Скачать 99.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Европейский учебный институт ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЕС: СТРАНОВОЙ АСПЕКТ Москва 2007г. Примерная программа дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЕС: СТРАНОВОЙ АСПЕКТ» в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра. Автор (составитель): Макаренко А.В., ст. преподаватель Кафедры экономической теории МГИМО(У) Рассмотрено и принято на заседании Ученого совета Европейского учебного института при МГИМО(У) МИД России «___» ____________ 2007 г. (Протокол № ___) Директор Европейского учебного института при МГИМО (У) МИД России ____________ М.Л.Энтин Программа дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЕС: СТРАНОВОЙ АСПЕКТ» является оригинальной авторской разработкой нового курса. В Министерстве образования Российской Федерации нет типовой программы по этому курсу. I. Организационно-методический раздел 1.1. Цель курса: Формирование целостного представления об особенностях развития экономик отдельных стран в связи процессом интеграции в рамках ЕС, освоение отдельных методологических подходов при проведении историко-экономических исследований. 1.2. Задачи курса:
1.3. Место курса в профессиональной подготовке: Содержание данного курса включает историко-экономический анализ западноевропейской интеграции. Курс ставит целью дать слушателям систематические знания относительно специфики развития экономик стран-членов ЕС на микро- и макроэкономическом уровнях. Изучение дисциплины должно обеспечить понимание особенностей интеграции в рамках ЕС и роли ЕС в мировом хозяйстве. 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: После успешного прохождения курса слушатели должны знать:
должны уметь:
1.5. Методы обучения: В курсе предусматривается использование различных методов обучения. Наиболее важные теоретические вопросы будут рассмотрены в ходе лекций и проблемных дискуссий. Практические навыки будут разрабатываться при помощи следующих методов: обсуждение ситуаций, выполнение контрольных заданий. II. Содержание курса 2.1. Темы и их краткое содержание Тема 1. Западноевропейская интеграция. Экономические союзы в исторической ретроспективе: Делосский союз, Левантийская и Ганзейская торговля, Британское Содружество, Стерлинговый блок, ЕОУС, ЕАСТ, Евратом, СЭВ. Создание ЕС. Сущность и основные этапы перехода к экономическому союзу. Основные принципы единого рынка: свобода перемещения товаров, свобода перемещения капиталов, свобода перемещения лиц, свобода предпринимательства. Унификация экономической политики ЕС. Унификация аграрной политики. Унификация промышленной политики. Унификация транспортной политики. ЭВС. Тема 2. Экономика Франции. Особенности хозяйственного развития в 1950-1960-х гг. Индикативное планирование. «Открытая экономика». «Индустриальный императив» Ш. де Голля. Франция и европейская интеграция. Факторы социально-экономического развития. НИОКР. 1980-е гг. - «десятилетие приватизации». Структура экономики. Сфера услуг. Финансово-кредитный сектор. Переход к единой валюте. Франция в системе мирового хозяйства. Перспективы роста. Тема 3. Экономика Германии. Экономические развитие Германии после Второй мировой войны. Реформы Л. Эрхарда. Особенности национальной экономической модели. Социальное рыночное хозяйство. Отраслевая структура экономики. Сфера услуг. Районные различия: Север, Юг и Восток (“новые земли”). Переход к единой валюте. Внешнеэкономические связи. Перспективы развития. Тема 4. Экономика Великобритании. Особенности экономического развития в середине XX в. Послевоенная национализация. Англия и «Общий рынок». Коренные перемены в экономике в 1980-х гг. Экономическая политика правительства М. Тэтчер. Отраслевая структура экономики Великобритании на современном этапе. Неолиберальная, англосаксонская модель развития. Великобритания и ЭВС. Место Великобритании в мировой торговле, перспективы развития. Тема 5. Экономика Италии. Экономическое развитие Италии в середине XX в. Италия и европейская интеграция. Отраслевая структура экономики. Сфера услуг. Переход к единой валюте. Внешнеэкономические связи. Перспективы развития. Тема 6. Экономика малых развитых стран ЕС и менее развитых стран ЕС. Показатели экономического развития малых стран ЕС. «Нишевые производства». “Скандинавская модель”. Отраслевое развитие менее развитых стран ЕС: Испания, Португалия, Греция. Проблемы и перспективы. Тема 7. Региональная политика ЕС. ЕС в мировом хозяйстве. Цели и задачи региональной политики. Особенности государственного вмешательства в развитие регионов. Конкурентоспособность - движущая сила регионов. Торговые отношения со странами Средиземноморья, со странами Африки, со странами Карибского и Тихоокеанского региона, со странами Латинской Америки, со странами Азии, с США, с Японией. Отношения ЕС с Россией и странами СНГ Тема 8. Перспективы расширения рамок ЕС. ЕС и страны Центральной и Восточной Европы. Индивидуальная «стратегия присоединения». Концепция «разных скоростей». "Плюсы" и "минусы" присоединения к ЕС. Экономические последствия расширения для стран-членов ЕС. 2.2. Тематика рефератов, курсовых и выпускных работ 1.Выгоды и недостатки от членства в ЕС на примере конкретной страны-члена ЕС (по выбору). 2.Сравнительный анализ состояния экономик двух стран, претендующих на присоединение к ЕС (по выбору). 3. "Плюсы" и "минусы" присоединения к ЕС на примере страны, претендующей на членство в ЕС. 4.Экономические последствия расширения ЕС за счет стран Восточной и Центральной Европы. 5.Может ли модель ЕС быть рекомендована для использования в других регионах мира. Методические рекомендации для подготовки письменных работЗначение работы. Письменная работа позволяет выработать умение логично и грамотно излагать свои мысли, закрепить и углубить знания по экономической истории ЕС. Выбор темы. Тема письменной работы выбирается слушателями самостоятельно на основе перечня, предлагаемого выше. Подбор литературы. Список литературы зависит от избранной темы. Он должен включать монографии, статьи, статистические источники, нормативные акты. При подборе литературы желательно пользоваться самыми новыми источниками. Составление плана. План работы имеет большое значение для всестороннего развития темы. Он должен отражать основные смысловые этапы, однако не следует делать его слишком детализированным, чтобы текст не был раздробленным на мелкие смысловые единицы. В то же время план не должен быть слишком кратким, иначе он не даст представления о содержании работы. Написание работы. Работа должна быть логично построена, отражать собственную позицию автора, написана самостоятельно. Работа пишется либо от третьего лица единственного числа, либо от первого лица множественного числа. Следует избегать эмоциональных высказываний, Во введении определяется цель работы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, описывается круг источников по данной теме. В главах работы анализируются основные проблемы, указанные в плане. В заключении делаются самостоятельные выводы. В приложении выносится дополнительный материал (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.) Оформление работы. Большое внимание уделяется правильному оформлению работы. На титульном листе должны быть указаны полное название учебного заведения, тема работы, фамилия и инициалы автора, должность и ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя, год написания работы. На втором листе должен быть план работы с указанием страниц. Все цитаты, заимствования оформляются сносками. Список литературы составляется в алфавитном порядке, с указанием автора, названия источника и его выходных данных (год, место издания). Шрифт №14, Times New Roman, 1,5 интервал. III. Распределение часов по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Итоговое тестирование с оценкой (возможно проведение коллоквиума) V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Основная литература:
2. Дополнительная литература:
3. Периодическая печать: 1) журнал «Деньги» 2) журнал «Итоги» 3) журнал «МЭ и МО» 4) журнал «Эксперт» 5) газета «Ведомости» 6) газета «КоммерсантЪ» 7) газета «Экономика и жизнь» 8) Business Week 9) Economist 10) Financial Times 3. Интернет-ресурсы
|
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |