Скачать 1.05 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____ Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____ ПРОГРАММА дисциплины ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Направление подготовки: 030600.62 История Квалификация (степень): Бакалавр истории Составитель: кандидат исторических наук, доцент Ашихмин И.Л. 2012 год Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Этнология и социальная антропология» Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования № _732 от 16. 12. 2009___ по направлению подготовки 030600.62 История Протокол № __11___ от ___3 июня__2012 г. Зав. кафедрой______________________ Т.Н.Гелла (подпись) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД) Протокол №_____ от ____ __________2012 г. Председатель научно – методического совета _______________ (подпись) АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫДисциплина “Этнология и социальная антропология” относится к профессиональному циклу ООП, его базовой части. Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает этнология и социальная антропология. Данный курс призван раскрыть как главные и общие закономерности исторического развития народов мира, так и их наиболее важные этнические особенности. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по этнологии и социальной антропологии должно составлять изучение фактического материала. Поэтому в ней большое место отводится вопросам этногенеза и этнической истории народов, их этническому сознанию и самосознанию, хозяйству, материальной и духовной культуре, особенностям быта, семейных и общественных отношений. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, позволяющие дать наиболее точную этническую характеристику отдельным народам и народностям. Особое внимание в программе уделяется народам России, характеристике которых посвящен отдельный раздел. Цель дисциплины “Этнология и социальная антропология” – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, историей этнологической науки, а также дать студентам представление о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов мира. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по этнологии, понять ее связь с другими историческими дисциплинами. Задачами курса “Этнология и социальная антропология” являются: – проанализировать роль этнического фактора в мировой истории, этнических процессов (интеграционных, ассимиляционных, центробежных и др.), межэтнических конфликтов и путей их возможного разрешения, основных тенденций этносоциального и этнодемографического развития в мире. – познакомить студентов с основными этнологическми источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем этнологической науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации. – сформировать представление об основных этапах становления этнографической науки и показать ее современный уровень развития в России и за рубежом. – сформировать целостное представление о современных народах мира. В ее основе – классификации народов, основанные на критерии их культурной близости, а не государственной принадлежности. – выработать у студентов умения интегрировать этнографическую информацию со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе, сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы. – сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической, работы с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками). – воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям народов, входящих в состав Российской Федерации, а также сформировать толерантного отношения к представителям разных культур, рас и конфессий. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Этнология и социальная антропология” относится к базовой части профессионального цикла ООП. До изучения данной дисциплины студенты знакомятся с ней лишь частично в школьных курсах всеобщей истории, истории России, географии, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам, как «Иностранный язык», «Культурология», «Археология», «Первобытное общество», «История России» и «История древнего мира» В результате освоения материалов по этим дисциплинам студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса дополнительно к выше указанным должен обладать следующими новыми общекультурными компетенциями (ОК): способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2) (начальный уровень); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (OK-14); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) (начальные навыки). Студент дополнительно к выше указанным должен обладать следующими новыми профессиональными компетенциями (ПК): способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5) (начальные навыки); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10) (начальные навыки); способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13) (начальные навыки). В результате изучения дисциплины студент должен:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
|
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | ||
Виды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология... | Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Этнология и социальная антропология Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета по направлению подготовки 030600. 62 История | Программа по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности... ... | ||
Программа дисциплины «Социальная антропология» для направления подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Социальная антропология учебно-методический коплекс С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с | ||
Рабочая программа дисциплины «Социальная антропология» | Рабочая программа учебной дисциплины социальная и культурная антропология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Конспект лекций по дисциплине социальная антропология Лекция 1 2 Термин "Антропология" Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | Рабочая программа дисциплины «социальная антропология» «постоянных человеческого существования» и особенностей проживания их людьми в условиях реформирующейся России | ||
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» Оценочные средства диагностирующего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы обучающихся | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу» |