Скачать 0.69 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.2., ОПД.В.2 «Гендерология и феминология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности "040101- Социальная работа" "040104-Организация работы с молодежью" Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.) Зав. кафедрой ____________ (Синкевич И.А.) 2012 РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины 1.1. Автор-составитель программы: Тузова О.Н., канд. психол. наук, доцент, Иванов А.Н., канд. пед. наук, доцент 1.3. Пояснительная записка Курс "Гендерология и феминология" предназначен для обучения студентов по специальности 040101 "Социальная работа" и является новой дисциплиной в образовательном стандарте, впрочем как и сама наука. Необходимость изучения данной дисциплины обусловлена изменениями социальных ролей мужчин и женщин в современном обществе. Существование политических, экономических, религиозных и социальных разделений между мужчиной и женщиной, которые складывались на протяжении многих столетий, не должны мешать эффективному взаимодействию между полами. Изучение мужчин и женщин как субъектов общества породило ряд научных подходов, которые рассматриваются в предлагаемом курсе. Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология, социальная антропология, психология личности и социальная психология, философия, политология, культурология и др. Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по темам, список литературы, темы рефератов. Темы, представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а так же наиболее известным современным учебным пособиям. Программа состоит из четырех разделов. В первом разделе "Введение в гендерологию" дается понятие гендерологии как науки, рассматриваются проблемы пола в историческом контексте. Раскрываются объект, предмет, цели и задачи гендерологии. Во втором разделе "Мужчины и женщины как субъекты общества" представлен теоретический анализ категорий маскулинности и феминности. Рассмотрена проблема социализации. В третьем разделе "Введении в феминологию" рассматриваются женский вопрос и его эволюция, проблемы женского движения, половозрастные характеристики и социальный статус женщин. Четвертый раздел "Гендерные аспекты социальной работы" практикоориентирован. Изучаются гендерный подход в системе здравоохранения, гендерно-ориентированная социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию Цель учебного курса можно определить как теоретическое обоснование необходимости учета гендерных различий в социальной работе, поскольку понимание жизни человеческого общества, согласно Е.П. Кораблиной, невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности. Основные задачи программы состоят в том, чтобы:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Должны уметь:
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу Практические занятия Тема 1. Гендерология как наука План 1. Становление гендерологии как науки. 2. Понятия "гендер", "пол"- общее и различное. 3. Объект, предмет, задачи гендерологии. 4. Основные методологические подходы анализа. 5. Дифференциация полов: половой диморфизм и половой символизм. Вопросы 1. Какой смысл вкладывается в понятие "гендерные исследования"? 2. В чем причина возникновения гендерных исследований? 3. Что является объектом и предметом гендерологии? 4. Какова методология гендерологии? Основная литература 1. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А.Р.Усмановой. Минск: Пропилен, 2000.
Дополнительная литература
Тема 2. Проблема пола в историческом контексте План
Вопросы 1. Как формировались взгляды на предназначение женщин и мужчин в истории западной философии?
4. Идеи каких философов вам импонируют и почему? Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Гендерные теории и направления гендерных исследований План
Вопросы 1. Каким образом представлена идея о дифференциации половых ролей в теории структурного функционализма? 2. Как трактуется половое неравенство в конфликтологической парадигме? 3. Как устанавливается господство мужчин над женщинами с точки зрения марксистских и неомарксистских теорий?
6. Что значит "конструировать гендер"? 7. Почему гендер является стратификационной категорией? 8. Кто является автором теории гендера как культурной метафоры? 9. Какие теории гендерной системы вы знаете? Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 2. Мужчина и женщина как субъекты общества |
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы:... Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому,... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»... Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу | Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов,... Автор составитель канд психол н., доцент, зав кафедрой специальной психологии асо (ксюи) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Конфликт в организациях» Автор программы: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук мггу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии. Социология» Автор программы: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук мггу | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психология А. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы... ... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу» | Отечественная история В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» |