Скачать 201.95 Kb.
|
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Программа курса «Экономическое прогнозирование» Москва 2008 Программу курса разработала Ружинская Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент при участии Клинова Виленина Георгиевича, доктора экономических наук, профессора и Данильцева Александра Владимировича, доктора экономических наук, профессора. © Ружинская Т. И. © МГИМО (У) МИД России Раздел 1. Организационно-методический 1.1 Место курса в образовательной программе. Курс Экономическое прогнозирование предназначен для слушателей магистратуры по специальности экономика первого года обучения. Студенты должны владеть суммой знаний и навыков, предусмотренных курсами Экономическая конъюнктура в МЭО и Конъюнктура мировых товарных рынков. 1.2. Цели и задачи курса. В соответствии с назначением основной целью курса является приобретение студентами навыков прогнозирования тенденций развития мировых товарных рынков и различных процессов в экономическом развитии России, включая процесс развития внешней торговли. Приобретение навыков в исследовании и прогнозировании объектов, а также умение составлять основные схемы моделирования и прогнозирования внешних рынков и экономических процессов на микро- и макро-уровне, влияющих на конъюнктуру рынков, а также на выработку стратегий основных участников данных объектов. 1.3. Перечень образовательных результатов по итогам курса: Слушатели по итогам курса должны иметь следующие результаты: 1. владеть аналитическими компетенциями; 2. иметь навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации; 3. приобрести умение проводить сравнительный анализ и синтез (компаристика); 4. приобрести умение проводить прогнозирование, как научное исследование, а также понимание влияния будущего на настоящее; 5. умение использовать на практике результаты научных исследований. 1.4 Требования к уровню освоения курса. По окончанию изучения курса «Экономическое прогнозирование» слушатель должен формируемые общие и профессиональные компетентности): иметь представление о:
знать:
Уметь: - обрабатывать информацию и приводить ее к виду, удобному для анализа; - выявлять алгоритм эволюции тенденций в развитии народного хозяйства; - выявлять основные закономерности в экономическом развитии, основные тенденции в эволюции мирового хозяйства, мирового рынка ( рост численности населения, темпы прироста мирового ВВП, изменения в структуре мирового ВВП, динамике цен мирового рынка); - выявлять направления в экономической политике и ее воздействие на социально-экономические процессы;
- умении классифицировать факторы и показатели по силе и степени воздействия, а также по продолжительности воздействия;
1.5. Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков. Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен или дифференцированный зачет, презентация проведенных исследований выбранных объектов, который проводится в форме устного экзамена, выполнения итоговой письменной работы по различным аспектам прогнозирования. Экзаменационная оценка или дифференцированный зачет является итоговой по курсу и проставляется в приложение к диплому. Текущий контроль. В процессе изучения курса могут выполняться 3 промежуточные контрольные задания. Результаты выполнения этих заданий являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех заданий является обязательным для всех слушателей. Слушатели, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче экзамена (зачета). Раздел 2. Содержание курса 2.1. Организационно-методические данные курса.
2. 2. Тематический план курса
Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная 2.3. Содержание курса. Раздел 1. Прогнозирование длительных тенденций развития Тема 1.1. Цели и задачи прогнозирования длительных тенденций мирового хозяйства Разработка экономической и научно-технической политики. Экстенсивная и интенсивная составляющие экономического роста. Обеспечение занятости населения и повышение конкурентоспособности народного хозяйства. Тема 1.2. Основные закономерности НТП и их роль в формировании длительных тенденций с учетом влияния больших циклов Выбор и стимулирование перспективных направлений развития науки, техники и совершенствование отраслевой структуры хозяйства в увязке с фазами большого цикла конъюнктуры мирового хозяйства. Выявление предпосылок и последствий структурных кризисов. Воздействие структурных кризисов на развитие сырьевых и обрабатывающих отраслей хозяйства. Тема 1.3. Основные объекты и приемы прогнозирования Прогнозирование изменений ассортимента и качества продукции, соотношения цен и емкости рынка. Зависимость условий реализации продукции от темпов и пропорций развития всего воспроизводственного процесса. Схема воспроизводства. Рост дохода на душу населения и изменение структуры спроса. Раздел 2. Сценарный метод прогнозирования (среднесрочное прогнозирование) Тема 2.1. Теоретические предпосылки предвидения и системные принципы прогнозирования Теоретические предпосылки научного предвидения. Источники неопределенности в прогнозировании социально-экономического развития. Типы детерминации и их связь с абстрактной возможностью. Единичное и законы развития. Понятие «тенденции» и «тенденции тенденций». Свойства социально-экономических систем. Системные принципы прогнозирования. Тема 2.2. Принципы системного описания объекта и его структурная схема. Системные принципы описания объекта и его структурная схема. На примере выбранных слушателями объектов проводится системное описание каждого объекта. Слушатели учатся использовать в правильном ключе принцип цели, принцип информационного единства, принцип согласования критериев, принцип многоуровневого описания объекта, принцип последовательного разрешения неопределенностей. Занятия проводятся с использованием методики «кейс-стади». Тема 2.3 Предсценарный этап прогнозного исследования Сущность сценарного метода прогнозирования. Принцип последовательного разрешения неопределенности. Порог сложности, Параметры описания и индикаторы состояния. Потенциал системы. Содержание предсценарного этапа. Тема 2.4 Методика построения сценариев. Структурирование проблемы и построение системы «состояние-факторы» Построение и порядок заполнения матрицы «состояние-факторы» по выбранному слушателями объекту, демонстрация подходов к построению – набор и классификация воздействующих на объект факторов. Понятие базового сценария. «Трубка» прогнозирования. Тема 2.5. Методика оценки надежности и достоверности составленных прогнозов, оценка качества прогноза Исследование сценарием на правдоподобность (логическая непротиворечивость, система допущений, определение областей возможных значений параметров). Методы и формулы оценки надежности прогноза, его экономической эффективности. Содержание итогового документа. Раздел 3. Краткосрочное прогнозирование конъюнктуры товарных рынков Тема 3.1 Краткосрочные колебания цен, роль товарной биржи, использование показателей биржевой деятельности в прогнозировании Источники информации, сбор и обработка данных, требования к информации, Основные требования к прогнозам. Сфера применения краткосрочного прогнозирования. Роль товарной биржи. Тема 3.2 Общий обзор методов краткосрочного прогнозирования, применение, использование элементов цикличности Основные факторы, определяющие краткосрочные изменения цен. Особенности применение методов краткосрочного прогнозирования. Методы слежения за трендом, использование элементов цикличности. Тема 3.3 Графические методы прогнозирования, сущность и возможности Особенности краткосрочного и сверхкраткосрочного прогнозирования. Скользящие средние, их сущность, особенности применения. Техника прогнозирования. Метод чартов. Его сущность, возможности и техника применения. 2.4.Самостоятельная работа слушателей Виды самостоятельной внеаудиторной работы. Внеаудиторная работа слушателей включает обязательное проведение исследований и разработку прогнозов по всем разделам и отдельным темам курса, выбор объектов для исследования производится по выбору студента и под руководством преподавателей, а также выполнение отдельных заданий в процессе семинарских и практических занятий и повторение лекционного материала, чтение рекомендованной литературы. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса. 3.1.Критерии оценки знаний – высшие баллы выставляются тем слушателям, которые выполнили все виды самостоятельных работ на должном уровне в соответствии с требованиями и методикой написания данных работ, активно участвовали в работе семинарских и практических занятий, показали высокий уровень знаний по данному курсу. Оценка знаний производится на коллегиальной основе, поскольку возможно разделение лекционного материала и семинарских занятий по разделам курса различными лекторами, специализирующихся по отдельным аспектам. 3.2. Примерные темы рефератов, курсовых работ, проектов, др. Самостоятельные обзоры: 1. Выявление перспективных отраслей производства (новых больших технологических систем). 2. Интенсивность исследований, разработок и нововведений на различных направлениях. 3. перспективы изменения конкурентоспособности стран и фирм. 4. Прогнозирование темпов мирового экономического развития. 5. Изменения веса в мировой экономике стран разного уровня развития. 6. Прогнозирование отраслевых и структурных кризисов. 7. Темпы экономического роста стран разного уровня развития. 8. На примере рынков (компьютеров, информационных технологий, отдельных мировых рынков, различных процессов, характеризующих экономическое развитие) произвести описание объекта прогнозирования. 9. Построить матрицу «состояние-факторы» по выбранному для исследования объекту. 10. Построить «трубку» прогнозирования основных показателей, характеризующих формирование и развитие выбранного объекта. 11. Сценарный метод прогнозирования отдельных отраслей народного хозяйства (страна по выбору слушателя). 12. Сценарный метод прогнозирования внешней торговли Россию. 13. Сценарный метод прогнозирования отраслей страны, ориентированных на экспорт производимой продукции. 14. Сценарный метод прогнозирования отраслей страны, производящих продукцию с учетом большой доли импорта тех или иных составляющих при производстве продукции. 15. Сценарный метод прогнозирования внутреннего рынка страны с учетом экспорта или импорта в данном рынке. 16. Влияние биржевой торговли на формирование цен на рынке. 17. Использование показателей биржевой деятельности в экономическом прогнозировании. 18. Анализ основных фигур, интерпретация результатов анализа. 19. Графическая интерпретация результатов прогноза. 20. Технический анализ рынков товаров и услуг. 3.3.Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
3.4.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников. I раздел:
I I раздел:
I I I раздел:
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса 4.1. Список учебно-лабораторного оборудования. Компьютерная аудитория кафедры МЭО и ВЭС. Интернет-ресурсы. 4.2. Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний слушателей. Обязательно приводится название программного продукта, его разработчика. Программный продукт прикладывается к УМК и является его неотъемлемой частью. |
Программа дисциплины «Теория и прогнозирование валютного курса. Политика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | Рабочая программа по дисциплине Прогнозирование и планирование в налогообложении Охватывают основной материал изучаемого курса | ||
Рабочая программа по дисциплине Прогнозирование и планирование в налогообложении Охватывают основной материал изучаемого курса | Прогнозирование и планирование в налогообложении Рабочая программа учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование в налогообложении» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Д. В. Лазутина Налоговое планирование и прогнозирование Д. В. Лазутина Налоговое планирование и прогнозирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления... | Программа по дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложении» «Прогнозирование и планирование в налогообложении» составлена в соответствии с учебным планом соответствующих специальностей. Она... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Годы», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия... | Рабочая программа дисциплины опд. Р. 1 Экономическое развитие тюменской... Примерная программа дисциплины «Экономическое развитие Тюменской области» составлена в качестве дисциплины регионального компонента... | ||
Реферат отчет по нир на тему: Разработка и внедрение подсистемы ситуационного... Моделирование экономических систем, демография и трудовые ресурсы, долгосрочное прогнозирование, ситуационное прогнозирование и индикативное... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «международное экономическое... Пояснительная записка | ||
Экономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального... ... | Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс) образован в ноябре 1989 г. В настоящее время... | ||
Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс) образован в ноябре 1989 г. В настоящее время... | Доклад Экономическое воспитание Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62... Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция» | Территориальный орган по чеченской республике (чеченстат) социально-экономическое положение Социально-экономическое положение Чеченской Республики в 2013 году: Доклад Территориального органа Федеральной службы государственной... |