Скачать 48.6 Kb.
|
К. филос. н., доц. А.Л. Жуланов Пермский государственный педагогический университет ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКАМышление каждой эпохи, будь то научное или обыденное, опирается на категории, выработанные в сфере духовной культуры. Эти категории, фиксируя достигнутый данной эпохой уровень материального и духовного освоения мира, затем выступают в качестве «априорных форм рассудка» (И.Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории – это не произвольные конструкции ума; они имеют онтологическое значение, то есть отображают объективные отношения действительного мира. Диалектическая логика, начиная с античности, как раз и является той частью философии, которая систематизирует исторически изменяющийся категориальный состав мышления (см. учение о категориях Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса). Система категорий диалектики задает, таким образом, парадигму мышления конкретной эпохи и оказывает существенное влияние на формирование философской и научной картины мира. Содержательная разработка категорий диалектики по мере развития науки все больше опиралась на ее достижения, и в этом, в частности, проявлялась научность философии. Особенно значительная роль в этом процессе принадлежала классическому естествознанию. Парадигму классической науки можно представить в виде следующих положений:
Можно было бы сформулировать еще несколько положений, однако ограничимся приведенным перечнем. Сравнивая данные положения с принципами диалектики, можно заметить близость, если не сказать – тождество, некоторых из них. За исключением второго и шестого остальные положения парадигмы классической науки совпадают с соответствующими положениями материалистической диалектики XIX в. В связи с научной революцией на рубеже XIX–XX вв. и формированием неклассической науки сменилась и парадигма науки, что привело к развитию диалектики, к уточнению многих ее категорий и принципов (причинность, необходимость, относительность, целостность и др.). Возникновение кибернетики и системного подхода также внесло коррективы в категориальный состав диалектики (система, организация, информация, неопределенность и др.). Особое значение в науке конца ХХ в. приобретает новое междисциплинарное направление – синергетика, основоположником которого является Г. Хакен (1). В отличие от классической динамики, описывающей поведение линейных систем, характеризующееся тем, что малым изменениям управляющих параметров соответствуют малые изменения в поведении системы, в природе, истории и технике существуют сложные системы, в поведении которых обнаруживается парадоксальное явление: в ответ на плавное изменение внешних условий возникают резкие качественные изменения, причем выбор одного из возможных направлений эволюции системы не находится в причинной зависимости от величины изменения начальных условий. Эта особенность поведения системы наблюдается в неравновесных состояниях. Описание подобных систем и является предметом синергетики. Таким образом, если классическая наука основное внимание уделяла устойчивости, равновесию, однородности и порядку, изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные отношения, то современная наука делает объектом изучения открытые неравновесные системы и нелинейные отношения. Для описания таких систем вырабатывается новый категориальный аппарат: аттрактор, флуктуация, положительная обратная связь, необратимость, диссипативная структура, бифуркация, хаос, порядок и др. Современная наука формирует новый образ природы, в корне отличающийся от предшествующего. Согласно классической термодинамике, возрастание энтропии мира неизбежно ведет его от упорядоченного состояния к деградации, хаосу. Современная наука, опираясь на исследование неравновесных процессов, говорит о возможности рождения порядка из хаоса. «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» (2). Математическим аппаратом нового направления является теория катастроф, в которой используется теория нелинейных дифференциальных уравнений. В.И.Арнольд, ведущий российский специалист в этой области математики, формулирует на ее основе ряд методологических выводов, относящихся к теории управления сложными системами, например: «Управление без обратной связи всегда приводит к катастрофам…» (3). При переводе нелинейной системы из одного устойчивого состояния, признанного плохим, к устойчивому состоянию, признанному лучшим, имеют место следующие закономерности:
Таким образом, выводы на основе теории катастроф подтверждают один из принципов диалектики – несводимость качественных изменений (скачков) к количественным (постепенным, непрерывным) изменениям. Практика осуществления экономических реформ в России в 90-е гг. является почти детальной иллюстрацией первой из названных закономерностей, а опыт реформ в Польше, Венгрии и Чехии – иллюстрацией третьей закономерности. С точки зрения методологии науки этот факт служит подтверждением идеи, что социально-экономическая система нашей страны (как и всякой другой) является нелинейной, и, следовательно, для управления ею необходимо вырабатывать действительно новое – нелинейное – мышление. Тем самым мы приходим к необходимости следующего этапа развития диалектики. Для того чтобы диалектика была современной, она должна усвоить новые достижения науки, переработать их в новые принципы и категории и обогатить ими мышление. ________________________
© А.Л. Жуланов, 2002 |
Диалектика Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) | Синергетика – теория самоорганизации Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Международные отношения в Северо-Восточной Азии: диалектика соперничества и сотрудничества | Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Синергетика – теория самоорганизации Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | Диалектика добра и зла: социально-философский аспект Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер) | ||
Синергетика и проблема “случайности” в точке бифуркации в. Н. Милованов Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | Рабочая программа дисциплины Синергетика Развитие профессиональных компетенций в области изучения и анализа геологических систем в соответствии с требованиями фгос впо по... | ||
Тема: синергетика наука XX века Причины возникновения синергетики, ее отличия от представлений, выработанных раньше, сравним системы, существующие в природе, с теми,... | Кибернетика и синергетика как общие науки о процессах управления и самоорганизации систем Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Введение. Синергетика в контексте постнеклассического этапа развития науки. Концепции синергетики в изучении неустойчивых социальных... | Синергетика: история, принципы, современность Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт... | ||
Так управлять Казахстаном недопустимо Говоря о результатах, отмечу, речь ниже пойдёт об итогах производящего труда, производства. Поскольку всё человечество занято преобразованием... | Антонович Е. Н. Диалектика универсального единства материализма и идеализма Конфликты в организациях нередко несут в себе разрушительные последствия и для коллектива функционального подразделения внешнеторговой... | ||
Синергетика и технологии обучения. Штейнберг В. Э Мы хотим ландшафта и дизайна. Леса, парки, зеленые зоны и другие места отдыха бывают слишком удалены от нашего жилья, труднодостижимы.... | Примерная программа спецкурса (по выбору) «синергетика архитектурного творчества» Опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения... |