Скачать 370.3 Kb.
|
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Литвиненко И.Л. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦКУРСУ «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» для студентов специальности 080102.65 - Мировая экономика Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Интеграционные процесс и глобализация мировой экономики» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 080102.65 – Мировая экономика, рекомендован к изданию Учебно-методическим советом по экономическому профилю Института управления, бизнеса и права. Составитель: к.э.н Литвиненко И.Л. Рецензент: к.э.н., доцент Гаврилко Н.Н. СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение ………………………………………………………….. 4 1. Программа спецкурса …………………………………………. 6 1.1 Содержание программы …………………………………… 6 1.2 Рекомендуемая литература ………………………………... 9 2. Учебно-тематический план спецкурса ……………………….. 10 3. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий ………………………………………….. 11 4. Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов ………………………………………………. 18 ВВЕДЕНИЕ Спецкурс «Интеграционные процессы и глобализация мировой экономики» предназначен для студентов специальности «Мировая экономика». Развитие международных экономических отношений России, расширение внешнеэкономических связей регионов страны актуализируют вопросы взаимного влияния основных тенденций мировой экономики и внутренних экономических процессов. Важнейшей характеристикой современного международного сотрудничества является углубление уровня интернационализации мирохозяйственных связей, совершенствование их форм. Процессы международной экономической интеграции оказывают существенное влияние на современное состояние МЭО и, возможно, будут рассматриваться в числе ключевых факторов, определяющих будущее мировой экономики в целом и составляющих ее элементов. Спецкурс «Интеграционные процессы и глобализация мировой экономики» является составной частью подготовки специалистов по мировой экономике. Тематика спецкурса охватывает широкий круг вопросов, касающихся форм, особенностей, факторов современного сотрудничества на уровне национальных экономик. Целью спецкурса является выработать у студентов умение применять общие теоретические и методологические положения для исследования конкретных интеграционных форм, и, прежде всего, на территории СНГ, давать им характеристику и оценивать роль способов, методов и средств реализации интересов отдельных государств в процессе интеграции и глобализации мировой экономики. Задачи спецкурса: – дать будущим экономистам знания о современном состоянии одной из наиболее значительных и динамически развивающихся форм организации международных экономических отношений – международном региональном сотрудничестве; его влиянии на внутренние экономические процессы и торговую политику стран; – расширить диапазон знаний, полученных в процессе изучения экономической теории и мировой экономики по проблемам интернационализации и экономической интеграции; – получить навыки обобщения отношений на межгосударственном уровне и выведения важнейших тенденций и закономерностей их развития; – вскрыть причины, препятствующие углублению сотрудничества России с ведущими региональными интеграционными объединениями мира, определить направления создания единого экономического пространства на территории СНГ и реальные формы интеграции России в мировое пространство. Курс является семестровым и завершается зачетом. 1. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА 1.1 Содержание программы Введение Предмет, цели и задачи спецкурса. Место данного курса в подготовке специалистов по мировой экономике. Тестирование на остаточные знания. Тема 1. Объективные предпосылки международной экономической интеграции. Статические и динамические эффекты интеграции Международное разделение труда и интернационализация хозяйственной жизни на современном этапе. Формы интернационализации. Тенденции и закономерности развития мировой экономики на современном этапе ее развития. Объективные основы, факторы и цели международной экономической интеграции. Экономический регионализм. Механизм международной экономической региональной интеграции и ее последствия. Принципы оценки интеграции. Экономические последствия и «эффекты» интеграции. Статические и динамические эффекты интеграции. Роль государственных и международных институтов в регулировании интеграционных процессов. Тема 2. Региональные интеграционные объединения в мировом хозяйстве и глобализация мировой экономики Формы международной экономической интеграции: преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз. Общее и особенное в международных экономических региональных объединениях. Современные тенденции в интеграционных процессах. Глобализация и интеграция, противоречия и последствия. Роль транснациональных корпораций в процессах интеграции и глобализации международной экономической интеграции и ее основные формы. Интеграция на хозяйственном уровне, ее субъекты. Тема 3. Европейский Союз – классическое интеграционное объединение Идейные истоки европейского единства. Европейский союз (ЕС): условия создания и эволюция развития. Этапы формирования. План Джорджа Маршалла. План Р. Шумана и Ж. Монне. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор о Европейском оборонительном сообществе. Римский договор. ЕЭС и Евратом. Меморандум о координации экономической политики и валютном сотрудничестве (план Барра). План Вернера о создании экономического и валютного союза. Жак Делор – автор проекта европейской валютной системы. Единый европейский акт и новый этап интеграции. Маастрихтский договор и создание Европейского Союза. Амстердамский договор. Политика в области сельского хозяйства. Научно-техническая политика. Социальная политика. Организационно-институциональная структура ЕС. Другие интеграционные группировки в Европе (ЕАСТ, ЦЕФТА). Перспективы развития европейской региональной интеграции. Тема 4. Североамериканская интеграция. Ее особенности Общая характеристика интеграционных процессов региона. НАФТА: цели создания и эволюция развития. Последствия интеграции для стран-участниц. Особенности интеграции в Североамериканском регионе и перспективы развития. НАФТА и интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе. НАФТА и интеграционные процессы в Латинской Америке. Тема 5. Особенности интеграционных процессов стран Латинской Америки, Африки, стран Азиатско-тихоокеанского региона Отличительные черты интеграционных процессов развивающихся стран. Интеграционные процессы в Латинской Америке: общая характеристика и особенности. Основные интеграционные группировки региона. Общая характеристика интеграционных процессов на Африканском континенте. Основные интеграционные группировки региона. Региональная интеграция арабских государств. Место Азиатско-тихоокеанского региона в международной экономической интеграции. АСЕАН: история развития, современное состояние. Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество: цели создания, особенности функционирования. Перспективы и задачи развития интеграции стран АТР. Тема 6. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Основные предпосылки и факторы интеграции экономического сотрудничества бывших республик СССР. Экономический потенциал стран СНГ и объективная заинтересованность в интеграции. СНГ: эволюция развития. Интеграционные процессы в аграрной сфере стран – членов СНГ. Институциональная система регулирования интеграционных процессов. Перспективы экономической интеграции в регионе. Тема 7. Перспективы участия России в процессах международной экономической интеграции Возможности интеграционного сотрудничества России с промышленно развитыми странами мира. Россия и ЕС: современное состояние и перспективы развития сотрудничества. Участие России в Черноморском экономическом сотрудничестве. Сотрудничество со странами – членами НАФТА. Сотрудничество России со странами АТР. Роль России в интеграции бывших республик СССР. 1.2 Рекомендуемая литература Основная литература
Экономическая периодика Власть. Внешнеэкономический бюллетень (ВЭБ). Вопросы экономики. Интеграция. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). Общество и экономика. Российский экономический журнал (РЭЖ). Экономист. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.1 Вопросы для обсуждения на семинарах и задания для самостоятельной работы Тестирование на остаточные знания (стартовый рейтинг) ТЕМА 1. Объективные предпосылки международной экономической интеграции. Статические и динамические эффекты интеграции
Темы рефератов 1. Экономический регионализм, понятие и тенденции развития. 2. Статические и динамические эффекты интеграции. Рекомендуемая литература
ТЕМА 2. Региональные интеграционные объединения в мировом хозяйстве и глобализация мировой экономики 1. Современные тенденции в интеграционных процессах. 2. Роль транснациональных корпораций в процессах интеграции и глобализации международной экономической интеграции. Домашнее задание: изобразите схематично формы международной экономической интеграции и соотнесите их с крупнейшими интеграционными группировками мира. Темы рефератов 1. Глобализация и интеграция, противоречия и последствия. 2. Интеграция на хозяйственном уровне, ее субъекты. Рекомендуемая литература
ТЕМА 3. Европейский Союз – классическое интеграционное объединение 1. Этапы формирования Европейского Союза. 2. Организационно-институциональная структура ЕС. 3. Перспективы развития европейской региональной интеграции. Темы рефератов Идейные истоки европейского единства. Маастрихтский договор и создание Европейского Союза. Научно-техническая и индустриальная политика. Рекомендуемая литература
ТЕМА 4. Североамериканская интеграция. Ее особенности
Темы рефератов
Рекомендуемая литература
ТЕМА 5. Особенности интеграционных процессов стран Латинской Америки, Африки, стран Азиатско-тихоокеанского региона 1. Отличительные черты интеграционных процессов развивающихся стран. 2. Перспективы и задачи развития интеграции стран АТР. Темы рефератов
Рекомендуемая литература
ТЕМА 6. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Темы рефератов
Рекомендуемая литература
ТЕМА 7. Перспективы участия России в современных интеграционных процессах
Темы рефератов 1. Сотрудничество со странами – членами НАФТА. 2. Сотрудничество России со странами АТР. Рекомендуемая литература
Темы рефератов:
4. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 4.1 Структура и балльная оценка рейтингов
Стартовый рейтинг
Промежуточный рейтинг Примерные вопросы для письменного ответа.
ТЕСТЫ 1. Согласование национальных экономических политик интегрирующихся стран и формирование ими соответствующих межгосударственных экономических объединений – это: а) микроуровень интеграционного процесса; б) макроуровень интеграционного процесса. 2. Свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в интеграционном экономическом пространстве обеспечивает принятие решения на уровне: а) национальном; б) межгосударственном; в) региональном; г) надгосударственном; д) областном. 3. Отметить основные результаты международной экономической интеграции: а) образование целостных межгосударственных хозяйственных комплексов; б) наличие наднациональных или межгосударственных институтов управления; в) наличие единой валютной системы; г) стирание национальных границ; д) единая религиозно-ритуальная система; е) единая социально-экономическая инфраструктура; ж) общие финансовые фонды. 4. Выделить основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса: а) общий рынок; б) таможенный союз; в) синдикат; г) международное объединение; д) зона свободной торговли; е) экономический и валютный союз. 5. Глобализация международных отношений – это: а) усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни в области международных отношений; б) усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных факторов и сфер в области мирохозяйственных отношений. 6. Каковы отрицательные воздействия и возможные последствия глобализации? 7. Что составляет важное «ядро» глобализации? а) МЭИ; б) Интернационализация; в) Транснационализация. Итоговый рейтинг Вопросы для итогового рейтинга
Тесты по спецкурсу «Интеграционные процессы и глобализация мировой экономики» 1. Выделить основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса: а) общий рынок; б) таможенный союз; в) синдикат; г) международное объединение; д) зона свободной торговли; е) экономический и валютный союз. 2. Отметить государства, которые входили в ЕОУС в 1957 г.: а) Великобритания д) Италия и) Германия б) Нидерланды е) Люксембург к) Португалия в) Австрия ж) Бельгия л) Венгрия г) Испания з) Франция м) Монако. 3. Римский договор – это: а) образование Таможенного союза Бенилюкс; б) учреждение Европейского экономического сообщества (ЕЭС); в) учреждение Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); г) реализация плана Шумана. 4. «План Шумана» – это: а) идея создания ЕС; б) предложение образовать таможенный союз Бенилюкс; в) предложение передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу; г) осуществление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности; д) идея европейской интеграции. 5. Отметить страны, входящие в ЕС: а) Франция и) Швейцария с) Мальта б) Германия к) Дания т) Греция в) Великобритания л) Португалия у) Бельгия г) Монако м) Лихтенштейн ф) Нидерланды д) Италия н) Швеция х) Люксембург е) Исландия о) Норвегия ц) Испания ж) Ирландия п) США ч) Финляндия з) Австрия р) Турция ш) Кипр. 6. Отметить основные институциональные органы ЕС: а) КЕС г) Евратом ж) ЕВФ б) ЕАСТ д) ЕБРР з) Евросуд в) СМЕС е) Европарламент и) Евросовет. 7. Отметить документы, занимающие высшее место в субординации права ЕС, которые подлежат единообразному толкованию и попадают под юрисдикцию Суда ЕС: а) регламенты д) рекомендации б) директивы е) мнения в) межгосударственные соглашения ж) межгосударственные соглашения о создании ЕС о расширении ЕС г) решения союза з) соглашения о функционировании. 8. Отметить страны ЕС, в которых с 1 января 1999 г. не введена евро: а) Австрия з) Дания б) Франция и) Люксембург в) Германия к) Нидерланды г) Ирландия л) Португалия д) Великобритания м) Швеция е) Испания н) Финляндия ж) Италия о) Греция п) Франция. 9. Имеет ли Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) межгосударственные координирующие институты и наднациональные функции? а) да; б) нет; в) не знаю. 10. Отметить страны, входившие в середине 90-х гг. в ЕАСТ: а) Великобритания е) Франция б) Греция ж) Швейцария в) Исландия з) Швеция г) Испания и) Финляндия д) Лихтенштейн к) Нидерланды. 11. Распространяется ли режим свободного беспошлинного товарооборота между странами – членами ЕАСТ в соответствии с конвенцией ЕАСТ на сельскохозяйственную продукцию? а) да; б) нет; в) не знаю. 12. Отметить страны, входящие в интеграционную группу «Вышеградская четверка»: а) Болгария е) Польша б) Венгрия ж) Австрия в) Румыния з) Югославия д) Чехия г) Россия и) Словакия к) Германия. 13. Отметьте страны, входящие в НАФТА в порядке получения ими наибольшей выгоды от соглашения: а) Венесуэла д) Аргентина б) Куба е) Боливия в) Мексика ж) Канада г) США з) Уругвай. 14. Отметьте субъекты торговли, которые понесут убытки от заключения соглашения о НАФТА: а) потребители торгового блока; б) американские промышленники в таких секторах, как электроника, компьютерное обеспечение, стройматериалы, запчасти; в) американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. 15. Отметьте факты, подтверждающие активизацию интеграционных процессов в Южной Америке: а) образование Союза Арабского Магриба; б) образование АСЕАН; в) образование НАФТА; г) заключение торгового пакта МЕРКОСУР; д) создание организации АТЭС; е) планы образовать ЦАОР (центрально-американского общего рынка). 16. «План Маршала» был связан с: а) осуществлением международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности стран ЕС; б) передачей руководства угледобычей Франции и Германии наднациональному органу; в) созданием Европейского сообщества; г) экономической помощью США западноевропейским странам. Его начали осуществлять в: д) 1951 г. ж) в период с 1945 по 1950 гг. е) 1957 г. з) 1967 г. 17. Организация Европейского экономического сотрудничества была создана: а) для регулирования помощи США; б) с целью упорядочить научно-техническое и промышленное сотрудничество западноевропейских стран; в) с целью политического объединения стран. Это произошло в: г) 1945 г. е) 1951 г. д) 1948 г. ж) 1967 г. Впоследствии эта организация трансформировалась в: з) ЕЭС л) Бенилюкс и) Евратом м) ЕОУС к) ОЭСР н) ЕС. 18. В Европейское объединение угля и стали при его организации входили: а) Бенилюкс д) Германия б) Великобритания е) Ирландия в) Франция ж) Италия г) Дания з) Греция. 20. На первом этапе интеграции в состав ЕС вошли страны: а) с высоким уровнем экономического развития; б) с относительно низким уровнем экономического развития; в) состав участников был разнородным в плане экономического развития. 21. С вступлением в ЕС Испании и Португалии в 1986 г. экономические диспропорции между странами участницами: а) остались на прежнем уровне; б) усилились; в) стали менее заметны, поскольку названные страны относятся к группе ПРС. 22. Отметьте государства, которые стали самыми «молодыми» членами ЕС:
23. Официальные отношения на уровне СССР-ЕЭС были установлены: а) 2 марта 1989 г. б) 5 апреля 1990 г. в) 10 мая 1984 г. г) 17 марта 1989 г. 24. В каком году вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве? а) 24 июня 1994 г. б) 25 ноября 1996 г. в) 1 декабря 1997 г. г) 1 февраля 1996 г. 25. Назовите основные цели СПС: (выберете правильные ответы): а) интенсификация политических, экономических и культурных отношений между РФ и ЕС; б) свободное движение рабочей силы; в) содействие экономическому развитию путем расширения торговых связей и улучшения условий, влияющих на инвестиционную деятельность; г) перевод торговых отношений между сторонами на недискриминационную основу; д) содействие реформам в РФ и укрепление политических и экономических свобод; е) создание условий для постепенной экономической интеграции РФ в Европейское экономическое пространство и образования в будущем зоны свободной торговли между ЕС и РФ. 26. Каких положений касается режим РНБ: (выберите правильные ответы): а) таможенных пошлин и других сборов, а также методов их взимания; б) правил осуществления экспортных и импортных операций; в) внутренних налогов и других сборов на импортные товары; г) правил, касающихся покупки, продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках; д) закупки товаров, осуществляемой правительственными органами для нужд правительства. 27. ФЕОГА – это: а) Европейский фонд регионального развития; б) Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства; в) Европейский фонд социального развития и гражданской ответственности. 28. Глобализация международных отношений – это: а) усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни в области международных отношений; б) усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных факторов и сфер в области мирохозяйственных отношений. 29. В каком году было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле? 1991 г. 1993 г. 1994 г. 1996 г. 30. Назовите интеграционные группировки, существующие в Латинской Америке: НАФТА МЕРКОСУР АСЕАН Андская группа ЦАОР ЕОУС. 31. Какая область исследований в рамках программы “Эврика” является важнейшей в настоящее время: а) медицина; б) информационные технологии; в) робототехника; г) транспортные технологии. 32. В каком документе были впервые поставлены задачи социальной политики? а) Маастрихтский; б) Римский; в) Протокол и Соглашение о социальной политике; д) Белая Книга. 33. Основные направления социальной политики: а) политика занятости; б) политика в сфере заработной платы; в) политика создания трудовых ресурсов; г) политика пособий. 34. Правовой фундамент современной деятельности ЕС в социальной сфере образуют: Договор о ЕС (в его Амстердамской версии) Договор, учредивший Европейское Сообщество Белая книга Зеленая книга. 35. ЕОУС было создано на основе: а) «плана Жана Монне»; б) «плана «Маршала; в) «плана Шумана»; г) Римского договора. 36. Официальные отношения на уровне СССР-ЕЭС были установлены: а) 2 марта 1989 г. б) 5 апреля 1990 г. в) 10 мая 1984 г. г) 17 марта 1989 г. 37. В каком году вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве: а) 24 июня 1994 г. б) 25 ноября 1996 г. в) 1 декабря 1997 г. г) 1 февраля 1996 г. 38. Назовите основные цели СПС: (выберите правильные ответы): а) интенсификация политических, экономических и культурных отношений между РФ и ЕС; б) свободное движение рабочей силы; в) содействие экономическому развитию путем расширения торговых связей и улучшения условий, влияющих на инвестиционную деятельность; г) перевод торговых отношений между сторонами на недискриминационную основу; д) содействие реформам в РФ и укрепление политических и экономических свобод; е) создание условий для постепенной экономической интеграции РФ в Европейское экономическое пространство и образования в будущем зоны свободной торговли между ЕС и РФ. Заказ № 1042.Подписано в печать 09.11.11 г. Тираж 100 экз.Издание Института управления, бизнеса и праваЛицензия ПД № 10-65053 от 17.09.01 г.Формат 60х84/16. Набор компьютерный. Печать ризография. Бумага офсетная. Отпечатано в типографии "ИУБиП" 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33А/47 |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «таможенное дело» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры мировой экономики (протокол №16 от 18 мая 2009 г.) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс» разработан в соответствии с образовательным стандартом по специальности... | ||
Пояснительная записка умкд по дисциплине «Интеграционные процессы в мире» Умкд по дисциплине «Интеграционные процессы в мире» представляет собой совокупность взаимосвязанных организационно-методических документов... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-... | ||
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и государственного управления (протокол №9 от 6... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру... | ||
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии... | Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В этническая история россии Хацевич р. В., к ф н., доцент, декан факультета менеджмента Мурманского института экономики спб академии управления и экономики | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гражданский процесс зарубежных стран» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право... Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета... |