Скачать 229.05 Kb.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор программы: ст. преподаватель кафедры экономической теории Щукина Людмила Борисовна. За основу взята программа для направления 520900 - Политологии, утвержденная на секции экономической теории 09.12.2003 протокол №12. Требования к студентам: изучение дисциплины предполагает, что студенты освоили вводный курс Микроэкономики и владеют навыками использования основ математического анализа. Аннотация: Макроэкономика является второй частью дисциплины Экономическая теория, предназначенной для студентов 2 курса бакалавриата факультета прикладной политологии и отделения деловой и политической журналистики. Полный курс Экономической теории (микроэкономика-1 и макроэкономика-1) охватывает основные понятия и вопросы современной экономической теории на вводном уровне. В методическом отношении структура программы выстроена в соответствии с логикой подачи учебного материала, принятой в учебнике Гребнева Л.С, Нуреева P.M. «Экономика. Курс основ», который в рамках данной программы рассматривается как базовый. Изучение макроэкономики на факультете прикладной политологии и отделении деловой и политической журналистики осуществляется в течение 1-го и 2-го модулей на втором курсе (Макроэкономика-1). Программа курса составлена таким образом, чтобы максимально учесть профильную специфику факультета. В частности, большое внимание уделено детальному рассмотрению различных направлений экономической политики: бюджетно-налоговой и кредитно-денежной, политике стимулирования экономического роста, борьбы с безработицей, антиинфляционной политике, экономической политике в открытой экономике. В связи с этим значительная часть аудиторного времени отведена на изучение тех тем, центральное место в которых занимают вопросы макроэкономической политики. Целями курса являются:
Основными задачами курса являются:
Основными формами учебного процесса для студентов являются лекционные и семинарские занятия, посещение которых обязательно. Формы контроля: Контроль знаний студентов и выставление итоговых оценок студентам второго курса осуществляются следующим образом. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выставляет студентам оценку за работу на семинарах. Основными критериями являются посещение занятий, выполнение домашних заданий и активное участие в работе семинаров. В конце первого модуля проводится контрольная работа, во втором модуле студенты пишут реферат по выбранной ими теме. Завершается второй модуль проведением письменной экзаменационной работы. Все работы оцениваются по 10-бальной системе. Итоговая оценка, выставляемая в ведомость, учитывает все набранные баллы и рассчитывается следующим образом: итоговая оценка = 0,15*(оценка за работу на семинарах) + 0,3*(оценка за контрольную работу) + 0,05*(оценка за реферат) + 0,4*(оценка за экзаменационную работу). Пример расчета итоговой оценки. За работу на семинарах по микроэкономике студент N получил 8 баллов, контрольную работу выполнил на 8 баллов, его реферат оценили в 7 баллов, экзаменационную работу он выполнил на 8 баллов. Его итоговая оценка равна 0,15 х 8 + 0,3 х 8 + 0,05 * 7 + 0,5 х 8 = 7,95 " 8 (отлично) Итоговая оценка знаний студентов выставляется в соответствии со следующей шкалой: 0-3 балла - «неудовлетворительно» 4-5 баллов - «удовлетворительно» 6-7 баллов - «хорошо» 8-10 баллов - «отлично». Указанная шкала формирования итоговой оценки применяется только при наличии положительного результата выполнения экзаменационной работы (т.е. при получении студентами по этой работе не менее 4 баллов). В противном случае независимо от итоговой суммы баллов работа студента оценивается «неудовлетворительно». II. Содержание программы Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели и их измерение. Предмет, цели, особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы: безработица, инфляция, экономический рост. Агрегирование. Модель круговых потоков как отражение взаимодействия макроэкономических субъектов на агрегированных рынках. Система национальных счетов и ее роль в экономике. Обобщающие показатели выпуска и способы их измерения. Номинальные и реальные показатели. Ценовые индексы. Инфлирование и дефлирование. Измерение инфляции и стоимости жизни. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 11. Основная учебная литература.
Тема 2. Общее макроэкономическое равновесие: модель AD - AS. Совокупный спрос и его компоненты. Графическая модель совокупного спроса. Объяснение отрицательного наклона кривой совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков), эффект импортных закупок. Факторы, влияющие на совокупный спрос. Совокупное предложение. Кейнсианская модель совокупного предложения. Классическая модель совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Изменения в равновесии, вызванные шоками совокупного спроса, шоками совокупного предложения. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 13. Основная учебная литература.
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний. Безработица и ее измерение. Население и рабочая сила, занятые и безработные, уровень безработицы. Основные типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественный уровень безработицы и его факторы. Причины безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика борьбы с безработицей. Инфляция и ее измерение. Уровень инфляции. Умеренная, галопирующая, высокая инфляция, гиперинфляция. Причины инфляции. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляционная спираль. Последствия ожидаемой и непредвиденной инфляции. Снижение покупательной способности денег. Соотношение номинальной и реальной ставки процента. Эффект Фишера. Перераспределение доходов. Издержки инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции; кривая Филлипса. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 12. Основная учебная литература.
Тема 4. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели доходов и расходов. Изменение равновесного объема выпуска и эффект мультипликатора. Инфляционный и рецессионный разрывы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Государственный бюджет. Государственные расходы. Воздействие государственных закупок и трансфертов на экономику. Мультипликатор государственных расходов, мультипликатор трансфертов. Доходы государства. Системы налогообложения. Виды налогов и их воздействие на экономику. Налоговый мультипликатор. Состояние государственного бюджета: бюджетный дефицит, профицит, сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Воздействие бюджетного дефицита и профицита на экономику. Эмиссионное и долговое финансирование бюджетного дефицита. Эффект вытеснения. Виды бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) политика. Встроенные стабилизаторы. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М, Вита Пресс, 2000, гл.14. Основная учебная литература.
Тема 5. Денежный рынок. Кредитно-денежная политика. Деньги и их функции денег. Ликвидность денег. Структура денежной массы: основные денежные агрегаты. Структура и функции современной банковской системы. Центральный Банк и коммерческие банки. Предложение денег. Процесс создания денег коммерческими банками: кредитная мультипликация. Банковский мультипликатор. Денежная база и модель денежного мультипликатора. Классическая теория спроса на деньги: уравнение количественной теории денег и кембриджское уравнение. Трансакционный спрос на деньги. Кейнсианская теория спроса на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Спекулятивный спрос на деньги. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Современные теории спроса на деньги. Модель Баумоля - Тобина. Равновесие на денежном рынке. Колебания ставки процента и денежной массы. Цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального Банка: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки. Стимулирующая и ограничительная кредитно-денежная политика и ее влияние на совокупный спрос. Механизм денежной трансмиссии, проблемы и осложнения при проведении кредитно-денежной политики. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 10. Основная учебная литература. Ю.Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общ. ред. проф. Сидоровича А.В. М., Изд-во МГУ, 1996, гл. 7, 8.
Тема 6. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Экономическая политика в модели IS-LM. Взаимосвязь между ставкой процента и доходом при равновесии на товарном рынке. Аналитический вывод уравнения кривой IS и ее графическое построение. Наклон и сдвиги кривой IS. Интерпретация точек на кривой и вне кривой IS. Взаимосвязь между ставкой процента и доходом при равновесии на денежном рынке. Аналитический вывод уравнения кривой LM и ее графическое построение. Факторы, определяющие наклон кривой LM. Сдвиги кривой LM. Интерпретация точек на кривой и вне кривой LM. Равновесие в модели IS - LM. Отражение бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в модели IS - LM. Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Инвестиционная ловушка. Ликвидная ловушка. Модель IS - LM как модель совокупного спроса. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 14. Основная учебная литература. 13. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общ. ред. проф. Сидоровича А.В. М., Изд-во МГУ, 1996, гл. 9. 14. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика. М., Изд-во МГУ, 1994, гл. 9,10. Тема 7. Совокупное предложение. Современные модели совокупного предложения. Модель жесткой заработной платы. Модель неверных представлений работников. Модель несовершенной информации. Модель негибких цен. Влияние ожиданий на совокупное предложение. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая Филлипса как модель совокупного предложения. Антиинфляфионная политика. Сокращение темпов роста денежной массы: градуирование и шоковая терапия. Политика цен и доходов. Экономическая политика стимулирования предложения. Литература Основная учебная литература.
Тема 8. Экономический рост. Экономический рост и его измерение. Типы, факторы и издержки экономического роста. Модель Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности. Сравнение устойчивых состояний. «Золотое правило накопления» и его графическая интерпретация. Переход к устойчивому состоянию, соответствующему «Золотому правилу». Государственная политика стимулирования экономического роста: поощрение капиталовложений и технологического прогресса, инвестиций в человеческий капитал. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С, Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000, гл. 12. Основная учебная литература
Тема 9. Экономическая политика в открытой экономике. Международная торговля. Теория абсолютных преимуществ Теория сравнительных преимуществ. Выгоды от международной торговли. Недостатки международной торговли. Торговая политика в открытой экономике и ее инструменты: тарифы, квоты, экспортные субсидии, нетарифные ограничения Платежный баланс и его структура. Профицит, дефицит и кризис платежного баланса. Методы финансирования дефицита платежного баланса Валютный рынок и валютный курс. Виды валютного курса. Режимы валютного курса: плавающий валютный курс, фиксированный валютный курс Паритет покупательной способности, номинальный и реальный валютный курс Макроэкономическое равновесие в открытой экономике. Модель Манделла -Флеминга. Сравнительная эффективность фискальной и монетарной политики при различных режимах валютного курса в условиях абсолютной мобильности капитала. Международные последствия политики «грабь ближнего своего» ЛитератураБазовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вига Пресс, 2000. гл. 15. Основная учебная литература
Тема 10. Мировая экономика. Развивающиеся страны в мировой экономике. Макроэкономическая структура современного мира. Понятие глобального равновесия. Современный мир и Россия. Характерные черты стран «третьего мира» Дифференциация стран «третьего мира». Стратегии экономического развития. ЛитератураБазовый учебник Гребнев Л.С, Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита 1 Ipecc. 2000. гл. 16. Тема 1 1. Переходная экономика. Понятие переходной экономики. Способы и темпы социально-экономических преобразований. Социальные проблемы переходной экономики Основные задачи переходного периода: приватизация собственности, либерализация цен. создание рыночной инфраструктуры, структурная перестройка. Рыночные реформы в России. Особенности макроэкономической стабилизации в российской экономике. Литература Базовый учебник Гребнев Л.С., Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М, Вита Пресс, 2000, гл. 17. III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Литература Базовый учебник Гребнев Л.С, Нуреев P.M. Экономика. Курс основ. М., Вита Пресс, 2000. Основная учебная литература.
Дополнительная литература.
Вопросы для оценки качества освоения курса
9. «Золотое правило накопления» и его графическая интерпретация. 10. Измерение инфляции. Виды инфляции. Последствия инфляции.
Тематика эссе и рефератов
12. Прямые и портфельные иностранные инвестиции: что предпочтительнее для России?
IV. Тематический расчет часов (для 2-го курса)
|
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |