Скачать 127.11 Kb.
|
Министерство Министерствоэкономического развития и торговли образования и наукиРоссийской Федерации Российской ФедерацииГосударственный университет -Высшая школа экономикиФакультет экономики Программа дисциплиныЭкономическая оценка социальных программ и проектов и управление социальными процессами в фирмедля направления 521600 – Экономика подготовки магистра Автор - к.э.н., доцент В.В.Карачаровский
Утверждено УС факультетаСоциологииУченый секретарь Г.В.Иванченко ____________________ « » 2007 г. Москва 2007 Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля
Оитог.оценка = 0.2*Опосещаемость + 0,5* Оэссе + 0.3*Описм.работа. Базовая литератураСтюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. Фитц-енз Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000. Содержание программы Тема 1. Социоэкономические тенденции в развитии фирм и рынков. Новая экономика. Основные тенденции в развитии современных рынков, их социоэкономическая природа. Насыщенный рынок. Механизм формирования насыщенного рынка. Индивидуализация потребительских предпочтений. Влияние насыщения рынков и изменения характера спроса на механизм функционирования современной фирмы. Возрастание роли социальных факторов экономической и организационной эффективности. Инновационная стоимость, её основные свойства. Информациональные производители. Интеллектуальный капитал фирмы, его составляющие. Человеческий, структурный и клиентский (потребительский) капитал, их социальная природа. ЛитератураОсновная Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Перевод с английского под редакцией О.И.Шкаратана. М.:ГУ-ВШЭ, 2000. Дополнительная Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005. Тема 2. Человеческие ресурсы и человеческий капитал фирмы. Программы развития персонала. Человеческие ресурсы и трудовой потенциал работника. Квалификационный, психофизиологический и личностный потенциал работника. Человеческий капитал, его сущность и подходы к изучению. Основные задачи и проблемы управления человеческим капиталом на уровне фирмы. Оборот и воспроизводство человеческого капитала на предприятии. Мотивационные программы развития персонала. Двухфакторная модель мотивации Герцберга и программы «обогащения труда». Теория потребностей Макклеланда и развитие у работника позитивной потребности в достижении. Теория ожидания Врума и управление ожиданиями. Теория справедливости Адам и программы изменений для восстановления чувства справедливости. Теория постановки целей Локке, связь трудности цели с производительностью труда и управление «по целям». Программа ситуационного руководства Херши-Бланчарда. Системы вознаграждения в организации, виды вознаграждений, условия наказания. ЛитератураОсновная Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. Дополнительная Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М., 2000. Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. Тема 3. Социальные аспекты управления структурным капиталом фирмы. Структура и координация в организации. Организационная структура, её формальные и внеформальные компоненты (административная и социально-психологическая подсистемы организации). Принципы построения организационных структур. Принципы структуры и координации в организации согласно взглядам классической школы (Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.Урвик). Классические модели организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-штабная. Достоинства и организационных структур разных типов. Структурный капитал фирмы в новой экономике (В.Н.Костюк, Т.Стюарт, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун). Новейшие формы организационных структур, их достоинства и недостатки. Сравнение фордистского и постфордистского принципов организации и управления. Матричные и сетевые структуры. Сравнительная характеристика иерархической и сетевой организации, гетерархическая архитектура (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале). Новое неравенство и постиндустриальный конфликт в организации. Фрагментация рабочей силы по отношению к созданию инновационной стоимости: «информациональные производители» и заменяемая родовая рабочая сила. ЛитератураОсновная Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000. Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005. Дополнительная Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. Тема 4. Социальные аспекты управления клиентским (потребительским) капиталом фирмы. Потенциал социального маркетинга. Клиентский капитал фирмы, его сущность и структура (В.Н.Костюк, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун). Маркетинг как способ формирования клиентского капитала компании. Виды рыночных ориентаций компании: производственная, товарная, ориентация на продажи, маркетинговая (Ф.Котлер, К.Келлер). Сравнительная характеристика «традиционной» и «маркетингово-ориентированной» организации. Рыночные ориентации управления, рыночные субкультурные феномены: сбытовая, конъюнктурная, маркетинговая субкультуры (Ю.Д.Красовский). Конкурентные стратегии фирмы в новой экономике (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале). Потенциал социального маркетинга в развитии клиентского капитала фирмы. Принцип положительной обратной связи с потребителем (В.Н.Костюк). Управление восприятием продукта потребителем. Продукты и «социальные комплексы». Литература Основная Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. Дополнительная Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005. Тема 5. Измерение экономической ценности работников и экономическая оценка программ развития персонала. Критерии оценки человеческого капитала: инновации, отношение сотрудников к работе, трудовой стаж, текучесть кадров, опыт, учеба, банки знаний (Т.Стюарт). Планирование инвестиций в развитие персонала. Возврат на инвестиции в работника (ROI). Модель Ульриха. Модель Джека Филипса. Формирование системы показателей эффективности службы персонала в зависимости от бизнес-задач и характера бизнес-процессов (организация зарубежного филиала, слияние или покупка другой компании, реализация крупномасштабных инноваций и т.д.). Реинжиниринг человеческих ресурсов. Аутсорсинг человеческих ресурсов и использование непостоянной рабочей силы (Я. Фитц-енз). Ограничение расходов на персонал. Защита инвестиций в персонал. Основная Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. Фитц-енз Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006. Дополнительная Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Тема 6. Повышение структурной эффективности. Критерии оценки структурного и клиентского капитала фирмы. Организационная эффективность (социальный аспект). Три подхода к оценке организационной эффективности: целевой, системный, многопараметрический (Гиббсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.). Согласование интересов и модель конкурирующих оценок (Конноли, Конлон, Дейч). Временное измерение организационной эффективности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды. Оценка эффективности организационной структуры (формула Грайкунаса, число Файоля). Критерии оценки структурного капитала: оценка банков знаний, оборачиваемость оборотного капитала, бюрократия, стоимость конторской работы (Т.Стюарт). Экономические критерии оценки программ повышения клиентского (потребительского) капитала фирмы: удовлетворенность клиента, верность торговой марке, выгода от сотрудничества, постоянная клиентская база, процент удержания потребителей (Т.Стюарт). ЛитератураОсновная Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. Дополнительная Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000. Темы рефератаОсновой работы над рефератом являются три тематических направления, фиксирующих один из трёх основных компонентов интеллектуального капитала фирмы:
При этом каждая тема должна быть конкретизирована одним из следующих способов: 1) раскрыта в русле различий, существующих между российской экономикой и экономикой западных стран (напр., России и США), 2) специфицирована для конкретной отрасли (например, специфика структурного капитала в машиностроении), либо 3) специфицирована для конкретного типа предприятия (напр., завод, торговая сеть, технопарк и проч.). В результате темы рефератов должны звучать примерно следующим образом: «Человеческие ресурсы предприятий российского машиностроения, задачи, проблемы и способы их развития», «Различия в способах построения клиентского капитала крупных и малых предприятий», «Эффективные формы структурного капитала в традиционных и постиндустриальных экономиках» и т.д. Предполагается, что в реферате студент применяет материал лекций к анализу конкретной хозяйственной ситуации и применительно к ней предпринимает попытку специфицировать принципы экономической оценки (показатели, критерии, подходы) соответствующих социальных процессов, связанных: 1 - с инвестициями в развитие персонала, 2 – с оптимизацией организационных структур и процессов координации, 3 – с процессами взаимодействия с потребителем. Контрольные вопросы
Автор программы В.В.Карачаровский |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |