Скачать 312.07 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Утверждено ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Дата введения: 27 июня 2011 г. Дата внесения изменений: 27 февраля 2012 г., Протокол Ученого Совета № 9 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение составлено на основе следующих документов:
1.2.Настоящее положение подлежит изменению в случаях внесения изменений и/или дополнений в указанные выше документы, отмены их действия, а также в случае введения новых документов, регламентирующих деятельность ВУЗов в Российской Федерации и внутренних документов Университета. 2. Основные требования к разработке образовательных программ подготовки бакалавров 2.1 Содержание подготовки бакалавров определяется задачами бакалавриата и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. 2.2. Университет самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу (ООП) для подготовки бакалавра на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по соответствующему направлению. 2.3. Актуальность разрабатываемой ООП подготовки бакалавров должна быть подтверждена заключением, которое включает в себя: • оценку примерного перечня дисциплин вариативной части профессионального цикла1 и компетентностной модели выпускника, подготовленных выпускающей кафедрой с учетом мнения потенциальных работодателей; • прогнозно-аналитические материалы, подтверждающие востребованность выпускников данной основной образовательной программы на рынке труда; • конкурентные преимущества, разрабатываемой ООП. Заключение дается внешним рецензентом (представителем бизнес-сообщества, саморегулируемой организацией, функционирующей в данной профессиональной сфере, государственных органов исполнительной или законодательной власти) и согласовывается с начальником отдела мониторинга рынка образовательных программ. 2.4. При выборе профиля подготовки бакалавра по соответствующему направлению необходимо руководствоваться перечнем реализуемых профилей подготовки бакалавров в Университете с целью устранения внутренней конкуренции между реализуемыми образовательными программами, а также перечнем профилей из примерной ООП по данному направлению. 2.5. Внутри каждого профиля может осуществляться специализация за счет построения системы дисциплин по выбору студента. 2.6. При реализации ООП Университет имеет право формировать циклы ГСЭ и ЕН (в том числе по объему дисциплин и количеству вариативной части) в соответствии с ФГОС ВПО и с учетом примерной ООП. 2.7. При разработке ООП должно уделяться внимание формированию у выпускников общекультурных компетенций (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). При разработке ООП необходимо предусмотреть формирование соответствующей социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности. 2.8. Разрабатываемая ООП должна обеспечить обучающимся участие в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуальные образовательные программы разрабатываются по решению Совета факультета в соответствии с Положением об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. 3. Порядок разработки программ по направлениям подготовки бакалавров 3.1. ООП по направлениям подготовки бакалавров разрабатываются на основе требований соответствующих нормативных актов Российской Федерации и могут реализовываться соответствующими факультетами Университета. 3.2. Программы по направлениям подготовки бакалавров могут реализовываться отдельными факультетами Университета, совместно несколькими факультетами Университета или филиалами Университета. 3.3. Не допускается разработка профильной программы подготовки бакалавров, совпадающей по названию с другим направлением подготовки бакалавров. Факультеты Университета имеют право разрабатывать один и тот же профиль подготовки бакалавров в исключительных случаях с письменного разрешения ректора Университета или по решению Ученого совета Университета. 3.3. Разработка новой ООП подготовки бакалавров осуществляется после принятия решения Ученым советом Университета (по представлению Методического совета) о целесообразности ее открытия. Вопрос о целесообразности открытия новой ООП подготовки бакалавров выносится на рассмотрение Методического совета при условии:
3.5. В течение 3-х рабочих дней после принятия решения Ученым советом Университета (по представлению Методического совета) Учебно-методическое управление уведомляет факультет о закреплении за факультетом заявленной программы подготовки бакалавров на срок 6 месяцев или об отказе в ее закреплении за факультетом и причине отказа. 3.6. При получении уведомления Учебно-методического управления (УМУ) о закреплении заявленной ООП факультет начинает разработку ООП и информирует об этом Управление качеством образования и Управление «Приемная комиссия». 3.7. ООП по направлениям подготовки бакалавров должно включать в себя все разделы и приложения, предусмотренные макетом ООП (Приложение 1) и сведения о необходимых для ее реализации ресурсах. 3.8. Содержание ООП бакалавра по выбранному направлению подготовки определяется соответствующим ФГОС ВПО, а также с учетом примерной ООП, особенностями научных школ Университета, потребностями рынка труда. 3.9. Факультет теряет право на разработку заявленной программы в следующих случаях:
4. Порядок экспертизы ООП бакалавриата 4.1. Для экспертизы ООП по направлению подготовки бакалавров на соответствие указанным в ФГОС ВПО "Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров" в части, отнесенной к компетенции Учебно-методического управления, в Учебно-методическое управление в течение 6 месяцев с момента получения положительного решения о целесообразности открытия новой ООП подготовки магистров сдается комплект документов (в соответствии с Приложением 2), который в частности включает:
К представляемой ООП прилагается выписка из протокола заседания Совета факультета об утверждении ООП. 4.2. Порядок рассмотрения документов Учебно-методическим управлением: 4.2.1. Комплект документов, указанных в п. 4.1, подается в Учебно-методическое управление за 1,5 месяца до предполагаемой даты заседания Методического совета Университета в соответствии с утвержденным планом заседаний Методического совета. 4.2.2. Учебно-методическим управлением производится экспертиза ООП и в течение 1 месяца готовится предварительное заключение. При отрицательном предварительном заключении ООП возвращается разработчикам на доработку. 4.2.3. После получения положительного предварительного заключения Учебно-методического управления, но не менее чем за 1 неделю до заседания Методического совета, назначаются 2 рецензента, как минимум один из которых должен являться членом Методического совета. При этом заведующий кафедрой-разработчиком и декан / зам. декана факультета, на котором разрабатывается ООП, не могут быть рецензентами. 4.2.4. За 5 рабочих дней до предполагаемой даты заседания Методического совета рецензенты представляют в Учебно-методическое управление свои рецензии-заключения по установленной форме (Приложение 3), копии – разработчику. 4.2.5. При получении хотя бы одной отрицательной рецензии комплект документов направляется разработчику ООП на доработку и устранение недостатков. При этом указывается, на какой срок продлевается закрепление ООП за факультетом (не более 2-х месяцев); 4.2.6. При получении положительных рецензий пакет документов на открытие программы подготовки бакалавров выносится на рассмотрение Методического совета. 5. Порядок утверждения программ по направлениям подготовки бакалавров 5.1. Рассмотрение ООП Методическим советом проводится только при наличии раздаточного материала, обязательно включающим копию учебного плана с графиком учебного процесса. Раздаточный материал готовится и представляется разработчиком ООП в необходимом количестве. 5.2. На заседании Методического совета декан факультета (заместитель декана или заведующий кафедрой-разработчиком) представляет на утверждение ООП, заслушиваются рецензенты. 5.3. При отсутствии возражений членов Методического совета простым большинством голосов принимается решение об утверждении рассматриваемой ООП. 5.4. Выписка из протокола заседания Методического совета об утверждении ООП подготовки бакалавров представляется Ученому секретарю Ученого совета Университета для включения в план заседаний Ученого совета. 5.5. Расчет размера средств на реализацию программы подготовки бакалавров, согласованный разработчиком ООП с Прогнозно-аналитическим управлением Университета, представляется Ученому секретарю Ученого совета2. 5.6. На заседании Ученого совета Университета представление о введении программы подготовки бакалавров докладывается деканом факультета (заместителем декана, заведующим кафедрой-разработчиком). 5.7. После утверждения ООП подготовки бакалавров на заседании Ученого совета Университета факультет, получивший право реализовывать утвержденную образовательную программу, обязан разместить информацию о ней на сайте Университета в соответствии с действующими нормативными требованиями. 6. Порядок реализации программы подготовки бакалавров 6.1. После утверждения Ученым советом Университета ООП подготовки бакалавров и при условии выполнения требования п. 5.7 настоящего положения может осуществляться набор на данную программу. 6.2. Для реализации программы подготовки бакалавров необходимы документы, составляющие ООП программы подготовки бакалавров (см. п. 4.1.), а также другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, включая описание миссии (цели) и задач программы подготовки бакалавров. 6.3. Факультет теряет право на реализацию программы подготовки бакалавров в случае, если имеется письменный отказ факультета от разработки/реализации заявленной ООП подготовки бакалавров и/или решение Ученого совета о передаче ООП на другой факультет Университета. 6.4. Факультет обязан ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в соответствии с регламентом обновления ООП (Приложение 4). 6.5. Факультет обеспечивает и отвечает за качество реализации ООП подготовки бакалавров. Контроль качества реализации программы подготовки бакалавров осуществляется методической комиссией факультета, Учебно-методическим управлением, комиссией по качеству при Методическом совете и Управлением качеством образования Университета в рамках своих компетенций. Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки ______________________________________________________________________________________________________________________________________ (указывается код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки __________________________________________________________________ (указывается наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) ___________________________________________________________________ (указывается бакалавр / магистр / дипломированный специалист) Форма обучения ______________________________ (очная, очно-заочная и др.) Москва 201__ г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Понятие основной образовательной программы высшего профессионального образования. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП (бакалавриата / магистратуры) по направлению подготовки. 1.3. Общая характеристика ООП ВПО (бакалавриата / магистратуры). 1.4 Требования к абитуриенту. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ. 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО. 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ВПО (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______________________________________ . 5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО. 5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО. 5.3. Основные материльно-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО. 6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. 7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ. 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 7.2. Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников вуза. 8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ: СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО Приложение 1. Компетентностная модель выпускника Приложение 2. Учебный план, включая календарный график, справочник компетенций и их распределение по дисциплинам Приложение 3. Рабочие программы дисциплин (модулей) Приложение 4. Программа учебной практики Приложение 5. Программа производственной практики Приложение 6, 7. Программа итоговой государственной аттестации студентов-выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП, включая требования к ВКР |
О текущей аттестации, итоговом контроле и ликвидации академической... Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного... | Экологический мониторинг и фитосанитарное оздоровление засоренных... М бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – мсха... | ||
Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин в Краевом... Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении среднего... | Режиссерско-педагогическая деятельность Р. В. Болеславского и Л. Страсберга Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | ||
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | − общие вопросы (теория) Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральском государственном... | ||
Лексика и словообразование хайдакского диалекта даргинского языка Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Фразеологические единицы с компонентом цветообозначения в кумыкском языке Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | ||
Обеспечение финансовой устойчивости предприятий инструментами финансового менеджмента Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального | ||
Модель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов Работа выполнена на кафедре экономической теории и предпринимательства в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Электронные выставки библиотек: научно-методическое и технологическое... Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Медоносные ресурсы степного придонья Работа выполнена на кафедре мелиораций земель в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального... |