Программа дисциплины





Скачать 127.11 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины
Дата публикации06.01.2015
Размер127.11 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины

Министерство Министерство

экономического развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет -

Высшая школа экономики


Факультет экономики

Программа дисциплины




Экономическая оценка социальных программ и проектов и управление социальными процессами в фирме


для направления 521600 – Экономика

подготовки магистра

Автор - к.э.н., доцент В.В.Карачаровский



Рекомендовано секцией УМС

Секция Социология

Председатель

И.Ф.Девятко _______________

« » 2007 г.

Одобрена на заседании

кафедры Социально-

экономических систем

и социальной политики

Зав. кафедрой

Н.Е. Тихонова ___________

« » 2007 г.




Утверждено УС факультета

Социологии

Ученый секретарь

Г.В.Иванченко ____________________

« » 2007 г.
Москва 2007

Тематический план учебной дисциплины











Аудиторные часы

Самост. работа



Наименование разделов и тем

Всего

п/п




часов

Лекции

Практ. занятия

Раздел I. Управление социальными процессами в фирме

1

Социоэкономические тенденции в развитии фирм и рынков

12

4

-

8

2

Человеческие ресурсы и человеческий капитал фирмы

12

4

-

8

3

Социальные аспекты управления структурным капиталом фирмы. Структура и координация в организации


12

4

-

8

4

Социальные аспекты управления клиентским (потребительским) капиталом фирмы. Потенциал социального маркетинга


12

4

-

8

Раздел II. Экономическая оценка социальных программ и проектов

5

Измерение экономической ценности работников и экономическая оценка программ развития персонала

30

10

-

20

6

Повышение структурной эффективности. Критерии оценки структурного и клиентского капитала фирмы

30

10

-

20

Итого:

108

36




72


Формы контроля


  • Текущий контроль: учёт посещения лекций

  • Промежуточный контроль: реферат

  • Итоговый контроль: проведение письменной работы (ответ на теоретический вопрос и решение задачи; время выполнения итоговой письменной работы 2 ауд.часа).

  • Итоговая оценка: складывается из учета посещаемости лекций (20%), оценки за реферат (50%) и оценки за итоговую письменную работу (30%):


Оитог.оценка = 0.2*Опосещаемость + 0,5* Оэссе + 0.3*Описм.работа.

Базовая литература


Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

Фитц-енз Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Содержание программы

Тема 1. Социоэкономические тенденции в развитии фирм и рынков. Новая экономика. Основные тенденции в развитии современных рынков, их социоэкономическая природа. Насыщенный рынок. Механизм формирования насыщенного рынка. Индивидуализация потребительских предпочтений. Влияние насыщения рынков и изменения характера спроса на механизм функционирования современной фирмы. Возрастание роли социальных факторов экономической и организационной эффективности. Инновационная стоимость, её основные свойства. Информациональные производители. Интеллектуальный капитал фирмы, его составляющие. Человеческий, структурный и клиентский (потребительский) капитал, их социальная природа.

Литература


Основная

Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и куль­тура. Перевод с английского под редакцией О.И.Шкаратана. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.

Дополнительная

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Тема 2. Человеческие ресурсы и человеческий капитал фирмы. Программы развития персонала. Человеческие ресурсы и трудовой потенциал работника. Квалификационный, психофизиологический и личностный потенциал работника. Человеческий капитал, его сущность и подходы к изучению. Основные задачи и проблемы управления человеческим капиталом на уровне фирмы. Оборот и воспроизводство человеческого капитала на предприятии.

Мотивационные программы развития персонала. Двухфакторная модель мотивации Герцберга и программы «обогащения труда». Теория потребностей Макклеланда и развитие у работника позитивной потребности в достижении. Теория ожидания Врума и управление ожиданиями. Теория справедливости Адам и программы изменений для восстановления чувства справедливости. Теория постановки целей Локке, связь трудности цели с производительностью труда и управление «по целям». Программа ситуационного руководства Херши-Бланчарда. Системы вознаграждения в организации, виды вознаграждений, условия наказания.

Литература


Основная

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дополнительная

Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М., 2000.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.


Тема 3. Социальные аспекты управления структурным капиталом фирмы. Структура и координация в организации. Организационная структура, её формальные и внеформальные компоненты (административная и социально-психологическая подсистемы организации). Принципы построения организационных структур. Принципы структуры и координации в организации согласно взглядам классической школы (Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.Урвик). Классические модели организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-штабная. Достоинства и организационных структур разных типов.

Структурный капитал фирмы в новой экономике (В.Н.Костюк, Т.Стюарт, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун). Новейшие формы организационных структур, их достоинства и недостатки. Сравнение фордистского и постфордистского принципов организации и управления. Матричные и сетевые структуры. Сравнительная характеристика иерархической и сетевой организации, гетерархическая архитектура (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале).

Новое неравенство и постиндустриальный конфликт в организации. Фрагментация рабочей силы по отношению к созданию инновационной стоимости: «информациональные производители» и заменяемая родовая рабочая сила.

Литература


Основная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Дополнительная

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Тема 4. Социальные аспекты управления клиентским (потребительским) капиталом фирмы. Потенциал социального маркетинга. Клиентский капитал фирмы, его сущность и структура (В.Н.Костюк, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун). Маркетинг как способ формирования клиентского капитала компании. Виды рыночных ориентаций компании: производственная, товарная, ориентация на продажи, маркетинговая (Ф.Котлер, К.Келлер). Сравнительная характеристика «традиционной» и «маркетингово-ориентированной» организации. Рыночные ориентации управления, рыночные субкультурные феномены: сбытовая, конъюнктурная, маркетинговая субкультуры (Ю.Д.Красовский). Конкурентные стратегии фирмы в новой экономике (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале). Потенциал социального маркетинга в развитии клиентского капитала фирмы. Принцип положительной обратной связи с потребителем (В.Н.Костюк). Управление восприятием продукта потребителем. Продукты и «социальные комплексы».
Литература

Основная

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПб.: Издательский дом «Питер», 2006.

Дополнительная

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.


Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Тема 5. Измерение экономической ценности работников и экономическая оценка программ развития персонала. Критерии оценки человеческого капитала: инновации, отношение сотрудников к работе, трудовой стаж, текучесть кадров, опыт, учеба, банки знаний (Т.Стюарт). Планирование инвестиций в развитие персонала. Возврат на инвестиции в работника (ROI). Модель Ульриха. Модель Джека Филипса. Формирование системы показателей эффективности службы персонала в зависимости от бизнес-задач и характера бизнес-процессов (организация зарубежного филиала, слияние или покупка другой компании, реализация крупномасштабных инноваций и т.д.). Реинжиниринг человеческих ресурсов. Аутсорсинг человеческих ресурсов и использование непостоянной рабочей силы (Я. Фитц-енз). Ограничение расходов на персонал. Защита инвестиций в персонал.

Основная

Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

Фитц-енз Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006.

Дополнительная

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.
Тема 6. Повышение структурной эффективности. Критерии оценки структурного и клиентского капитала фирмы. Организационная эффективность (социальный аспект). Три подхода к оценке организационной эффективности: целевой, системный, многопараметрический (Гиббсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.). Согласование интересов и модель конкурирующих оценок (Конноли, Конлон, Дейч). Временное измерение организационной эффективности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды. Оценка эффективности организационной структуры (формула Грайкунаса, число Файоля).

Критерии оценки структурного капитала: оценка банков знаний, оборачиваемость оборотного капитала, бюрократия, стоимость конторской работы (Т.Стюарт). Экономические критерии оценки программ повышения клиентского (потребительского) капитала фирмы: удовлетворенность клиента, верность торговой марке, выгода от сотрудничества, постоянная клиентская база, процент удержания потребителей (Т.Стюарт).

Литература


Основная

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дополнительная

Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.


Темы реферата


Основой работы над рефератом являются три тематических направления, фиксирующих один из трёх основных компонентов интеллектуального капитала фирмы:

  1. Человеческие ресурсы, способы его измерения и развития

  2. Структурный капитал предприятия, способы его измерения и развития

  3. Клиентский (потребительский) капитал, способы его измерения и развития

При этом каждая тема должна быть конкретизирована одним из следующих способов: 1) раскрыта в русле различий, существующих между российской экономикой и экономикой западных стран (напр., России и США), 2) специфицирована для конкретной отрасли (например, специфика структурного капитала в машиностроении), либо 3) специфицирована для конкретного типа предприятия (напр., завод, торговая сеть, технопарк и проч.).

В результате темы рефератов должны звучать примерно следующим образом: «Человеческие ресурсы предприятий российского машиностроения, задачи, проблемы и способы их развития», «Различия в способах построения клиентского капитала крупных и малых предприятий», «Эффективные формы структурного капитала в традиционных и постиндустриальных экономиках» и т.д.

Предполагается, что в реферате студент применяет материал лекций к анализу конкретной хозяйственной ситуации и применительно к ней предпринимает попытку специфицировать принципы экономической оценки (показатели, критерии, подходы) соответствующих социальных процессов, связанных: 1 - с инвестициями в развитие персонала, 2 – с оптимизацией организационных структур и процессов координации, 3 – с процессами взаимодействия с потребителем.

Контрольные вопросы





  1. Социоэкономические процессы в развитии рынков. Насыщенный рынок, механизм его формирования.

  2. Социоэкономические процессы в развитии фирмы. Инновационная стоимость. Интеллектуальный капитал.

  3. Составляющие интеллектуального капитала, их социальная природа.

  4. Человеческий капитал, его сущность и подходы к изучению.

  5. Мотивация и программы развития персонала: содержательные и процессуальные теории.

  6. Принципы структуры и координации в организации (классические и современные). Сравнение фордистского и постфордистского принципов организации и управления.

  7. Структурный капитал организаций в условиях современных рынков. Новейшие формы организационных структур, их достоинства и недостатки.

  8. Клиентский капитал организаций в условиях современных рынков. Принцип положительной обратной связи с потребителем.

  9. Оценка организационной эффективности: целевой, системный и многопараметрический подход. Модель конкурирующих оценок, согласование интересов в организации, многопараметрическая трактовка организационной эффективности.

  10. Человеческие ресурсы организации. Трудовой потенциал работника, его измерение.

  11. Основные задачи и проблемы управления человеческим капиталом на уровне фирмы. Оборот и воспроизводство человеческого капитала.

  12. Способы оценки отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Модель Ульриха.

  13. Способы оценки отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Модель Филлипса.

  14. Формирование системы показателей эффективности службы персонала в зависимости от бизнес-задач и характера бизнес-процессов. Реинжиниринг и аутсорсинг человеческих ресурсов.

  15. Критерии оценки программ развития структурного капитала.

  16. Критерии оценки программ развития клиентского капитала.



Автор программы В.В.Карачаровский


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины...
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры...
Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров)
В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля...
Программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право»
Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины: римское
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,...
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Программа дисциплины iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
Программа дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии...
Программа дисциплины iconТематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Программа дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск