Документ предоставлен КонсультантПлюс
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
17 марта 2000 года
В.Д.ШАДРИКОВ Номер государственной
регистрации
234 эк/сп Вводится
с даты утверждения ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061100 - МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР 1. Общая характеристика специальности
061100 - Менеджмент организации 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.3.3. Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
- управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
1.4. Менеджер может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством", а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее полное (общее) образование, среднее специальное образование. Для образовательной программы второго образования - высшее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к образовательной программе подготовки
выпускника по специальности "Менеджмент организации" 3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.
Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму
содержания образовательной программы по специальности
061100 - Менеджмент организации
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные
дидактические единицы <*>
| Всего
часов на
освоение
учебного
материала
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| ФИЛОСОФИЯ.
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура
философского знания.
Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия,
самоорганизация бытия. Понятия материального
и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие,
диалектика. Детерминизм и индетерминизм.
Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины
мира.
Человек, общество, культура. Человек и
природа. Общество и его структура.
Гражданское общество и государство. Человек
в системе социальных связей. Человек и
исторический процесс; личность и массы,
свобода и необходимость. Формационная и
цивилизационная концепции общественного
развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и
ненасилие. Свобода и ответственность.
Мораль, справедливость, право. Нравственные
ценности. Представления о совершенном
человеке в различных культурах. Эстетические
ценности и их роль в человеческой жизни.
Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание
и личность. Познание, творчество, практика.
Вера и знание. Понимание и объяснение.
Рациональное и иррациональное в
познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление,
логика и язык. Научное и вненаучное знание.
Критерии научности. Структура научного
познания, его методы и формы. Рост научного
знания. Научные революции и смены типов
рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы
современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии
будущего
|
|
| <...>
речи в изучаемом языке;
основные особенности полного стиля
произношения, характерные для сферы
профессиональной коммуникации; чтение
транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и
терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах
словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию без искажения смысла при
письменном и устном общении общего характера.
Основные грамматические явления, характерные
для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного
стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая
речь с использованием наиболее
употребительных и относительно простых
лексико-грамматических средств в основных
коммуникативных ситуациях неофициального и
официального общения. Основы публичной речи
(устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные
прагматические тексты и тексты по широкому и
узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений:
аннотация, реферат, тезисы, сообщения,
частное письмо, деловое письмо, биография
| 340
| ГСЭ.Ф.03
| КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и
история культуры. Теоретическая и прикладная
культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры,
культурные коды, межкультурные коммуникации,
культурные ценности и нормы, культурные
традиции, культурная картина мира,
социальные институты культуры, культурная
самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры.
Восточные и западные типы культур.
Специфические и "серединные" культуры.
Локальные культуры. Место и роль России в
мировой культуре. Тенденции культурной
универсализации в мировом современном
процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные процессы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
| ГСЭ.Ф.04
| ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
Сущность, формы, функции исторического
знания. Методы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического
источника. Отечественная историография в
прошлом и настоящем: общее и особенное.
Методология и теория исторической науки.
История России - неотъемлемая часть
всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого
переселения народов. Проблема этногенеза
восточных славян. Основные этапы становления
государственности. Древняя Русь и кочевники.
Византийско-древнерусские связи. Особенности
социального строя Древней Руси.
Этнокультурные и социально-политические
процессы становления русской
государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI -
XII вв. Социально-политические изменения в
русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда:
проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и
Азии. Специфика формирования единого
российского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания
российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического
развития России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального
землевладения. Крепостное право в России.
Мануфактурно-промышленное производство.
Становление индустриального общества в
России: общее и особенное. Общественная
мысль и особенности общественного движения
России XIX в. Реформы и реформаторы в
России. Русская культура XIX века и ее вклад
в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация общественных процессов.
Проблема экономического роста и модернизации.
Революции и реформы. Социальная трансформация
общества. Столкновение тенденций
интернационализма и национализма, интеграции
и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России.
Российские реформы в контексте общемирового
развития в начале века. Политические партии
России: генезис, классификация, программы,
тактика.
Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.
Гражданская война и интервенция, их
результаты и последствия. Российская
эмиграция. Социально-экономическое развитие
страны в 20-е гг. НЭП. Формирование
однопартийного политического режима.
Образование СССР. Культурная жизнь страны в
20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной
стране и его последствия. Социально-
экономические преобразования в 30-е гг.
Усиление режима личной власти Сталина.
Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие,
общественно-политическая жизнь, культура,
внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Холодная война.
Попытки осуществления политических
и экономических реформ. НТР и ее
влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание
кризисных явлений.
Советский Союз в 1985 - 1991 гг.
1991 гг. Перестройка. Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской
государственности (1993 - 1999 гг.). Россия
на пути радикальной социально-экономической
модернизации. Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
| ГСЭ.Ф.05
| ПРАВОВЕДЕНИЕ.
Государство и право. Их роль в жизни
общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности.
Международное право как особая система права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в
современном обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной
закон государства.
Особенности федеративного устройства России.
Система органов государственной власти в
Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения.
Физические и юридические лица. Право
собственности.
Обязательства в гражданском праве и
ответственность за их нарушение.
Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и
обязанности супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая
дисциплина и ответственность за ее
нарушение. Административные правонарушения и
административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная
ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей
профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны.
Законодательные нормативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной
тайны
|
| ГСЭ.Ф.06
| СОЦИОЛОГИЯ.
Предыстория и социально-философские
предпосылки социологии как науки.
Социологический проект О. Конта. Классические
социологические теории. Современные
социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей.
Общность и личность. Малые группы и
коллективы. Социальная организация.
Социальные движения. Социальное неравенство,
стратификация и социальная мобильность.
Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений.
Взаимодействие экономики, социальных
отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и
реформы. Концепция социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России в
мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
| ГСЭ.Ф.07
| ПОЛИТОЛОГИЯ.
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения.
Роль и место политики в жизни современных
обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская
политическая традиция: истоки,
социокультурные основания, историческая
динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и
особенности. Особенности становления
гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики.
Политическая власть. Политическая система.
Политические режимы. Политические партии и
электоральные системы.
Политические отношения и процессы.
Политические конфликты и способы их
разрешения. Политические технологии.
Политическая модернизация.
Политические организации и движения.
Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России
в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической
реальности. Парадигмы политического знания.
Экспертное политическое знание; политическая
аналитика и прогностика
|
| |