Скачать 265.14 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________О.В. Иванова «_____»__________ 20 ____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МАЙКОП Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт)
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: - формирование углубленных знаний у студентов по узловым проблемам истории Отечества; - выработка системного представления о процессах развития человеческой цивилизации; - анализ предпосылок хода, итогов и противоречивости развития человеческого общества, сущности сегодняшних проблем и поиск наиболее апробированных историей путей их решения; - содействовать объективному пониманию и восприятию прошлого и настоящего, формированию навыков исторического и политического мышления, воспитанию нравственности и гражданских чувств. Воспитательная цель дисциплины заключается в формировании нравственности, высокой морали, патриотических качеств, гражданской позиции. На пути достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач: - выработка у студентов логического мышления; - выявление причинно-следственных связей при рассмотрении отдельных фактов, процессов и общих тенденций исторического развития; - рассмотрение истории Отечества как части мирового развития, выработке исторического сознания студентов; - выработка научных подходов при современной оценке дискуссионных вопросов (особенно вопросов советского периода истории Отечества); - знакомство студентов с историческими источниками литературы и их осмысление. Студенты, изучившие настоящий курс, должны: иметь представление о:
знать:
уметь:
овладеть навыками:
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе История выступает в системе гуманитарного образования в качестве одного из базисных компонентов формирования социального потенциала личности, ее нравственного и общекультурного развития, что способствует подготовке специалиста-интеллигента. В наше время в обществе происходят все более глубокие социально-исторические изменения. Каждый из нас становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. В критические, переломные моменты истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять, допущенных когда-то ошибок. Поэтому не случаен повышенный интерес сегодня к историческим знаниям, так как в концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта сосредоточены в такой науке как история. Кроме того, нельзя стать хорошим специалистом в любой области без знания основных этапов исторического развития общества. Предметом курса является изучение важнейших проблем исторического процесса в России с древнейших времен и до нашего времени. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Изучение курса предполагает его связь с предшествующими дисциплинами –литературой, обществознанием, мировой художественной культурой, которые так или иначе освещали вопросы, связанные с историческим процессом, поэтому для формирования устойчивых представлений о фундаментальных понятиях истории Отечества, факторах, обуславливающих специфику исторических периодов России, уделяется внимание тому, как описываются рассматриваемые периоды в художественной литературе, как они отразились в жизни общества и искусстве. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Учитывая то обстоятельство, что студенты в последующих семестрах подробно изучают культурологию, историю мировых цивилизаций, политологию, составитель программы считает целесообразным сделать акцент на изучении процесса возникновения и развития человеческого общества на территории нашей страны от первобытнообщинного строя до современной эпохи. 2. Распределение часов учебных занятий по семестрам
3. Содержание дисциплины 3.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий Лекционный курс
Раздел 1. Этапы становления российской государственности в IX-XVIII вв. Тема 1.1. Вводная лекция. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Методология и теория исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть Всемирной истории: общее и особенное российского исторического процесса. Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. В исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные, собственно исторические, специальные. 1.2. Складывание государства у восточных славян. Развитие восточно-славянской государственности в IX-XII вв. Политическая раздробленность. Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента с возникновения до исчезновения. Появление славян как самостоятельного этноса датируется I в. до н.э. В античных источниках в I в. нашей эры славян знали под именами «антов» и «венедов». С VI в. н.э. закрепился термин «славяне». В ходе Великого переселения народов, проходившего в III-VII вв., славяне разделились на 3 ветви: западную (поляки, чехи, словаки и др.), южную (болгары, сербы, хорваты и т.д.) и восточную (белорусские, русские и украинские народы). Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XII в. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношении с княжеской властью киевской династии. 1.3. Особенности формирования единого российского государства (XV-XVIII вв.) Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Иван III, Иван IV. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Соборное уложение 1649 г. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Борьба за преобразования традиционного общества в России. Основные направления европеизации страны. Освящение петровских реформ в современной отечественной историографии. Петр I. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Особенности крепостного права в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII века. Начало кризиса феодально-крепостнической системы. Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Трудности и своеобразия первоначального накопления капитала. Россия и Европа в XVIII в. Изменения в международном положении империи. Новейшие исследования истории российского государства в XVII-XVIII вв. Раздел 2. Особенности политического и социально-экономического развития российского государства в XIX в. 2.1. Россия в первой половине XIX в. Попытки реформирования политической системы при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу. Восстание декабристов. Внутренняя политика Николая I. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в. Основные этапы организации общественных сил России. Общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в. Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин. М.П. Погодин. С.С. Уваров и д.р. Теория «официальной народности». Либеральная альтернатива. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин. Б.И. Чичерин. А.И. Кошелев. К.А. Аксаков. Особенности российского либерализма. Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. 2.2. Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Основные направления внешней политики. Реформы и реформаторы в России. Крестьянский вопрос: этапы решения. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861г. и его исторические судьбы. Политические преобразования 60-70 –х гг. «Контрреформы» Александра III. Основные направления внешней политики. Кавказская война. Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Зарождение революционно-демократической идеологии в РР России: В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. Идеи утопического социализма в России. «Нечаевщина». Народничество. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Оформление марксистского течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Раздел 3. России в ХХ в. 3.1. Россия в условиях мирового и общенационального кризиса (1905-1920 гг.) Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизация. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Форсирование индустриализации «сверху». Реформы С.Ю. Витте. Русская деревня в начале века. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. «Верхи» в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905-1907 гг. Правительственные реформы П.А. Столыпина. Политические партии в России в начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Социально-политическое развитие в России после революции 1905-1907гг. государственный переворот 3 июня 1907г. Сущность третьеиюньской монархии. Идейная борьба в российском обществе в условиях наступления реакции. Крушение политики мирного реформирования в самодержавии. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Мировая война как выражение кризиса общества. Российская империя в войне: политические и экономические интересы и возможности. Влияние войны на социально-экономическое положение страны. Милитаризация экономики в ходе войны. Кризис царизма в ходе войны. Образование думского прогрессивного блока, деятельность особых совещании по обороне, военно-промышленных комитетов, земско-городских организации. Кризис верхов и распутинщина. Назревание общенационального кризиса. Расстановка классовых и политических сил в конце 1916- начале 1917 года. Революция в Петрограде. Свержение царского правительства. Образование Петроградского совета и Временного правительства. Классовая сущность двоевластия и причины его возникновения. Обстановка в стране после февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет. Кризис власти. Корниловский мятеж. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция». Интервенция: причины, формы, масштаб. Российская эмиграция. 3.2. Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг.) Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к НЭПу. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Борьба в руководстве ВКП (б) по вопросам развития страны. Сращивание партийных и государственных структур. Карательные органы. Массовые репрессии. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму. Эволюция социальной структуры общества. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темп. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Внешняя политика. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Причины и цена победы. СССР- вторая сверхдержава мира. «Демократический импульс» войны. 3.3. Послевоенный мир. Противоречия и усиление борьбы двух тенденций общественного развития. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Трудности послевоенного переустройства, восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Попытки обновления «государственного социализма». Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономический реформ 1965 г. власти и общество 1964-1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х начале 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. «Новое политическое мышление» и изменения геополитического положения СССР. Распад СССР. Образование СНГ. 3.4. Россия в 90-е годы. Россия в 90-ые гг. Изменения экономического и политического строя в России. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации 1991-1999 гг. Россия в системе мировой экономики и международных связей. 3.5. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия в условиях новой геополитической ситуации Становление новой российской государственности. (1993-1999гг.) Беловежские соглашения, октябрьские события 1993 г., становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. 3.2. Семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
Семинары по отечественной истории. |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 04 Отечественная история по специальности ... | Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 03. Отечественная... Гсэ. Ф. 03. Отечественная история для специальностей естественно-географического факультета | Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 03 Отечественная история по специальностям ... | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 3 Отечественная история Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | Рабочая программа по дисциплине «отечественной истории» Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 01 История Адыгеи по специальности ... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 03 История и культура адыгов по специальности Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии... | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 01 История и культура адыгов по специальности Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 01 История и культура адыгов по специальностям Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3 /Гсэ. В. 4 / гсэ. В. 3 «Инвестиционный менеджмент» Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 180000 "Морская техника" | Рабочая программа по дисциплине Ф. Тд. 5 /Гсэ. В. 3 /Гсэ. В. 4 /Ф.... Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/ Опд. В. 1/ гсэ. В. 4 /... «Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз) | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... ... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология ... |