Превысил 500 миллиардов рублей





Скачать 121.73 Kb.
НазваниеПревысил 500 миллиардов рублей
Дата публикации29.08.2013
Размер121.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Информационная рассылка «Нейросоц».

Выпуск 5. 2005-май-04
0. Предисловие.
Уважаемые коллеги!

На тему этого выпуска рассылки повлиял один очень неприятный факт: профицит бюджета РФ по итогам 1 квартала 2005 года превысил 500 миллиардов рублей. При этом никаких сколько-нибудь вразумительных идей относительно использования этой колоссальной суммы (как-никак, более 3000 рублей на каждого жителя страны – россияне, вспомните-ка, сколько вы лично заплатили налогов в 2004-м) у действующего руководства (системы управления) России нет. Единственное, на что эта СУ способна – складывать деньги в Стабфонд, чтобы свои же братья-чиновники не разворовали. Так и хочется ругнуться – мол, «долой злочинну владу»; но от такой критики «кровавого режима» сама проблемная ситуация никуда не исчезнет. Сложившаяся в России СУ неспособна использовать ресурсы; но способны ли мы предложить другую СУ, которая бы сумела их освоить?!

Вот этому вопросу я и хочу посвятить нынешнюю рассылку.
1. Два контура управления социальными системами
Все мы хорошо помним заповедь «школьного марксизма»: производственные отношения в конечном счете приходят в соответствие с уровнем развития производительных сил. Двадцатый век внес в это правило заметное уточнение (Камбоджа): если приложить соответствующие усилия, то производительные силы можно запросто вернуть в каменный век, приведя их в соответствие с установленными «особыми отрядами вооруженных людей» производственными отношениями. Таким образом, сидеть у реки Истории и ждать, пока мимо проплывет труп капитализма, - опасное занятие. Тот, кто не кормит «своих» революционеров (людей, профессионально изменяющих СУ), вскоре будет кормить чужих – и хорошо еще, если таких как Ющенко. Бывают и такие, как Пол Пот.
Профессиональный подход к «реинжинирингу» социальных систем предусматривает сознательное использование определенного набора моделей, задающих управлящие и целевые параметры данных систем. Широко известны кейнсианская (налоги – рост ВВП) и монетаристская (процентная ставка – инфляция) модели управления экономикой; споры о том, какая из них эффективнее, не утихают и по сей день.
В рамках развиваемой нами теории «нейросоца» общепринятой является модель «поколений СУ», отражающая качественные уровни сложности управляющей системы. На уровне малого предприятия с четко формализованными бизнес-процессами еще можно (хотя и довольно опасно! см. предыдущую рассылку) считать, что управляемая система (собственно бизнес) является объектом управления (т.е. не имеет собственных интересов, отличных от задаваемой сверху целевой функции). На уровне государства мигом становится ясно, что управляемая система – страна в целом – представляет собой самостоятельный и прекрасно осознающий свои шкурные интересы субъект!
Поэтому для описания больших социальных систем (таких, как страны и народы) мы будем пользоваться двухконтурной моделью управления:

1) СУ «государства / власти»

2) СУ «страны / общества»
Популярные в российской публицистике формулы «мы живем, под собою не чуя страны» и «мы еще плохо знаем общество, в котором живем» как раз и отражают эту двойственность любого социального организма. Можно отлично разбираться в функционировании бюрократического механизма Власти (СУ государства), успешно подсиживать одного конкурента за другим, дорасти до поста Генсека – и оказаться у разбитого корыта буквально за несколько лет реформ, столкнувшись с существованием СУ Общества. И наоборот, можно отлично понимать, какие именно реформы требуются для развития общества, пробиться к посту премьер-министра – и потерять всякую возможность управлять страной, не справившись с бюрократической инерцией СУ Власти.
Между двумя контурами управления социумом существует исторически сложившееся «разделение труда». Верхний контур, СУ Власти, реализует функции стратегического управления – защищает социум от внешних врагов, обеспечивает поддержание своего статуса, а также осуществляет целенаправленное вмешательство в деятельность нижнего контура, направленное на достижение долгосрочных целей. Задачи, решаемые данным контуром, обычно называются политическими (война, правопорядок, преследование инакомыслящих).
Нижний контур, СУ Общества, реализует функции повседневного управления – обеспечивает текущее воспроизводство людей и хозяйства. Привычка большинства из нас вставши поутру в будний день, идти на работу, - это и есть едва ли не важнейшая часть СУ Общества. Выражаясь языком Броделя, СУ Общества – это структуры повседневности, которые пронизывают всю нашу жизнь. «Понятия», существующие в современной России наряду с законами, - типичный пример СУ Общества, не совпадающей с СУ Власти. Нижний контур управления обеспечивает решение тактических, сиюминутных задач, которые обычно называются экономическими (уровень жизни, объем производства, структура занятости). Следует заметить, что третья традиционно выделяемая в социуме сфера – сфера культуры – также относится по своим функциям к СУ Общества («понятия» и блатные песни – механизм передачи СУ Общества, а никак не СУ Власти).
Долгое время историческая наука концентрировалась на изучении верхнего контура социума – СУ Власти (вспомните, какие исторические даты Вам памятны из школьного курса? наверняка войны, революции и воцарение великих вождей! а вот год открытия пенициллина или цепной ядерной реакции, держу пари, сразу и не вспомните). В 20 веке усилиями школы «Анналов» свершилась революция – были открыты СУ Общества (см. фундаментальный труд Броделя [1]) и сформирована концепция «мир-экономики» (см. [2], кто сумеет) – целостного политико-экономико-культурного образования, которое может быть понято только во взаимосвязи всех своих составляющих. Увлекательной темой для такого рода исследований является проблема генезиса европейского капитализма – уникального события в мировой истории, так до сих пор и не получившее общепринятого объяснения. Но об этом позже («квадратуру круга рассмотрим на следующем занятии»), а сейчас поставим чуть более скромный вопрос: каким образом СУ Власти может влиять на СУ Общества? Имеет ли «право» политика вмешиваться в экономику, и если да, то каковы граничные условия этого вмешательства?
2. Экономическая задача государственного контура управления
По вопросу государственного вмешательства в экономику сломано столько копий, что впору частокол городить. Мнения тут высказывались самые разные – от полного госмонополизма в духе СССР до «государства – ночного сторожа» крайних либертарианцев; общепринятой точки зрения, разумеется, не существует. Вряд ли мои досужие измышления что-то изменят в сложившейся расстановке сил, поэтому просто обратимся к модели. Возьмем в качестве примера традиционное общество, существовавшее на Земле на протяжении нескольких тысячелетий в виде бесчисленного множества возвышавшихся и гибнущих государств.
Отличительная особенность такого общества – простота его экономической сферы, на 90% основывающейся на производстве продовольствия силами работающих на земле крестьян. Благодаря этому возникает возможность создания простой формальной модели, описывающей демографический цикл традиционного общества – население растет, возникает нехватка пахотных земель, крестьянство разоряется, начинается голод, депопуляция, после чего см. начало цикла. Модель такого демографического цикла подробно изложена в работах российского историка С.А.Нефедова [3], одну из которых [4] я сейчас и процитирую.

Для первого опыта моделирования демографического цикла нами выбрана эпоха китайской династии Младшая Хань (I-II века н. э.). От этого периода сохранились достаточно подробные источники, содержащие описание происходивших в те времена событий, а так же некоторые сведения о численности населения и посевных площадях (...).

Для выявления качественных характеристик процесса рассмотрим сначала идеальный случай, когда урожайность l остается постоянной на протяжении всего периода. Пусть l =20, максимум душевого потребления pm = 300 кг, цена земли с = 3 , коэффициент естественного прироста r =1.03 и государственная поддержка отсутствует, тогда расчетная динамика численности крестьян, арендаторов и ремесленников выглядит как показано на рис. 3.



Рис. 3(1). Расчетная динамика численности населения (млн. чел.) и размеры пахотных земель (млн. га).

Крупные точки на этом рисунке отвечают данным переписей и кадастров; так что, в целом, с учетом естественных погрешностей можно считать, что модель достаточно хорошо описывает реальную действительность. Обращают внимание на себя следующие обстоятельства.

  1. Период с 57 до 100 характеризуется быстрым ростом населения и пахотных площадей; за полвека численность населения возрастает в 2.5 раза. Этот период динамичного и устойчивого развития мы будем называть далее периодом внутренней колонизации или периодом восстановления.

  2. Около 100 года быстрый рост внезапно сменяется сначала приостановкой, а затем некоторым уменьшением численности населения. Естественно считать приостановку роста результатом заполнения экологической ниши и исчерпания ресурсов пахотных земель. Дальнейшее сокращение численности населения может быть объяснено как результат сокращения пашни вследствие набегов кочевников, опустошавших северо-западные области[53].

  3. После 120 года начался период стагнации. Продажи привели к дефициту пашни, урожаи стали снижаться, что в свою очередь привело к голоду и новым продажам. Образовался замкнутый круг, потребление стабилизировалось на уровне чуть ниже "голодной нормы", и численность крестьян постоянно уменьшалась за счет голодной смертности и перехода в арендаторы или в ремесленники. К этому времени источники относят бурный рост городов и развитие ремесел. Численность ремесленников и арендаторов росла, однако это не означает, что их уровень жизни был высоким; как показывают расчеты, душевое потребление стабилизировалось на уровне "голодной нормы" и рост шел лишь за счет притока разоренных крестьян. Фактически период после окончания внутренней колонизации был временем постоянного голода. Демографическое давление в этот период остается максимально высоким и близко к пределу, за которым начинается гибель населения. В дальнейшем мы будем называть этот период высокого демографического давления периодом Сжатия.

  4. Период Сжатия заканчивается демографической катастрофой - резким сокращением численности населения в 180-х годах. Коэффициент компенсации n=6 предполагает, что это сокращение произошло не только за счет гибели населения от голода, но и в результате восстаний и внутренних войн - и действительно, в это время произошло восстание "желтых повязок", а затем начались долгие междоусобные войны. Расчеты выявляют механизм этой демографической катастрофы. В период 100-160 годов происходил процесс разорения крестьянства, крестьяне жили в условиях постоянного голода, и, чтобы избежать голодной смерти, продавали свои земли. Однако по мере того, как крестьяне продавали землю, росла диспропорция между их численностью и площадью крестьянских земель - катастрофически нарастало малоземелье; образовалась целая категория безземельных крестьян, которые жили случайными приработками и нищенством. В конце концов земли осталось так мало, что ее продажа не могла спасти крестьян - начался страшный голод, сопровождаемый эпидемиями и приведший к восстаниям. Следует особо отметить, что голод происходил в годы стабильных урожаев и поразил лишь крестьян-собственников, составлявших к тому времени меньшую часть населения - однако в реальной истории восстания и войны вовлекли в свою орбиту все население и их последствия имели более губительный характер, чем показывают расчеты. На рис. 4 отображен механизм демографической катастрофы в отсутствие государственного регулирования. В принципе, государство может оказывать (и часто оказывало) помощь голодающим, и программа предусматривает вариант, в котором в амбары государственного страхования ежегодно отчислялось до 2/3 зерна, собираемого в счет налогов. Однако расчеты показывают, что помощь голодающим не меняет качественной картины процессов и может отсрочить катастрофу лишь на 5-10 лет. (...)



Рис.7(2). Расчетная численность населения при r0=5 и государственной помощи голодающим

Государственная поддержка уменьшает голодную смертность и сглаживает колебания численности населения. Однако уровень этой поддержки ограничен объемом государственных ресурсов. В случае, изображенном на рис. 7, в "постоянно полные амбары" отчисляется 2/3 зерна, получаемого властями в качестве поземельного налога - тем не менее (как и произошло в действительности) к 150 годам амбары опустели и система государственной поддержки перестала действовать.

Я привел такую длинную цитату с целью проиллюстрировать силу «объективных» (с точки зрения СУ Власти) процессов, происходящих внутри нижнего контура управления – внутри СУ Общества. Императив «плодитесь и размножайтесь», приводящий в первые полвека к невиданному росту населения и могущества Империи, в дальнейшем с неизбежностью ведет к демографической катастрофе и полному распаду государства. Попытка воспрепятствовать этому процессу с помощью государственного регулирования (создания запасов и помощи голодающим) результата не дает – СУ Общества оказывается сильнее СУ Власти, число голодных растет быстрее, чем запасы зерна в государственных амбарах.
Так что же получается? Вмешательство Власти в дела Общества – бесполезно? Против колеса Истории не попрешь?
Вовсе нет. Посмотрим на демографический цикл традиционного общества с точки зрения сложности систем управления. СУ Общества представляет собой достаточно сложную систему с многочисленными параметрами (количество пашни, численность крестьян, численность безземельных крестьян, урожайность, налоги), среди которых ключевым является один: численность крестьян, которые не могут себя прокормить. Как только этот ключевой параметр превышает некий предел, СУ Общества идет «вразнос» - начинаются восстания и бунты, в ходе которых выстраивается совсем другая СУ Общества, военного времени.
Совершенно очевидно, что СУ Власти должна рассматривать в качестве своего целевого параметра именно численность голодных крестьян, а вовсе не объемы зерновых запасов, созданных для их умиротворения! Попытка управлять империей формально, отчисляя в «стабфонд» 2/3 от поступающих императору налогов, приводит к катастрофе – поскольку сама по себе раздача хлеба не решает задачу ограничения численности голодных в динамике. Для сохранения стабильности общества СУ Власти должна изыскать способ снижения демографического давления, сбрасывая избыточное население за пределы СУ Общества. Как мы хорошо знаем, вырваться из замкнутого круга традиционного общества удалось только тем странам, которые нашли такие способы (европейские торговые города в виде морской экспансии, Англия в виде капитализма). Но кто мешал сделать то же самое китайской императорской Власти?
Итак, основной задачей государственной власти в области экономики (СУ Общества) является недопущение «естественного» развития событий – такого, как демографическая катастрофа, голодомор или развал страны. Для этого Власть должна уметь моделировать Общество, верно определять целевой параметр управления и находить правильные параметры управления, позволяющие плавно трансформировать Общество из одного «естественного» состояния в другое. Власть, просто собирающая налоги и помогающая бедным, фактически идет на поводу более сложной СУ Общества и не выполняет свои исторические функции. Как следствие, такая Власть в случае кризиса заслуженно подлежит уничтожению.
3. Так на что же тратить профицит бюджета?
Тут я, по своему обыкновению, вынужден сделать неожиданные для самого себя выводы.
Во-первых, Власть, складывающая деньги в Стабфонд, несомненно умнее Власти, эти денежки разворовывающей. Если модели общества нет, целевые параметры неизвестны, параметры управления – тем более, какой смысл разбазаривать с таким трудом доставшиеся средства?! Вот вам и «кровавый путинский режим» :)
Во-вторых, задачи, стоящие перед СУ Власти в 21 веке, оказываются совсем не теми, которые мы традиционно привыкли перед ней ставить! Какой к черту «рост ВВП»? Какая еще «Великая Россия»?! Какое отношение эти рекламные сущности имеют к реальным проблемам нашей СУ Общества, успешно несущегося к какому-нибудь очередному кризису?! Задача сегодняшней Власти – это перехват инициативы у «естественных» процессов, формируемых СУ Общества, и реализация долгосрочной политики, направленной на предотвращение будущих кризисов!
СУ Власти только тогда выполняет свои исторические функции, когда:

1) видит дальше, чем СУ Общества,

2) способна навязать свою волю СУ Общества, побудить его на «неэкономическую» активность, которая только и способна привести к преодолению грядущего кризиса.
В этом отношении политика Сталина, так или иначе обеспечившего индустриализацию Российской Империи, была адекватным ответом на вызов Истории, и еще долго будет оставаться блестящим примером эффективного управления. А политика Горбачева, пошедшего на поводу у СУ Общества (требовавшего свободы предпринимательства и дешевых импортных товаров) – наоборот, была капитуляцией перед естественными процессами социального развития, и потому заслуживает упоминания лишь как типичная ошибка, совершаемая СУ Власти. Правда, следует сразу заметить, что в случае Сталина СУ Власти была представлена иерархией (СУ-2), успешно навязавшей свою волю СУ Общества – крестьянской общине (СУ-1). В случае же Горбачева иерархия КПСС оказалась абсолютно беспомощна перед сформировавшейся в 60-е – 80-е годы номенклатурой (СУ-3, исследовать которую еще предстоит историкам).
Так вот, для того чтобы использовать Стабфонд, заботливо создаваемый сегодня путинской Вертикалью Власти (СУ-2, увы и еще раз увы), требуется другая СУ Власти, более эффективная по сравнению с нынешним Обществом, самоорганизовавшимся в ЗАО «Россия» по разграблению национальных природных ресурсов. Такая СУ Власти должна быть по меньшей мере не менее эффективна, чем «эффективные менеджеры» Чубайс, Абрамович и Дерипаска. Она должна быть построена на основе договорных отношений (основной элемент СУ-3), иметь развитую систему горизонтальных связей (второстепенный элемент СУ-4) и обладать пониманием происходящих в нашем обществе процессов. Тем пониманием, которое Михаил Хазин называет «глобальным проектом».
В заключении отмечу, что я опять сорвался с содержательной темы (на что тратить Стабфонд) на тему организационную (кто и как будет определять, на что тратить Стабфонд). А ведь так хотелось предложить развернутое понимание ситуации в России и во всем мире, перечислить первоочередные государственные программы (выделить группе «Нейросоц» 1/10 Стабфонда на создание модели, к примеру), предложить методы контроля за их выполнением... Но, видимо, время для содержательных материалов еще не пришло. До новых встреч :)
4. Литература.
1. Бродель Ф. «Материальная цивилизация», в 3-х томах

2. Wallerstein, Immanuel (1984), The Politics of the World-Economy: The States, the Movements, and the Civilizations, Cambridge Univ. Press, Cambridge

3. Персональный сайт С.А. Нефедова http://hist1.narod.ru

4. Нефедов С.А. “Опыт имитационного моделирования демографического цикла», 1999, http://hist1.narod.ru/Science/Cekl/index.htm

5. Хазин М.Л. «О глобальных проектах. Доклад на конференции ВСЭИ, по совместным работам с С.Гавриленковым». http://worldcrisis.ru/crisis/132450?PARENT_RUBR=wc_glpr
Сергей Щеглов

04/05/2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Превысил 500 миллиардов рублей iconРеферат «история интернет»
За последние десять лет в мире произошли значительные изменения объем мирового рынка компьютеров и программного обеспечения в 2003...
Превысил 500 миллиардов рублей iconУрок №26 Сквернословие
Почему люди борются со сквернословием? В административном кодексе РФ предусматривается штраф от 500 до 1500 рублей или арест на 15...
Превысил 500 миллиардов рублей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пирожное стоит 9 рублей 30 копеек. Какое наибольшее число пирожных можно купить на 60 рублей?
Превысил 500 миллиардов рублей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Солнца, и что нас ожидает в будущем. Знаем, что возраст Солнца пять миллиардов лет, и что оно находится на главной последовательности,...
Превысил 500 миллиардов рублей iconИнформация
В 2011 году Успенской школе-интернат предоставлена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере образования...
Превысил 500 миллиардов рублей iconПриглашаем в 1-ый класс! Мбоу «Средняя общеобразовательнаяшкола №38» города Чебоксары
Занятия ведутся в одну смену, работают группы продлённого дня, двухразовое питание (завтрак 15 рублей, обед 35 рублей). Оплата по...
Превысил 500 миллиардов рублей iconПубличный отчет о работе маоу сош №70 Директор маоу сош №70 Русакова Л. Н
Расходование бюджетных средств: профинансировано: 51515,4 тыс рублей; использовано: 52647,8 тыс рублей
Превысил 500 миллиардов рублей iconРезультаты социально-экономического развития за 2009 год
Консолидированный бюджет муниципального района за 2009 год по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 106,4% (план 92052 тыс...
Превысил 500 миллиардов рублей iconПояснительная записка о ходе реализации приоритетных национальных проектов за 2009 год
Организовано питание для 15 900 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа на сумму 215 106,2...
Превысил 500 миллиардов рублей iconЗа отчетный период фактическое освоение средств составило 170,2млрд...
О сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия) за 2012 год
Превысил 500 миллиардов рублей iconИнформация
В 2012 году на реализацию долгосрочной краевой целевой программы «Культура Кубани (2012 – 2014 годы)» (далее – Программа) в краевом...
Превысил 500 миллиардов рублей iconИнформация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской...
Согласно данным официальной отчетности в 2013 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 3 386,7 млрд рублей,...
Превысил 500 миллиардов рублей iconКак продлить молодость?
Совет №1: Никогда не переедайте! Вместо привычных 500 калорий довольствуйтесь 500. Тем самым вы устроите разгрузку своим клеткам...
Превысил 500 миллиардов рублей iconМ. И. Воеводы (с указанием формы обучения, специальности)
Прием в аспирантуру проводится на конкурсной основе. Сдаются вступительные экзамены по философии, английскому языку, специальности....
Превысил 500 миллиардов рублей iconПроводимых российской академией наук
Российская академия наук ежегодно присуждает за лучшие научные работы 19 медалей с премиями в размере 50000 рублей каждая молодым...
Превысил 500 миллиардов рублей icon«…курсовая работа «Менеджер профессия и личность» выполнена на достаточно высоком уровне…»
Вам предлагается образец курсовой работы для первого курса факультета «Менеджмент» на тему «Менеджер – профессия и личность», защищенный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск