ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
___________ федеральное ГОсударственне Бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
МГУПС (МИИТ)
Брянский ФИЛИАЛ МИИТ
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСтория по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
базовая подготовка среднего профессионального образования
Брянск
2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка) и примерной программы учебной дисциплины «История»
Данная программа составлена с учетом распределения часов по учебному плану (распределение по семестрам и курсам) Астаповской Т.А. – преподавателем Брянского филиала МИИТ
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
«______» ______________________ 2012 года
Председатель цикловой комиссии
Хурсевич И.П.
|
| Утверждаю:
«______» _____________________ 2012 года
Заместитель директора филиала
Мариненков И.Е.
|
Рекомендовано Методическим советом Брянского филиала МИИТ
Протокол № 1 от «_____» ___________________ 2012 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История» 1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цели дисциплины:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи дисциплины:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7.
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час;
самостоятельной работы обучающегося – 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка
| 70
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка
| 51
| в том числе:
|
| практические занятия
| 44*
| контрольные работы
| 7
| Самостоятельная работа обучающегося
| 19
| в том числе:
|
| - подготовка практико-ориентированных работ проектного характера;
|
| - самостоятельная работа над рефератом, исследованием проблемы
|
| - самостоятельное изучение законодательных, нормативных правовых актов
|
| - подготовка к практическим занятиям и контрольным работам
|
| Итоговая аттестация в форме – итоговой контрольной работы
|
| Примечание:
* Все учебные занятия по истории являются практическими.
Отсутствие в макете учебной программы традиционной формы проведения учебных занятий - урока и лекции связано, прежде всего, с двумя аспектами:
Прохождением курса истории в трех концентрах: начальная школа (пропедевтический курс), основная школа, полная средняя школа. В этой связи возникает явная потребность в активном осмыслении и проработке сформированных знаний и умений в области истории.
Недостаточной готовности выпускников средней школы в полной мере использовать сформированные в процессе изучения истории знания и умения в ходе последующей учебной, профессиональной и повседневной деятельности. Например, система нравственных и общественных ценностей и норм, которая должна быть усвоена в ходе изучения курса истории, зачастую не становится руководством в деятельности выпускников средней школы, прослушавших курс истории.
Предусмотренные учебной программой практические занятия по истории подразумевают:
Во-первых, совместную работу учителя и учащихся (студентов) по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.
Во-вторых, самостоятельную работу учащихся (студентов) по выполнению в рамках каждого занятия комплекса заданий из учебного пособия по истории и (или) предложенных учителем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
В-третьих, каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения учащимися (студентами) внеаудиторных заданий. На основе содержания этих заданий должно строиться содержание каждого следующего практического занятия (а не наоборот!).
В-четвертых, характер и особенности выполнения внеаудиторных заданий учащимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно-исследовательской деятельности, которые и будут обеспечиваться конкретным содержанием.
В-пятых, организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности учащихся должна быть основана на процессе самостоятельного сбора, анализа и осмысления добытой в рамках задания информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны учителя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объём часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
| 20
|
| Тема 1.1.
Основные тенденции развития СССР
к 1980-м гг.
| Содержание учебного материала.
| 10
|
| 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
| --
| Практические занятия:
1. 1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
2. 2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.
3.3. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
| 8
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.
| 2
| 3
| Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
| Содержание учебного материала.
| 10
|
| 1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
| --
|
| Контрольная работа 1. «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
| 2
| 2
| Практические занятия:
4. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.
5. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
6. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий
| 6
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг.. альтернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании. Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ - с Приднестровье. Абхазии, Северной Осетии. Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать.
| 2
| 3
| Раздел 2. Россия и мир в конце XX – начале XXI века.
| 50
|
| Тема 2.1.
Постсоветское пространство в 90-е
гг. XX века.
| Содержание учебного материала.
| 11
|
| 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
| --
|
| Практические занятия:
7. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
8. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства культурный, социально-экономический и политический аспекты
9. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
| 8
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.
| 3
| 2
| Тема 2.2.
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
| Содержание учебного материала.
| 8
|
| 1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
| --
|
|
| Практические занятия:
10. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
11. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
12. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.
| 6
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость», и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
| 2
| 2
| Тема 2.3.
Россия и мировые интеграционные процессы
| Содержание учебного материала
| 6
|
| 1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
| --
|
| Контрольная работа 2. «Россия как партнер НАТО»
| 1
| 2
| Практические занятия:
13. Анализ документов ВТО. ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
14. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
| 3
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX-начата XXI вв.
| 2
| 2
| Тема 2.4.
Развитие культуры в России.
| Содержание учебного материала
| 12
|
| 1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
| --
|
| Контрольная работа 3. «Человек как носитель культуры своего народа»
| 2
|
| Практические занятия:
15. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».
16. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
17. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.
| 6
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
| 4
| 2
| Тема 2.5.
Перспективы развития РФ в современном мире.
| Содержание учебного материала
| 13
|
| 1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.
3. Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике.
4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в РФ.
| --
| 3
| Итоговая контрольная работа.
| 2
| 3
| Практические занятия:
18. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
19. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.
| 7
| 3
| 20. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.
21. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон лепит общества.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Варианты заданий:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР - России на протяжении 1980-2000 гг.?
Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.
| 4
| 3
|
| Всего:
| 70
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
Учебные пособия:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 293 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература.
Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. - 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. еВоок (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX - начала XXI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М.: Юристъ, 2005. -237 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998.-217с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н.Леонов. М., 2008. -545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. -416 с.
.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003):^ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с.
Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008.- 361 С.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. - 49 с.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005.- 232с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| Умения:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Знания:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
| Текущий контроль в форме
устного опроса,
защиты практических занятий,
выполнения контрольных работ,
ответов на контрольные вопросы, презентаций, рефератов и
сообщений по темам,
выполнения итоговой контрольной работы.
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
- подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
|
|