Судостроительная промышленность





Скачать 150.08 Kb.
НазваниеСудостроительная промышленность
Дата публикации23.05.2015
Размер150.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Судостроительная промышленность
Судостроение, производство морской техники и оборудования традиционно являются одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики Финляндии.

По экспертным оценкам Ассоциации морской промышленности страны, на долю Финляндии приходится около 1% мирового рынка судостроения. Финская сторона особое внимание уделяет специализации отрасли, в частности, строительству круизных лайнеров, автопассажирских паромов, ледоколов и судов ледового класса с нефтесборными функциями, других высокотехнологичных судов специального назначения, нефтегазодобывающих платформ, а также проведению НИОКР в области арктического судостроения. Это позволило Финляндии хорошо зарекомендовать себя и успешно конкурировать в наиболее технологичных секторах мирового рынка судостроения. Доля Финляндии в мировом производстве пассажирских судов и паромов составляет около 20%, а в проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса - почти 60%. 

В настоящее время, по данным Министерства занятости и экономики Финляндии, в судостроительном кластере страны занято около 18 тыс. человек, работающих на 7 верфях, в 60 компаниях-поставщиках систем и оборудования, 33 проектных и консультационных компаниях и 350 предприятиях сети субподрядчиков. По экспертным оценкам, количество работников, занятых непосредственно в производственных доках, в Финляндии составляет 3,3 тыс. человек.

Пережив состояние глубокого кризиса, когда под сомнение ставилось будущее всей отрасли в Финляндии, в последние два года судостроение получило определенный импульс развития. Однако кризисная ситуация, возникшая к концу 2012 года с финансированием новых заказов на крупнейших верфях страны, показала, что в Финляндии становится все труднее сохранять отрасль в существующей форме, и в будущем структурные изменения неизбежны.

Учитывая важность судостроительной промышленности для экономики страны, и в целях поддержания её конкурентоспособности, Правительство Финляндии стремится стимулировать дальнейшее развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в судостроении, а также привлечение новых заказов. Меры, осуществляемые государством для поддержки морской промышленности, включают в себя следующие направления:

- поддержка инновационных разработок в области судостроения;

- государственные гарантии и поддержка кредитования внутренних заказов;

- поддержка программы финских судовладельческих компаний по строительству новых экологически чистых судов;

- предоставление государственных дотаций компаниям судостроительной сферы в размерах, максимально разрешенных законодательством ЕС.

В соответствии с рекомендациями специальной Рабочей группы, созданной Министерством занятости и экономики Финляндии, руководством страны было принято решение о размещении на финских верфях заказов на строительство судов, предназначенных для внутренних потребностей государства.

С ноября 2010 г. действует постановление Правительства Финляндии об условиях предоставления зарегистрированным на территории страны судоходным компаниям инвестиционной поддержки для реализации проектов, связанных с использованием технических решений, направленных на снижение отрицательного воздействия судов на окружающую среду. Соответствующая программа, одобренная Еврокомиссией в декабре 2011 г., рассчитана на период 2012-2014 гг. В частности, судоходной компании «Викинг Лайн» было выделено 28 млн. евро на поддержку проекта строительства инновационного судна, использующего в качестве топлива сжиженный природный газ - более экологичное топливо по сравнению с традиционным дизельным. Данные инновации особенно актуальны в связи с вступлением в силу в 2015 году новых правил по нормам выбросов серы, вводимых Международной организацией мореходства.

Всего с 2008 по 2011 гг. в Финляндии было выделено 37,4 млн. евро на поддержку восьми судостроительных проектов, при реализации которых внедрялись инновационные разработки в области судостроения. Кроме того, в рамках одобренной Еврокомиссией 25 июля 2012 г. программы, 6 сентября 2012 г. вступило в силу новое постановление Правительства Финляндии об условиях предоставления инновационной поддержки судостроительным верфям на период 2012-2013 гг., согласно которой финское государство может выделить на эти цели до 60 млн. евро.

В январе 2013 г. Министерство занятости и экономики Финляндии создало рабочую группу по вопросам конкурентоспособности «Морская промышленность 2020», состоящую из ведущих экспертов данной сферы. Перед рабочей группой поставлена задача оценить на краткосрочную и долгосрочную перспективу влияние структурных изменений в отрасли как на экономику страны в целом, так и на регионы, связанные с судостроением. Рабочая группа должна до 15 июня 2013 г. представить Министерству занятости и экономики свой доклад, содержащий предложения по мероприятиям, направленным на обновление морской промышленности и повышение её конкурентоспособности на краткосрочный период, а также предложения по участию государства в развитии отрасли на долгосрочную перспективу. В опубликованном в марте 2013 г. промежуточном рапорте рабочей группы ставится амбициозная задача превратить Финляндию в великую державу арктической морской промышленности, используя накопленное «ноу-хау» по работе в суровом климате из-за своего северного географического расположения. Прежде всего, подчеркиваются возможности, которые открываются перед финскими предприятиями по участию в обеспечении добычи полезных ископаемых в Арктическом регионе. Сектор морской промышленности, связанный со строительством плавучих сооружений, является растущим в Финляндии. В качестве одной из поставленных целей предлагается строительство в Финляндии не только корпусов, но и верхних частей глубоководных платформ типа «СПАР». Рабочая группа предлагает в дополнительный бюджет на 2013 г. заложить 20 млн. евро на развитие технологий и повышение конкурентоспособности морской промышленности, связанной со строительством плавучих сооружений для работы на шельфе и судов, в т.ч. арктических. Технологическому агентству «Текес» предлагается выделить дополнительные средства на НИОКР в размере 5 млн. евро на 2013-17 гг. Кроме того, предлагается зарезервировать в бюджете 5 млн. евро на ремонт и модернизацию испытательного бассейна «Меритекнииккатало» университета «Аалто» в Отаниеми (г. Эспоо). На инновационную поддержку судостроения предлагается в дополнительный бюджет на 2013 г. заложить 44 млн. евро. Государству рекомендуется ускорить обновление своего флота, при этом акцент должен делаться на инновационность судов. Подчеркивается также важность содействия финским субподрядчикам в выходе на зарубежные рынки, в частности, в дополнительный бюджет на 2013 г. предлагается заложить 2,5 млн.евро для создания проектного бюро компании по содействию финскому экспорту «Финпро» на территории верфи компании «Эс Ти Экс Франция», на которой будет осуществлено строительство круизного лайнера серии «Оазис». Два предыдущих крупнейших в мире круизных судна этой серии ранее были построены в Финляндии на верфи в г. Турку и потенциал финских субподрядчиков может быть востребован и на французской верфи. В перспективе аналогичная схема с проектным бюро «Финпро» для содействия финским субподрядчикам могла бы, по мнению рабочей группы, быть осуществлена в Норвегии, Бразилии и России.
Крупнейшим судостроительным предприятием  Финляндии является компания «ЭсТиЭкс Финланд» - часть структурного подразделения международного концерна «ЭсТиЭкс Юроп». В компанию «ЭсТиЭкс Финланд» входят предприятия, расположенные в  г. Турку и г. Раума, а также 50% акций совместного предприятия в г. Хельсинки. Персонал компании составляет около 2,5 тыс. человек.

Судоверфь в г. Турку, после осуществления программы по ее модернизации, является одной из самых крупных и современных в Европе, и специализируется на строительстве пассажирских и круизных судов. При этом имеются технические возможности её переоборудования для строительства крупных транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (танкеры и газовозы ледового класса). Государство выделило компании «ЭсТиЭкс Финланд» в декабре 2012 г. - феврале 2013 г. 31 млн. евро в качестве инновационной поддержки на строительство на данной верфи для германской компании «ТУИ Круизиз» двух круизных судов. Кроме того, государство приняло решение о выкупе участка земли, на которой расположена верфь, за 23,5 млн. евро, и последующей сдаче его компании в долгосрочную аренду.

Верфь в г. Раума специализируется на строительстве паромов, многоцелевых ледоколов и военных судов.

Верфь в г. Хельсинки выполняет заказы на строительство ледоколов и судов ледового класса. На её базе в декабре 2010 г. российская компания ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» («ОСК») и «ЭсТиЭкс Финланд» создали совместное предприятие «Арктех Хельсинки Шипъярд» с равными долями участия.

Следует отметить, что компания «ЭсТиЭкс Финланд» стремится к диверсификации своей деятельности и помимо судостроительного направления, на долгосрочную перспективу намерена стать поставщиком «под ключ» прибрежных и береговых ветроэнергопарков в странах Северной Европы и Балтийского региона.

Кроме трех вышеназванных, в Финляндии имеется еще ряд верфей, расположенных в городах и населенных пунктах: Пори (компания «Технип Оффшор Финланд» - проектирование и строительство шельфовых сооружений), Наантали (компания «Турку Репэир Ярд» - ремонт и техническое обслуживание судов), Уусикаупунки (компания «ЮКейАй Воркбоат» - строительство небольших судов и паромов), Тейо (компания «Марин Алютек» - производство катеров для нужд береговой охраны, ВМС и спасательных служб).

В 2012 г. верфь г. Раума сдала автопассажирский паром «Спирит оф Франс» британской судоходной компании «П&О Ферриз»; научно-исследовательское судно для работы в Антарктике по заказу Министерства окружающей среды ЮАР; многофункциональное исследовательское судно для нужд рыболовного хозяйства Намибии и паром «Стелла» финской судоходной компании «Финнферриз».

В декабре 2012 г. на верфи «Арктех Хельсинки Шипъярд» было завершено строительство первого из двух многофункциональных ледоколов-снабженцев для российского ОАО «Совкомфлот» - «Витус Беринг». Совместная работа финских и российских судостроителей была высоко оценена Президентом России В.В.Путиным, отметившим, что это одно из самых высокотехнологичных судов в мире. Высокую оценку судно получило и от руководства компании «Exxon Mobil», которая по договору с «Совкомфлотом» в марте 2013 г. начала его эксплуатацию на месторождениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В апреле 2013 г. заказчику сдано второе судно серии - «Алексей Чириков».

В январе 2013 г. верфь г. Турку сдала судоходной компании «Викинг Лайн» автопассажирский круизный паром «Викинг Грэйсен». Данное судно считается одним из наиболее экологически чистых в мире, оно использует в качестве топлива сжиженный природный газ, а также иные технические решения, способствующие снижению отрицательного воздействия судов на окружающую среду. Кроме того, в июне 2012 г. на верфи в г. Турку было завершено строительство многофункционального судна ледового класса с функцией сбора разливов нефти, заказанное финской компанией «Гайямаре».

В портфель заказов верфи в г. Турку входит проектирование и строительство для германской компании «ТУИ Круизиз» двух круизных судов длиной 294 метра, вмещающих по 3,5 тыс. пассажиров, членов экипажа и обслуживающего персонала. Строительство первого судна началось в ноябре 2012 г. Суда планируется сдать заказчику, соответственно, весной 2014 и 2015 годов. В феврале 2013 г. на верфи в г. Раума состоялась закладка киля многофункционального патрульного судна для Пограничной службы Финляндии. Судно способно участвовать в операциях по борьбе с последствиями экологических катастроф, а также спасательных и подводных операциях. Планируемый срок сдачи судна – ноябрь 2013 г.

С верфи «ЮКейАй Воркбоат» в конце 2014 г. будет сдан портовый ледокол нового поколения по заказу финской государственной компании «Арктиа Шиппинг». Ожидается, что в мае 2013 г. Транспортное ведомство Финляндии проведет тендер на поставку нового ледокола. В настоящее время компанией «ЭсТиЭкс Финланд» ведутся переговоры о строительстве для ВМФ России судов-кабелеукладчиков на верфи в г. Раума.

Среди других значимых для финского морского кластера заказов следует отметить строительство для нефтегазовой компании «Анадарко» на верфи компании «Технип Оффшор Финланд» двух глубоководных нефтегазодобывающих платформы типа «СПАР» («Lucius Spar» и «Heidelberg Spar»), предназначенных для работы в Мексиканском заливе.

Создание совместного российско-финляндского предприятия «Арктех Хельсинки Шипъярд» на базе Хельсинской верфи способствовало возобновлению её полномасштабной деятельности после более чем двухлетнего периода простоя, а также получению новых российских заказов. Перед участниками СП открылись новые перспективы сотрудничества не только в строительстве судов. Отдельным соглашением сторонами прописан процесс передачи финской стороной технологий судостроения российским коллегам путем обучения специалистов ОАО «ОСК» в ходе строительства судов. В феврале 2012 г. верфь в г. Хельсинки приняла первую группу российских рабочих-стажеров, которые знакомились с передовым финским опытом судостроения. Всего на первом этапе обучение и практический опыт работы в Финляндии получат около 100 работников предприятий, входящих в ОАО «ОСК».

Таким образом, на базе компании «Арктех Хельсинки Шипъярд» формируется Арктический центр судостроительных технологий, деятельность которого сфокусирована на кооперации между российским и финским судостроителями. Данная верфь рассматривается сторонами как один из центров формирующегося совместного российско-финляндского морского кластера. Создание данного центра способствует кооперации между финскими и российскими судостроительными и машиностроительными предприятиями, созданию трансграничных технологических цепочек и сетей субпоставщиков, эффективному использованию международного разделения труда.

В июле 2012 г. на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград) по заказу Минтранса России началось строительство многофункционального аварийно-спасательного судна для борьбы с разливами нефти в Балтийском море. Достройка судна и его оснащение будут осуществлены на совместной верфи «Арктех Хельсинки Шипъярд». Срок сдачи судна заказчику – декабрь 2013 г. Проект ассиметричного (косоугольного) судна основан на инновационной концепции ARC 100, разработанной финской проектной компанией «Акер Арктик Текнолоджи» (судно способно двигаться вперед кормой, носом и под углом).

К 2015 году совместно с ОАО «Выборгский судостроительный завод» на предприятии «Арктех Хельсинки Шипъярд» будет построен дизельный линейный ледокол мощностью 16 МВт по заказу Минтранса России. Кроме того, совместная компания ведет работу по получению заказов на строительство судов для сейсмической разведки (для ОАО «Совкомфлот»), ледокольного судна-снабженца и ледокольных постановочных судов (для предприятия «Сахалинэнергия») и судов вспомогательного флота (для ОАО «Ямал-СПГ»).
Кроме судоверфей Финляндия известна своими производителями и поставщиками оборудования для строительства судов, крупнейшими из которых являются концерн «Вяртсиля», компания «АББ Финланд» («АББ Марин»), входящая в международный концерн «АББ», и компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс Ою Аб».

Одним из направлений деятельности машиностроительного концерна «Вяртсиля» является производство судовых силовых установок различной мощности, узлов трансмиссии, гребных винтов, систем автоматизации и управления, а также разработка проектов по строительству морской техники. В 2012 году объем продаж продукции концерна и оказания им услуг, предназначенных для судостроения и судоремонта, составил 2,4 млрд. евро. Основными рынками сбыта подразделения «Шип Пауэр» концерна «Вяртсиля» являются Китай, Республика Корея и Япония. На их долю приходится более 80% судостроительной продукции концерна. Доля концерна «Вяртсиля» на мировом рынке в сегменте среднескоростных основных судовых двигателей составляет 47%, низкоскоростных судовых двигателей - 18%, вспомогательных двигателей - 4%. Несмотря на то, что объемы заказов в мировом судостроении сократились в 2012 году на 35% по сравнению с предыдущим годом, рост продаж судостроительной продукции компании составил в 2012 году 27%, объем портфеля заказов вырос за этот же период на 45%. Расходы на НИОКР машиностроительного концерна «Вяртсиля» в целом составили в отчетном году рекордную сумму в 188 млн. евро.

Концерн «АББ» - крупнейший производитель силовых систем и систем автоматизации. Подразделение концерна - компания «АББ Марин» производит электрические силовые установки и предоставляет полный пакет электротехнического оборудования для судостроения. В последнее время широкое распространение получили запатентованные компанией азиподные электрические движители, которые придают судну бóльшую маневренность. Производственные площади «АББ Марин» расположены в городах Вааса и Хельсинки, а также в Китае. Разработанные инженерами компании установки способствуют экономии используемого судами топлива на 10-15% по сравнению с традиционными решениями. На заводе компании в Хельсинки, в частности, изготовлены азиподные двигатели для двух российских арктических ледоколов, строительство которых в настоящее время осуществляется на верфи компании «Арктех Хельсинки Шипъярд».

Производителями винторулевых колонок помимо «АББ Марин» являются также компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс Ою Аб», расположенные в г. Раума. Следует отметить, что регион Раума является одним из локомотивов развития морской промышленности Финляндии. В течение двух лет здесь планируется возвести индустриальный парк «Seaside Industry Park». Стоимость проекта оценивается в десятки миллионов евро. Проект поддерживается городом, а также компаниями «ЭсТиЭкс Финланд», «Роллс-Ройс» и «Стиирпроп». Одной из задач парка является улучшение конкурентоспособности региональных предприятий, занятых в морской промышленности и тяжелом машиностроении. В парк планируется привлекать компании, занимающиеся НИОКР, а также субподрядные и логистические компании, кроме того, здесь возможно открытие исследовательского центра университета инноваций «Аалто».
Особое место в структуре судостроительной промышленности Финляндии занимают научно-исследовательские и проектные организации, лаборатории отраслевого и академического направления. Накопленный научный потенциал позволяет не только выполнять сложные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении. Одними из крупнейших исследовательских и конструкторских центров в стране являются компании «Дельтамарин», «Эломатик Марин Инжиниринг» и «Акер Арктик Текнолоджи». Кроме того, проектирование морской техники осуществляет подразделение «Шип Дизайн» машиностроительного концерна «Вяртсиля». Исследовательский центр компании «Акер Арктик Текнолоджи» оснащен современным ледовым бассейном, позволяющим проводить испытания прототипов арктических судов, моделируя при этом различную ледовую обстановку.

Следует отметить, что компании «ЭсТиЭкс Финланд» и «АББ Финланд» являются акционерами финской инновационной исследовательской компании в сфере машиностроения, металлургии и металлообработки «ФИМЕКК».
В последние годы российско-финляндское сотрудничество в области судостроения заметно активизировалось и стало более динамичным. В рамках двустороннего взаимодействия на российских предприятиях выполняются отдельные заказы судостроительных и машиностроительных компаний Финляндии. Со своей стороны, финские компании поставляют целый ряд компонентов и комплектующих для российских верфей. Расширяется сотрудничество в области совместного проектирования морской техники.

Россию в Финляндии рассматривают как важнейшего стратегического партнера в сфере арктического судостроения и совместного производства морского оборудования. Дальнейшей активизации взаимодействия морских кластеров Финляндии и России способствует подписание в декабре 2011 г. Меморандума о сотрудничестве в области судостроительной промышленности и морской техники между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством занятости и экономики Финляндии.

Совместные проекты в судостроении непосредственно связаны с реализацией «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной в феврале 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Согласно данному документу, наша страна осуществит строительство новых ледоколов, в т.ч. атомных, а также других арктических судов с высоким ледовым классом: танкеров, газовозов, вспомогательных и аварийно-спасательных судов. Имеющиеся в России в настоящее время производственные мощности не готовы к выполнению такого большого объема заказов.

Успешно развивается сотрудничество российского ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» с компаниями «АББ Марин» и «Стиирпроп» по поставкам в Финляндию гребных винтов и запасных лопастей.

Компания «Вяртсиля» поставляет судовые двигатели, дизель-генераторы и другое оборудование для многочисленных судостроительных проектов в России. Совместно с ОАО «Трансмашхолдинг» компания в 2012 году приступила к строительству в России завода по производству высокопроизводительных и экологически чистых дизельных двигателей, предназначенных, в том числе, и для судов. Первая партия готовой продукции должна быть произведена осенью 2013 г.

Компания «Вяртсиля» и ОАО «ОСК» ведут переговоры по ряду совместных проектов, как создание СП по производству судовых движителей и др.

На базе компании «Акер Арктик Текнолоджи» были проведены модельные испытания перспективных газовозов, предназначенных для вывоза сжиженного природного газа с восточного побережья полуострова Ямал. Продолжается совместная работа по модернизации исследовательского центра ФГУП «Крыловский государственный научный центр» при участии компании «Акер Арктик Текнолоджи».

Крыловский государственный научный центр оказывал услуги компании «ЭсТиЭкс Финланд» при проектировании и строительстве многофункционального исследовательского судна для нужд рыболовного хозяйства Намибии по ряду специфических вопросов, связанных с технологиями, которыми не располагает судостроительный кластер Финляндии.

Одним из основных вопросов дальнейшего развития сотрудничества сторон является формирование Технопарка для финских компаний-производителей судового оборудования на базе части мощностей Кронштадтского морского завода, где создается судостроительная зона «Кронштадт» для локализации производства современного судового оборудования. В частности, в настоящее время ведутся переговоры с финскими партнерами по созданию на площадях технопарка производства компонентов для судового оборудования, а также предприятия по высокоточной механической обработке корпусных деталей винторулевых колонок и судовых валов. В мае 2012 г. в г. Москве была проведена презентация идеи Технопарка для заинтересованных финских компаний. В августе 2012 г. в г. Турку при участии Торгпредства проведен круглый стол по вопросам создания Технопарка.

Кроме того, на заседании рабочей группы по судостроению Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству, сторонами обозначена актуальность использования новых экологически чистых технологий, в том числе, энергетических установок, работающих на двух видах топлива, включая сжиженный природный газ, для их использования в совместных проектах в области строительства гражданских судов и морской техники для Балтийского моря и Арктики.

В настоящее время руководство Финляндии и представители деловых кругов страны отмечают, что в качестве наиболее перспективных направлений развития морской промышленности в стране рассматривается строительство арктических судов и ледоколов, судов для работы на шельфе, платформ для бурения и добычи нефти и газа, многофункциональных специализированных ледокольных судов для рыболовства и исследований в особых условиях, экологически чистых судов, работающих на природном газе, систем очистки выбросов. Практически все данные направления интересуют и российскую сторону. Это дает основание полагать о наличии значительных резервов для развития российско-финляндского сотрудничества в сфере судостроения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Судостроительная промышленность iconЛегкая промышленность (текстиль). Химическая промышленность. Транспортное машиностроение
Вице Губернатор Председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности
Судостроительная промышленность icon«Экономическая и социальная география»
...
Судостроительная промышленность iconПатентам и товарным знакам (19)
М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984, с. 25, 81-83. Su 353948 А, 27. 10. 1972. Su 1490148 А1, 30. 06. 1989. Справочник технолога...
Судостроительная промышленность icon"Основы современных технологий"
Лёгкая промышленность совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих, главным образом, предметы массового...
Судостроительная промышленность icon«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда»
Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об...
Судостроительная промышленность iconРеферат. Тема:,,Автомобильная промышленность Японии’’
Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии...
Судостроительная промышленность iconРеферат по дисциплине: «Экономическая кибернетика» на тему: «Пищевая промышленность Украины»
Поэтому пищевая промышленность – не имея возможности из-за того, что продукты не раскупаются, расплатиться с поставщиками, а также...
Судостроительная промышленность iconПостановление От 28 июня 2011 года n 835 о комплексной программе...
О комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Судостроительная промышленность iconЛесная промышленность в России url

Судостроительная промышленность iconЛитература Ашкенази Е. К. Анизотропия древесины и древесных материалов....
Ашкенази Е. К. Анизотропия древесины и древесных материалов. М., Лесная промышленность, 1978, 224 с
Судостроительная промышленность iconПромышленность географиясе
Ягулык-энергетика промышленносте,үсеш үзенчәлекләре,урнашу закочалыкларын ачыклау
Судостроительная промышленность iconТема занятия
Тэк. Роль, значение и проблемы. Топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная)
Судостроительная промышленность iconПатентам и товарным знакам (19)
Рецептуры ликероводочных изделий и водок. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, с. 273
Судостроительная промышленность iconПеречень научных специальностей для подготовки аспирантов
Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Судостроительная промышленность iconКонтрольная работа
О комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Судостроительная промышленность iconКонтрольная работа по предмету «Экономика Беларуси»
Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность Белоруссии. Состояние, виды продукции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск