Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»





Скачать 204.54 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Дата публикации02.07.2015
Размер204.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Техникум отраслевых технологий и финансов






УТВЕРЖДЕНА

протоколом методического Совета

от « »_____________ 2014г. № ___.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Саратов,2014

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 13.08.2014 г., № 1003 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Разработчик:

Васина Екатерина Анатольевна, преподаватель первой категории Техникума отраслевых технологий и финансов

Рабочая программа одобрена предметной (цикловой) методической комиссией математических и общих естественно -научных дисциплин, от 29.08. 2014 г., протокол № 1

Председатель П(Ц)МК _____________ Е. А. Васина

Рецензенты:

Кузнецова Лилия Владимировна преподаватель химии и биологии, высшей квалификационной категории профессионального педагогического колледжа СГТУ имени Гагарина Ю.А

Якунина Юлия Викторовна, методист Техникума отраслевых технологий и финансов

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

13



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

    1. 1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.



    1. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- правовые вопросы экологической безопасности;

- об экологических принципах рационального природопользования;

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

    1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    3. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    5. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    6. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями.

    7. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения задания.

    8. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    9. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    10. Студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    11. ПК 1.1.Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.

    12. ПК 1.2. Выполнять расчёт систем газораспределения и газопотребления.

    13. 4

    14. ПК 1.3.Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.

    15. ПК 2.1.Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу.

    16. ПК 2.2.Организовывать и выполнять работы по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.

    17. ПК 2.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ.

    18. ПК 2.4.Выполнять пусконаладочные работы систем газораспределения и газопотребления.

    19. ПК 2.5. Руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.

    20. ПК3.1.Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.2. Осуществлять планирование работ связанных с эксплуатацией и ремонтом систем газораспределения и газопотребления.

    1. ПК 3.3.Организовывать производство работ связанных с эксплуатацией и ремонту систем газораспределения и газопотребления.

    2. ПК 3.4.Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.

    3. ПК 3.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Дисциплина изучается в течение одного семестра.

Максимальная учебная нагрузка студента- 48 часов;

в том числе:

- обязательная аудиторная нагрузка студента - 32 часа

- самостоятельная работа студента -16 часов.

5


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

16

в том числе:




- подготовка рефератов

2

-подготовка презентаций

4

-составление схем

2

-подготовка сообщений

2

-подготовка докладов

2

-найти информацию в сети Интернет

2

-написать сочинение

2

Промежуточная аттестация предусмотрена

- после завершения 8 семестра в форме дифференцированного зачета


6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и

практические работы, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень освоения

Введение

1

Предмет, задачи и проблемы экологических основ природопользования

2

1

Раздел 1

Особенности взаимодействия общества и природы

34




Тема 1.1

Природоохранный потенциал


2

Содержание учебного материала:

2

1,2

Природа и общество. Общие и специфические черты. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на условия существования.




3

Содержание учебного материала:

2

1,2

Влияние урбанизации на биосферу. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Утилизация отходов.




4

Содержание учебного материала:

2

1,2

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху




5

Содержание учебного материала:

2

1,2

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии и пути их решения

7







Самостоятельная работа студента:

2

2

2

1,2

1,2

1,2

-найти информацию в сети Интернет по теме «Прогноз последствий взаимодействия человека с природой»; -подготовить реферат по теме: «Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов» - подготовить презентацию по теме: «Промышленные предприятия нашего города и проблемы утилизации отходов»

Тема 1.2

Природные ресурсы и рациональное природопользование

6

Содержание учебного материала:

2

1,2

Природные ресурсы и их классификация. Проблема использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.




7

Содержание учебного материала:

2

1,2

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.




8

Содержание учебного материала:

2

1.2




Проблема сохранения человеческих ресурсов







Самостоятельная работа студента:

2

2

2

1,2

1,2

1,2

- подготовить презентацию по теме: «Экология и здоровье человека»;

- подготовить доклад по теме: «Задачи сохранения генофонда планеты»;

- творческая письменная работа (сочинение) по теме: «Город - новая среда обитания человека и животных»;

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

9

Содержание учебного материала:

2

1,2

8







Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Классификация загрязнителей. Пути миграции и накопления токсичных и радиоактивных веществ










10

Содержание учебного материала:

2

1,2

Мониторинг состояния окружающей среды населённых пунктов Саратовской области




11

Содержание учебного материала:

2

1,2

«Зелёная» революция и её последствия. Значение и экологическая роль применения пестицидов и минеральных удобрений







Самостоятельная работа студента:

- составить схему по теме: «Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания»


2

1,2

Раздел 2

Правовые и социальные вопросы природопользования

12




Тема 2.1

История Российского природоохранного законодательства. Закон «Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию

12

Содержание учебного материала:

2

1

История Российского природоохранного законодательства. Закон «Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию.

13

Содержание учебного материала:

2

1,2

9







Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения.







14

Содержание учебного материала:

2

1,2

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Цели и задачи.

Тема 2.2

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

15

Содержание учебного материала:


2

1,2

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушения экологии окружающей среды


16

Содержание учебного материала:


2

1,2

Понятие об экологической оценке производств и предприятий







Самостоятельная работа студента:

- подготовить сообщение по теме: « Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России»

2

1,2







Всего:

48






10


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологическим основам природопользования

Оборудование учебного кабинета по экологическим основам природопользования:

- стол и стул учителя;

- столы ученические;

-лавки;

- ниши для хранения плакатов;

- шкафы для хранения литературы и работ студентов;

-доска.

Технические средства обучения:

- изображения и отображения материальных объектов(модели, таблицы, экранно-звуковые средства);

- описания предметов и явлений с использованием естественных и искусственных языков (учебные книги, текстовые таблицы, схемы, графики);

- технические средства обучения (проекционная, звуко- и видеозаписывающая и воспроизводящая аппаратура).
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень рекомендуемых учебных изданий:
Основные источники:

Хандогина Е. К.Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.

Гальперин М. В.Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.

Протасов В. Ф.Экологические основы природопользования: Учебное пособие / В.Ф. Протасов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.

Дополнительные источники:

1 Экологические основы природопользования: Учебное пособие / В.Ф. Протасов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.:
Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru;Справочно-правовая система « Консультант- Плюс» - URL:

http://www.mnr.gov.ruПортал Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - URL:;

http://www.ecoindustry.ruНаучно-практический портал Экология Производства - URL:;

http://base.garant.ruИнформационно-правовой портал «Гарант» - URL:;

http://www.zakonrf.info Правовая навигационная система «Кодексы и законы РФ» - URL:;

http://www.gostrf.comБиблиотека Гостов и стандартов - URL:

metaprom.ru Промышленность регионовСаратовская область

coolreferat.com Человеческие ресурсы РФ

dic.academic.ru Научно-технический прогресс

ru.wikipedia.org Зелёная революция

11

3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины складывается из аудиторных занятий, включающих в себя теоретический курс и самостоятельную работу. При изучении учебной дисциплины, в процессе освоения теоретического курса необходимо использовать основную и дополнительную учебную литературу, интернет-ресурсы и следующие образовательные технологии:

Игровые технологии:

- сюжетно-ролевые игры (инсценировки, ситуационные задачи)

Мультимедийные технологии:

- тематические презентации

Для осуществления текущего контроля рекомендовано использовать:

Тестовые технологии:

- тесты открытого типа

- тесты закрытого типа

Наиболее эффективны такие формы организации учебных занятий как комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-инсценировки.

12

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий и тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:




- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;


Текущий контроль:

-индивидуальный и фронтальный устный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- защита рефератов;

- сочинение;

- составление схем

- использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды


Текущий контроль:

- индивидуальный и фронтальный устный опрос;

- тестирование;

- прослушивание сообщений;

- защита презентаций

- проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения среды;

Текущий контроль:

- письменный опрос;

- тестирование;

- защита презентаций;

- сюжетно-ролевые игры;


В результате освоения дисциплины студент должен знать:





- условия устойчивого состояния экосистемы;


Текущий контроль:

- защита презентаций;

-прослушивание докладов

- причины возникновения экологического кризиса;


Текущий контроль:

- индивидуальный и фронтальный устный опрос ;

- основные природные ресурсы России.


Текущий контроль:

-индивидуальный и фронтальный устный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование


Обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:




    1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Текущий контроль:

- тестирование

    1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Текущий контроль:

- защита презентаций;

-прослушивание докладов




    1. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Текущий контроль:

- сюжетно-ролевые игры

    1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Текущий контроль:

- защита презентаций;

-прослушивание докладов

    1. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Текущий контроль:

- защита презентаций

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями

Текущий контроль:

- сюжетно-ролевые игры

    1. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Текущий контроль:

-сюжетно-ролевые игры

    1. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

    1. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Текущий контроль:

- сюжетно-ролевые игры

    1. Обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:




    1. ПК 1.1Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- защита презентаций

    1. ПК 1.2 Выполнять расчёт систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- защита презентаций;

- письменный опрос

    1. ПК 1.3 Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- письменный опрос

    1. ПК 2.1Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

    1. ПК 2.2 Организовывать и выполнять работы по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

    1. ПК 2.3 Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование



    1. ПК 2.4 Выполнять пусконаладочные работы систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- тестирование

    1. ПК 2.5 Руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- сюжетно-ролевые игры

    1. ПК3.1 Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

- тестирование

ПК 3.2 Осуществлять планирование работ связанных с эксплуатацией и ремонтом систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

    1. ПК 3.3 Организовывать производство работ связанных с эксплуатацией и ремонту систем газораспределения и газопотребления.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

ПК 3.4 Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.

Текущий контроль:

-индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос

    1. ПК 3.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления.




Текущий контроль:

индивидуальный устный опрос;

- письменный опрос


Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине.


15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПрограмма учебной дисциплины экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconАннотация оп. 04 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодические указания по изучению дисциплины Экологические основы природопользования
Разработчик: Метелкина Е. С. преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы рационального природопользования»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла Б. 2 студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconКурс лекций по дисциплине «Экологические основы природопользования» Преподаватель: Салин С. Г
Государственное бюджетое образовательное учреждение среднего профессинального образования колледж архитектуры и строительства №7
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск