Скачать 171.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Профиль(и) подготовки: Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ТРУДА
Москва 2010
Цель дисциплины является формирование системных знаний в области экономики труда на основе которых развивается и совершенствуется отечественная и зарубежная наука и практика. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов проводить анализ резервов повышения производительности труда, планированию и эффективному использованию заработной платы на предприятии, при этом учитывать международный опыт регулирования трудовых отношений, проводить технико-экономическое обоснование внедрения прогрессивных форм организации труда. Задачами дисциплины являются усвоение исходных теоретико-методологических положений экономики труда, формирование общего представления о современной экономической теории труда, а так же экономических методов анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне организации и рынка в целом, углубление практических навыков, расчеты ключевых показателей по труду, основ их анализа и оценки.
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б36 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика предприятий и организаций». Направление 080100 «Экономика». Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, статистика, менеджмент. Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин: экономический анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности, планирование на предприятии.
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
А также следующими профессиональными компетенциями:
В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: Как анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий, различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); Как анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессов и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); Как на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); Как, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); Уметь: Собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчетов экономических и социально-экономических данных, характеризующих деятельность хозяйственных субъектов (ПК-1); Осуществлять сбор, анализ и обработку данных в необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); Выполнять необходимые для составления экономических разделов, планов, расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); Организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); Владеть: Способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы (ОК-2); Основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК-13); Навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения (ОК-9); Методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей (ПК-5).
4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 расчетных часов.
4.2.1. Лекции. Раздел 1. Трудовой потенциал и социально-трудовые отношения. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал, как социально-экономические категории; Количественные и качественные аспекты трудового потенциала; Формирование и использование трудовых ресурсов на предприятиях теплоэнегетики; Показатели численности населения и структура трудовых ресурсов; Качество трудовой жизни, как критерий оценки социально-трудовых отношений; Уровень жизни; Формирование и анализ показателей занятости населения. Раздел 2. Рынок труда и его регулирование. Экономический механизм формирования и функционирования рынка труда: характер рынка труда, рыночные механизмы координации в сфере труда, спрос и предложение на рынке труда, безработица - виды и критерии классификации, социально-экономические последствия безработицы; Методы регулирования рынка труда; Социальное партнерство: содержание, принципы и организация социального партнерства, деятельность объединений предпринимателей в сфере социально-трудовых отношений, государство в системе социального партнерства; Качество рабочей силы: теория человеческого капитала, требования, предъявляемые к качеству рабочей силы; Информационное обеспечение и аудит трудовой деятельности: источники информации о занятости и трудовых отношениях, сущность и цель аудита в трудовой сфере. Раздел 3. Экономические и социальные компоненты трудового процесса. Производительность и эффективность труда: определение производительности и интенсивности труда, показатели и методы расчета производительности труда, факторы и резервы роста производительности труда, эффективность инвестиций в человеческий капитал; Организация труда: разделение и кооперация труда на предприятии теплоэнергетики, производственный, технологический и трудовой процессы, рабочее место, структура производственной операции, организация труда, как социо-техническая система; Методы нормирования труда на предприятии теплоэнергетики: требования к нормативам и основные этапы их разработки, структура нормативов; Вознаграждение за труд, структура дохода сотрудника предприятия, заработная плата: основные элементы оплаты и организации труда, планирование фонда оплаты труда, регулирование заработной платы на предприятии; Формы и системы заработной платы, особенности оплаты труда работников бюджетной сферы, особенности организации оплаты труда на малых предприятиях. 4.2.2. Практические занятия. Формирование и использование трудовых ресурсов; Показатели численности населения и структура трудовых ресурсов; Формирование и анализ показателей занятости населения; Оценка безработицы и ее регулирование; Качество рабочей силы и квалификация работников труда на предприятии теплоэнергетики; Показатели и методы расчета производительности труда на предприятии теплоэнергетики; Методы нормирования труда на предприятии теплоэнергетики; Расчет заработной платы при использовании различных форм и систем заработной платы. 4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены. 4.4. Расчетные задания. В рефератах предусматривается рассмотрение и анализ конкретных показателей на основе проведения соответствующих расчетов. Темы рефератов, рекомендуемые для самостоятельной работы:
4.5 Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
Лекционные занятия проводятся в форме разбора конкретных ситуаций связанных с решением проблем, эффективного использования ресурсов как фактора экономического роста и повышения эффективности деятельности организации. Практические занятия предусматривают проведение расчетов, связанных с анализом состояния использования трудовых ресурсов предприятия и формирования комплексного подхода при решении конкретных задач по управлению эффективности использования трудовых ресурсов. Самостоятельная работа включает подготовку ответов на вопросы контроля и обсуждения по темам лекции, сбор и анализ информации для выполнения рефератов с последующим обсуждением, предлагаемых мер по повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Вопросы для контроля и обсуждения тем лекции:
Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы и рефераты. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка по дисциплине определяется по формуле: x1a + x2b + x3c = xint x1 – оценка умения принятия решений a = 0.5 – весовой коэффициент по x1, при это используется структурная формула, иллюстрирующая процесс принятия и реализации решения: Y0 + ∑∆Yi = Y1 Y0 – цель, которую необходимо достигнуть на основе анализа ситуации ∑∆Yi – набор мероприятий, которые необходимо провести для достижения намеченной цели Y1 – достигнутый результат в следствии проведения мероприятий для достижения намеченной цели x2 – оценка развития навыка комплексного мышления, определяется на основе оценки способностей интерпретировать отдельные показатели проводимых комплексных расчетов, связанных с анализом конкретных ситуаций b = 0.3 - весовой коэффициент по x2 x3 - оценка за ответы на вопросы по темам в течении семестра c = 0.2 - весовой коэффициент по x3 xint – интегральная оценка качества освоения дисциплины
7.1 Литература а) Основная литература
б) Дополнительная литература
7.2 Электронно-образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: www.system-labour-norms.ru www.system-labour-processes.ru www.system-wages.ru б) деловые игры, предусматривающие возможность использование ПК. Деловая игра «Формирование целей и функций системы управления персоналом организации» Деловая игра «Функциональное разделения труда в аппарате управления организацией» Деловая игра «Подбор и отбор персонала» Деловая игра «Оценка кандидатов для выдвижения на вакантную должность» Деловая игра «Проблемно-ситуационная оценка персонала»
При проведении учебных занятий по дисциплине будут задействованы возможности и технические средства учебной аудитории, использующей интерактивные методы обучения кафедрой ЭКО. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «140100 Теплоэнергетика и теплотехника» и профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики». Программу составил к.э.н. доцент Павловец В.И. «СОГЛАСОВАНО»: ИПЭЭФ д.т.н. профессор Клименко А.В. «УТВЕРЖДАЮ»: Зав. кафедрой ЭКО д.т.н., профессор Рогалев Н.Д. |
Московский энергетический институт (технический университет) институт... По завершению освоения данной дисциплины у студента будут сформированы следующие компетенции и он будет способен и готов | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий | ||
Доклад о ходе реализации подпрограмм «Энергосбережение и повышение... «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и... | Технический университет) институт проблем энергетической эффективности (ипээф) Цель обучения иностранному языку в магистратуре заключается в формировании у магистра способности и готовности к межкультурной коммуникации... | ||
К городской целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической... Информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 5 | О реализации оцп «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности... Ышении энергетической эффективности на территории Костромской области», постановлением администрации области от 30. 12. 2010 г. №464-а... | ||
Доклад генерального директора ОАО «Волгоградоблэлектро» Фз от 23. 11. 2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные... | Постановление ШУÖМ от 26. 07. 2011 г. №7/2180 г. Сыктывкар, Республика... Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | ||
Точки зрения Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | Превысил 500 миллиардов рублей Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | ||
Предисловие 2 понятие о личности. Общие проблемы 6 Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | Александр Александрович Зиновьев Кризис коммунизма Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | ||
А. Н. Леонтьев деятельность. Сознание. Личность предисловие Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | Литература абдуло Кадыри (Джулкунбай) 1894-1940 Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... | ||
Программа повышения энергетической эффективности на территории асиновского... Приложение сводная таблица Мероприятий к программе «Повышения энергетической эффективности на территории Асиновского района Томской... | Сергей Георгиевич Кара-Мурза Опять вопросы вождям Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской... |