МОУ Островская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование
по курсу обществознания (базовый уровень, 10 класс, 70 часов)
на 2009-2010 учебный год
учитель Сизова Галина Павловна.
Планирование составлено на основе образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию ( от 05.03 2004 год), программы по обществознанию, подготовленную авторским коллективом под руководством Кравченко А.И., учебника по обществознанию под редакцией А.И. Кравченко М. «Русское слово» 2008 г., методических рекомендаций по использованию учебников : А.И.Кравченко «Обществознание» 10 кл., А.И.Кравченко , Е.А.Певцова «Обществознание» 11 кл.- М. «Русское слово», 2006г.
Раздел 1 «Общество . Развитие общества (10 час)
|
| №п/п
| Тема урока
| Предполагаемые методы, практические умения, навыки
| Основное содержание
| Термины, персоналии
| Домашнее задание
|
| 1-2
| Введение. Познание окружающего мира.
История воззрений на общество.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.
| Знание. Социальное знание.
Агностицизм.
Гносеологизм.
Чувственное познание.
Понятие.
Суждение.
Мышление.
Язык.
Сенсуализм.
Рационализм.
Истина (абсолютная, относительная).
Паранаука.
| П. 1, вопросы 1, 4,5.
П.2, вопросы 5. –составить конспект параграфа в форме таблицы.
|
| 3
| Общество как сложная динамическая система
| Практическое занятие, выполнение заданий в группах
| Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.
| Социальная система
Социальные институты.
Самодостаточность.
Интеграция.
Общественные потребности.
| П.3,вопрос-1 Составить краткое описание 1-2 социальных институтов общества. Охарактеризовать их историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие, традиции, обычаи, статусы, роли.
Вопросы- 4-устно.
|
| 4.
| Общество и природа
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
| Антропогенез,
Возрождение
| Знать записи в тетради, уметь характеризовать отличительные особенности.
П. 5 уч-к Никитиной .Стр.27.
|
| 5.
| Общество и культура
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Культура и духовная жизнь.
Функции культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культуры.
| Духовная жизнь.
Культура (народная, массовая, элитарная).
Культурология.
| Введение в социологию Гл.2,пар.3
Знать определения.
Пар.6 –уч-к Никитиной. Стр.32.
|
| 6.
| Современное общество, его развитие.
| Лабораторная работа.
| Многовариантность общественного развития, эволюция и революция как формы социальных изменений.
| Науки об обществе.
Многообразие путей и форм общественного развития.
| П. 5.отв. на вопросы 1,2.-устно;
Вопрс письменно: В чем заключается сходство и различие двух процессов- урбанизации и индустриализации? Найти плюсы и минуся у того и друго.
|
| 7.
| Общественный прогресс, его противоречивость
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| Целостность и противоречивость современного мира, проблема общественного прогресса
Проблема общественного прогресса
| Понятие общественного прогресса.
| П. 6., Знать в чем выражаются плюсы и минусы ускоренной модернизации? Что такое западный вариант модернизации? Насколько он применим к нашей стране?
|
| 8.
| Современное общество: проблемы глобализации
| Лекция с элементами беседы,
| Процессы глобализации.
| Глобальные проблемы человечества.
| П.10, уч-к Лазебниковой, стр.107.
Задания на стр. 116-117.
|
| 9.
| Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века.
| Практическое занятие, выполнение заданий в группах
|
| Целостность современного мира, его противоречивость.
| Уч-к Лазебниковой, п.11, стр.130-131.
Документ «Дом 21 в: захотим ли мы в нем жить? (стр.132-133)
|
| 10.
| Обобщение и контроль результатов обучения по теме : «Общество как сложная динамичная система»
|
|
| Кравченко «Тесты по обществознанию» 10-11 кл. М.Русское слово» Тема 1.
|
|
|
Тема 2. Человек и общество. (14 часов
|
|
|
| №п/п
| Тема урока
| Предполагаемые методы, практические умения, навыки
| Основное содержание
| Термины, персоналии
| Домашнее задание
|
| 11.
| Человек как результат биологической эволюции.
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| См. справочник , АстрельСтр.39-42
| Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Социогенез, антропогенез, антропосоциогенез,
| Сочинение-рассуждение : «Можно ли считать человека «венцом всего живущего»?
|
| 12.
| Человек как результат социальной эволюции.
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| См. справочник , АстрельСтр.43-44
|
| Знать отличительные особенности человека и животного.
|
|
13.
| Бытие человека
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Бытие человека: потребности и способности. Цель и смысл жизни человека.
| Четыре основные формы бытия.индивидуальный аспект человеческого бытия,личностный аспект бытия человека, социальное бытие.
| Знать записи в тетради.
П.1 уч-к Никитиной.
|
| 14.
| Деятельность как способ человеческого бытия
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
| Деятельность.
Потребность.
Цель, мотив.
Сознание
| Знать записи в тетради.
Как связаны деятельность и целеполагание?
Лазебникова П.5.
|
| 15.
| Основные виды человеческой деятельности.
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| Деятельность человека, ее основные вилы. Деятельность и творчество.
| Деятельность.
Потребность.
Цель, мотив.
Сознание
| Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
|
| 16.
| Познавательная деятельность человека.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Проблемы познаваемости мира. Понятие истины , ее критерии.
Выявить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания.
| Познание мира. Формы познания: чувственное, рациональное; истинное и ложное.
| П.1,Кравченко:Знать записи в тетради,
Лазебникова, П.6,
Почему практику нельзя считать универсальным критерием истины?
|
| 17.
| Формы человеческого познания.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за обладание ею; ознакомить с уровнями и компонентами теоретического уровня научного исследования, критериями истины. См. пос.Бегеневой стр.31.
| Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого познания.
| П.1.Кравченко; П.2-Никитина.
С каким из высказываний вы согласны? Обосновать.
-«Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим».
-«В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию»
|
| 18.
| Научное познание.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Основные особенности научного мышления.
| Научное познание.
| П.1-Кравченко;П.2 Никитина; п.7-Лазебникова.
|
| 19.
| Социальное познание
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Особенности социального познания и его отличия от познания природы.
| Естественные и социально-гуманитарные науки.Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.
| П.2 Никитина; п.7-Лазебникова
|
| 20
| Человек в системе общественных отношений. Социализация индивида.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
| Личность, ее социализация.
| Знать записи в тетради,
П.4,15-Лазебникова,
П.15-Никитина.
|
| 21.
| Духовная жизнь человека.
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| Духовная жизнь человека.
Внутренний мир человека.Самопознание.
| Духовная жизнь человека, Мировоззрение, философия, религия, право, искусство.
| П.34,33,35 Кравченко –выборочно.
|
| 22.
| Мировоззрение.Религия. Философия. Мораль. Право.Искусство
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Ценности и нормы.
Мотивы и предпочтения.
| Духовная жизнь человека, Мировоззрение, философия, религия, право, искусство.
| Знать записи в тетради
|
| 23
| Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
| Дискуссия, выполнение проблемных заданий
| Свобода и ответственность личности. Поведение.
| Свобода,Самосознание индивида и социальное поведение.
| Справочник, стр.66,
П.33-Кравченко –выборочно.
|
| №п/п
| Тема урока
| Предполагаемые методы, практические умения, навыки
| Основное содержание
| Термины, персоналии
| Домашнее задание
|
| 25.
| Экономика и экономическая наука.
| Занятие семинарского типа с индивидуальной и групповой работой школьников, выступлениями учащихся с сообщениями и докладами, подготовленными с использованием материала учебника и др. источников
| Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и экономической деятельности
| Экономика.
Экономическая культура.
Экономическая свобода.
| Автономов,гл.1Записи в тетради.
Согласны ли вы с высказыванием:
«Нажить много денег-храбрость, сохранить их- мудрость, а умело расходовать их–искусство.» Б.Ауэрбах.
|
| Предполагаемые методы, практические умения, навыки
| Основное содержание
| Термины, персоналии
| Домашнее задание
| 26.
| Производство. Факторы производства.
| Лекция с элементами беседы
| Факторы производства. Факторные доходы
| Факторы производства, факторные доходы.
| П.9 Кравченко –выборочно.
Словарь, стр.133.
|
| 27.
| Типы экономических систем
| Лекция с элементами беседы.Лабороторная работа.
| Экономические системы и собственность. Экономическое содержание собственности.
| Традиционная, плановая, рыночная.
| Словарь, стр.141-144-147.
Из каких элементов складывается
Экономическая система?
|
| 28.
| Рыночная экономика.
| Лекция с элементами беседы.Лабороторная работа
| Рыночные структуры. Виды рынков.
| Рынок, Рыночный механизм.
| П.9 –Кравченко,вопросы-1, 4.
Каковы недостатки и преимущества рыночной экономики?
|
| 29.
| Эволюция капитализма.
| Лекция с элементами беседы.Лабороторная работа
|
| Торговля,
| П.10.-Кравченко, вопросы с 1-5
|
| 30.
| Рыночный механизм. Законы рынка.
| Практическое занятие, выполнение заданий в группах
| Знакомство с законами спроса и предложения, с понятием «рыночное равновесие».
| Спрос, предложение, Специализация, Обмен.
| П.11-Кравченко, вопросы 1-6.
В чем суть законов спроса и предложения.
|
| 31.
| Конкуренция и рыночные структуры
| Лекция с элементами беседы
| Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные структуры. Многообразие рынков.
| ВВП, предприятие, фирма, отрасль, цена,
| П.12_Кравченко, вопросы 1-5.
Привести примеры конкурентной борьбы в разных сегментах рыночной экономики.
-Задачи, стр.167-Лазебникова.
|
| 32.
| Производитель на рынке. Экономические предприятия.
| Лекция с элементами беседы
| Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
| Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение собственника, работника.
| П. 9 Кравченко,
|
| 33.
| Бизнес и экономика.
| Лекция с элементами беседы
| Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок. Основы маркетинга. Основы менеджмента.
| Акции, облигации, и др, ценные бумаги, бизнес, товарищество, корпорация.
| П.13- Кравченко, вопросы 1-4,
Опишите основные формы организации малого бизнеса.
|
| 34.
| Основы маркетинга. Основы менеджмента
| Лекция с элементами беседы
| Основы маркетинга. Основы менеджмента.
См. гл.8,гл.11 кн Черняк В.З.
| Маркетинг, менеджмент.
| П.13. вопросы.
|
| 35.
| Деньги
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Что такое деньги, какие функции они выполняют, виды денег;
Виды, причины и последствия инфляции.
| Ценные бумаги Облигация ,Вексель, Акция,
| П.54 – Никитина
-«Деньги-это чеканная свобода»
-«Деньги рождают деньги»
-«Деньги не пахнут».
|
| 36.
| Банковская система.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Банковская система. Финансовые институты.
| Структура банковской системы.
| П.14 –Кравченко.
П.54 –Никитина.
-«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем больше получаешь».» и др.
|
| 37.
| Труд.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Рынок труда. Безработица
| Виды безработицы, безработица.
| П.57 –Никитина;
-Как осуществляется соц.защита ваших родителей.
|
| 38.
| Рынок труда.
| Лекция с элементами беседы,
сообщения учащихся по заранее определенным темам.
| Государственная политика в области занятости
| Уровень жизни. Прожиточный минимум.
| П.57-Никитина;
|
| 39.
| Потребитель в экономике.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Рациональное экономическое поведение потребителя.
| Экономика потребителя.
| Автономов,гл. 5,6.
|
| 40.
| Роль государства в экономике.
| Комбинированный урок.
| Ознакомление с функциями государства в рыночной экономике, механизмами государственного регулирования экономики.
| Фискальная политика,
денежная политика, социальная политика, внешнеэкономическая деятельность.
| Пос. Бекеневой, стр. 184.
|
| 42.
| Налоги.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Равномерность и всеобщность налогов, определенность налогов, Виды налогов.
| Налоги, прямые , косвенные, федеральные, региональные, местные налоги.
| Кн. Черняк , стр.152-159
|
| 43.
| Налоговая система в Р.Ф.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Равномерность и всеобщность налогов, определенность налогов, Виды налогов.
| Налоги, прямые , косвенные, федеральные, региональные, местные налоги.
| П.56-Никитина;
|
| 44.
| Государственный бюджет.
| Практическое занятие, выполнение заданий в группах
| Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП.
| Государственный бюджет. Государственный долг..
| П.15., Автономов,гл.13.
|
| 45.
| Основы денежной и бюджетной политики государства.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Основы денежной и бюджетной политики государства.
| Денежно-кредитная политика
| Автономов,гл.13
|
| 46.
| Экономический рост и развитие.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Экономический рост и развитие.
| Измерители экономической деятельности. Уровень жизни.
| Автономов,гл.15,16
|
| 47.
| Экономические циклы.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Экономические циклы.
| Экономический цикл и экономический рост.
| Автономов, Гл.15,16
|
| 48.
| Мировая экономика:
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Мировая экономика, внешняя торговля, международная финансовая система.
| Мировая экономика, внешняя торговля, международная финансовая система.
| Автономов, Гл.20,21
|
| 49.
| Глобальные экономические проблемы.
| Комбинированный урок.
| Глобальные экономические проблемы
|
| Автономов, Гл.20,21
|
| 50.
| Международное экономическое сотрудничество и интеграция.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Государственная политика в области международной торговли.
|
| Автономов, Гл.23
|
| 51.
52.
| Особенности современной экономики России и края. Экономическая политика Р.Ф.
Обобщение и контроль результатов обучения по разделу : «Экономика»
| Практическое занятие, выполнение заданий в группах
Контрольная тестовая работа.
|
| Россия в условиях рыночной экономики.
| Автономов, Гл.24
КравченкоА.И. Тесты по обществознанию,
|
| №п/п
| Тема урока
| Предполагаемые методы, практические умения, навыки
| Основное содержание
| Термины, персоналии
| Домашнее задание
|
| 53.
| Политика и власть как общественные явления
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Власть, ее происхождение и виды, особенности. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
| Политическая партия,
Макиавелли,
Субъект и объект политики,
Политическая сфера. Политические институты. Политические отношения,
Политическая
|
| .
|
| 54.
| Политическая система
Структура и функции политической системы
| Выполнение практикума,
Работа в группах
| Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции
| Конституционное право,
Политический режим,
Правовое государство, политический плюрализм
|
|
| 55.
| Государство в политической системе
| Выполнение практикума,
Работа в группах
| Сущностью государства, его признаки, классификация современных государств. Государственный аппарат.
| Государство и его функции
| П.17
|
| 57.
| Политические режимы.
| Выполнение практикума,
Работа в группах
| Политические режимы
| Политические режимы
| Гл.3, п.5
|
| 58.
| Демократия, ее основные ценности и признаки
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Типология политических режимов. Демократия ее основные ценности и признаки
| Демократия ее основные ценности и признаки
| Гл.3, п.5
|
| 59.
| Гражданское общество и государство
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Гражданское общество,
правовое государство
| Правовое государство, Основные черты гражданского общества.
| Гл. 3, п. 6
|
| 60.
| Местное самоуправление.
|
| Особенности местного самоуправления, его роль в обществе,
| Местное самоуправление
| Кравченко, стр.135-140; сформулировать тезисы по материалу урока
|
| 61.
| Политические партии и движения. Политическая идеология.
| Групповая работа
| Формы политического участия, сущность политического прогресса, политические партии и партийные системы. Становление политических партий в России.
| Политическая идеология. Политические партии и движения.
| Гл.3, п.8
|
| 62.
| Субъекты политической жизни.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Политическая жизнь. Особенности формирования политической элиты в современной России. Рациональное поведение гражданина.
| Политическая культура.
| Гл3., п.8
|
| 63.
| Избирательная компания.
| Групповая работа
| Избирательная компания в РФ
| Избирательная система
| Гл.3, П.7
|
| 64.
| Политический процесс, его особенности в РФ, регионе.
| Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Политический процесс и его особенности в РФ
| Политическая жизнь современной России.
|
|
| 65.
| Обобщение и контроль результатов обучения по теме «Политика».
| Контрольная тестовая работа.
|
|
| Кравченко, Тесты по обществознанию 10-11 кл.
|
| 66-70
| РЕЗЕРВ.
|
|
|
|
|
| |