Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
п\п А.Л. Гудков
«20» марта 2014 г.
|
Рабочая программа дисциплины КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Профессиональный цикл, базовая часть
Направление подготовки
080200 –Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная
Институт финансов экономики и менеджмента Кафедра-разработчик – кафедра управления производством
Калининград 2014
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» являются формирование теоретических знаний и практических навыков по вопросам эффективного корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон общественной сферы (акционеры, поставщики, заказчики и т.п.), а также формирование в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления.
Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» предназначена для подготовки бакалавров в области принятия решений в сфере управления компаниями путем привлечения социально-эффективных инвестиций в людские ресурсы и капитал компании. Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных стратегий, покажут успехи в области развития компаний, реализующих социальные программы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и изучается студентами в 8 семестре.
Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» «Теория менеджмента», «Экономика предприятий и организаций», «Управление изменениями», «Корпоративный менеджмент», ООП бакалавриата.
Результаты освоения дисциплины используются при написании ВКР и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Дисциплина соответствует университетским требованиям – построена на обобщении новейших исследований в области теории и методологии корпоративной и социальной ответственности.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО:
Индекс по ФГОС ВПО
| Содержание компетенций
| ОК-12
| Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| ОК-20
| Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
| ПК-8
| Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
| ПК-16
| Способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь системное представление о корпоративной социальной ответственности как науке, а также:
знать:
основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;
основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;
основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности;
концепцию управления корпоративной социальной ответственности с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;
инструменты регулирования корпоративной социальной ответственности;
(международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности в России;
основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;
принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;
основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;
элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;
характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;
экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;
основные индикаторы результативности корпоративной социальной ответственности; индексы и рейтинги корпоративной социальной ответственности; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;
основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;
виды социальных и экологических инвестиционных индексов;
основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности; направления совершенствования подходов к корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.
Уметь:
- идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;
диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;
анализировать современные представления о корпоративной социальной ответственности, его роль в современном российском бизнесе;
сформулировать примеры успешных подходов к корпоративной социальной ответственности, в том числе в практике российского бизнеса;
дифференцировать национальные/региональные особенности корпоративной социальной ответственности;
анализировать основные субъекты регулирования корпоративной социальной ответственности в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);
анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;
структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;
находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;
определять типологию внешних стейкхолдеров;
критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;
проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;
анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;
анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.
Владеть:
методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
методами анализа общемировых тенденций развития корпоративной социальной ответственности, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;
методиками анализа подходов к регулированию корпоративной социальной ответственности, а также степени их воздействия на российские организации;
базовыми навыками управления корпоративной социальной ответственности;
методами разработки стратегии и тактики компании в области корпоративной социальной ответственности;
базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;
методологией оценки влияния корпоративной социальной ответственности на репутацию компании;
базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов. Из них аудиторные занятия (АЗ) – 44 часа, самостоятельная работа (СРС) – 64 часа. Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Более подробные сведения о структуре дисциплины; видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.
№
п/п
| Темы
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную, и трудоемкость (часы)
| Формы текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации
| ЛК
| ПЗ
| СР
| Всего
| 1.
| Основные концепции и подходы к КСО
| восьмой
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 2.
| Построение системы корпоративной социальной ответственности
| 2
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 3.
| Внутренняя и внешняя КСО. Социальные и благотворительные программы
| 3
| 2
| 2
| 6
| 10
| Контроль на ПЗ
| 4.
| Социальный отчет и его независимое подтверждение
| 4
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 5.
| КСО и деловая репутация компании. КСО и конкурентные преимущества организации
| 5
| 2
| 2
| 6
| 10
| Контроль на ПЗ
| 6.
| Раскрытие информации и прозрачность как факторы социальной ответственности
| 6
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 7.
| Деловая этика. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы
| 7
| 2
| 2
| 6
| 10
| Контроль на ПЗ
| 8.
| Зарубежный опыт управления КСО: передовые практики (США, Европа, Африка, развивающиеся рынки БРИК)
| 8
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 9.
| Социально-ориентированная кадровая политика компаний
| 9
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 10
| Необходимость развития КСО в России
| 10
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контроль на ПЗ
| 11
| Рейтинг социальной ответственности
| 11
| 2
| 2
| 6
| 10
| Контроль на ПЗ
| Подготовка к зачету и его сдача
| 12
| 0
| 0
| 12
| 12
| Зачет
| Всего
|
|
| 22
| 22
| 64
| 108
| Зачет
| 44
|
4.2Теоретические занятия (лекции)
№п/п
| Тема
| Содержание
| Кол-во часов
| 1.
| Основные концепции и подходы к КСО
| Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение. Принципы социальной ответственности. Социальная ответственность бизнеса. Социальная ответственность – этический принцип в процессе принятия решений. Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения. Различные подходы к пониманию сущности КСО в современной экономике и обществе. Социально ответственный бизнес как явление. Элементы КСО. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная ответственность. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное гражданство. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление. Социальная политика и инвестиционная привлекательность компании: влияние КСО на отношение инвесторов. Что понимается под устойчивым развитием? Взаимосвязь концепций КСО и устойчивого развития. Концепция устойчивого развития России и КСО. Современные тенденции и перспективы развития КСО в России.
| 2
| 2.
| Построение системы управления корпоративной социальной ответственности в организации
| Возможности, преимущества, «оборотная сторона» и риски КСО. Связь КСО со стратегией развития бизнеса. Определение ключевых вопросов КСО компании. Выявление ключевых «заинтересованных сторон» (стейкхолдеров). Система управления КСО и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления КСО: уровни управления, кем представлены, основные функции. Факторы, влияющие на роль и место КСО в системе управления организацией. Корпоративное управление и КСО. Создание стоимости через устойчивое развитие бизнеса. КСО и управление нефинансовыми рисками. Социальная ответственность в системе управления репутацией. Социальная ответственность как основа корпоративной коммуникационной
| 2
| 3.
| Внутренняя и внешняя КСО. Социальные и благотворительные программы
| Понятия «внутренняя» и «внешняя» КСО. Зачем компаниям программы социальной ответственности? Формирование корпоративной культуры: ответственность перед сотрудниками. Динамика благотворительной деятельности компаний. Как выстроить стратегию благотворительности в компании? Вовлечение клиентов в благотворительность и социальные программы компании. Корпоративное волонтерство: вовлечение сотрудников в благотворительные программы. Модели финансирования социальных и благотворительных программ. Социальная ответственность и экономическая эффективность. Критерии и показатели эффективности социальных программ: что и как измерять?
| 2
| 4.
| Социальный отчет и его независимое подтверждение
| Основные этапы развития представления нефинансовой информации. Подходы к раскрытию нефинансовой информации. Формы представления социальных отчетов. Подготовка, выпуск и распространение социального отчета (отчета о корпоративной социальной ответственности, отчета об устойчивом развитии). Способы информирования заинтересованных сторон. Диалоги со стейкхолдерами в процессе подготовки социального отчета. Аудит нефинансовой информации. Стандарты аудита нефинансовой отчетности. Проведение аудита: основные составляющие. Предмет аудита. Уровни аудита. Практика раскрытия информации о КСО: опыт и проблемы. Риски раскрытия нефинансовой информации. Тенденции в организации аудита нефинансовой информации. Конкурсы и рейтинги КСО. Индексы Устойчивости (DJSI, FTSE4Good).
| 2
| 5.
| КСО и деловая репутация компании. КСО и конкурентные преимущества организации
| Деловая репутация – результат корпоративной социальной ответственности компании. Формирование деловой репутации компании, ее оценка контактными группами. Виды деловой репутации. Деловая репутация как фактор устойчивого развития организации. КСО как фактор формирования конкурентных преимуществ организации.
| 2
| 6.
| Раскрытие информации и прозрачность как факторы социальной ответственности
| Определение термина «раскрытие информации». Обязательный характер раскрытия информации и добровольный. Законодательство и раскрытие информации. Инсайдерская информация. Существенность информации. Прозрачность информации.
| 2
| 7.
| Деловая этика. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы
| Понятие этики. Кодексы корпоративного поведения: история возникновения и развития. Кодекс корпоративного поведения в России. Принятие этических кодексов в организациях. Борьба с коррупцией: международный опыт и национальная стратегия по борьбе с коррупцией в России
| 2
| 8.
| Зарубежный опыт управления КСО: передовые практики
(США, Европа, Африка, развивающиеся рынки БРИК)
| Лидеры в области КСО. Особенности национального опыта регулирования деятельности компаний в области КСО. Уровень активности по продвижению КСО в различных странах: сопоставительный анализ. Факторы успеха: примеры лучших практик. США, Европа, Африка, развивающиеся рынки БРИК
| 2
| 9.
| Социально-ориентированная кадровая политика компаний
| Рекрутинг. Подготовка персонала в области этики. Социальные составляющие кадровой политики организаций
| 2
| 10
| Необходимость развития КСО в России
| Общественные ожидания. Макроэкономические факторы внедрения КСО. Социальная сфера. Занятость. Безработица. Охрана окружающей среды
| 2
| 11.
| Рейтинг социальной ответственности
| Показатели социальной ответственности перед работниками. Показатели социальной ответственности перед окружающим сообществом. Показатели экологической ответственности. Методика определения рейтинга социальной ответственности. Государственное регулирование. Тарифы. Экологические ограничения и меняющиеся стандарты. Роль заинтересованных сторон корпораций. Преимущества развития КСО. Условия развития КСО. Препятствия развития КСО.
| 2
| Всего
| 22
|
|