Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»





Скачать 258.38 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Дата публикации26.09.2014
Размер258.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

Саратовский государственный социально-экономический институт

УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

факультета подготовки

научно-педагогических кадров

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по направлению подготовки

научно-педагогических кадров

для поступающих в аспирантуру





Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Код направления подготовки

Наименование направления подготовки


44.06.01

Образование и педагогические науки




Шифр научной специальности

Наименование научной специальности

13.00.08

Теория и методика профессионального образования



Саратов

2014

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, обязательными для подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации

Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня теоретической подготовки поступающего в аспирантуру и его способности реализовать теоретические знания для решения практических задач в области теории и методики профессионального образования.

2. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

2.1. Содержание тем

Теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования


Образование как сфера социальной практики общества и специфическая область духовного производства. Философская теория познания. Учение об общественной природе личности, воспитания и образования. Образование и культура. Приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании и образовании.

Профессиональное образование – исторически развивающаяся система. Эволюционные и революционные периоды и пути развития профессиона-льногообразования. Анализ методологических основ классической концепции образования как процесса познания и усвоения общественного исторического опыта

Социологические и аксиологические проблемы образования.

Деятельностная концепция развития личности. Активная природа человеческого сознания. Сущность обучения как единство преподавания и учения.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Последипломное образование. Система непрерывного профессионального образования России. Система профессионального образования за рубежом.

Объект и предмет профессиональной педагогики. Задачи профессиональной педагогики. Категориальный аппарат и методы исследования. Соотношение

Профессиональная компетентность как педагогическая категория.
Законодательно-нормативная база профессионального образования

Федеральный закон № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о создании в стране системы непрерывного образования в связи с потребностями рыночной экономики, прогресса, опережающего развития человека как главной производительной силы общества, обеспечения реальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности.

Всеобщая декларация прав человека ООН (10.12.48) о профессиональном образовании. Конвенция по техническому и профессиональному образованию ООН (16.11.89).

Сущность и принципы концепции непрерывного образования.

Цели, содержание и структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования.

Функции вуза по кадровому обеспечению всех звеньев системы социальной и психолого-педагогической подготовки специалистов. Аспирантура как органичная форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров. Цели, задачи и содержание подготовки исследователей в аспирантуре.

Объективные диалектические противоречия в системе «образование-общество», обусловившие необходимость модернизации высшего и среднего специального образования. Характеристика основных направлений совершенствования: интеграция образования, науки и производства; создание оптимальных условий воспитания творческой индивидуальности специалиста; компьютеризация; развитие вузовской науки; техническое перевооружение.

Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение модернизации – условие ее успешного проведения. Конкретизация целей и содержания профессионального образования, технологии обучения, преобразование деятельности преподавателей и студентов в новых социально-экономических условиях. формирования личности специалиста как следствие интеграции учебной, научной и производственной деятельности студентов.

Государственные стандарты профессионального образования. Специфика построения и реализация государственных образовательных стандартов, образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Средства и способы интеграции образования, производства и науки. Проблемы многоуровневой подготовки специалистов в контексте Болонского соглашения.

Цели профессионального обучения и воспитания


Категория цели в философии, психологии, теории обучения и теории воспитания. Цель как идеальный, сознательно планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса. Историзм целей образования, их обусловленность потребностями производства и общества. Две тенденции в формулировании целей образования: усвоение готовых видов социальной деятельности и формирование творческих способностей студентов как будущих специалистов.

Гуманизация профессионального образования. Цель воспитания как системообразующая категория, определяющая характер учебно-воспитательной работы, деятельности преподавания и учения. Содержание и способы задания педагогических целей. Задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания.

Постановка целей на основе учета средств и способов их достижения. Конструктивная функция цели. Личностно-ориентированная педагогика и воспитание. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.

Общие подходы к отбору содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на микро и макроуровне. Принципы профессионального образования.

Модель специалиста как психолого-педагогическая и предметная конкретизация целей подготовки аспирантов. Цели обучения, задающие предметную и социальную компетентность специалиста.

Содержание профессионального образования и обучения


Содержание образования как уровень предметной и социальной компетентности человека, развития личности специалиста, выступающий результатом выполненной учебной деятельности. Компоненты содержания образования – знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, опыт социальных отношений – в условиях интеграции образования, науки и производства. Общие подходы к отбору содержания профессионального обучения. Структурирование содержания обучения на микро и макроуровне.

Логика науки и логика содержания учебных дисциплин. Пути обеспечения мировоззренческого содержания в преподавании естественнонаучных, технических и специальных дисциплин. Проблемы фундаментализации и профессионализации знаний.

Системный подход к отбору и обновлению содержания обучения. Принципы историзма, системности, последовательности и систематичности, проектирования содержания профессионального образования.

Нормативные документы, отражающие содержание обучения: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Модели специалистов, квалификационные характеристики как основа разработки учебных планов и программ. Проблемы обеспечения непрерывной теоретической и непрерывной практической подготовки студентов; преемственность содержания на разных ступенях системы непрерывного образования.

Содержание обучения как один из основных структурных компонентов педагогической системы. Его соответствие целям обучения и воспитания, развития личности. Соотношение понятий «содержание обучения» и «содержание образования».

Формы, методы и средства профессионального обучения


Диалектика соотношения формы и содержания. Содержание образования как социальный заказ общества. Принцип единства содержания и формы, изменения формы в зависимости от изменения содержания.

Основные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная; характерные признаки каждой из них. Основные формы теоретического обучения.: уроки, лекции, семинарские, лабораторно-практические занятия, учебные и производственные практики, спецкурсы и спецсеминары, курсовое и дипломное проектирование. Формы научно-исследовательской работы студентов.

Имитационные и игровые формы организации учебной деятельности студентов, посредством которых моделируется предметное и социальное содержание предстоящей профессиональной деятельности: моделирование конкретных производственных ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры.

Влияние форм организации учебной деятельности на достижение целей обучения и воспитания, формирование активной жизненной позиции будущих специалистов. Развитие традиционных форм организации учебной деятельности под влиянием новых подходов к обучению. Инновационные формы обучения.

Организационные формы внеаудиторной работы со студентами.

Методы профессионального обучения. Методы науки и методы обучения. Методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателей, учащихся и студентов, направленные на достижение целей развития личности. Зависимость методов обучения от целей, содержания и форм организации учебной деятельности.

Классификации методов обучения по источникам знаний, дидактическим целям, характеру познавательной деятельности, особенностям деятельности преподавателя и обучающихся и др.

Характеристика программированных, проблемных, исследовательских, имитационных, игровых методов обучения.

Психолого-педагогические основы программированного обучения. Проблемное обучение: компоненты, характерные признаки отличия от традиционного обучения. Формирование социальных качеств личности в ходе диалогического взаимодействия и общения преподавателя и студентов в проблемном обучении.

Методы организации самостоятельной работы студентов.Инновационные методы обучения и самостоятельной работы.

Современные средства обучения и перспективы их развития.

Контроль в системе профессиональной деятельности


Контроль как звено педагогической системы. Функции контроля и оценки результатов учебной деятельности в структуре педагогического процесса. Зависимость оценки от процедуры оценивания, методов и техники контроля. Соотношение оценки и самооценки, контроля и самоконтроля в обучении. Пути формирования у студентов способности к самооценке и самостоятельному контролю результатов процесса учения.

Педагогические требования к контролю в процессе обучения: объективность, систематичность, надежность. Содержание, формы, методы и виды контроля – текущего, рубежного, итогового. Психолого-педагогические проблемы проведения зачетов и экзаменов. Методы устного, письменного, графического, практического и программированного контроля. Тестовый контроль качества знаний. Психологические и педагогические тесты. Особенности процедуры тестирования с использованием ЭВМ.
2.2. Вопросы вступительного экзамена

  1. Методология и методы профессиональных педагогических исследований.  

  2. Современные тенденции развития профессионального образования.

  3. Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка».

  4. Цели и задачи современного профессионального образования.

  5. Нормативно-правовая база профессионального образования.

  6. Развитие высшего профессионального образования в контексте Болонского соглашения.

  7. Инновационные процессы в развитии профессионального образования и их отражение в теории и практике подготовки будущих госслужащих.

  8. Основные этапы становления и развития профессионального образования в России.

  9. Преемственность в профессиональной подготовке и воспитании молодежи. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов.

  10. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления.

  11. Возрастные и индивидуальные особенности студентов.

  12. Педагогический процесс в системе профессионального образования: сущность, структура, основные компоненты: содержание, преподавание, учение, средства обучения.

  13. Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе ФГОС

  14. Теоретические и практические формы и методы профессионального обучения.

  15. Специфика методов профессионального обучения в реализации образовательных программ высшего профессионального образования.

  16. Средства профессионального обучения и их характеристика.

  17. Компьютеризация педагогического процесса.

  18. Использование медиасредств в профессиональном образовании.

  19. Общее понятие о проектировании педагогических систем в сфере профессиональной подготовки специалистов.

  20. Методика воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях.

  21. Деятельность педагогов в профессиональном образовательном учреждении.

  22. Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация учащейся молодежи.

  23. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров профессиональных образовательных учреждений.

  24. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь».

  25. Институциональные формы последипломного образования специалистов.

  26. Профессиональная переподготовка незанятого населения, Учебные центры служб занятости.

  27. Развитие профессионального образования за рубежом.

  28. Качество образования. Государственная политика в области качества образования. Управление качеством образовательного процесса.

  29. Повышение квалификации и аттестация специалистов.

  30. Мониторинг учебных достижений студентов в образовании. Виды и формы мониторинга.


3. СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ РЕФЕРАТУ

3.1. Требования к реферату

Реферат должен включать теоретическое обоснование наиболее актуальных вопросов по направлению подготовки, а также содержать анализ реальных ситуаций с использованием практического материала, в том числе собранного самими поступающими в аспирантуру.

Подготовка работы позволяет обучающемуся лучше усвоить теоретико-методологические основы по дисциплине «Психология труда», научиться излагать и анализировать актуальные проблемы; развить навыки самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Для написания реферата необходимо изучить литературу, справочные и научные источники по выбранной теме; определить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи; провести самостоятельный анализ основных концепций и теорий отечественных и зарубежных исследователей; грамотно применять общенаучные, частные, специальные методы; обобщить полученные результаты; логически обосновать и сформулировать выводы.

Требования к оформлению текста даны в Приложении 1.

3.2. Критерии оценки вступительного реферата

Основными критериями оценки работы являются:

1) актуальность и новизна темы, ее соответствие направлению подготовки;

2) объём и глубина проработки научных источников;

3) полнота и качество собранных эмпирических данных;

4) обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

5) глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

6) четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы;

7) умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам выбранной темы, глубина и правильность ответов на вопросы экзаменующих.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Сотворчество преподавателя и студентов в учебном процессе.

  2. Функции контроля знаний студентов.

  3. Эффективность нетрадиционных форм и методов обучения.

  4. Предупреждение неуспеваемости студентов.

  5. Оптимальный выбор форм и методов обучения в вузе.

  6. Личностно ориентированный подход к обучению студентов.

  7.  Пути и средства усиления практической направленности обучения в вузе.

  8. Академическое занятие – творчество преподавателя.

  9.  Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

  10.  Формирование профессиональных интересов у студентов.

  11.  Развитие творческой активности студентов.

  12.  Компетентностный подход к обучению студентов.

  13.  Содержание профессионального образования и перспективы его развития.

  14.  Социокультурный контекст современного обучения в вузе.

  15.  Роль междисциплинарных связей в учебном процессе.

  16.  Повышение эффективности контроля знаний студентов.

  17.  Формирование нравственной профессиональной позиции студентов.

  18.  Использование средств медиа на современном академическом занятии.

  19. Обучение как условие профессионального становления личности.

  20.  Формирование профессиональной культуры студентов.

  21.  Специфика рейтингового контроля знаний студентов.


4. ПРОЦЕДУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
В качестве основного метода на экзамене выступает устный опрос. Оцениваются ответы на основные и дополнительные вопросы и выполнение реферата.

Экзамен проводится по билетам, содержащих три вопроса, в том числе один вопрос по теме вступительного реферата. Время на подготовку ответов на вопросы – 1 час).

Вступительные испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему.

Протоколы вступительных экзаменов оформляются и регистрируются в Управлении подготовки научных кадров.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Оценка «отлично» выставляется, если был дан развернутый, логически стройный ответ на основные и дополнительные вопросы, показаны умения оперировать понятийно-категориальным аппаратом, анализа проблемных ситуаций, и знания дополнительной литературы.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если был дан развернутый, логически стройный ответ на основные вопросы, показано владение понятийно-категориальным аппаратом, но поступающий а аспирантуру не смог в полном объёме ответить на дополнительные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если ответы на основные вопросы были недостаточно полными, дополнительные вопросы вызвали затруднения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если поступающий а аспирантурупоказал отрывочные, не систематизированные знания, не смог самостоятельно подготовить и выстроить ответ на основные вопросы и ответить на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» выставляется также в том случае, если он отказался отвечать, или содержание его ответа не соответствует предъявляемым вопросам.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) базовая литература:

  1. Федеральный закон № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» М, 2012.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2006.

  3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980.

  4. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

  5. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.- методич. пособие – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

  6. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А.Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2ч. Волгогоад: Изд-во ВГИПК РО, 2005.

  7. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003.

  8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

  9.  Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

  10.   Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.

  11.    Клобукова Л.П., Казакевич М.А. Обучение профессиональному общению: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  12.   Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991.

  13.   Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадокс наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000.

  14. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005.

  15.   Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. Центр Академия, 2004.

  16.   Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

  17.   Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.:ACADEMA, 2008.

  18. Тельтевская Н.В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов. Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

26.   Шариков А.В.Медиаобразование: мировой и отечественный опыт.

М.: Изд-во Академии пед. наук, 1990.

б) основная литература:

  1.  Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.

М.: Высшая школа, 1991.

  1. Грошев И.В. Психологические особенности учебного процесса в условиях

применения информационных технологий. URL:www.auditorium.ru.

  1.    Клобукова Л.П., Казакевич М.А. Обучение профессиональному общению:

Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  1.  Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и

технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории).

Волгоград: Перемена, 1997.

  1.   Подласый И.П. Педагогика: Новый курс В 2-х кн. М.: Владос, 2006.

  2.   Сластенин В.А.,Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:

Изд-во Магистр, 2007.

  1.   Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности

к личности. М.:ACADEMA, 2008.

  1.  Тельтевская Н.В., Карасёв С.А.    Диагностическая функция проверки

и оценки знаний Саратов: ИЦ «Наука», 2011.

  1. Тенгурина Л.З. История профессионально-педагогического образования. М., 1998.

  2. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.







в) дополнительная литература:

  1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие

для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина,

И.А. Колесниковой . М.: Академия, 2006.

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.

  2. Информационный бюллетень № 1. Инновационные формы и методы

контроля знаний студентов / Составитель: Н.В. Тельтевская. Саратов: ПАГС, 2011.

  1. Информационный бюллетень № 2. Инновационные формы и методы

обучения / Составитель: Н.В. Тельтевская. Саратов: ПАГС, 2012.

  1. Информационный бюллетень № 3. Инновационные формы и методы самостоятельной работы / Составитель: Н.В. Тельтевская.Саратов: ПАГС, 2013.

  2. Петрунева, Р., Дулина, Н., Токарев В. О главной роли образования

// Высшее образование в России. 1998. №3. С. 40 -46.

  1. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. М.: Логос, 2013.

  2. Тельтевская Н.В.  Психолого-педагогические условия повышениякачества профессиональной подготовки студентов // Efektivninastroje modernichVED – 2008. Praha: Publishing House “Education and Science”s.r.o., – 88 stran. 2008. P. 23 – 29.

  1. Тельтевская Н.В.   Системный подход к оценке качества профессиональной подготовки студентов //Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия Психология. Педагогика 2008. Т.1. № 1-2. С. 78- 83.

  2. Тельтевская Н.В. Специфика контроля качества профессиональной подготовки будущих специалистов //Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование. Волгоград: Перемена, 2008. С. 89 – 95.

  3. Тельтевская Н.В. Условие формирования готовности студентов к творческой деятельности // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 9 (57). С. 82-86.

  4. Тельтевская Н.В. Инновации в профессиональной подготовке будущих специалистов // Подготовка кадров для инновационной экономики. Саратов, 2011. С. 8-12 .

  5. Тельтевская Н.В.Роль  межличностного взаимодействия в профессиональной подготовке студентов // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 4 (29). С. 95-98.

  6. Тельтевская Н.В. К проблеме развития творческих способностей студентов // Известия Волгоградского технического университета Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 10. 2012. Т 8 (95). С. 163–166.

  7. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 27-33.



Приложение 1

Требования к техническому оформлению реферата

Текст оформляется на одной стороне стандартных листов белой односортной бумаги формата А4 (210 х 297мм), выполнятся в редакторе Word шрифтом ТimesNewRoman 14 пт через 1,5 интервала. Постраничные сноски оформляются шрифтом ТimesNewRoman 10 пт через 1 интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: верхнее-20 мм., левое – 30 мм., правое – 10 мм., нижнее – 25 мм.

В работе используется сплошная нумерация страниц, которая производится вверху, в середине страницы. Первая страница – титульный лист, вторая страница – оглавление. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. После каждого заголовка и подзаголовка в оглавлении проставляются соответствующие страницы без слова «стр.». Каждый структурный элемент работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.).

Абзацы делаются с отступлением от левого поля пять знаков (ударов) или 1,25 см. на принтере. В отдельные абзацы следует включать обособленные по смыслу части текста. В каждом из них должны содержаться положения, мысли, тесно связанные между собой, объединенные чем-то общим.

Объем работы не должен превышать 15-25 страниц машинописного текста без приложений.

Оптимальный общий объем реферата, как правило, 20-25 машинописных страниц основного текста, в него не входят приложения и список использованной литературы и источников.

Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий: введение – 1-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованной литературы и источников – 1-3 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.

Оформление текста

Текст работы обычно содержит количественные или порядковые числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, сноски и т.п.

Количественные числительные обозначаются словами (пять лет, а не «5» - цифрой). Если же они согласовываются с падежными окончаниями, то пишется так: получить двести (вин. П.) рублей (род. П.).

Порядковые числительные пишутся словами (например: седьмой, двадцать пятый), а когда обозначаются арабскими цифрами, то они не имеют падежных окончаний, если стоят после существительного (например: гл.6).

Перечисления в тексте. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний – пишутся в строчку и нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами, отделяются запятой (например: Закономерности ощущений: 1) адаптация, 2) сенсибилизация, 3) синестезия…)

Если перечисления состоят из фраз, то каждое из них пишется с отдельной строчки и отделяется точкой с запятой.

Все перечисления должны подчиняться грамматически вводному предложению, предшествующему перечислению.

Использование и оформление цитат

Цитаты используются для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения либо анализа нормативного акта, судебного постановления. Цитаты необходимы, чтобы без искажения передать смысл первоисточника для идентификации взглядов или сопоставления различных точек зрения и т.д. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник.

Оформляются цитаты так. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то начинается она с заглавной буквы. Если же цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, то кавычка в конце ставится после многоточия, а указатель сноски — после кавычки.

Оформление цитатподчиняется следующим правилам:

- если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы;

- если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы;

- если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием;

- цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения,независимо от того, как она начиналась в источнике.

Автор, желающий в цитате выделить отдельные слова, после этого в скобках ставит свои инициалы и поясняет: (разрядка наша. — Я.Р.); (подчеркнуто мною. — Я.Р.); (курсив наш. — П.Р.).

Подстрочные ссылки (сноски)

От основного текста сноски (ссылки) отделяются сплошной короткой чертой. Печатаются они с абзацного отступа арабскими цифрами без скобок и размещаются выше текста строки сноски. Сноски печатаются обычно тем же шрифтом, что и основной текст (шрифтом ТimesNewRoman), но меньшим кеглем — десятым.

Нумеруются сноски последовательно в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается с первой. Разрывать сноски и переносить их со страницы на страницу либо на обратную сторону листа нельзя.

Не следует злоупотреблять ссылками и вносить в них существенные части текста, важные смысловые определения и т.д.

Сноски и ссылки помечаются в тексте арабскими цифрами.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных сносках вместо заглавия пишут «Указ. Соч.». Если на одной странице несколько ссылок на один источник, то пишут: «Там же» и указывают номер страницы, на которую дается ссылка.

Очередность источников определяется по алфавиту авторов или по датам опубликования ими источников.

Оформление списка литературы и источников

Список использованной литературы и источников — это важная составная часть работы, позволяющая судить о научной культуре и степени фундаментальности проведенного автором исследования. Список содержит библиографические описания используемых источников, сделанные с учетом стандартов, содержащих все обязательные сведения о документе.

Библиографические записи включают в себя:

  1. заголовок (фамилия, инициалы автора; наименование коллективного автора); инициалы ставятся после фамилии;

  2. основное заглавие (сведения о тематике, вид, жанр, назначение произведения и др.);

  1. сведения о составителях, редакторах, об организациях, от имени которых опубликован документ;

  2. сведения об издании (данные о повторности издания, его переработке и т.п.);

  3. место издания (издательство или издающая организация, дата издания. — Количество страниц).

Элементы библиографического описания разделяются между собой знаком точка тире (– ). Источником сведений является титульный лист.

В список не включаются источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не использовались автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно – популярные издания (а в подстрочных сносках на них можно ссылаться).

При оформлении списка литературы рекомендуется выделять следующие разделы:

- нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются с календарной очередностью их принятия);

- монографии;

- учебники и учебные пособия;

- статьи;

- авторефераты диссертаций.

- материалы правоприменительной практики.

Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи. При нескольких работах одного автора в списке работы располагаются по алфавиту названий. Если работа написана в соавторстве с другими авторами, то соавторы указываются в списке по алфавиту.

Название произведения, включенное в текст работы, берется в кавычки, но ни в сносках, ни в библиографическом списке кавычки не ставятся.

Инициалы авторов в сносках и библиографическом списке ставятся после фамилий, а инициалы составителей и ответственных редакторов пишутся до их фамилий.

Реферат необходимо сдать на проверку за две недели до вступительного экзамена в аспирантуру.

По результатам проверки вступительного реферата оформляется заключение.
Составитель: д.пед.н., проф. Тельтевская Н.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconУправление потребительской лояльностью посредством crm -систем
Работа выполнена на кафедре маркетинга фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconО фонде оценочных средств в федеральном государственном бюджетном...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon"Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова"
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconРабочая программа составлена на основании Федерального государственного...
Составители: заведующий кафедрой физического воспитания, доцент кафедры физического воспитания гбоу впо «Российский экономический...
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
Исполнитель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический...
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconГоу впо «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconГоу впо «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» в соответствии с приказом...
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconО разработке и реализации основных образовательных программ подготовки...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск