основании доказательств полученных только третьей стороной.

Д) Все перечисленное.

Вопрос №4.

Декларация соответствия, в частности, должна содержать:

А)Наименование ТР, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

Б)Указание на схему декларирования соответствия;

В)Срок действия декларации соответствия;

Г)Стоимость работ по подтверждению соответствия;

Д)Все перечисленное.

Вопрос №5. Срок действия декларации соответствия определяется:

А)Заявителем; Б)Органом по сертификации; В) Техническим регламентом.

Вопрос №6. Декларация соответствия подлежит регистрации в течении:

А)Трех дней ; Б) Одной недели; В) Одного месяца.

Вопрос №7. Процесс сертификации системы менеджмента качества (СМК) организации состоит из следующих этапов:

А)Предварительная заочная оценка СМК;

Б)Окончательная проверка и оценка СМК;

В)Инспекционный контроль за сертифицированной СМК;

Г)Все перечисленное.
Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М,2003.

2. Мазур И.И., В.Д.Шапиро. Управление качеством: Учеб.пособие /Под ред. И.И.Мазура. – М.: Высш.шк.,2003.

3. Серин С.А. Управление качеством транспортной продукции [Текст] : Учебное пособие / С. А. Серин. – М.: РГОТУПС, 2007. - 80 с.

4. Управление качеством [Текст] : Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 334 с.

10.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ
Целью и задачей контрольной работы по курсу является закрепление полученных теоретических знаний в области управления качеством. Выполненная в соответствии с требованиями и защищенная контрольная работа выступает обязательным элементом получения положительной оценки по дисциплине.

Контрольная работа представляет собой реферат общим объемом 15-20 страниц печатного текста формата А4, шрифт 14 Times New Roman через 1,5 интервал, должна включать анализ проблем, содержащихся в следующих разделах:

Зарубежный и отечественный опыт управления качеством

Международные стандарты ИСО 9000: 2000

Тестовый материал работы следует дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками. В конце работы должен быть приведен список литературы. (10-12 наименований, расставленных в алфавитном порядке). На титульном листке работы указываются: наименование университета, факультета, кафедры, дисциплины; ФИО студента, учебный шифр, должность, степень и ФИО преподавателя. Работа должна начинаться с содержания, где указываются анализируемые разделы с указанием страниц.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Воронцова А. В., Рыбка А. Г. Международный стандарт управления качеством учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения
Майснер Т. В. Технология менеджмента качества и охрана окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной, заочной формы обучения
Воронцова А. В., Кириченко А. Н семова Н. Г. Качество жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconРабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством»
Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск