УТВЕРЖДЕНО
приказом ректора
от «30»июня 2014 г. №186
ПОЛОЖЕНИЕ
о вступительных экзаменах по специальной дисциплине, соответствующей направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – специальная дисциплина) I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет требования к вступительным экзаменам по специальной дисциплине, соответствующей направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – специальная дисциплина) в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральском государственном университете» (национальный исследовательский университет) (далее – ЮУрГУ (НИУ), университет, вуз).
2. Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать общенаучные и профессиональные компетенции, относящиеся к избранной научной отрасли и научной специальности, включающие:
− способность к самостоятельному обучению новым методам исследования; к изменению научного и научно-исследовательского мышления; профессиональной деятельности;
− способность проявлять инициативу и самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний;
− способность формулировать цели, определять задачи, выбирать методы исследования в соответствующей области на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;
− представления о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной научной области;
− представления о существующих проблемах в избранной научной области, основных направлениях и решениях;
− умение логично и аргументировано излагать материал;
− навыки применения понятийно-исследовательского аппарата.
3. Уровень знаний поступающего оценивается экзаменационной комиссией по стобальной системе. Результаты проведения вступительного испытания по специальной дисциплине оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему. На каждого поступающего ведется отдельный протокол. Пересдача вступительных испытаний не допускается. Сданные вступительные испытания действительны в течение календарного года.
II.Требования к вступительному экзамену
1. Вступительный экзамен по специальной дисциплине, соответствующей направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится на русском языке.
2. Программы вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета или магистратуры. Программа состоит и из трех частей:
− общие вопросы (теория);
− вопрос по теории предполагаемого диссертационного исследования;
− научный реферат (далее - реферат) по предполагаемому диссертационному исследованию.
3. Вступительные испытания проводятся как в устной, так и в письменной форме (по билетам либо в форме собеседования). Форма проведения конкретного вступительного испытания оговорена в программе вступительного испытания.
4. Экзамен по специальной дисциплине оценивается по стобальной системе.
III. Требования к научному реферату по направлению
1. Научный реферат по направлению пишется с целью выявления профессионального уровня автора, его творческого потенциала. Объем 25−35 страниц машинописного текста (без приложений) через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее − 2 см, левое − 3 см, правое −1см, выравнивание по ширине.
2. Реферат должен быть оформлен по существующему ГОСТу. В тексте реферата должны быть ссылки на информационные источники, схемы, таблицы, рисунки и приложения. Реферат должен быть представлен в сброшюрованном виде и должен включать:
− титульный лист;
− содержание;
− введение;
− разделы основной части;
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения.
К реферату прилагается рецензия научного руководителя.
3. Реферат должен содержать развернутое обоснование темы, обзор литературы по предмету исследования, включая личные публикации, обобщение и постановку исследовательской задачи, анализ фактического материала, заключение, суммирующее результаты анализа.
4. Названия разделов должны отражать исследование той или иной составляющей или аспекта рассматриваемой проблемы. В конце каждого раздела должны быть краткие выводы. Как правило, первый раздел содержит характеристику и анализ теоретических и дискуссионных проблем, второй − анализ существующего материала и практических разработок, третий − определение путей решения поставленных задач.
5. В реферате автор должен показать четкое понимание проблемы исследования, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней, умение подбирать и анализировать фактический материал, умение делать из него обоснованные выводы, наметить перспективу дальнейшего исследования. 6. Реферат оценивается по стобальной системе:
− актуальность содержания до 30 баллов;
− теоретический уровень до 30 баллов;
− исследовательская часть до 40 баллов.
|