Скачать 244.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, проф. Елина Е.Г. «__» __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Интернет-предпринимательство Направление подготовки 080100 - Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» Научный руководитель-д.э.н.Т.И.Трубицына Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов 2012
Целью освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство» является углубление теоретических знаний магистрантов в области современных информационных технологий, применяемых в экономике предприятия. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Изучение курса расширяет систему знаний магистрантов о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах, инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Интернет-предпринимательство» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (дисциплины по выбору). Преподавание курса осуществляется в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы. Курс предполагает предварительное изучение следующих дисциплин: «микроэкономика», «экономика фирмы», «бухгалтерский учет и аудит», «общая теория систем и системный анализ», «проектирование баз данных», «методы оптимальных решений», «применение информационных систем в экономике предприятия». Дисциплина «Интернет-предпринимательство» тесно связана с другими отраслями экономического знания: «анализ хозяйственной деятельности предприятия», «стратегическое планирование», «инвестиционное проектирование», «управление предприятием в условиях конкуренции», «управление рисками». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство» В результате освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: роль и место информационных систем в экономике предприятия; методические основы создания информационных систем и технологий в управлении предприятием; организацию и средства информационных технологий, необходимых для обеспечения финансовых расчетов; общую характеристику информационных систем автоматизации финансовой деятельности предприятия; современные информационные системы ведения финансового учета отечественных и зарубежных разработчиков; структуру и состав информационных систем финансового учета; организацию бухгалтерского учета и управленческого учета, финансовой отчетности на предприятии средствами информационных систем. Уметь: формировать необходимую базу данных и использовать ее для получения финансовых результатов; составлять аналитические отчеты по оптимизации управления информационными ресурсами фирмы; использовать информационные системы для решения различных задач логистики и маркетинга, в том числе составлять производственные и маркетинговые планы с помощью информационных систем; формировать и анализировать финансовую, бухгалтерскую, налоговую отчетную информацию. Владеть: навыками применения информационных систем в хозяйственной деятельности предприятия; современными компьютерными методами сбора, обработки и анализа экономических данных; методами расчета основных финансовых показателей средствами информационных систем; современными инструментами анализа, оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 4. Структура и содержание дисциплины «Интернет-предпринимательство» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Интернет-предпринимательство какэкономическая дисциплина Понятие Интернет-предпринимательства. Информация как экономическое благо и фактор производства. Объект и предмет Интернет- предпринимательства как самостоятельной дисциплины. Соотношение понятий «Интернет-предпринимательство», «Интернет-экономика», «информационная экономика», «постиндустриальное общество» «информационное общество», «общество знаний» и др. Структура информационной экономики. Информационная экономика и экономический рост. Субъекты, объекты и институты Интернет-предпринимательства. Виды Интернет-предпринимательства. Тема. 2. Причины возникновения Интернет-экономики Технологические и инфраструктурные причины: развитие информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций, компьютеризация общества, формирование локальных и глобальных сетей. Интернет – всемирная глобальная сеть. Социально-экономические причины: формирование мировых информационных ресурсов, развитие отношений интеллектуальной собственности. Появление феномена: «человек информационный». Тема 3. Микроэкономические основы Интернет-предпринимательства Природа Интернет-товара: информационный продукт и информационная услуга. Жизненный цикл и моральный износ Интернет- продукта. Потребительная стоимость и ценность Интернет-товара. Теория информационной стоимости. Спрос и предложение на рынке Интернет- товаров. Закон возрастающей отдачи. Трансформация фирмы в информационной среде. Сетевые формы организации бизнеса. Материальные и нематериальные активы современных Интернет-корпораций. Интеллектуальный капитал как одна из форм основного капитала. Формирование и структура издержек Интернет-предприятий. Тема 4. Развитие трудовых отношений в Интернет-экономике Изменение характера и типа трудовой деятельности, а также мотивации труда. Информационный труд. Творчество и творческая самореализация личности. Сужение пространства традиционных видов деятельности. Развитие трудовых отношений по горизонтали «работник – работник» и по вертикали «работник – работодатель». Децентрализация трудовой деятельности во времени и пространстве. Формирование сетевых форм деятельности и горизонтальных структур взаимодействия субъектов рынка труда. Идиосинкразический ресурс информационного работника. Соединение работника и средств производства в информационной экономике. Становление партнерских отношении. Экономия трансакционных издержек. Преимущества занятости специалистов и выгоды общества от развития трудовых отношений в информационной экономике. Изменение социальной структуры и формирование новой социальной общности – класса интеллектуалов. Проблемы справедливой оплаты труда создателя информационного продукта и эксплуатации интеллектуального труда. Тема 5. Основы электронной коммерции Виды электронной коммерции в сети Интернет. Особенности сделок в информационной среде. Структура интерактивного бизнеса: “бизнес-потребитель”, “бизнес-бизнес”, “бизнес-государство”. Электронная (мобильная) торговля. Развитие систем электронных платежей. Пластиковые карты и их виды. Электронный банкинг. Бизнес в сети Интернет. Интренет-магазины. Интернет-трейдинг. Тема 6. Макроэкономические основы Интернет-предпринимательства Новые источники национального богатства. Теория воспроизводства совокупного общественного продукта и рыночного равновесия с участием информационного сектора экономики. Изменение роли и функций государства в Интернет-экономике. Информационные технологии управления. Прямая и обратная связи. Концепция «электронного правительства». Программа “Электронная Россия”. Государственные информационные ресурсы. Правовое регулирование и безопасность Интернет-экономики. Диверсификация структуры экономики России на основе развития информационных технологий. Тема 7. Международные аспекты развития Интернет-предпринимательства Развитие мирового рынка информации. Международные информационные ресурсы. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Влияние глобализации на формирование информационной экономики в России. Противоречия международного обмена информацией. ТНК и монополия на информацию. Проблема «утечки мозгов». 5. Образовательные технологии При реализации различных видов учебной работы (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:
Содержание учебной дисциплины распределяется на несколько модулей с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждый модуль формируется как лекционные занятия, работа на семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль — зачет. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. При изучении дисциплины важная роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты: - дополнительную проработку материала, изученного на лекциях и семинарских занятиях; - самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора; - чтение обязательной литературы (в первую очередь оригинальных статей) по курсу. Предполагается, что на каждом семинарском занятии происходит разбор одной-двух ключевых для изучения темы статей; - подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, демонстрирующих овладение студентом самостоятельно усвоенных знаний. Вопросы для самоконтроля по курсу «Интернет-предпринимательство» 1. Как определяется термин «информационная революция»? 2. Факторы, влияющие на формирование информационного общества. 3. Информационные технологии и их виды. 4. Какие уровни информации воплощены в различных материальных объектах? 5. В чем состоит роль информации в развитии общества? 6. Дайте определение термину «информационная культура». 7. Как определяется термин «Интернет-ресурсы»? 8. Что такое «информационный потенциал»? 9. Определите назначение электронной цифровой подписи. 10. Определите отличия терминов «знание» и «информация». 11. Перечислите функции государства в области управления национальными Интернет-ресурсами. 12. Что такое «электронный документ»? 13. Дайте определение термину «конфиденциальная информация»? 14. Дайте определение Интернет-экономики и Интернет-предпринимательства. 15. Как определяется термин «информационная асимметрия»? 16. Трансформационные процессы при становлении Интернет-предпринимательства. 17. Перечислите основные свойства Интернет-товара. В чем заключается его двойственность? 18. В чем заключается полезность Интернет-продукта? 19. Проанализируйте основные подходы к определению ценности (стоимости) Интернет-продукта. 20. Инерция и инновация в Интернет-экономике. 21. Что такое «справедливая цена» Интернет-товара? 22. Перечислите фазы жизненного цикла Интернет-продукта. 23. Как определяются термины «информационный работник», «информационная занятость», «телеработа»? 24. Что такое «Интернет-корпорация»? 25. Способы управления в системе Интернет-экономики. 26. Какие информационные образовательные технологии вы знаете? 27. Что представляет собой информационная инфраструктура? 28. Перечислите основные виды сетевых структур. 29. Перечислите основные формы электронной торговли. 30. Интернет-бизнес и его виды. 31. Электронные платежные системы. 32. В чем сущность интеллектуальной собственности и авторского права? Тематика докладов и рефератов по курсу «Интернет-предпринимательство»
Задания для проведения текущего контроля по курсу «Интернет-предпринимательство» 1. Верно ли высказывание, что между данными и знаниями не существует границ? А) да Б) нет 2. Можно ли сказать, что информация и знания это одно и то же? А) да Б) нет 3. Существует ли в настоящее время мера ценности информации, не зависящая от ее индивидуального потребителя? А) да Б) нет 4. Процесс управления – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, использующее главным образом: А) информационный поток Б) управляющие воздействия В) различного рода ресурсы 5. Верно ли утверждение, что информационная система управления – это: А) совокупность информационных потоков Б) совокупность средств обработки, передачи и хранения данных В) совокупность сотрудников аппарата управления Г) совокупность первых трех составляющих 6. Новая информационная технология представляет возможность для: А) управления процессом в режиме реального времени Б) снижения трудоемкости при формировании регулярной отчетности 7) может ли автоматизированная информационная технология управлять производственным или технологическим процессом? А) да Б) нет 8. Верно ли утверждение, что использование технологии с децентрализованной структурой эффективно при автоматизации технологически независимых объектов управления? А) да Б) нет 9. Основными методами продвижения информационных услуг на рынок являются: А) рекламная деятельность Б) распространение справочных материалов В) консультирование пользователей Г) предоставление ценовых льгот Д) первые два метода (а+б) Е) первые три метода (а+б+в) Ж) все четыре метода (а+б+в+г) 10. Основными чертами виртуальных предприятий являются: А) эффективное использование современных ИКТ Б) динамичная увязка и объединение компетенций партнеров В) территориальная независимость Г) открытость и гибкость Д) первые две и четвертая черта (а+б+г) Е) все четыре черты (а+б+в+г) 11. Электронным офисом называется: А) программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления Б) программное обеспечение, позволяющее совершать действия по информационному обмену В) единое информационное пространство, созданное на основе информационных технологий 12. Информационные технологии виртуальных офисов основываются на работе локальной сети, соединенной с глобальной сетью А) да Б) нет 13. Искусственный интеллект – это: А) наука, основанная на базе вычислительной техники Б) создание машин, обнаруживающих поведение, которое у людей называется интеллектуальным В) программная система, имитирующая на компьютере мышление человека 14. Что такое информационная безопасность? А) препятствие ознакомлению постороннего лица с содержанием секретной информации Б) препятствие несанкционированному изменению информации В) защита информации от утечки, модификации и утраты Г) препятствие физическому уничтожению информации 15. Какие свойства информации важны для обеспечения информационной безопасности? А) доступность Б) полнота В) целостность Г) конфиденциальность Д) достоверность Е) актуальность Ж) все свойства, кроме третьего З) первое, третье и четвертое свойства 16. Электронная торговля – это электронная система, позволяющая покупателю общаться с продавцом с помощью компьютера А) да Б) нет 17. Мобильная торговля – это торговля из автомобиля А) да Б) нет 18. Сети Интернет бывают глобальные, локальные, региональные А) да Б) нет 19. Платежи бывают наличные, безналичные и электронные А) да Б) нет 20. Электронные платежи за купленный товар осуществляются через компьютер покупателя А) да Б) нет 21. Авторизация – это проверка того, что другая сторона, действующая в платежах, является той, за которую себя выдает А) да Б) нет 22. Карта с микропроцессором – это магнитная карта А) да Б) нет 23. Чиповая карта – это дебетовая карта А) да Б) нет 24. Цифровые (электронные) деньги – это заверенные банком купоны, представляющие собой цепочки бит, которые выпускаются и погашаются банком А) да Б) нет 25. Интернет-банкинг – означает автоматическую обработку банковского счета клиента А) да Б) нет 26. Интернет-трейдинг – это торговля финансовыми активами с помощью информационно-коммуникационных технологий А) да Б) нет 27. Виртуальный магазин – это представительство компании Интернет путем создания Web-сайта для продажи товаров другим пользователям Интернет А) да Б) нет 28. Информационный продукт имеет два вида износа: физический и моральный А) да Б) нет 29. Мобильная торговля – это торговля с помощью сотового телефона или смартфона А) да Б) нет 30. Оплата услуг при мобильной торговле всегда производится через банк А) да Б) нет 31. Какое из утверждений верно А) национальные информационные ресурсы – это ресурсы, формируемые за счет госбюджета Б) национальные информационные ресурсы – это ресурсы, формируемые на территории данного государства 32. Товаром на рынке информационных услуг является А) компьютера Б) программные средства В) информация Г) оргтехника 33. Основной объем услуг на мировом информационном рынке оказывают А) государственные информационные службы Б) коммерческие информационные службы 34. Расположите группы информации по убыванию требований к оперативности предоставления А) научно-техническая Б) биржевая В) статистическая Г) коммерческая 35. Вся ли опубликованная информация представлена в сети Интернет А) да Б) нет Итоговые вопросы по дисциплине «Интернет-предпринимательство»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Интернет-предпринимательство» а) основная литература:
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики 2. http:// www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва) 3. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации. 4. http://www.imf.org – Международный валютный фонд. 5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ. 6. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок. 7. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва). 8. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории 9. http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории. 10. http://eaepe.org – Европейская ассоциация эволюционной политической экономии 11 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Экономика». Автор: д.э.н., профессор О.Ю. Красильников Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от ___________года, протокол № ________________. Подписи: Зав. кафедрой экономической теории и национальной экономики Т.И. Трубицына Декан экономического факультета О.С. Балаш |
Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)... Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа... | Рабочая программа дисциплины Инвестиционное проектирование Направление... ... | ||
Рабочая программа дисциплины Инвестиционное проектирование Направление... ... | Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции... Целями освоения дисциплины является изучение поведения и управления предприятием в условиях современной конкурентной борьбы. При... | ||
Рабочая программа дисциплины Управление рисками фирмы Направление... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Управление рисками фирмы» Задачей... | Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | ||
Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» | ||
Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | Рабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика» Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины институциональная экономика направление... Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) | Программа дисциплины Государственное регулирование рынка труда для... «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической... | ||
Рабочая программа дисциплины корпоративные финансы направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»... | 080200 «Менеджмент», магистерская программа Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» «Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» очной и заочной формы обучения | Учебно-методический комплекс по дисциплине актуальные проблемы финансов... Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним |