Скачать 0.95 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» Рабочая программа учебной дисциплины Общая теория систем Для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» КВАЛИЦИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – “БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ ” МОСКВА 2012 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» Рабочая программа учебной дисциплины Общая теория систем Для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» КВАЛИЦИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – “БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ ” Учетно-статистический факультет Кафедра аналитических информационных систем МОСКВА 2012 Рабочую программу учебной дисциплины разработал:доктор экономических наук, профессор И.Н. Дрогобыцкий Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол № 3 от 15 марта 2011 г. Зав. кафедрой доктор экономических наук, Профессор Дрогобыцкий И.Н. Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании Учебно-методического совета ФГОБУ ВПО ВЗФЭИ И. о проректора, председатель УМС В.П. Белгородцев Общая теория систем. Рабочая программа учебной дисциплины для студентов бакалавров, обучающихся про направлениям подготовки 080500.62 «Бизнес информатика», квалификация (степень) бакалавр. – М.: ВЗФЭИ, 2012 Ó Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2012 1 .Цели и задачи дисциплины Программа разработана в соответствии с
Дисциплина «Общая теория систем» преследует цель сформировать у студентов современное представление и системности окружающего мира, процессов его познания и практической деятельности человека, привить им навыки системного подхода при изучении и/ или анализе любого экономического объекта, явления, процесса или проекта и вооружить их методологией и инструментарием системного анализа. Достижение отмеченной цели предполагается обеспечить посредством реализации следующих образовательных задач:
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП ) Настоящая дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавров НПО направлению 080500.62 «Бизнес-информатика». Для эффективного освоения дисциплины «Общая теория систем» студенты должны обладать знаниями в области классической математики, обществоведения, и информатики в объеме программы средней школы. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины «Общая теория систем» студенты должны в той или иной мере овладеть следующими компетенциями:
(ПК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
владеть:
4. Критерии оценки знаний по дисциплине Для оценки степени освоения программы дисциплины «Общая теория систем» используется следующие формы контроля:
Каждому виду контроля соответствует определенный критерий оценки. Предельные знания критериев приведены в таблице 1. Итоговая оценка знаний по данной дисциплине формируется в процессе работы студента на протяжении всего семестра и представляет собой простую сумку оценок по каждому виду контроля Таблица 1. Предельные значения критериев оценки знаний студента
5. Трудоемкость (объем) дисциплины в зачетных единицах Трудоемкость (объем) дисциплины «Общая теория систем» составляет 3 (три) зачетные единицы. Распределение общей трудоемкости по видам работы приведено в табл. 2. Таблица 2. Трудоемкость дисциплины по видам работы (в часах)
6. Содержание дисциплины 6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Основные разделы учебной программы дисциплины «Общая теория систем» приведены в табл. 3. Таблица 3. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
6.2. Содержание разделов дисциплины по темам в текстовом формате Раздел 1. Основные положения теории систем Системность как общее свойство материи: системность в практической деятельности человека, системность окружающего мира, системность познавательных процессов. Основные категории, понятия и определения теории систем: система как философская категория, фундаментальные свойства системы, состав, структура и границы системы, понятия надсистема, подсистема и их взаимосвязи с системой, функционирование и поведение системы, понятия равновесие, устойчивость, бифуркация и фазовый переход в теории систем, классификация систем, особенности экономических систем. Жизненный цикл системы: рождение, развитие и гибель системы, причины гибели экономических систем, роль противоречий в системе. Раздел 2. Моделирование систем Моделирование как основной подход к исследованию систем: структурирование процессов моделирования, иерархия моделей, классификация методов и средств моделирования, проблемы моделирования экономических систем, статические и динамические модели, модель «черного ящика», модель состава, структурная модель системы. Информационное моделирование экономических систем: специфика информационной модели, техника информационного моделирования, формирование словаря данных, определение логики процессов, определение накопителей данных, использование информационных моделей в системных исследованиях. Раздел 3. Процедуры системного анализа Целеполагание: определение цели, сложности целеполагания, структурные и иерархические цели. Вскрытие системности: прямые и обратные связи, усиливающие уравновешивающие и предвосхищающие связи, язык системных диаграмм, техника построения системных диаграмм. Декомпозиция: единство и обособленность анализа и синтеза в системных исследованиях, техника декомпозиции, алгоритмизация процесса декомпозиции. Агрегирование: агрегирование и эмерджентность, техника агрегирования, агрегирование данных. Измерения: измерительные шкалы, выбор и трансформирование измерительной шкалы, экономические измерения. Выбор: проблематика выбора, однокритериальные и многокритериальные задачи выбора, выбор в условиях неопределенности, методы экспертизы и группового выбора. Раздел 4. Организационный менеджмент с позиции общей теории систем Парадигма организационного менеджмента: системность и теоретическая база организационного менеджмента, проблемность организационного управления, новое определение организационного менеджмента, начала теории управления изменениями по Адизесу, комплементарная управленческая команда. Структурная сложность организационного менеджмента: функциональные и энергетические императивы управления, квадрат ответственности, управленческая энергетика (полномочия, принуждение, воля, влияние) и ее гибридные формы, эффективность организационного и инженерия организационного управления. Конфликты в организационном менеджменте: естественная природа управленческих конфликтов, пути и способы разрешения управленческих конфликтов, проблемы коммуникативности, корпоративная культура как среда разрешения управленческих конфликтов. Психоэнергетическая природа организационного менеджмента: вариативность организационного менеджмента, императивны организационного развития, эмоциональная составляющая организационного менеджмента, лидерство в менеджменте, выбор лидера, самосовершенствование в менеджменте. Раздел 5. Организационная структура экономических систем Роль организационной структуры в жизни системы: понятие оргструктуры, координация в управлении экономической системой, структурообразующие блоки экономической системы, централизация и децентрализация управления. Проектирование и реорганизация организационных структур: параметры организационного проектирования, типовые конфигурации организационных структур (простая структура, механическая бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизиональная организация, адхократия), силовое поле структурных построений. Раздел 6. Методология системных исследований Основные положения системной методологии: целостное восприятие, итерационное мышление, самоорганизация, интерактивное моделирование. Методы обнаружения и идентификации проблем в экономических системах: итерационность системных исследований, поиск и выделение характерных свойств системы, описание и интерпретация беспорядка. Базовая методика системного анализа: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения. Особенности системного решения экономических задач: проблемы представительства и конфликтности заинтересованных сторон, недооценка будущего, объективность целей и точность критериев, знаниевооруженность системного анализа, особенности внедрения результатов системного анализа, этики систем и системного анализа, особенности внедрения результатов системного анализа, этика систем и системного анализа. 6.3 Практические занятия Практические знания предполагается проводить в традиционной форме и посвятить их темам, материал которых в наибольшей степени будет востребован при подготовке курсовых работ (табл. 4) Таблица 4. Тематика и формы проведения практических занятий
6.4 Интерактивные занятия Интерактивные знания предполагается проводить в форме групповых дискуссий и интерактивных лекций (табл. 5) Таблица 5. Тематика и формы проведения интерактивных занятий
6.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Дисциплина «Общая теория систем» носит интеграционный характер и выстроена по принципу навигатора. Каждой методологической проблеме отводится отдельная тема, в рамках которой эта проблема «раскручивается» до конкретных постановок задач с определением методов их решения и указания дисциплин, где эти методы будут детально изучаться. Основные междисциплинарные связи данной дисциплины приведены в таблице 6. Таблица 6. Основные междисциплинарные связи дисциплины «Общая теория систем»
7. Организация самостоятельной работы В ходе самостоятельной работы с учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами студент должен закрепить теоретические знания, освоить методологию системных исследований и сформировать практические навыки системного аналитика в объеме достаточном для самостоятельного выполнения курсовой работы. Распределение бюджета времени самостоятельной работы приведено в таблице 7. Таблица 7. Распределение бюджета времени самостоятельной работы ( в часах)
8. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины Чтение лекций по дисциплине рекомендуется проводить в форме презентации с использованием мультимедийных средств. Это позволит значительно уплотнить учебный материал и повысить его качество. Презентационный материал можно подготовить самостоятельно или взять из централизованного фонда кафедры аналитических информационных систем. Основное внимание следует обратить тем темам учебной программы, материал которых ляжет в основу подготовки курсовых работ. В первую очередь сюда целесообразно отнести отдельные темы и дидактические единицы из разделов «Моделирование систем», «Процедуры системного анализа» и «Методология системных исследований». Предполагаемая тематическая направленность курсовых работ и перечень рекомендуемых тем для тех студентов, которые не смогут самостоятельно их сформулировать исходя из рода своих профессиональных обязанностей, научных интересов или других предпочтений, приведены в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ, дополняющих настоящую разработку. Учитывая специфику заочной формы обучения преподавателю стоит вести строгий мониторинг процесса освоения программы дисциплины каждым студентом, а при определении итоговой оценки на экзамене руководствоваться результатами мониторинга и критериями, приведенными в таблице 1. К экзамену следует допускать только тех студентов, которые успешно прошли все контрольные процедуры и успешно защитили курсовую работу. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Доступ по логину и паролю.
Адрес: http://window.edu.ru Доступ свободный.
"Учебно-методическая литература", "Авторефераты", "Депозитарный фонд". Общее количество записей в электронном каталоге - 201991. Адрес: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm Доступ свободный. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ Методические указания по выполнению курсовой работы Для самостоятельной работы студентов I курса направления подготовки «Бизнес-информатика» МОСКВА 2011 |
Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное... «руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального... | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4 | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |