Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки





НазваниеЭкономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки
страница1/4
Дата публикации17.03.2015
Размер0.5 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
Чапиковский Денис Валерьевич

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2006

Диссертация выполнена на кафедре теории и практики государственного регулирования экономики экономического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет».


Научный руководитель:



доктор экономических наук, профессор

Сёмин Александр Александрович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Некрасов Виталий Николаевич




кандидат экономических наук,

старший преподаватель

Гельяно Анна Александровна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»


Защита состоится 24 октября 2006г. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, к. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан « » сентября 2006г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону ул. Горького, 88, экономический факультет РГУ, к. 209, диссертационный совет Д 212.208.02. Ученому секретарю.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент



Л.П. Малейко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Важнейшим условием и предпосылкой устойчивого развития Российской Федерации как основы сбалансированного решения социально-экономических задач является обеспечение экономической безопасности развития регионов России 1.

Экономическая безопасность субъектов Российской Федерации является основой национальной безопасности. Выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено федеративным устройством России. Региональный уровень экономической безопасности в системе национальной безопасности России является первостепенным. Россия - федеративное государство, оно (государство) состоит из своих административно-территориальных единиц – регионов, экономика России – это консолидация экономик регионов, отдельно от регионов экономики России не существует.

В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Важнейшим условием усиления опасностей развития регионов России вообще и Ростовской области в частности является процесс трансформации отечественной общественно-экономической системы и ее переход на рыночные принципы ведения хозяйства. Это обстоятельство, проявляющееся в отсутствии сформированного механизма управления опасностями, носящими системный характер и угрожающими экономике в целом, привело к обострению положения дел в ряде секторов хозяйства и, прежде всего, базовых отраслей, представленных инфраструктурными отраслями, здравоохранением, образованием, правоохранительной системой, что подрывает основу развития и обеспечения национальной безопасности регионов и страны в целом - воспроизводство главной производительной силы общества, - человека. Чрезмерные различия в условиях жизни населения высокоразвитых и дотационных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму, ухудшению экономической безопасности в отдельных регионах страны и в Российской Федерации в целом а, в конечном счете – к деградации основной части российского общества.

Поэтому стратегически важным для России в целях обеспечения экономической безопасности является повышение эффективности существующего регионального механизма обеспечения экономической безопасности, направленного на обеспечение условий саморегулирования экономики на основе свободной конкуренции и ликвидации опасностей регионального уровня, представляющих угрозу устойчивому функционированию общественной системы региона.

Первоочередной задачей обеспечения экономической безопасности в этом случае выступает создание регионального механизма обеспечения экономической безопасности, основной функциональной частью которого является ликвидация опасностей регионального уровня на основе управления инвестиционным механизмом региона.

Использование полученных результатов исследования элементов регионального инвестиционного механизма и созданных механизмов защиты экономических интересов региона позволит сформировать стратегию устранения угроз экономической безопасности и использования потенциала повышения эффективности существующего инвестиционного механизма для сохранения целостности и единства региональной экономики даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономической безопасности.

Степень разработанности проблемы. Проблемы инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности экономики в целом и регионального развития в частности вызывают сегодня повышенный интерес специалистов, что обусловлено трансформацией экономических и политических отношений в России. Свидетельством такого положения дел в рассматриваемой сфере является большое количество публикаций появившихся в последнее время в специальной литературе по этой тематике.

К разработкам, имеющим методологическое значение для исследования проблем инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности регионального развития относятся труды Бхадури А., Кейнса Дж. М., Коуза Р., Ласки К., Левчика Ф., Листа Ф., Маркса К., Мюнха Р., Мюрдаля Г., Оппенлендера К., Самуэльсона П., Смита А.

Общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности посвящены работы Л.Абалкина, А.Архипова, А.Городецкого, Н.Косолапова, К.Самсонова, В.Сенчагова, В.Тамбовцева и др. Выявлению, анализу и характеристики факторов дестабилизации и угроз экономической безопасности посвящены работы А.Большакова, Е.Бухвальда, Н.Гловацкой, А.Нестеренко, и др. Оценка экономической безопасности Российской Федерации осуществлена в исследованиях А.Илларионова, В.Медведева, и др.

Теоретические аспекты формирования экономической политики, управления экономикой, регулирования инвестиционных и инновационных процессов раскрываются в трудах: В.Архангельского, В.Баликова, В.Барда, А.Белоусова, А.Блохина, П.Бунича, Г.Бирмана, А.Водянова, С.Глазьева, Ю.Куренева, В.Красовского, Е.Олейникова, Б.Мильнера, Д.Палтеровича, Я.Рекитара.

Большинство исследований проблем экономической безопасности посвящено изучению ее национального уровня. Между тем социально-экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов Федерации являются основой национальной безопасности, а развитие российских регионов находится на такой стадии, когда на региональный уровень передаются дополнительные полномочия по определению социально-экономического развития. Региональный уровень экономической безопасности выделяют и исследуют В.Алешин, Б.Губин, А.Логвина, Ю.Любимцев, В.Овчинников.

Проблемы, связанные с повышением эффективности государственного управления социально-экономическими процессами и совершенствованию региональной политики современной России посвящены труды Н.Авдулова, В.Бутова, О.Белокрыловой, А.Гранберга, К.Гусева, В.Игнатова, В.Караваева, А.Понеделкова, Ю.Порошкиной, А.Радченко, исследованию оценки инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации – работы А.Шахназарова, И.Ройзмана, К.Гусевой, Н.Марковой.

Проведенные исследования в области экономической безопасности внесли большой вклад в разработку Концепции национальной безопасности, стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Тем не менее, инвестиционный механизм обеспечения экономической безопасности региональной экономики является в настоящее время недостаточно изученным, а ряд вопросов остается остро дискуссионным.

Необходимость повышения эффективности инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности региона, недостаточная проработка и практическая значимость данной проблемы предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель исследования состоит в обосновании необходимости развития и совершенствования системы обеспечения экономической безопасности региона на основе использования механизма инвестиционной поддержки в процессах ликвидации угроз экономической безопасности и развития приоритетных направлений экономики региона.

Цель исследования предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы, к ним относятся:

- выявление сущности экономической безопасности региона в стратегии устойчивого развития, определение ее императивов, пороговых индикаторов, позиционирование системы регионального развития в координатах существующих угроз;

- исследование природы и источников формирования ресурсов инвестиционной сферы обеспечения экономической безопасности региона;

- анализ инвестиционных методов обеспечения экономической безопасности на региональном уровне;

- исследование инвестиционного механизма как элемента управления устойчивостью региональной экономики;

- обоснование инвестиционной привлекательности как основного элемента инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности регионального развития;

- обобщение опыта совершенствования инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности региональной экономики за счет государственных инвестиций и определение путей повышения его эффективности.

Объектом исследования выступает механизм обеспечения безопасности региональной экономики с использованием методов инвестиционной поддержки.

Предметом исследования является совокупность отношений по поводу обеспечения экономической безопасности региональной экономики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы классиков экономической теории и, прежде всего, принципы системного подхода к рыночной экономике как саморегулирующейся системе представленных в исследованиях неоклассической школы, положения о необходимости государственного регулирования экономики, обоснованные в работах кейнсианцев, идеи о необходимости организации экономического взаимодействия посредством системы законов, норм и правил, сформулированных в рамках институционализма, труды ведущих российских ученых, посвященные проблемам экономической безопасности, региональным аспектам социально-экономического развития Российской Федерации, управлению экономическими и социальными процессами, регулированию инвестиционных и инновационных процессов; материалы научно-практических конференций по региональной политике и семинаров проводимых с органами государственной власти по управлению региональными инвестициями. Ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию регионального инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности сделан на основании непосредственного анализа и оценки социально-экономического положения Ростовской области и других регионов России, а также детального изучения собранных и обобщенных фактических данных, характеризующих существующие возможности по обеспечению экономической безопасности региона.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Решение поставленных задач основывается на принципах диалектической объективности, позитивного и нормативного подходов, индукции и дедукции. Применен системный подход к разработке проблемы в единстве его субъектно-объектного и функционально-структурного аспектов, а также использованы методы системного подхода, сравнительного анализа и рейтинговой оценки, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы: средние величины, табличный метод, моделирования и прогнозирования экономического процесса, методы историко-генетического, логического анализа.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, а также ее региональных подразделений, открытыми аналитическими материалами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и Министерства экономики Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, региональных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, агентства РосБизнесКонсалтинг, Центрального разведывательного управления США, фактическим материалом, опубликованном в зарубежной и отечественной научной литературе, периодической печати, а также размещенном в электронном виде на официальных сайтах сети Интернет.

Нормативная правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, гражданским, бюджетным и налоговым Кодексами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, а также законодательными и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании особенностей построения системы экономической безопасности региона, основным функциональным инструментом которой является инвестиционный механизм, обеспечивающий направленный процесс инвестирования, вектор которого задается не только и не столько складывающейся на рынке конъюнктурой определяющей прибыльность инвестиционного проекта, а значит и сферу его осуществления, а очагами угроз экономической безопасности регионального развития, что в свою очередь детерминирует роль и значение административных начал в содержании экономического механизма инвестиционных процессов не исключающих, а напротив дополняющих рыночную основу инвестиционной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту –

По специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность):

  1. Совокупность угроз, детерминированных рядом объективных и субъективных факторов, является неотъемлемой составляющей процесса функционирования региональной экономики как многоуровневой системы, содержание которой представляет собой единство и взаимодействие противоречивых явлений и процессов. С этой точки зрения угрозы экономической безопасности региональной экономики являются объективной закономерностью социально-экономической материи, а не спорадически возникающим явлением. Следовательно, угрозы региональной системы имеют фазы зарождения, вызревания и активной формы проявления, что делает необходимым и возможным построение системы управления по обеспечению экономической безопасности регионального развития.

2. Многоуровневая природа экономической безопасности региона не отменяет, а напротив, предполагает доминанту принципов системного подхода к определению ее сущности как процесса устойчивого функционирования экономической системы региона, в рамках которого отдельные ее элементы или их совокупность претерпевают под воздействием объективных или субъективных причин деформации, развитие которых до некоторого порога может привести к их гибели, что в свою очередь, создает угрозы безопасности функционированию системы в целом.

3. При всем многообразии причин и факторов возникновения и развития угроз существуют общие условия, наличие которых количественно и качественно усиливает очаги напряжения. Важнейшим условием усиления опасностей развития регионов России вообще и Ростовской области в частности является процесс трансформации отечественной общественно-экономической системы и ее переход на рыночные принципы ведения хозяйства. Это обстоятельство, проявляющееся в отсутствии сформированного механизма управления опасностями, носящими системный характер и угрожающими экономике в целом, привело к обострению положения дел в ряде секторов хозяйства и, прежде всего, базовых отраслей, представленных инфраструктурными отраслями, здравоохранением, образованием, правоохранительной системой, что составляет сегодня важнейшую внутреннюю причину генезиса угроз экономической безопасности.

4. Сложность и многоуровневость региона как социально-экономической системы определяет многоуровневую природу механизма обеспечения экономической безопасности регионального развития, когда на уровне первичного хозяйствующего субъекта господствующей является система саморегуляции и локализации угроз на основе рыночных принципов, а региональный уровень предполагает господство административно централизованных форм обеспечения экономической безопасности.

5. Инвестиционная составляющая обеспечения экономической безопасности регионального развития сама по себе представляет сложную систему организационно-экономических, институциональных и социально-политических инструментов, эффективное взаимодействие которых возможно только в рамках единого механизма. Причем этот механизм сочетает в себе как рыночные формы мониторинга и локализации угроз и напряжений, возникающих на микроуровне, так и административно-централизованные формы аккумулирования инвестиций для обеспечения социально-экономической безопасности региона в целом.

6. Соотношение административных (централизованных) и рыночных форм и методов функционирования механизма экономической безопасности региона определяется не только условиями экономической системы, но и состоянием экономики региона с позиций экономической безопасности и уровня «зрелости» рыночных институтов. Очевидно, что на современном этапе осуществления реформ в России роль и значение государственной инвестиционной политики по обеспечению экономической безопасности в регионе является определяющей.

По специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью):

1. Инвестиционный механизм обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы в целом и регионального развития в частности представляет собой совокупность организационных, экономических и институциональных форм и методов превращения сбережений в факторы производства в тех сферах и видах деятельности состояние и динамика которых образуют очаги напряжения и воспроизводства угроз безопасности экономического развития.

2. Если в основе динамики инвестиций как таковых лежат объективные макроэкономические показатели, определяющие значение предельной эффективности или производительности капитала, а, следовательно, сферы и отраслевую направленность инвестиционных процессов то в основе инвестиций как инструмента обеспечения экономической безопасности регионального развития кроме условий прибыльности лежат параметры, которые определяются критериями безопасности как составной части устойчивого развития. Иначе говоря, инвестиционный механизм обеспечения экономической безопасности регионального развития представляет собой направленный процесс движения инвестиционных ресурсов, вектор которого определяется координатами точки как центра (очага) угроз функционирования экономики региона.

3. Целевая направленность инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности регионального развития обусловливает возможность его построения при наличии ряда условий, важнейшим из которых является выявление пороговых значений развития опасностей региональной экономики или мониторинг и диагностика точек или очагов угроз экономической безопасности. Неслучайно программа государственного регулирования инвестиционного механизма экономической безопасности регионального развития предполагает особую роль субъективного (административного) фактора, а методы создания экономических стимулов для инвесторов посредством кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики должны быть дополнены с тем, чтобы инвестиции осуществлялись в направлении ликвидации или локализации социально-экономических угроз.

4. Для построения и функционирования инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности регионального развития необходима структурная перестройка системы управления региона посредством создания специального подразделения, задачей которого является разработка, координация и реализация программ обеспечения экономической безопасности регионального развития и, прежде всего, управление инвестиционными потоками, направленными на выявление и локализацию угроз и напряжений, возникающих в экономике региона.

5. Исследование инвестиционного климата регионов позволяет решить задачи развития регионов на различных уровнях экономики государства: на микроуровне – при управлении инвестиционным механизмом на региональном и местном уровне, формировании направлений привлечения внутренних и внешних инвестиций в целях обеспечения экономической безопасности регионального (муниципального) развития; на макроуровне - при сравнительной диагностике территорий и разработке на федеральном уровне мер обеспечения экономической безопасности регионального развития; - на мезоуровне – при формировании сбалансированной экономически устойчивой региональной системы.

6. Многоуровневая природа экономической системы региона детерминирует иерархию уровней экономической безопасности региона, что определяет особенности форм и методов инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности региона. Так на уровне региона в целом приоритетная роль в обеспечении функционирования инвестиционного механизма обеспечения экономической безопасности должна принадлежать субъективному (административному) фактору, который, не отрицая рыночную основу инвестирования, играет доминирующую роль в определении направлений инвестирования для локализации (ликвидации) угроз имеющих значение для экономики региона в целом и обеспечении источников инвестиций, как из централизованных фондов, так и за счет внутренних источников бизнеса создавая дополнительные стимулы. Уровень отрасли и предприятия предполагает доминирование рыночных форм и методов осуществления инвестиций в «болевые точки» за счет внутренних или заемных ресурсов. При этом субъективные (административные) и рыночные формы инвестиционного механизма экономической безопасности региона не исключают, а взаимодополняют друг друга. Так, например, мониторинг угроз экономической безопасности региона, осуществляемый региональной властью, может служить бизнесу при выработке им рыночной стратегии управления экономической безопасностью.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconОценка инвестиционной привлекательности региона с учетом индекса предпринимательских настроений
В последние 20 лет исследования инвестиционной привлекательности регионов появились во многих странах мира, в том числе и в России...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПолитическая безопасность современного российского государства: состояние и механизм обеспечения
Социальная безопасность: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. М. М. Хохлова. Красноярск: юи красГУ, 2003. 28...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПрограмма научно-исследовательской работы 17 Фактическое ресурсное...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки 080101 «Экономическая безопасность» 6
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Руф Ю. Н. Экономическая безопасность. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080101. 65 Экономическая...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconИнвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации
Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПрименение информационных технологий в инвестиционной сфере
Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconКафедра Экономической теории Дисциплина "Экономическая теория" (раздел микроэкономика)
Администрация региона Х ввела запрет на вывоз бананов со своей территории (бананы – главный продукт потребления жителей региона)....
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconАннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности...
«Экономическая безопасность», специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПрограмма курса “ Национальная экономическая безопасность России”...
Курс Национальная экономическая безопасность России предназначен для студентов старших курсов экономических факультетов (V курс мэо,...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПрименение it в инвестиционной сфере Выпускная работа по «Основам...
Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconУчебно-методический комплекс: рабочая программа для студентов специальности...
Викторова Н. В., Зылёва Н. В. Отраслевые особенности бухгалтерского учета: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconСовершенствование методов оценки инвестиционной деятельности в транспортно-экономических...
Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: управления инновациями и инвестиционной деятельностью
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconКонкурентоспособность региона: тенденции формирования, оценка, механизм реализации
Диссертация выполнена на кафедре теории рынка экономического факультета фгоу впо «Южный федеральный университет»
Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оценка конкурентных преимуществ Дальнего Востока и Байкальского региона: потенциал и факторы роста, экономические приоритеты, региональные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск