О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера





Скачать 74.69 Kb.
НазваниеО вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера
Дата публикации05.08.2013
Размер74.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
О ВОПРОСЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ РЕГИОНОВ СЕВЕРА
Меньших Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН (ИЭП КНЦ РАН); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» в г. Кировске Мурманской обл.
Цукерман Вячеслав Александрович

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН (ИЭП КНЦ РАН); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» в г. Кировске Мурманской обл.
Аннотация

В работе рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием инфраструктуры кадрового обеспечения инновационного развития российского Севера. В работе обозначены проблемы обеспеченности региона квалифицированными кадрами для инновационного развития.
ABOUT THE TRAINING QUESTION IN THE SMALL CITIES OF REGIONS OF THE NORTH
Menshikh Natalia Gennadievna

Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences, Apatity, Branch of Kostroma State Nekrasov University in Kirovsk Murmansk Region, the Kirovsk;
Tsukerman Vyacheslav Alexandrovich

Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences, Apatity, Branch of Kostroma State Nekrasov University in Kirovsk Murmansk Region, the Kirovsk;
Abstract

The work discusses issues connected to improvement of staffing infrastructure for innovation development of the Russian North. The work describes challenges regarding lack of skilled personnel in the region for its innovation development.

Современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к подготовке кадров в системе высшего профессионального образования. Все более востребованными становятся компетентные выпускники вузов, способные эффективно работать в новых динамически изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личностные профессиональные качества, позволяющие существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность.

При переходе к инновационному развитию экономики Севера становится ключевым направлением воспроизводства специалистов с высшим образованием с учетом северной специфики и освоения природных ресурсов в тяжелых климатических условиях. Это определяется особыми требованиями к кадровому обеспечению, основные из которых: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационное мышление. [1]

Укрепление научно-инновационного потенциала вузов – одно из стратегических направлений развития высшего профессионального образования и формирования национальной инновационной системы.

Существует две группы задач, необходимых для решения проблемы подготовки кадров для реализации программ инновационного и технологического развития региона и предприятий.

Первая группа – обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование интегрированных научно-образовательных структур; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи теоретических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата.

Вторая группа – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

Для повышения качества образования и подготовки специалистов для перехода регионов Севера к инновационному развитию авторами рассмотрен ряд факторов.

1 Развитие фундаментальных исследований. Финансирование этих работ возможно как за счет федерального бюджета, так и за счет системы конкурсного грантового финансирования, реализуемого как отечественными, так и зарубежными научными фондами. Наиболее крупные из таких фондов – государственные Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский государственный научный фонд (РГНФ). Среди зарубежных фондов наиболее известным - Международный научный фонд, основанный Дж. Соросом в 1992 г., распределивший в течение трех лет на территории России более 100 млн. долл. для поддержки исследователей и фундаментальной науки в целом.

2 Расширение связей вузов в малых городах Севера с другими научными организациями, в первую очередь академическими. Их интеграция будет способствовать развитию науки в вузах, снижению преподавательской нагрузки штатного персонала вузов, более сбалансированному сочетанию научной и образовательной деятельности. Как пример, такой организацией можно назвать Кольский научный центр Российской Академии наук, расположенной в г. Апатиты Мурманской обл. Данный центр включает в себя 11 научно – исследовательских институтов различной направленности.

3 Активное участие вузов в инновационной деятельности на хоздоговорных началах с организациями и предприятиями реального сектора экономики. Высокая доля хоздоговорных средств в объеме финансирования вузов может рассматриваться в качестве перспективного потенциала вузов в сфере развития прикладных разработок и последующей их коммерциализации.

4 Участие в формировании ключевых элементов инновационной инфраструктуры, таких, как технопарки и инновационно-технологические центры.

Качество подготовки специалистов для инновационного развития в учреждениях высшего профессионального образования включает федеральную и региональную компоненты государственного образовательного стандарта и показатель качества, отражающий требования предприятий. Первые две компоненты являются стандартными и не могут быть изменены ни вузом, ни предприятием, так как устанавливаются государством и оплачиваются соответствующими бюджетами. Зато третья составляющая является предметом обсуждения между предприятием и вузом.

Необходимо учитывать различные факторы, влияющие на повышение качества подготовки специалистов для инновационного развития в системе высшего образования, основные их которых [2]:

  • подготовка новых учебных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов;

  • разработка и применение новых наукоемких технологий в образовании (прежде всего, информационно-телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий);

  • формирование у профессорско-преподавательского состава вузов новаторских качеств, инновационной активности;

  • структурные преобразования в высшей школе, направленные на интеграцию образовательных учреждений различного уровня вокруг университетов;

  • создание новых и совершенствование действующих государственных образовательных стандартов;

  • открытие корпоративных факультетов и университетов;

  • организация федеральных экспериментальных площадок на базе ведущих университетов для отработки и распространения инноваций в сфере образования, науки и производства.

Опыт показывает, что специалистов целесообразнее готовить в городах, где существует развитая инновационная инфраструктура, т.е. где имеются научные центры, промышленные предприятия, технопарковые структуры и т.д. Следует отметить, что на северных территориях подготовка менеджеров происходит гораздо эффективнее, т.к. студенты могут обучаться и проходить практические занятия на промышленных предприятиях, которые являются более доступными, чем в крупных городах. [3]

Подготовку специалистов различных уровней к инновационной деятельности можно осуществлять в рамках основных образовательных программ и на базе дополнительных образовательных программ целевой подготовки и переподготовки. Варианты образовательных направлений, по которым можно вести данную подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования:

1 Изучение основных образовательных программ, таких как «Управление инновациями», «Управление инновационными проектами» и др.

2 Освоение основных образовательных программ по другим направлениям, связанным с управлением инновациями.

3 Параллельное с обучением по основным образовательным программам освоение дополнительных образовательных программ по инноватике.

4 Повышение квалификации или переподготовка в предметной области «Управление инновациями» после завершения подготовки по основной образовательной программе.

Для подготовки высококвалифицированных кадров целесообразно предусмотреть в учебных планах:

- увеличение объема часов по специальным дисциплинам;

- за счет теоретических курсов увеличить по практикам системы управления;

- выполнение выпускных квалификационных работ, как правило, студенты должны выполнять по заказам предприятий и организаций.

Необходимо учитывать различные факторы, влияющие на повышение качества подготовки специалистов для инновационного развития в системе высшего образования, основные их которых:

  • подготовка новых учебных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов;

  • разработка и применение новых наукоемких технологий в образовании (прежде всего, информационно-телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий);

  • формирование у профессорско-преподавательского состава вузов новаторских качеств, инновационной активности;

  • структурные преобразования в высшей школе, направленные на интеграцию образовательных учреждений различного уровня вокруг университетов;

  • создание новых и совершенствование действующих государственных образовательных стандартов;

  • открытие корпоративных факультетов и университетов;

  • организация федеральных экспериментальных площадок на базе ведущих университетов для отработки и распространения инноваций в сфере образования, науки и производства.

В современных условиях высшее учебное заведение представляет организацию, которая аккумулирует материальные, экономические, научно – технологические, финансовые, информационные, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный продукт - знания, умения и навыки, профессиональные компетенции, сформированные у выпускников вуза; инновационные образовательные программы, результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности. Роль высшего учебного заведения в инновационном развитии экономики городов Севера неоценима, поскольку интеллектуальная составляющая вуза является одним из главных инновационных ресурсов, которыми располагает общество.
Литература
1 Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. Балашиха, изд-во «Де-По», 2011. – 232 с.

2 Цукерман В.А. Проблемы подготовки и переподготовки инновационных менеджеров. Совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров и специалистов для инновационного развития Мурманской области: материалы международной научно-практической конференции. Апатиты, 11-13 ноября 2009 года /сост. Цукерман В.А., Волченко И.О., Горячевская Е.С. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2010. - 319 с. – С. 274-280

3 Меньших Н.Г. Роль высшей школы для инновационного развития экономики Севера // Н.Г. Меньших, В.А. Цукерман / Актуальные вопросы развития инновационной деятельности. Материалы ЧМШ Международной научно-практической конференции / сост. Штофер Г.А., Кандагура И.Н.. – г. Евпатория, 2011., с. 113-117

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера icon1 «Ключевые проблемы истории Европейского Севера России»
Фгос впо и ооп вуза посредством развития кругозора будущего магистра в сфере регионального компонента исторического образования,...
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconРабочая программа по дисциплине б1
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconРабочая программа по дисциплине в. Од1
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
О вопросе подготовки кадров в малых городах регионов севера iconПрограмма утверждена на заседании кафедры экономики промышленности,...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск