Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/7
Дата публикации06.03.2015
Размер0.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра философии и социологии

АНТРОПОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 040101.65 "Социальная работа",
Квалификация - специалист по социальный работе

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен к.филос.н., доцентом Л.П. Рычковой

Обсужден на заседании кафедры философии и социологии

«_14_»_февраля_2008 г.
Заведующий кафедрой А.М. Гендин

д.ф.н., профессор, член-корр. РАО
Одобрено научно-методическим советом специальности «Социальная работа»
«___»____________2011 г.

Председатель НМСС
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «АНТРОПОЛОГИЯ» с другими дисциплинами специальности 040101.65 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

на 2011/12 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

гендерология и феминология, геронтология, семьеведение,

этнология, социальная работа

социальной педагогики и социальной работы

В курсе антропологии большее внимание уделить философским: мировоззренческим и методологическим вопросам

-

лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2011__/_2012______учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.Титульный лист в связи с переименованием КГПУ им. В.П.Астафьева

2.Карта литературного обеспечения обновлена.
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

"_10__"_сентября ____ 2012__г., протокол № _1_______

Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой философии и социологии

проф., д.филос.н. Гендин А.М.
10 сентября 2012 г.


Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 13 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-14 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 16 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 19 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 21 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 24 стр.

  5. Вопросы к зачёту 65 стр.

  6. Тематика рефератов 68 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Антропология» для студентов очной формы обучения по специальности 040101.65 "Социальная работа" состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Антропология».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Антропология», который представлен различными тестами, заданиями практического и исследовательского, проблемного характера, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам и обеспечить практический смысл изучения студентами данной дисциплины. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области логики.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной антропологии для социальных и гуманитарных специальностей, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Рабочая тетрадь в виде заданий для рейтинг-контроля по каждой из изучаемых тем рабочей программы представлена в электронном виде на сайте "Киберос_портал".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АНТРОПОЛОГИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 040101.65 "Социальная работа" утверждён 10.03.2000 г. Дисциплина «Антропология» согласно требованиям первого образовательного стандарта данной специальности является частью курсов общепрофессиональной подготовки федерального компонента цикла дисциплин и поэтому обязательна для изучения.



ОПД.Ф00



Федеральный компонент





ОПД.Ф.1


Антропология.

Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике.

Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек - личность - индивидуальность.

Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.

Проблемы девиантности развития человека.

Антропологические основания социальной работы.



108

Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области антропологии;

2) способствует дальнейшему формированию антропологической культуры студентов, индивидуально-личностному, адресному подходу к людям;

3) осуществляет подготовку будущих специалистов к ведению профессионально-педагогической и научно-исследовательской деятельности в области социальной работы, а также к организационно-политической работе и консультированию.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений о предмете антропологии, об основных направлениях и подходах в антропологии и антропологической экспертизе;

- приобретении знаний об основных методах и приемах антропологического исследования,анализа и сравнения,представлений о критериях нормального человеческих проявлений и развития.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП.

Изучение естественных (особенно общей биологии, зоологии и анатомии человека) и обществоведеческих и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе, а также вузовский курс философии предшествует изучению курса «Антропология». В качестве особой науки интегративного характера антропология исследует человека с точки зрения законов становления и развития его физического, психического, этнокультурного, социального и духовного потенциала в родовом и индивидуально-личностном воплощениях. становления, развития и саморазвития его физического, психического, этнокультурного, социального и духовного потенциала в родовом (всеобщем), общественном (общем), групповом (частном) и индивидуально-личностном (единичном) воплощениях.

Курс антропологии обладает высоким научно-гуманистическим и культурно-воспитательным потенциалом, необходимым для качественной подготовки высокопрофессиональных специальности в области социальной работы.

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Антропология», будет использоваться в дисциплинах "Гендерология и феминология", «Геронтология», «Семьеведение» и др., в процессе написания контрольных, курсовых и дипломной работы по специальности в той части, где требуется понимание и учет антропологических оснований социальной работы.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области антропологии.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. овладение студентами основами понятийного аппарата антропологии, знание основных направлений и подходов в качестве этапов ее развития;

  2. знакомство с актуальными проблемами современной антропологии, ее влиянием на гуманитарные процессы;

  3. формирование целостного представления о человеке в мире, понимание соотношения его многообразных свойств и способностей.

Технология процесса обучения по дисциплине «Антропология» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена.
Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Базисные проблемы антропологии
Тема 1. Предмет антропологии

Предмет антропологии. Краткая история становления научных представлений о предмете и методе антропологии.

Основные проблемы и направления развития антропологии: эволюционная, физическая, психологическая, культурная, социальная, этническая, гендерная, возрастная, философская и др.

Антропология и другие науки о человеке. Антропологические основания социальной работы.
Тема 2. Эволюционная антропология

Предмет эволюционной антропологии. Эволюционизм как методологическая основа решения проблемы антропогенеза. Антропогенез: основные факторы этапы и становления и эволюции вида homo sapiens. Уникальность человека как биологического вида.

Проблема полиморфизма homo sapiens. Характер эволюции человека современного вида.
Тема 3. Физическая (соматическая) антропология

Предмет физической антропологии. Основные понятия, проблемы и направления развития физической антропологии. Проблемы популяционной и экологической антропологии. Конституционная антропология. Основные подходы и критерии к соматическому типированию в современной антропологии.

Медицинская антропология: основные факторы здоровья и проблема продолжительности жизни.

Значение физической антропологии в структуре антропологического знания,
Тема 4. Психологическая антропология

Предмет психологической антропологии. Место психологической антропологии в системе антропологического знания и ее взаимодействие с психологией и другими науками о человеке.

Специфика человеческой психики, место бессознательного в ее структуре. Проблемы психологической типизации. Взаимосвязь темперамента и характера, психического и соматического. Проблема одаренности.

Медицинские и экологические аспекты психологической антропологии.
Модуль 2. Социокультурные проблемы антропологии
Тема 5. Культурная антропология

Предмет культурной антропологии, ее основные понятия и подходы к проблемам. Человек как субъект и объект культуры. Генетика, поведение и культура. Культурные факторы человеческого разнообразия. Творчество, свобода, риск и ответственность. Инкультурация, аккультурация, маргинализация, девиация. Культура повседнености. Девиации. Роль современной массовой культуры в духовном кризисе человечества.
Тема 6. Социальная антропология

Предмет социальной антропологии, основные понятия и методы. Человек как субъект и продукт социальной жизни. Специфика социальности человека, типы и формы ее развития.

Личность и общество. Социализация и индивидуализация, эгоизм и альтруизм, конформизм и нонконформизм.
Тема 7. Этническая антропология

Междисциплинарный характер предмета, понятий и методов этнической антропологии. Эволюционные, физические, психологические, культурные и социально-экономические и политические проблемы этнической антропологии. Современные концепции этногенеза. Понятия расизма и национализма. Этнические особенности возрастного и полового развития.
Тема 8. Гендерная антропология

Половой диморфизм как исходная причина различения "мужского" и "женского" начал в человеческом бытии. Пол и гендер. Культурно-историческая заданность признаков фемининности и маскулинности и проблемы их эволюции в современных социальных условиях.
Тема 9. Возрастная антропология

Предмет, основные проблемы, понятия и методы возрастной антропологии. Возрастная изменчивость и закономерности становления, взросления, мужания и угасания человека. Акселерация, децелерация и депривация как проблемы возрастного развития.

Тема 10. Философская антропология

Предмет, основные понятия и методы философской антропологии. История философской рефлексии на тему "человек": человек как экзистенция, как ценность. Основные философские модели человека. Философский смысл рождения, жизни и смерти.

.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск