Скачать 208.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, проф. Елина Е.Г. «__» __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Синергетика Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки Экономика предпринимательства Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, проф. Елина Е.Г. «__» __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Синергетика Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки Экономические системы России и зарубежных стран Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Синергетика» являются:
Дисциплина «Синергетика» относится к математическому циклу (Б2) и является дисциплиной по выбору. Преподавание дисциплины осуществляется в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. Для освоения курса требуются знания и компетенции на уровне школьной программы по физике и математике. В курсе обучающиеся знакомятся с основными концепциями современной общенаучной картины мира. Изучаются роль и место синергетики в современном естествознании, элементы теории линейных процессов в открытых системах (модели гармонических и линейных осцилляторов различной природы; основные понятия теории линейных волн), а также простейшие модели нелинейных процессов. Большое внимание уделяется качественному описанию синергетических процессов. Курс закладывает у студентов основы междисциплинарного мышления, формирует представление о единстве явлений в окружающем мире
В результате освоения дисциплины «Синергетика» происходит формирование у учащегося системы компетенций. Учащийся обладает следующим набором общекультурных и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляется 4 зачетных единицы, 108 часов, форма зачета – экзамен.
Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Что такое «синергетика»? Смысл, вложенный в название. Дата «крещения» синергетики, как самостоятельного научного направления. Трудности признания синергетики. Дифференциация науки и синергетика. Как строится здание синергетики: фундамент (теория колебаний и волн, теория автоволн, теория бифуркаций и катастроф, теория динамического хаоса, термодинамика открытых систем,….), каркас (математика), инструменты (вычислительная техника, эксперименты, обобщения). Обстановка вокруг синергетики. Раздел 2. Моделирование – универсальный инструмент синергетики. Понятие модели и моделирования. Познавательная роль моделей. Какие бывают модели и как они рождаются. Особая роль математических моделей и чем это объясняется. Одинаковые модели явлений и процессов – общее, что находит синергетика в системах различной природы, в том числе в геологических. Раздел 3. Математические понятия. Почему в нашем курсе много физики и математики. Характерные масштабы и масштабы наблюдения (масштабы процессов в физических и социальных системах; почему для изучении синергетики удобна физика). Численные значения характеризующих систему величин. Переменные и параметры. Функция; табличное, графическое и аналитическое представление. Динамический и статистический подходы к описанию объектов и явлений (детерминизм, случайность, непредсказуемость). Линия, поверхность, фрактал. Примеры фракталов. Основные понятия теории фракталов. Фрактальная размерность. Фрактальные объекты в окружающем мире. Раздел 4. Динамическая система: задайте состояние и укажите оператор эволюции. Фазовая плоскость, фазовое пространство, изображающая точка, фазовая траектория. Динамические системы с дискретным временем: отображения, диаграмма Ламерея. Динамические системы с непрерывным временем: производная и скорость, обыкновенные дифференциальные уравнения, уравнения в частных производных. Динамические системы со сосредоточенными и распределенными параметрами. Линейность и нелинейность. Линейность и нелинейность функций и уравнений. Принцип суперпозиции. Линия, поверхность, фрактал. Примеры фракталов. Фрактальная размерность. Раздел 5. Колебания. Основные определения и понятия. Колебания маятника. Модель гармонического осциллятора и модель линейного осциллятора с затуханием. Основные характеристики колебаний (частота, период, амплитуда, фаза). Фазовая плоскость, фазовая траектория, аттракторы, репеллеры, фазовый портрет. Колебания в экономике и истории. Колебания климата на Земле. Колебания в геологических, биологических и химических системах. Явление резонанса. Автоколебания: основные понятия, примеры автоколебательных систем различной природы. Хаотические колебания, динамический хаос. Раздел 6. Волновые процессы. Различные определения понятия «волна». Основные характеристики волн (частота, амплитуда, длина волны, волновое число, фазовая и групповая скорость). Волны на воде. Спектр океанических волн. Дисперсия. Солитоны. Ударные волны. Автоволны. Волновые процессы в геологии. Волны в социальных системах (волны эпидемий). Раздел 7. Бифуркации. Основные определения. Состояния равновесия. Устойчивость и неустойчивость. Мультистабильность. Что может происходить в динамической системе при малых изменениях управляющих параметров. Влияние малых флуктуаций в окрестности точки бифуркации. Бифуркации в геологических системах Раздел 9. Клеточные автоматы и процессы образования структур. Игра «жизнь» как простейшая модель для описания процессов структурообразования. Основные правила игры «Жизнь». Некоторые основные конфигурации игры «Жизнь». Искусственная жизнь (Artificial Life). Структуры в геологических объектах. 5. Образовательные технологии При реализации различных видов учебной работы (лекции, лабораторные работы, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, работа над проектами) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Эффективность применения интерактивных форм обучения обеспечивается реализацией следующих условий:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Важную роль при освоении дисциплины «Синергетика в науках о Земле» играет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа способствует:
Самостоятельная работа студентов имеет основную цель – обеспечить качество подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требованиями основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Экономика». К самостоятельной работе относятся:
В процессе обучения предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося:
В целях фиксации результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине проводится аттестация самостоятельной работы студентов. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение всего семестра и завершается в период зачетно-экзаменационной сессии перед аттестацией учебной работы студентов по дисциплине. При освоении дисциплины могут быть использованы следующие формы контроля самостоятельной работы:
Студент должен выполнить объем самостоятельной работы, предусмотренный рабочим учебным планом, максимально используя возможности индивидуального, творческого и научного потенциала для освоения образовательной программы в целом. Самостоятельная работа студентов может носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Самостоятельная работа, носящая репродуктивный характер, предполагает, что в процессе работы студенты пользуются методическими материалами и методическими пособиями, в которых указывается, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов. Самостоятельная работа, носящая частично-поисковый характер и поисковый характер, нацеливает студентов на самостоятельный выбор способов выполнения работы, на развитие у них навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач. Возможные темы рефератов:
Контрольные вопросы и задания:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Экономика». Авторы: Короновский А.А., д.ф.–м.н., профессор кафедры физики открытых систем; Программа одобрена на заседании кафедры физики открытых нелинейных систем от 10 февраля 2011 года, протокол № 7. Подписи: Зав. Кафедрой Левин Ю.И. Декан факультета Лёвин Ю.И. |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Мельник В. В. Синергетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»,... | Синергетика – теория самоорганизации Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Синергетика – теория самоорганизации Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | ||
Синергетика и проблема “случайности” в точке бифуркации в. Н. Милованов Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | Тема: синергетика наука XX века Причины возникновения синергетики, ее отличия от представлений, выработанных раньше, сравним системы, существующие в природе, с теми,... | ||
Кибернетика и синергетика как общие науки о процессах управления и самоорганизации систем Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Введение. Синергетика в контексте постнеклассического этапа развития науки. Концепции синергетики в изучении неустойчивых социальных... | ||
Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» Опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения... | Диалектика и синергетика «априорных форм рассудка» (И. Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории – это не произвольные... | ||
Синергетика: история, принципы, современность Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт... | Синергетика и технологии обучения. Штейнберг В. Э Мы хотим ландшафта и дизайна. Леса, парки, зеленые зоны и другие места отдыха бывают слишком удалены от нашего жилья, труднодостижимы.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. II. Алексеев, С. С. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Г. II. Григорьев). Общие механизмы эволюции культуры (Э. С. Маркарян). Учение А.... | Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... |