Скачать 350.78 Kb.
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Программа дисциплины «Социальная статистика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по социальной работе по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Социальная статистика изучает количественные аспекты динамики общественных явлений, количественное распределение общественных явлений, устанавливает особенности их размещения в пространстве. Систематически наблюдая за явлениями общественной жизни, социальная статистика характеризует их изменения во времени и пространстве, динамику этих изменений. Явления общественной жизни отличаются взаимообусловленностью и подвижностью. Изменение одних явлений предопределяет изменение других. Социальная статистика определяет количественное выражение связей между явлениями. Таким образом, социальная статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений, их структуру, динамику и взаимосвязь, выявляя действующие в них массовые закономерности. Сущность анализа массовых явлений определяется наличием определенных закономерностей (их и называют статистическими), которые не могут быть обнаружены на небольшом числе фактов. Социальная статистика выявляет закономерности больших чисел, например, благосостояния и культурного уровня населения, взаимоотношений между общественными группами и т.д. Изучение основ социальной статистики ориентировано на достижение следующей цели: формирование основы использования количественных показателей для диагностики социальной ситуации клиентов социальной работы и групп населения. 1.2 Задачи изучения дисциплины Цель реализуются последовательным решением следующих задач:
Студент бакалавриата в области социальной статистики должен: знать: основные теоретические положения социальной статистики; единицы измерения и систему показателей статистически значимых фактов и явлений социальной жизни; иметь представление о существующих методах получения статичтической информации, методах ее анализа и интерпретации; уметь: отделять в практической деятельности частные случаи от общих закономерностей; описывать социально-статистические закономерности и тенденции; представлять статистическую информацию в наглядном виде; использовать методы получения, анализа и обработки статистической информации; владеть: навыками анализа количественного аспекта явлений общественной жизни; обоснования теоретических положений данными социальной статистики; навыками использования основных источников информации по социальной статистике, навыками применения полученных знаний в практической деятельности социального работника. 1.3 Межпредметная связь В основании успешного освоения курса социальной статистики лежат в первую очередь дисциплины, позволяющие выявить сущность социальных процессов и их взаимосвязей, то есть социология, антропология, политология, социальная экология. Не менее важны для освоения курса социальной статистики навыки и умения, полученные в процессе прохождения курса математики, экономики и демографии. Знания, полученные в ходе изучения курса истории социальной работы, востребованы в дисциплинах: прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, социальная политика, управление в социальной работе; а также в дисциплинах, связанных с изучением организации работы территориальных служб в конкретном этническом, культурном и правовом пространстве. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. Общая характеристика социальной статистики Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,2 (6) на самост. работу Тема 1. Социальная статистика как научное направление и учебная дисциплина Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,2 (6) на самост. работу Темы: 1. Социальная экология как научное направление и учебная дисциплина 0,1 (2) на самост. работу Понятие «социальная статистика». Предмет изучения социальной статистики. История развития российской социальной статистики. Современная организация статистики. Специфика объектов исследования социальной статистики. Взаимосвязь с другими науками. Основные понятия и категории социальной статистики. Статистический метод и его составные части: статистическое наблюдение, группировка, метод обобщающих показателей. Система статистических показателей, характеризующих уровень, структуру, динамику, взаимосвязи общественных явлений. Формирование системы статистических показателей, тенденции ее развития. Статистическое исследование: наблюдение, сводка и группировка, анализ. Статистическая информация, ее источники. Статистическое наблюдение: цель, объект, единица наблюдения, единица совокупности. Виды статистического наблюдения по трем признакам (охват единиц совокупности, систематичность наблюдений, источник сведений). Виды статистического наблюдения по организационным способам. Проблемы проведения и обобщения данных статистического исследования. Ошибки наблюдения. Ошибки регистрации. Ошибки репрезентативности. Методы проверки полноты и качества полученных данных. Допустимая погрешность. Государственные учреждения статистики. 2. Статистика видов деятельности Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,1 (4 ч.) на самост. работу Статистика занятости и безработицы. Источники данных о занятости. Уровни занятости и безработицы. Трудоспособное население. Экономически активное население. Минимальный и максимальный возраст экономически активного населения. Критерии выделения занятого населения и безработного. Полная, частичная и скрытая занятость. Трудовые ресурсы. Экономически не активное население. Безработица (фактическая и официально зарегистрированная). Трудоустройство населения. Структура обратившихся в службу занятости и её взаимосвязь с изменениями социально-экономической ситуации в стране. Структура занятости как критерий развития государства. Динамика занятости в России, Сибирском федеральном округе, Красноярском крае, г. Красноярске. Состав безработных. Причины потери работы. Безработица социально незащищенных слоев населения. Состав занятых. Сложность выполняемых функций и квалификация. Содержание труда. Критическая зона рынка труда. Статистика политической и общественной жизни. Объект статистики политической и общественной жизни как количественные показатели структуры государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и политики, политических норм, политического сознания, политической и правовой культуры. Задачи и структура. Источники данных. Децентрализованность статистики политической и общественной жизни. Показатели статистики: статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти; статистика государственного управления и самоуправления; статистика политических и массовых общественных организаций; статистика осуществления политических прав граждан и прав личности. Исторические особенности развития статистики политической и общественной жизни в РФ. Графические представления данных. Анализ результатов в динамике. Характеристика общественного мнения как способа проявления общественного сознания и как отражения мнения большинства социальных групп населения. Особенности процесса формирования общественного мнения и его анализ. Статистическое выделение актуальных проблем общественной жизни. Модуль 2. Статистика уровня и качества жизни Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,2 (10 ч.) на самост. работу Раздел 1. Показатели и динамика уровня жизни Ауд.: 0,1(2 ч.) + 0,1 (5 ч.) на самост. работу Темы: 3. Исторические и территориальные аспекты определения уровня жизни Ауд.: 0,1 (1 ч.) + 0,1 (2 ч.) на самост. работу Факторы влияния в определении уровня жизни. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Социальные нормативы и потребности. Системы показателей и общая оценка уровня жизни. Статистика социальной структуры общества. Концепция человеческого капитала и человеческого потенциала. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала. Понятие национального богатства, сущность и состав. Национальное имущество, его состав классификации и группировки по основным признакам. Природная рента. Трастовый фонд как современная форма накопления и распределения природной ренты. Тенденции в динамике уровня жизни в современных российских условиях. Уровень жизни в различных государственных образованиях. 4. Изучение доходов и расходов населения Ауд.: .: 0,1 (1 ч.) + 0,1 (3 ч.) на самост. работу Статистика потребления товаров и услуг. Показатели формирования и динамики доходов населения. Потребление населения и его законодательное регулирование. Источники данных о потреблении населения. Методы изучения дифференциации потребления. Прожиточный минимум и потребительский бюджет. Потребительская корзина. Динамика потребления и потребительских цен. Индекс потребительских настроений. Модели потребления. Статистика цен потребительского рынка, изучение инфляции. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания. Источники данных. Характеристика жилищных условий. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры. Рынок жилья. Расходы на жилье в бюджете семьи. Структура жилищного фонда. Инфраструктура рынка жилья. Индикаторы-регуляторы. Раздел 2. Интегральный показатель качества жизни Ауд.: 0,1 (3 ч.) + 0,2 (10 ч.) на самост. работу Темы: 5. Теоретические подходы к определению качества жизни Ауд.: 0,1 (1 ч.) + 0,1 (5 ч.) на самост. работу Объективная и субъективная составляющая качества жизни. Неоднозначность качества жизни. Сравнительный анализ оценок качества жизни различными группами населения разных стран. Международное сотрудничество в области развития человеческого потенциала. Формирование общеевропейского представления о качестве жизни. 6. Практические аспекты использования показателей качества жизни Ауд.: 0,1 (2 ч.) + 0,1 (5 ч.) на самост. работу Статистика свободного времени. Бюджет времени населения как условие развития человека и условие удовлетворения его потребностей. Структура бюджета времени для различных социально-демографических групп. Элементы классификации в суточном бюджете времени. Свободное время населения как часть внерабочего времени. Показатели использования свободного времени. Прибавочное рабочее время. Санитарная статистика как количественная характеристика состояния и изменения здоровья населения. Показатели здоровья населения (демографические, заболеваемости, самооценка населения). Динамика показателей. Особенности Российской Федерации и условность показателей. Различия между развитыми и развивающимися странами. Источники данных. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг. Группы показателей. Безопасность окружающей среды. Производственный травматизм. Клиническая статистика. Факторы риска. Социально значимые связи показателей клинической статистики. Статистика уровня образования, рекреации и досуга. Уровень грамотности и уровень образования населения. Понятие о функциональной неграмотности. Международные классификации и системы показателей в статистике образования. Показатели уровня образования в стране. Дифференциация уровней образования по социальным группам. Российская система образования. Дошкольное образование, среднее общее образование, профессиональное образование. Развитие системы обучения. Два подхода к учету системы обучения. Изучение социально-профессиональной ориентации старшеклассников. Обеспечение населения информацией о рекреационных и досуговых услугах. Потребление населением услуг образования, культуры, искусства. Статистика отдыха, туризма, физической культуры и спорта. Демографическая статистика. Население и значение его статистического изучения. Характеристики состава населения. Информационная база. Группировки населения и система показателей размещения и динамики населения. Методы изучения динамики состава населения. |
Кафедра статистики Программа дисциплины Экономическая и Социальная статистика Тема Статистическое наблюдение. Методы систематизации и обобщения информации. Средние величины | Рабочая программа дисциплины «финансовая статистика» Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001 | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина Правовая статистика Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001 | Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Статистика» Учебная дисциплина «Статистика» является специальной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математическая статистика и теория вероятностей» Целью освоения дисциплины «Математическая статистика и теория вероятностей» являются | Рабочая программа дисциплины «c оциальная политика и социальная защита» Основные задачи изучения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» формулируются следующим образом | ||
Методичекские рекомендации по дисциплине б. 5 Теория вероятностей... Целями освоения дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика являются | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | ||
Требования к реферату Цель написания реферата состоит в расширении кругозора студентов, приобретение знаний и навыков исследовательской и практической... | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих... | ||
Практикум по конометрике: Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2008 Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001 | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Курсоваяработ а по дисциплине «статистика» на тему: «Статистика кредитов и расчетов» Статистическое изучение связи оборачиваемости краткосрочного кредита с совокупной оборачиваемостью оборотных средств |