Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения»





Скачать 167.6 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения»
Дата публикации04.12.2014
Размер167.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Санкт-Петербургский колледж управления и

экономики «Александровский лицей»

Тарасевич Е.А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ

МДК.03.01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» Тема 1.2. «Современные геодезические приборы»




ПМ.03 «Геодезия с основами картографии и картографического черчения»

для специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения», углубленная подготовка


















Санкт-Петербург

2012

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Санкт-Петербургский колледж управления и

экономики «Александровский лицей».

Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе - протокол № 5. 26.04.2012.

Методист колледжа А.Ф. Жмайло
  1. Принципы организации практической формы образования


    1. Организация практического занятия в форме аудиторной групповой работы

Практические занятияцеленаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Это занятия, которые проводятся под руководством преподавателя в учебной аудитории и имеют своей целью углубление научно - теоретических знаний по основным дисциплинам и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий под руководством педагога вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, номограмм) и навыки (навыки использования приборов для выполнения различных измерений и. д.). Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Перед практическим занятием студент должен самостоятельно изучить конспект лекции по соответствующей теме и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории.

Логическая связь лекций и практических занятий − информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя адаптируется для решения практических задач, после чего прочно усваивается.

    1. Методика и структура практических занятий

Цель практических занятий по дисциплине «Геодезия с основами картографии и картографического черчения»» является закрепление теоретического материала по специальности и выработка практических навыков самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности в области топографии, картографии, инженерной геодезии.

Задачи практических занятий обусловлены необходимостью получения выпускником знаний, умений, согласно требованиям ФГОС СПО, на основе которых формируются соответствующие компетенции.

План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с планом лекций в последовательности тем.

Методика проведения практических занятий: в общем виде включает

следующие элементы.

1

рассмотрение теоретических основ по теме, адаптация теоретических положений к решению практических задач; групповая работа по рассмотрению алгоритма решения типовой задачи

2

формирование и выдача студентам задания (многовариантное задание)

3

контролируемое преподавателем индивидуальное самостоятельное выполнение расчетов студентами

Структура практического занятия: формируется в соответствии с данной методикой. Четко формулируется тема практического занятия, ставятся конкретные цели и задачи, достигаемые в процессе выполнения практического занятия. Приводится литература, необходимая для выполнения практического занятия. Начинать работу на занятии рекомендуется с ознакомления с кратким теоретическим материалом, касающимся практического занятия. Затем осуществляется контроль понимания студентами наиболее общих терминов. Далее следует разбор решения типовой задачи практического занятия. Проконтролировать степень усвоения расчетных методик позволяют многовариантные задания. В ходе выполнения многовариантных заданий, представленных в издании, студенты научатся реализовывать последовательность действий при использовании наиболее распространенных методов и делать выводы, вытекающие из полученных расчетов1 [7].

Практические занятия по некоторым темам могут быть организованы в форме лабораторных работ [4]. Лабораторная работа − вид практической работы студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера, и предполагающий проведение эксперимента. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. Лабораторная работа − совместная групповая работа, предполагающая выполнение упражнений и формирование единства мыслительной и практической деятельности обучающихся [8]. Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическими изображениями

Упражнения − важнейшая сторона любой формы практического занятия. Основа в упражнениипример выполнения неких действий, который разбирается с позиции теории, развитой в лекции. Основное внимание уделяется формированию конкретных умений и навыков в решении различной трудности и сложности задач, графическом оформлении результатов исследовательской работы, уточнении категорий и понятий данной дисциплины и др. Проводя упражнения со студентами, следует специально обратить внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

При проведении лабораторной работы необходимо проведение вводного инструктирования. В ходе него преподаватель восстанавливает в памяти учащихся теоретические аспекты исследуемой темы; поясняет принципы выполнения упражнения; демонстрирует приемы выполнения упражнения.

Рабочей программой и календарно-тематическим планом ПМ.03 «Геодезия с основами картографии и картографического черчения» по теме 1.3. «Топографические карты, измерения и построения на них» предусмотрены следующие практические работы для студентов специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»:

Таблица № 1 «Перечень практических работ по теме 1.2

«Современные геодезические приборы»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ



НАИМЕНОВАНИЕ

часы

1

Практическое занятие № 1: «Ознакомление с устройством и принципами работы теодолита».

2

2

Практическое занятие № 2: «Измерение горизонтальных и вертикальных углов с применением теодолита».

2

3

Практическое занятие № 3: «Ознакомление с устройством и принципами работы нивелира».

2

4

Практическое занятие № 4: «Выполнение геодезического нивелирования»

2




ИТОГО

8

2.1. Ознакомление с устройством и принципами работы теодолита

Цель работы: сформировать у студентов знания о принципах проведения угловых геодезических измерений с применением оптических теодолитов.

Содержание работы: ознакомиться с описанием устройства теодолита и содержанием концепции измерения горизонтальных и вертикальных углов с прменением этого прибора; пользуясь предложенными схемами, составить перечень составных частей и геометрических осей прибора. Составить перечень геометрических условий теодолита, являющихся критерием его рабочего состояния.

2.1.1. Технико-эксплуатационные характеристики теодолита

Теодолит Т30 (см. рис.) и его модификации (2Т30, 2Т30П, 4Т30П): прибор технической точности; система вертикальной оси – повторительная; система отсчитывания – односторонняя.

Область применения: для измерения вертикальных и горизонтальных углов при прокладывании теодолитных и тахеометрических ходов, осуществлении плановых и высотных съемок. Также, используя нитяной дальномер, теодолитом можно измерять расстояния. Если на визирной трубе теодолита имеется высокоточный цилиндрический уровень, с помощью теодолита можно измерять превышения.

Таблица 1. «Технические условия теодолита Т30»




ПАРАМЕТР

ЗНАЧЕНИЕ

1

Допускаемая среднеквадратическая погрешность измерения угла методом «одного приема»







  • горизонтальный угол






  • вертикальный угол



2

Диапазон измерения углов







  • горизонтальный угол






  • вертикальный угол



3

Увеличение зрительной трубы

20 (х)

4

Наименьшее расстояние визирования, (м)

0,5

5

Цена деления цилиндрического уровня



6

Масс, (кг)

2,5

Основная рабочая мера в теодолите ̶ горизонтальный (Г) и вертикальный (В) круги с градусными минутными и секундными делениями.

2.1.2. Принципиальное устройство теодолита

http://uchitesya.ru/pars_docs/refs/336/335009/335009_html_m251ab6fa.jpg


КОМПЛЕКТАЦИЯ

ТЕОДОЛИТА


теодолит + штатив

ориентир-буссоль

(6,22)

окулярные насадки (25)

Таблица 2. «Технологические узлы теодолита Т30»

I

стеклянные круги с градусными делениями (под кожухом), по которым и измеряются углы (горизонтальный (21) и вертикальный (5))

II

зрительная труба (8), вращающаяся вокруг горизонтальной оси, укрепленной на колонках (10) алидады горизонтального круга; фокусирование трубы на цель осуществляется вращением кремальеры (11); вращением диоптрийного кольца (3) добиваются резкой видимости сетки нитей

III

подставка (2) с тремя подъемными винтами (1, 17), при помощи которых ось вращения теодолита приводится в отвесное положение (для этого же используется цилиндрический уровень (14) на алидаде горизонтального круга)

IV

визир (17), закрепленный на трубе (для предварительного наведения зрительной трубы на цель)

V

цилиндрический уровень (20), позволяющий использовать теодолит в качестве нивелира

VI

отсчетный микроскоп (4), в который передаются изображения отсчетов по вертикальному (В) и горизонтальному (Г) кругам




штатив (для установки теодолита над вершиной измеряемого угла)




ориентир-буссоль (6, 22) (измерение на местности магнитных азимутов линий)




окулярные насадки (25) (позволяют наблюдать предметы, расположенные под углом более 45о к горизонту, и выполнять измерения на эти предметы)







Для получения отсчетов на отсчетном микроскопе нужно при помощи зеркальца подсветки, находящегося на одной из колонок, запустить свет в оптическую систему теодолита.

2.1.2. Задание к выполнению

  1. Подпишите основные составные части оптического теодолита



1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




  1. Подпишите основные оси оптического теодолита



1




2




3




4




2.2. Выполнение угловых измерений

Цель работы: сформировать у студентов навыки проведения угловых геодезических измерений с применением оптических теодолитов.

Содержание работы: произвести измерение горизонтального угла способом приемов; заполнить Журнал измерений.

Пример: Измерение горизонтального угла способом приемов.

Для верного измерения горизонтального угла необходимо соблюдение следующих условий:

1

центр горизонтального круга (лимба) должен находится на отвесной линии, проходящей через вершину угла

2

плоскость лимба должна быть строго горизонтальной

При выполнении этих условий наклон зрительной трубы теодолита в вертикальной плоскости во время визирования на точки местности не будет влиять на величину измеряемого горизонтального угла.

      1. Подготовка прибора к работе

Таблица 3 «Установка теодолита в рабочее положение»

1

Выполнить поверки и юстировку прибора

2

Отметить вершины измеряемого угла забитыми в землю колышками (установка визирных целей на пунктах А и С)

3

Установить теодолит на штативе так, чтобы острие отвеса находилось над вершиной угла В (над колышком), а головка штатива занимала приблизительно горизонтальное положение на высоте груди наблюдателя.

4

Выполнить точное центрирование отвеса над вершиной угла2 (над серединой колышка) − ослабляют становой винт, которым теодолит крепится к головке штатива, и перемещают теодолит по головке штатива до положения совпадения острия отвеса (или центра оптического центрира) с точкой вершины угла.

5

Выполнить нивелирование теодолита (горизонтирование): 1) поворотом алидады ось цилиндрического уровня располажить параллельно двум подъемным винтам и их вращением в противоположные стороны вывести пузырек уровня на середину. 2) повернуть алидаду на («по третьему винту») и вращением третьего винта снова вывести пузырек на середину. 3) контролирорвать положение пузырька уровня в положении «по двум винтам».

6

Визирование на цель: навести зрительную трубу на цель А и тщательно устанавить ее «по глазу» и «по предмету»: 1) пользуясь оптическим визиром, и вращением окулярного кольца добиваются четкого изображения штрихов сетки нитей; 2) вращением фокусировочного кольца и винта кремальеры добиваются четкого изображения предмета.


Визирование на цель: сначала делают грубую наводку по визиру. Затем, зажав закрепительные винты алидады и трубы, и отфокусировав трубу на цель делают точную наводку на цель наводящими винтами алидады и трубы. При работе в поле наведение делают на низ вехи, совмещая с ним перекрестие сетки нитей. При работе в помещении в качестве визирных целей используют заранее подвешенные на стены марки.


      1. Измерение горизонтальных углов способом приемов.

Сущность «способа приемов»: двукратное измерение одного и того же угла при двух положениях вертикального круга(«круг лево» и «круг право» - 2 полуприема) и вычисление среднего значения измеряемого угла.



ОЦИФРОВКА ЛИМБА 

ПО ХОДУ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ



- отсчет на правую (заднюю) точку3

- отсчет на левую (переднюю) точку

Теодолит наводят последовательно на правую и левую точки, снимают отсчеты по горизонтальному кругу и записывают их в журнал измерения углов. Рассчитывают и фиксируют измеренный угол.

Перед вторым полуприемом рекомендуется «сбить» положение лимба на наводящим винтом лимба. После этого трубу переводят через зенит и все операции по измерению угла повторяют. Если разница значений угла в полуприемах не превышает двойной точности отсчетного устройства, то вычисляют среднее значение угла. При невыполнении этого условия делают повторное измерение угла.



      1. Порядок работы по измерению горизонтальных углов и контроль измерений.

При работе в полевых условиях4 выбирают на местности 3-4 точки на расстоянии 100-150 м и закрепляют их кольями. Измеряют горизонтальные углы на каждой точке (вершине) и результаты записывают в журнал. Затем суммируют все измеренные углы и проверяют выполнение условия:



 сумма всех измеренных углов

, где n число измеренных углов

Таблица № 4 «Журнал измерения горизонтальных углов способом приемов»



станции

№ наблюдаемой точки и положение круга

Отсчет по

горизонтальному кругу

Величина угла в

полу приёме КЛ (КЛ )

Средняя

величина угла 

V

1 КЛ

10 КЛ

50°17

248°50

161°27

161°27

V

10 КП

1 КП

68°51

230°18

161°27


http://edu.dvgups.ru/metdoc/its/geod/metod/ing_geod/ris/r_16.jpg

Рисунок Схема измерения горизонтального угла

Литература, рекомендованная для студентами

  1. Киселев, М. И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.

  2. 2. Топографические карты и планы: Учеб. пособие / А.В. Никитин, В.И. Никитин, Вл. Анисимов и др. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 63 с.: ил.

  3. Инженерная геодезия. Решение основных инженерных задач на планах и картах: Учеб. пособие / Е.Б. Михаленко, Н.Н. Загрядская, Н.Д. Беляев и др. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. ̶ 105 с.

  4. Пильник Ю.Н. Теодолит: метод. указания к выполнению лабораторной работы / Ю.Н. Пильник, С.Б. Дудникова.  Ухта: УГТУ, 2011.  19 с.



1 Данные, приведенные в многовариантных заданиях, не базируются на конкретных экспериментах и являются абстрактными, поэтому результаты расчетов не могут быть рекомендованы для практического применения.


2 При работе в помещении штатив устанавливают на полу в специальных деревянных подставках, ограничивающих расхождение ножек штатива (операция центрирования в этом случае не выполняется).


3 Если отсчет на заднюю точку оказался меньше, чем на переднюю, то к нему предварительно нужно добавить


4 Аналогично ведут работу в помещении, обозначая точки на полу мелом.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации к самостоятельным работам студентов мдк....
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические указания и рекомендации, инструкции к видам самостоятельной...
Учебный кабинет (лаборатория) является материально-технической и методической базой образовательного процесса
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по мдк 02. 03 Теоретические...
Технология восприятия и рассматривания наглядных материалов разного вида (натура, образец)
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт»
Биология с основами экологии. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 45 с
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» icon«Опорные инженерно-геодезические сети»
Настоящие «Задания» к контрольным работам являются приложением к части 1 Методических указаний к курсу «Прикладная геодезия» и составлены...
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconЛитература по мдк содержание самостоятельной работы
Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические...
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны...
Страховое дело (по отраслям) (базовая подготовка) даются задания к теоретическим и практическим занятиям, способствующие формированию...
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по лабораторным работам 12 Методические...
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по лабораторным работам 12 Методические...
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 7
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по лабораторным работам 11 Методические...
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации к практическим работам студентов мдк. 03. 01«Геодезия с основами картографии и картографического черчения» iconМетодические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовой...
Мдк. 02. 01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск