Скачать 110.2 Kb.
|
Кочетов Андрей Александрович, дипл. Экономист, аспирант МГЛУ109391 Москва, Рязанский проспект, д.15/2, кв. 54 8(903) 567-77-53 akk2001@mail.ru Статья в раздел «Актуальная тема».Некоторые проблемы оценки эффективного налогообложения предприятий и фискального стимулирования инновационной активности в РФ.Аннотация Несмотря на очевидные преимущества, фискальное стимулирование инновационной активности в РФ развито на данный момент недостаточно. Практически единственная форма такого стимулирования в РФ – инвестиционный налоговый кредит. Однако данных для оценки эффективного налогообложения предприятий и эффективности налоговых льгот в РФ недостаточно – в имеющихся данных о налогообложении отсутствует четкая структура, и кроме того, к ним ограничен доступ. Данная статья анализирует наличие необходимой статистической информации для РФ на данном этапе, и формулирует необходимые требования к структуре и качеству статистических налоговых данных для оценки эффективного налогообложения и фискального стимулирования. AnnotationDespite obvious benefits, fiscal stimulation of innovation is not a popular state policy tool in Russia. The investment tax credit presents practically the only fiscal mechanism to boost innovation in Russia. Still the public research of effective corporate taxation and tax allowances in Russia lacks necessary data - there is no transparent structure of existing statistics, and the access to statistical resources is limited. This article gives overview of data available for research of fiscal stimulation and effective taxation in Russia at present and tries to define the structural and qualitative features of taxation data necessary to carry out research in future. Некоторые проблемы оценки эффективного налогообложения предприятий и фискального стимулирования инновационной активности в РФ. Технологические инновации приносят пользу не только участникам инновационного процесса, но и всей национальной экономике, - они приводят к увеличению производительности и прибыльности смежных отраслей, связанных с деятельностью инновационно активных компаний 1. Это означает, что объем инноваций, осуществляемый частными компаниями, скорее всего, будет не соответствовать оптимальному уровню для экономики 2. Таким образом, инновационная деятельность нуждается в активной поддержке государства и регулировании рыночной экономики. Согласно «Руководству Осло», современная технологическая инновационная деятельность включает в себя следующие аспекты: НИОКР, приобретение "материальной" и "нематериальной" технологии, наладка и промышленный инжиниринг, промышленный дизайн новых технологических продуктов/ процессов, приобретение прочих капитальных активов и начало производства, маркетинг новых или улучшенных продуктов [3]. Если классифицировать инструменты государственной поддержки инноваций по механизму финансирования, то обобщенно можно выделить три вида поддержки: - финансирование государственных исследовательских программ (государственных организаций) и общая поддержка инновационной инфраструктуры. - прямое финансирование негосударственных компаний через выдачу грантов, займов или субсидий, направленных на проведение инновационной деятельности, или же заключение контрактов на проведение НИОКР для государства. - фискальное стимулирование негосударственных компаний 3. Эффективность применения методов государственной поддержки зависит от текущего уровня инновационной активности, ее основных источников, наличия/отсутствия структурных перекосов в экономике и других факторов. Необходимо отметить, что фискальное стимулирование инноваций в РФ на современном этапе по сравнению с другими видами государственной поддержки, на наш взгляд, развито совершенно недостаточно. Наличие налоговых стимулов обладает двумя наиболее важными преимуществами по сравнению с другими инструментами государственной поддержки:
С учетом крайне низкой инновационной активности в РФ на данном этапе, общее стимулирование аспектов инновационной деятельности, на наш взгляд, является более предпочтительным, чем адресные инвестиции государства. Фискальное стимулирование в РФ предусмотрено на законодательном уровне (Статья 66 Налогового кодекса предусматривает инвестиционный налоговый кредит). К сожалению, при оценке эффективности его использования, как и при оценке других аспектов фискальной политики, возникает ряд сложностей, связанный с недостатком открытых и подробных данных для исследования. Можно выделить следующие методы исследования эффективности системы налогообложения по типу используемых данных [5]: 1) анализ макроэкономических агрегированных показателей. 2) анализ фактических данных о деятельности отдельных компаний за прошлые периоды; 3) анализ ставки возврата гипотетической инвестиции – Return-on-Investent Ratio. Для анализа используются нормативные условия и ставки налогообложения, установленные законодательством, с учетом стоимости финансирования и других релевантных факторов. Макроэкономические агрегированные показатели, а также нормативные ставки налогообложения являются доступными для исследования. Особый практический интерес поэтому представляют данные о деятельности отдельных компаний за прошлые годы, так как их анализ позволяет определить реальное налогообложение отдельных отраслей (что необходимо при анализе инновационной активности в стране). Являются ли необходимые данные доступными для исследования? Обобщенно, эффективное налогообложение предприятий (с учетом фискальных стимулов) рассчитывается по формуле: Т.к. выбор показателя налогооблагаемой базы зависит от цели исследования, в общем случае желательно наличие показателей всего баланса и отчета о прибылях и убытках, агрегированных для отдельных отраслей и по величине компаний. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее важные показатели налогооблагаемой базы: 1) баланс (позиция баланса P1300) , уставной капитал (Р1410). Характеризует активы компании, что важно при расчете налогов, связанных с имуществом. 2) Валовой оборот (позиция баланса – "Выручка от реализации" (P2010)). Этот показатель важен при анализе налогообложения и налоговых льгот отдельно по налогу на добавленную стоимость (с учетом того, что НДС приносит около 50% доходов консолидированного бюджета РФ). 3) Валовая оперативная прибыль (позиция баланса – "прибыль (убыток) от продаж" (P2050)). 4) Сальдированная прибыль (позиция баланса "Прибыль (убыток) до налогообложения" (Р2140)). Показательность расчета эффективной ставки налогообложения как отношения суммы уплаченных налогов к сальдированной прибыли зависит от цели исследования. Такой расчет не очень показателен для предприятий нефинансового сектора, так как учитывает кроме оперативной прибыли: 1) эффект схем амортизации, которые часто сами являются средством стимулирования (например, применение схем ускоренной амортизации для определенных видов активов). 2) результат финансовой деятельности организаций. В случае, если исследуется деятельность нефинансовых организаций, то результат финансовой деятельности искажает реальное эффективное налогообложение основной деятельности предприятий. Это, наоборот, является положительным моментом при исследовании организаций- венчурных инвесторов, так как именно финансовая сфера является их основной сферой деятельности. Тем не менее, для проведения исследований сектора венчурного капитала все равно необходимо выделять эффект амортизации (т.е. необходимо наличие агрегированного показателя "Амортизация" (Р5640) ), причем в этом случае необходимо отдельное выделение показателей налогооблагаемой базы сектора венчурного финансирования в рамках финансового сектора. Таким образом, можно выделить следующий (неполный) набор показателей, необходимых для качественного исследования фискального стимулирования инновационной деятельности предприятий. Таблица. Основные показатели, необходимые для исследования эффективного налогообложения и фискального стимулирования предприятий.
Данные фактические показатели (за исключением объемов налоговых льгот) приводятся в статистических источниках, однако уровень агрегированности данных слишком большой (как правило, в масштабах страны) и максимум по двум показателям. Представляется, что оптимальным было бы следующее одновременное разбиение агрегированных данных: а) по секторам экономики (аналогично разделению отраслей, принятому в сборниках Госкомстата, или более подробно - с использованием отраслевых классификаторов); б) по регионам страны и уровням бюджета; в) по инновационно-активным и обычным предприятиям, согласно существующему определению Госкомстата; г) по размеру предприятий. Можно использовать существующее на данный момент в РФ разбиение на обычные и малые предприятия, но данная классификация является всего лишь одним из возможных вариантов. Одним из ее недостатков является недостаточная подробность – отсутствуют градации "средние" и "крупные" предприятия. Другой возможный вариант - классификация, аналогичная существующей или новой класификации Еврокомиссии. До января 2005 г. комиссией ЕС предприятие признается относящимся к малым или средним, если оно: имеет меньше 250 сотрудников, а также либо оборот < 40 млн. Евро, либо балансовую стоимость активов < 27 млн. Евро 4. В новой классификации ЕС, вступающей в силу с 1 января 2005 г. изменены пороговые значения, и введены дополнительные разделения на малые и сверхмалые предприятия, но сам принцип разделения остается неизменным5. В России граничные значения показателей, конечно, должны быть иными и соответствовать реалиям российской экономики. Использование данной классификации предприятий облегчило бы сопоставимость результатов исследований в РФ с результатами в других странах. Насколько же доступны необходимые для исследования данные при условиях, заданных выше? Показатели, характеризующие базу налогообложения, могут быть получены из сведений ГМЦ Госкомстата РФ по финансовой отчетности компаний, разбитые практически по всем необходимым показателям. Единственным недостатком этой информации является то, что она предоставляется только за деньги. Показатели, характеризующие налоговую нагрузку представлены в открытых статистических источниках значительно хуже, нежели показатели базы налогообложения. В настоящее время нет единой классификации экономики по отраслям. В статистических сборниках при характеристике отраслевой структуры ВВП выделяются одни отрасли, в налоговой отчетности – другие. Это обстоятельство затрудняет проведение отраслевого анализа, и в частности, расчет налогового бремени по отраслям. В этих условиях Министерством по налогам и сборам РФ была введена «система показателей для наблюдения за ходом реализации налоговой политики», которая представляет собой свод отчетов, составляемых на региональном уровне с разной периодичностью (как правило, ежемесячно или ежеквартально). В отчетах указываются региональные показатели собираемости налогов, их структуре, задолженности по налогам и сборам в федеральный и региональные бюджеты, в том числе и данные о (фактически единственной на данный момент) фискальной форме стимулирования инновационной деятельности – инвестиционном налоговом кредите (форма отчета N 4-НМ). Это, несомненно, большой шаг вперед по созданию единой системы национальных счетов, однако с точки зрения исследователя можно выделить следующие недостатки данной системы отчетов: 1) исходя из формы отчетов, данные агрегируются по регионам и/или видам налогов, налоговых льгот. Однако в любом случае отсутствует разбиение по секторам экономики, даже самое грубое (например, промышленность/ финансы), а также отсутствует классификация по степени инновационной активности предприятий и их размеру6. 2) Доступность данной отчетности для широкого круга пользователей. На настоящий момент даже существующие данные МНС по реализации налоговой реформы, в полном виде не публикуются ни МНС, ни другими ответственными ведомствами – министерством финансов, Госкомстатом. Данные о состоянии задолженности в бюджет, структуре собираемых налогов публикуются либо по регионам, либо по видам налогов, а прочее разделение на данный момент отсутствует. Данные об объемах же предоставленных налоговых льгот – налоговых кредитах, инновационных налоговых кредитах и бюджетных ссудах – доступны в лучшем случае одной агрегированной цифрой как "льготы, выделенные бюджетом", без указания конкретных видов налогов, льгот и уровней бюджетов. Показатели и структуру собираемых налогов можно получить, исходя из данных Госкомстата7. Данные сведения предоставляются на основе балансовых отчетов компаний и могут быть классифицированы по регионам и отраслям экономики. Недостатком этой информации и в этом случае является отсутствие выделенных показателей налоговых льгот (что в принципе не удивительно, т.к. в стандартной отчетности предприятий они не выделяются). Так, показатель баланса "задолженность перед бюджетом" суммирует не только налоговые льготы, но и обычную задолженность перед бюджетом. То же самое касается показателя "бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование" – в отчетности в принципе отсутствует цель финансирования, что не позволяет судить о его инновационной направленности. Другим недостатком имеющихся данных Госкомстата является то, что в стандартной отчетности предприятий отдельно выделяется только налог на добавленную стоимость. Все прочие налоговые платежи суммируются под рубрикой "Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи" (Р2150). Подводя итоги, можно сказать, что имеющаяся классификация статистических данных не в полной мере удовлетворяет потребностям серьезных исследований фискального стимулирования и эффективного налогообложения инновационно активных предприятий, и предприятий, составляющих основу инновационной инфраструктуры страны. Следует отметить, что для полного анализа инновационной активности необходимо анализировать не только собственно "инновационно активные" предприятия, но и прочие предприятия, организации и институты, входящие в инновационную систему страны – ВУзы, исследовательские центры, венчурных инвесторов, центры поддержки малого и инновационного предпринимательства, и, самое главное, связи между ними. В то время, как данные о финансовом состоянии компаний достаточно хорошо структурированы и могут быть получены из Госкомстата РФ, развернутые данные о налогообложении отраслей экономики и секторов, важных с инновационной точки зрения, в рамках данных отраслей практически отсутствуют. Также практически отсутствует информация о вовлеченности частных лиц в инновационную деятельность – количество и структура по отраслям работающих людей с высшим образованием, участвующих в других образовательных программах. Таким образом, точность оценок эффективного налогообложения и фискального стимулирования инновационной активности будет недопустимо низкой для серьезного анализа. Список литературы:
1 Или «источников знаний», в терминологии Лундваля – см. например [1] 2 м.б. как выше, так и ниже оптимального – например, НИОКР с одной и той же целью может выполняться чересчур большим числом компаний одновременно. См. например [2] 3 Классификация Европейской Комиссии, приведена в сборнике [4] 4 http://www.eurexcel.org/sme.asp 5 http://www.eurexcel.org/sme_definition.pdf 6 Приказ по МНС РФ от 23 ноября 1999 г. N АП-3-09/370 «Об утверждении форм отчетности министерства российской федерации по налогам и сборам на 2000 год» 7 предоставляются Главным Межрегиональным Центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России по специальным запросам. |
1. Организационно методические указания Для России в настоящее время рост инновационной активности приобретает особое значение. Именно усиление инновационной активности... | Е. С. Пенчук 2009 г. Инновационный менеджмент рабочая программа Для России в настоящее время рост инновационной активности приобретает особое значение. Именно усиление инновационной активности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине инновационный менеджмент... Для России в настоящее время рост инновационной активности приобретает особое значение. Именно усиление инновационной активности... | Тема практического занятия Тема Возникновение и развитие налогообложения. Основные теории налогообложения | ||
Закон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения... Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5 | Технологическое обновление российской промышленности: приоритеты декларируемые и реальные1 В работе проведен анализ масштабов и характера затрат организаций промышленного производства на технологические инновации по типам... | ||
Плоская шкала налогообложения, ее недостатки В статье раскрываются недостатки плоской шкалы подоходного налога, приводится международный опыт системы налогообложения и предлагаются... | Тема Экономическая сущность налогов и основы налогообложения Назовите основные этапы развития финансовой системы, укажите их взаимосвязь с развитием налогообложения | ||
Тема Экономическая сущность налогов и основы налогообложения Назовите основные этапы развития финансовой системы, укажите их взаимосвязь с развитием налогообложения | 3. Проблемы оценки и анализа платежеспособности предприятия 7 Тема... «Финансовый анализ (продвинутый курс)» разработаны в соответствии с учебным планом и рабочей программой данной дисциплины, входящих... | ||
Инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии.... Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и... | Выбираем режим налогообложения – второй урок В этой статье рассмотрим упрощенную систему налогообложения (усн) и патентную систему налогообложения | ||
Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | Тема: средства, влияющие на функцию Доклад: «История изучения сердечных гликозидов. Растения, содержащие сердечные гликозиды. Биологические методы оценки активности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка | Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Методы обучения и воспитания: беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования поощрение (одобрение,... |