Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология»





НазваниеРабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология»
страница1/4
Дата публикации08.03.2016
Размер0.69 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Факультет истории, экономики и управления

Кафедра истории, философии, культурологии и МП



УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________ /Ф.И.О./

__________ _____________ 201__г.


Рабочая программа дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

Гауч О.Н.

Код и направление подготовки

050100.62 – Педагогическое образование

Профиль подготовки

«История, обществознание»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Тобольск

2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)

Рег. номер: ___________________________________________________________________

Дисциплина: ___________Социальная и культурная антропология_____________________

Учебный план: ________________________________________________________________

Автор:___________к.фил.н., доцент Гауч О.Н._____________________________________

Кафедра:___истории, философии, культурологии и МП______________________________


Содержание


1.

Цель и задачи освоения дисциплины

4

2.

Место дисциплины в структуре ОП ВПО

4

3.

Требования к результатам освоения дисциплины

4

4.

Структура и содержание дисциплины

5

4.1

Содержание разделов дисциплины

5

4.2

Структура дисциплины

6

5.

Образовательные технологии

8

6.

Самостоятельная работа студентов

10

7.

Компетентностно-ориентированные оценочные средства

10

7.1

Оценочные средства диагностирующего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы обучающихся

10

7.2

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы обучающихся

11

7.3

Оценочные средства промежуточной аттестации

22

8.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

26

9.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

27

10.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

27

11.

Паспорт рабочей программы дисциплины

28


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать целостное видение человека как существующего в культуре и ее творящего.

Задачи:

- познакомить с основными териями и результатами эмпирических исследований этнической и кросс-культурной антропологии;

- использование современных научно обоснованных приёмов, методов, средств обучения;

- формирование представления о феномене культуры в антропологическом аспекте;

- использование философского и социологического материала в обосновании своей мировоззренческой и гражданской позиции;

- формирование собственной позиции и умения ее аргументировать;

- формирование представлений о культуре в современном мире;

- формирование специализированного знания о собственном жизненном мире, социокультурной деятельности человека;

- выполнение самостоятельной научной и научно-методической работы в области социологии культуры;

- осуществление анализа собственной деятельности с целью её совершенствования и повышения своей квалификации;

- представить панораму становления и изучения культурно-антропологических идей, их связь с теоретическими размышлениями о структуре культуры;

- дать представление об этнокультурном разнообразии человечества.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Социальная и культурная антропология» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла – Б3.В.ДВ.6.2 «Профессиональный цикл».

Для освоения дисциплины «Социальной и культурной антропологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Этики и эстетики», «Исторического краеведения», «Философия», подготавливающих восприятие и понимание данного курса. Осваивая курс «Социальная и культурная антропология», студенты параллельно изучают базовые курсы «Современная научная картина мира», «Архивоведение», составляющие основу исторического знания.

Программа дисциплины предполагает изучение теории и социологии культуры в соответствии с системой понятий и категорий исторических дисциплин; интегративный характер дисциплины предполагает комплексное рассмотрение явлений общечеловеческой культуры на базе целого ряда гуманитарных дисциплин: истории, философии, эстетикой и другими частными дисциплинами исторического цикла.

Изучение дисциплины «Социальная и культурная антропология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. Дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

– способен анализировать, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

– особенности этапов развития социокультурной антропологии;

– специфику становления и развития западной и отечественной антропологии;

–трактовку предмета антропологии культуры в работах классиков западной философской мысли;

– сущность феномена «культура» и отличать его понимание в социологии, культурфилософии, антропологии.

Уметь:

– сравнивать точки зрения на предмет антропологии культуры в трудах современных западных и отечественных авторов;

– уметь анализировать в критическом ключе точки зрения на метод антропологии культуры.

– квалифицированно использовать средства, методы и приёмы антропологического исследования культуры.

Владеть навыками:

– антропологического анализа культурной жизни социальных коллективов и общностей в реальной профессиональной работе;

– выступать в качестве заказчика антропологических исследований в сфере управления современной индустрии культуры;

– анализировать качественные и количественные данные, полученные в результате комплексных антропологических исследований культурной жизни и наследия как общества в целом, так и отдельных сообществ.

  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 48 часов, выделено на контактную работу с преподавателем, и 6 часов - КСР.

4.1. Структура дисциплины

Таблица 1.1. Структура дисциплины (очная форма обучения)



п/п

Наименование раздела дисциплины

Сем-р

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

КСР

1

Культурная и социальная антропология: история, теория и методология вопроса

9

6

8

2

14

2

Антропосоциогенез: происхождение человека и общества

9

12

12

2

10

3

Язык. Культуротворчество народов мира: миф и религия

9

4

4

2

10

4

Социальная и культурная антропология: перспективы развития

9

2

-




10




Итого

144

24

24

6

54


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2. Содержание дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Культурная и социальная антропология: история, теория и методология

Предпосылки формирования научной социальной (культурной) антропологии, ее соотношение со смежными дисциплинами, основные этапы развития. Предмет социальной (культурной) антропологии и ее понятийный аппарат; концепт культуры. Исследовательские объекты социальной (культурной) антропологии. Факторы, обуславливающие развитие социальной (культурной) антропологии. Предпосылки формирования научной социальной (культурной) антропологии, ее соотношение со смежными дисциплинами, основные этапы развития.

Человек как объект культурологического исследования. Смысложизненная проблематика в античной философии и этике. Проблемы человека в теологически ориентированной философской мысли в средние века: Бог и человек, добро и зло, вера и знание.

Гуманизм Возрождения. Ранний утопический коммунизм. Томас Мор. Томазо Кампанелла. Становление философской антропологии в Европе и в России в ХVII в. Активная роль субъекта познания и бытия в философии И. Канта, И. — Г. Фихте, Ф. Шеллинга. Проблема самосознания (рефлексии) в учении Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Человек в социально-философской концепции К. Маркса. Антропологизм в русской философии ХIХ – начала ХХ в. Проблемы индивидуальности и соборности (К. Кавелин, В. Соловьев, Л. Карcавин). Идеи Богочеловечества и Богочеловека в философии В. Соловьева и Н. Бердяева. Русский антропокосмизм и его основные виды. Проблемы свободы и смысла жизни (Н. Бердяев, С. Франк, Е. Трубецкой, Р. Иванов-Разумник). Проблема социальности и индивидуальности в русском позитивизме начала ХХ в. (М. Ковалевский, П. Сорокин). Роль народных масс и личности в истории (народники, Г. Плеханов, В. Ленин).

Предпосылки становления дисциплины – теории Л. Моргана, Ф. Энгельса, Э. Тэйлора. Диффузионистское направление (Ф. Ратцель, К. Старке, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). «Теория культурных кругов», «Венская школа» В. Шмидта. Фрейдизм в этнографии. Объяснение табуации и тотемизма. Вклад К. Юнга. Школа Э. Дюркгейма. М. Мосс и теория дара. Л. Леви-Брюль – его вклад в культурантропологию. Исследование коллективного сознания, закона партиципации, ментальных функций. Функционалистское направление. «Аргонавты Тихого океана» как начало науки культурантропологии. Теория потребностей, дуальная организация и мифология. Основные принципы функционализма. А. Реджинальд и А. Радклифф-Браун. Сходства и различия Малиновского и Брауна. Школа Ф. Боаса. Общественно-политические взгляды Боаса – антирасизм. Культурно- релятивиствкие идеи. Вклад Боаса в науку, его ученики. Теория паттернов культуры – Р. Бенедикт. Культура и детство – М. Мид. Соотношение этнологии, культурологии, социологии в работах Мид. Особенности американской традиции антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, А. Голденвейзер, М. Херсковиц). Возрождение эволюционизма. Теория Л. Уайта. Выделение Уайтом науки – культурологии. Многолинейный эволюционизм (Л. Уайт, М. Саллин). Символическая антропология К. Гирца. Метод насыщенного описания. Исследование системы социальных отношений и разнообразия культур в этнометодологии Г. Гарфинкеля. Социосемантика Дж. Мида, Э. Эриксона. Отечественная этнография – восемь этапов развития от «Повести временных лет» до первых научных этнографических сообществ Н. Миклухо-Маклая, Д. Анучина, А. Пыпина.

Советская этнография – ее вклад в развитие культурантропологии. Теоретическое наследие Л. Штернберга, С. А. Токарева, Ю. Бромлея, А. Арутюнова, Д. С. Лихачева. Современная культурная антропология – исследования А. О. Бороноева, Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова, А. К. Байбурина.

2

Антропосоциогенез: происхождение человека и общества

Человек как основная проблема антропологии. Человек во времени и пространстве. Предпосылки понимания разнообразия культур, созданных человеком. Антропогенез и социогенез. Расообразование и история расселения народов. Концепции происхождения человека Ф. Энгельса, Б. Поршнева, Я. Линдблада, А. Ачильдиева.

Проблема человека как центральная проблема гуманитарных наук XX века. Этногенез. Этнос и общество. Этнология. Этапы развития науки этнологии. Община, племя, этнос. Концепция Ю. Бромлея. Концеция Л. Гумилева. Демос, народность, нация. Проблема этногенеза в современной науке. Этнология – истоки и основные этапы развития. Соотношение психологии, этнологии и культурной антропологии в решении проблемы этногенеза. Понятие этноса, народности, нации. Понятие этногенеза. Соотношение этнологии, психологии, антропологии, социологии в исследованиях этносов. Основные этапы становления человечества. Теория этноса Ю. В. Бромлея.

Динамика социального развития. Основания и формы социальных объединений людей. Тотем и табу. Формы обмена и происхождение власти. Формы коммуникации в примитивных обществах. Социальная дифференциация и интеграция. Общественные взаимосвязи и проблемы выделения социальных общностей. Индивидуализация и вовлечение. «Я – Мы – Они». Социально-культурные регулятивы. Культура как ценностно-нормативная система.

Универсальность института брака, его роль. Запрет инцеста, избегание инбридинга. История развития института брака и семьи (историко-культурный экскурс). Основные типы современного брака и семьи. Передача прав и имущественный обмен. Семья и ее состав. Будущее семьи и социокультурное развитие. Гендерность. Современные гендерные исследования.

Неродственные формы социального объединения в истории. Возрастные культуры. Разнообразие культурных форм детства, юношества. Детство, юношество, старость в различных культурах. Основные социальные условия интеграции и дифференциации. Возрастной символизм и возрастные субкультуры. Гендерная идентичность в общественной системе. Половой диморфизм и культуральные понятия мужественности и женственности. Мужская и женская социализация и инкультурация. Гендер как инструмент социологического анализа, культурной интерпретации, как семиотический инструмент. Базисные способы формирования института пола и закрепление половых идентификаций.

3

Язык. Культуротворчество народов мира: миф и религия

Социальное и культурное воспроизводство. Общество как социальная целостность. Общий социальный порядок и трансляция социального опыта отдельных страт. Общая характеристика механизмов трансляции социального опыта.

Социализация как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Воспитание как составляющая процесса социализации. Первичная и вторичная социализация. Институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Инкультурация. Аккультурация.

Антропология религии: особенности предмета и подхода. Социологические теории религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс). Проблема мифологического сознания. Ритуальная практика: жертвоприношение, магия, гадание, колдовство, молитва. Периодические обряды: обряды перехода, инициация, обряды интенсификации. Религиозные специалисты: шаман, предсказатель, колдун, маг, жрец, пророк. Религиозная организация: церковь и секта, деноминация и культ.

Институт брака и социальное пространство. Эндогамия и экзогамия. Понятие и типы семьи. Структуры родства. Родство и свойство. Системы филиации. Группы однолинейного и билатерального происхождения. Наследование имущества и статуса. Дуальная организация. Системы брачных союзов. Ограниченный и генерализированный обмен. Понятие генеалогии. Типы терминологий родства. Системы родства и социальная структура. Ритуальное родство. Социальная конструкция половой дифференциации. Пол и социализация. Мужественность - женственность. Репродуктивность. Сексуальность. Занятость и домашний труд.

4

Социальная и культурная антропология: перспективы развития

Современные проблемы культурантропологии. Глобальные перемены и антропология в современном мире. Роль мультикультурализма. Конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и понимания «своей» и «чужой» культур. Роль культурантропологии в формировании мировоззрения социальной, религиозной, ценностной терпимости, в создании условий для социокультурного взаимодействия. Проблема межкультурной коммуникации в мире глобальности. Новые противоречия человеческого бытия, связанные с информатизацией и виртуализацией. Плюрализм в современной культуре: позитивные и негативные тенденции. Социокультурные функции в образовательной деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная и культурная антропология

Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология»
Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке,...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconЦелями освоения дисциплины Социальная антропология являются
Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconПрограмма по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности...
...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа дисциплины «Социальная антропология»

Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconПрограмма дисциплины «Социальная антропология» для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconСоциальная антропология учебно-методический коплекс
С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа дисциплины «социальная антропология»
«постоянных человеческого существования» и особенностей проживания их людьми в условиях реформирующейся России
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа дисциплины Культурная антропология Направление...
Цели дисциплины – исследовать процесс взаимоотношения культуры и человека, становления человека как творца и феномена культуры, культурирования...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины социальная антропология

Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconРабочая программа социальная антропология наименование дисциплины...
«общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины «социальная и культурная антропология» iconКонспект лекций по дисциплине социальная антропология Лекция 1 2 Термин "Антропология"
Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск