Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности





Скачать 265.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности
страница1/2
Дата публикации03.01.2015
Размер265.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Факультет

Информационных систем в экономике и юриспруденции






Кафедра

Истории государства и права


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________О.В. Иванова

«_____»__________ 20 ____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

ГСЭ Ф.03. Отечественная история




по специальности

080502 Экономика и управление на предприятии

(транспорт)




Факультет

Инженерно-экономический


МАЙКОП

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт)


Составитель рабочей программы

кандидат исторических наук, доцент

(должность, ученое звание, степень)

____________

подпись

Чунтыжева Р.В.

ф.и.о.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

истории государства и права

___________________________________________________________________________

(наименование кафедры)


Заведующий кафедрой

«___»________20 __г.

____________

подпись

Кудаева С.Г.

ф.и.о.

Одобрено научно-методической комиссией инженерно-экономического факультета

(где осуществляется обучение) «___»_______20 _г.

Председатель

научно-методического совета

направления (специальности)

(где осуществляется обучение)



____________

подпись



Богомолова Е.С.

ф.и.о.

Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»________20 __г.



____________

подпись



Беданоков М.К.

ф.и.о.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»________20 __г.



____________

подпись



Бушманова Н.В.

ф.и.о.

Зав. выпускающей кафедрой

по специальности

«___»________20 __г.



____________

подпись



Богомолова Е.С.

ф.и.о.


1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

- формирование углубленных знаний у студентов по узловым проблемам истории Отечества;

- выработка системного представления о процессах развития человеческой цивилизации;

- анализ предпосылок хода, итогов и противоречивости развития человеческого общества, сущности сегодняшних проблем и поиск наиболее апробированных историей путей их решения;

- содействовать объективному пониманию и восприятию прошлого и настоящего, формированию навыков исторического и политического мышления, воспитанию нравственности и гражданских чувств.

Воспитательная цель дисциплины заключается в формировании нравственности, высокой морали, патриотических качеств, гражданской позиции.

На пути достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

- выработка у студентов логического мышления;

- выявление причинно-следственных связей при рассмотрении отдельных фактов, процессов и общих тенденций исторического развития;

- рассмотрение истории Отечества как части мирового развития, выработке исторического сознания студентов;

- выработка научных подходов при современной оценке дискуссионных вопросов (особенно вопросов советского периода истории Отечества);

- знакомство студентов с историческими источниками литературы и их осмысление.

Студенты, изучившие настоящий курс, должны:

иметь представление о:

  • о социально-политических явлениях прошлого и современности, руководствуясь принципами научной объективности, историзма;

знать:

  • основные исторические события, понятия, идеи, особенности социально-экономического развития государства, осмысливать традиции общественного движения в стране, содержание революционно-демократической истории, расстановку и деятельность политических сил в России, их эволюцию, обусловленность социально-политических процессов, факторы, отражавшие перерождение верхушки советского общества, сущность перехода к рыночным отношениям и пр.;

уметь:

  • извлекать знания из исторических источников, литературы и применять их для решения познавательных задач, давать оценку исторических явлений, обосновать собственную позицию, правильно ориентироваться в общественно-политической жизни, самостоятельно аргументировать, отстаивать свои взгляды и убеждения.

овладеть навыками:

  • правильно ориентироваться в общественно-политической жизни России.


1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

История выступает в системе гуманитарного образования в качестве одного из базисных компонентов формирования социального потенциала личности, ее нравственного и общекультурного развития, что способствует подготовке специалиста-интеллигента.

В наше время в обществе происходят все более глубокие социально-исторические изменения. Каждый из нас становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. В критические, переломные моменты истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять, допущенных когда-то ошибок. Поэтому не случаен повышенный интерес сегодня к историческим знаниям, так как в концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта сосредоточены в такой науке как история. Кроме того, нельзя стать хорошим специалистом в любой области без знания основных этапов исторического развития общества.

Предметом курса является изучение важнейших проблем исторического процесса в России с древнейших времен и до нашего времени.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Изучение курса предполагает его связь с предшествующими дисциплинами –литературой, обществознанием, мировой художественной культурой, которые так или иначе освещали вопросы, связанные с историческим процессом, поэтому для формирования устойчивых представлений о фундаментальных понятиях истории Отечества, факторах, обуславливающих специфику исторических периодов России, уделяется внимание тому, как описываются рассматриваемые периоды в художественной литературе, как они отразились в жизни общества и искусстве.
1.4. Связь с последующими дисциплинами

Учитывая то обстоятельство, что студенты в последующих семестрах подробно изучают культурологию, историю мировых цивилизаций, политологию, составитель программы считает целесообразным сделать акцент на изучении процесса возникновения и развития человеческого общества на территории нашей страны от первобытнообщинного строя до современной эпохи.

2. Распределение часов учебных занятий по семестрам


Номер семестра

Учебные

Форма итоговой

аттестации

(зачет, экзамен)

Количество часов в неделю

Общий объем

Аудиторные

СРС




Лекции

Практические

Лабораторные

Всего

Лекции

Практические

(Семин.)

Лабораторные




1

(ОФО)

100

51

34

17

-

49

зачет

2

1

-

1

(ЗФО)

100

8

4

4

-

92

зачет











3. Содержание дисциплины
3.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Лекционный курс


Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

ОФО

Количество часов

ЗФО

1

2, 3


4, 5, 6

Раздел 1. Этапы становления и развития российской государственности в IX-XVIII вв.

1.1. Вводная лекция. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Методы и источники изучения истории.

1.2. Складывание государства у восточных славян. Развитие восточно-славянской государственности в IX-XIIвв. Политическая раздробленность.

1.3. Особенности формирования единого российского государства. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.


4
4
4







7, 8

9, 10

Раздел 2. Особенности политического и социально-экономического развития российского государства в XIXв.

2.1. Россия в первой половине XIXв.

2.2. Реформы и контрреформы второй половины XIXв. Основные направления внешней политики.



4

4




2


11, 12
13, 14
15

16

17

Раздел 3. России в ХХ веке.

3.1. Россия в условиях мирового и общенационального кризиса.(1905-1920 гг.)

3.2. Формирование и сущность советского строя. (1921-1945 гг.)

3.3. Послевоенный мир. Противоречия и усиление борьбы двух тенденций общественного развития.

3.4. Россия в 90-е годы.

3.5.Становление новой российской государственности (1993– 1999 гг.). Россия в условиях новой геополитической ситуации


4
4
2
2

2



2





Экзамен

Итого

34


4



Раздел 1. Этапы становления российской государственности в IX-XVIII вв.
Тема 1.1. Вводная лекция. Проблемы цивилизационного подхода к истории.
Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Методология и теория исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть Всемирной истории: общее и особенное российского исторического процесса. Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. В исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные, собственно исторические, специальные.
1.2. Складывание государства у восточных славян. Развитие восточно-славянской государственности в IX-XII вв. Политическая раздробленность.
Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента с возникновения до исчезновения. Появление славян как самостоятельного этноса датируется I в. до н.э. В античных источниках в I в. нашей эры славян знали под именами «антов» и «венедов». С VI в. н.э. закрепился термин «славяне». В ходе Великого переселения народов, проходившего в III-VII вв., славяне разделились на 3 ветви: западную (поляки, чехи, словаки и др.), южную (болгары, сербы, хорваты и т.д.) и восточную (белорусские, русские и украинские народы). Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XII в. Русь и Орда: проблема взаимовлияния.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношении с княжеской властью киевской династии.
1.3. Особенности формирования единого российского государства (XV-XVIII вв.) Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Иван III, Иван IV.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Соборное уложение 1649 г.

XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Борьба за преобразования традиционного общества в России. Основные направления европеизации страны. Освящение петровских реформ в современной отечественной историографии. Петр I.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Особенности крепостного права в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII века. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Трудности и своеобразия первоначального накопления капитала.

Россия и Европа в XVIII в. Изменения в международном положении империи. Новейшие исследования истории российского государства в XVII-XVIII вв.

Раздел 2. Особенности политического и социально-экономического развития российского государства в XIX в.
2.1. Россия в первой половине XIX в.

Попытки реформирования политической системы при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу. Восстание декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в. Основные этапы организации общественных сил России.

Общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в. Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин. М.П. Погодин. С.С. Уваров и д.р. Теория «официальной народности».

Либеральная альтернатива. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин. Б.И. Чичерин. А.И. Кошелев. К.А. Аксаков. Особенности российского либерализма.

Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы.
2.2. Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Основные направления внешней политики.

Реформы и реформаторы в России. Крестьянский вопрос: этапы решения. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861г. и его исторические судьбы. Политические преобразования 60-70 –х гг. «Контрреформы» Александра III.

Основные направления внешней политики. Кавказская война.

Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Объективная потребность индустриальной модернизации России.

Зарождение революционно-демократической идеологии в РР России: В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. Идеи утопического социализма в России. «Нечаевщина». Народничество. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Оформление марксистского течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов.

Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Раздел 3. России в ХХ в.

3.1. Россия в условиях мирового и общенационального кризиса (1905-1920 гг.)

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизация. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

Форсирование индустриализации «сверху». Реформы С.Ю. Витте. Русская деревня в начале века. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

«Верхи» в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905-1907 гг. Правительственные реформы П.А. Столыпина. Политические партии в России в начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Социально-политическое развитие в России после революции 1905-1907гг. государственный переворот 3 июня 1907г. Сущность третьеиюньской монархии. Идейная борьба в российском обществе в условиях наступления реакции. Крушение политики мирного реформирования в самодержавии.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

Мировая война как выражение кризиса общества. Российская империя в войне: политические и экономические интересы и возможности. Влияние войны на социально-экономическое положение страны. Милитаризация экономики в ходе войны.

Кризис царизма в ходе войны. Образование думского прогрессивного блока, деятельность особых совещании по обороне, военно-промышленных комитетов, земско-городских организации. Кризис верхов и распутинщина. Назревание общенационального кризиса.

Расстановка классовых и политических сил в конце 1916- начале 1917 года. Революция в Петрограде. Свержение царского правительства. Образование Петроградского совета и Временного правительства. Классовая сущность двоевластия и причины его возникновения.

Обстановка в стране после февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет. Кризис власти. Корниловский мятеж.

Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Начало формирования однопартийной политической системы.

Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция». Интервенция: причины, формы, масштаб. Российская эмиграция.
3.2. Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг.)

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к НЭПу. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Борьба в руководстве ВКП (б) по вопросам развития страны. Сращивание партийных и государственных структур. Карательные органы. Массовые репрессии.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму.

Эволюция социальной структуры общества. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темп. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Внешняя политика. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Причины и цена победы. СССР- вторая сверхдержава мира. «Демократический импульс» войны.
3.3. Послевоенный мир. Противоречия и усиление борьбы двух тенденций общественного развития.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Трудности послевоенного переустройства, восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Попытки обновления «государственного социализма». Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономический реформ 1965 г. власти и общество 1964-1984 гг. Кризис господствующей идеологии.

Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х начале 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. «Новое политическое мышление» и изменения геополитического положения СССР. Распад СССР. Образование СНГ.
3.4. Россия в 90-е годы.

Россия в 90-ые гг. Изменения экономического и политического строя в России. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации 1991-1999 гг. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
3.5. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия в условиях новой геополитической ситуации

Становление новой российской государственности. (1993-1999гг.)

Беловежские соглашения, октябрьские события 1993 г., становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

3.2. Семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах




Наименование темы семинарского занятия

Раздел, тема лекционного курса

Объём часов (ОФО)

Объём часов (ЗФО)

1.

Образование Древнерусского государства. Киевская Рус(IX-начало XII вв.).


Складывание государства у восточных славян. Развитие восточно-славянской государственности в IX-XIIвв. Политическая раздробленность.

2




2.

Русские земли в период феодальной раздробленности (XII - XIIIвв.)


Складывание государства у восточных славян. Развитие восточно-славянской государственности в IX-XIIвв. Политическая раздробленность.

2




3.

Образование единого русского государства (XШ-XV вв.).


Особенности формирования единого российского государства. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2

2

4.

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Основные направления внешней политики

2




5.

Переход страны к мирному строительству. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 20 – 40-х гг. ХХ в.

Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг.)


2




6.

СССР в предвоенные и военные годы.

Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг.)

2




7.

Советское общество со второй половины 60-х до первой половины 80-х годов.

Послевоенный мир. Противоречия и усиление борьбы двух тенденций общественного развития

2




8.

Перестройка в СССР. (1985-1991 гг.).

Послевоенный мир. Противоречия и усиление борьбы двух тенденций общественного развития

2




9.

Россия на современном этапе (1992 г. - настоящее время).

Россия в 90-е годы. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия в условиях новой геополитической ситуации

1

2




Итого




17

4

Семинары по отечественной истории.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 04 Отечественная история по специальности
...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 03. Отечественная...
Гсэ. Ф. 03. Отечественная история для специальностей естественно-географического факультета
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 03 Отечественная история по специальностям
...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 3 Отечественная история
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине «отечественной истории»
Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 01 История Адыгеи по специальности
...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 03 История и культура адыгов по специальности
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 01 История и культура адыгов по специальности
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 01 История и культура адыгов по специальностям
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3 /Гсэ. В. 4 / гсэ. В. 3 «Инвестиционный менеджмент»
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 180000 "Морская техника"
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине Ф. Тд. 5 /Гсэ. В. 3 /Гсэ. В. 4 /Ф....
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/ Опд. В. 1/ гсэ. В. 4 /...
«Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз)
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
...
Рабочая программа по дисциплине гсэ ф. 03. Отечественная история по специальности iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск