Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы





Скачать 314.66 Kb.
НазваниеСпособы лиризации в малых жанрах русской классической прозы
страница1/3
Дата публикации23.07.2014
Размер314.66 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Игонина Наталия Александровна


Способы лиризации

в малых жанрах русской классической прозы
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Москва — 2011
Работа выполнена на кафедре

русской классической литературы и славистики

в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Литературный институт им. А.М. Горького»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Минералов Юрий Иванович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СурГПУ

Дворяшина Нина Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент МГПИ

Пашков Александр Витальевич

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита диссертации состоится «21» декабря 2011 года на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 при ФГБОУ ВПО «Литературный институт им. А.М. Горького» по адресу: 123104, г. Москва, Тверской бульвар, д. 25, ауд. 23 в 15.00.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. А.М. Горького

Автореферат разослан « ___ » ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Стояновский М.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Филологические исследования «взаимоотношений» эпоса и лирики, прозы и поэзии занимают все более значительное место в русском и зарубежном литературоведении1, при этом объектом пристального внимания историков литературы указанные явления становятся в связи с проникновением лирического начала в прозу с середины XIX в.

Вопрос о функционировании лирического в прозе становится актуальным в связи с появлением цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» (1847–1852), а также ряда повестей, таких, например, как «Ася» (1858), «Степной король Лир» (1870), «Вешние воды» (1872) и многих других. Уникальное сочетание прозаического способа передачи и лирического начала так или иначе проявляется во всех рассказах «Записок охотника». В.Г. Белинский отмечал, что лиризм составляет существенный элемент «Записок охотника», зная всего несколько рассказов, вошедших впоследствии в книгу: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!»2. А. А. Фадеев справедливо указывал на то, что рассказами «Касьян с Красивой Мечи» и «Живые мощи» Тургенев «предвосхитил всю народно–крестьянскую тему Л. Толстого», что его мысль в рассказе «Хорь и Калиныч» о свойствах русского человека «изумительна», что «природа у него русская до конца, она кротка и таинственна в своей поэтичности, она точна до осязаемости и лирически одухотворена»3.

В 1882 году выходят лирико–философские «Стихотворения в прозе» (Senilia), которые порождают волну споров об их жанровой принадлежности, не утихающие до сих пор. В небольших прозаических произведениях с преобладающим лирическим элементом И.С. Тургенев подводит итог своим жизненным размышлениям. Своеобразное поэтическое завещание, оставленное художником, до сих пор завораживает читателей яркостью красок и неповторимым авторским стилем. Важно отметить, что сам термин «стихотворение в прозе» не является оксюмороном, поскольку первое понятие при его узком и прямом осмыслении отражает лирический характер содержания жанра, «проза» же определяет форму.

Нарастающему интересу к проблеме соединения лирического и эпического начала в художественном произведении способствовал и вышедший в 1858 году (отдельным изданием) цикл путевых очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада». Написанные в виде писем к друзьям, они носили вид интимной и задушевной беседы, нередко простые и небрежные, но всегда неподражаемые по совершенству языка. Особое внимание уделяет автор описаниям природы, поистине поэтическим, лирически переживаемым картинам. Н.А. Добролюбов, улавливая особый подход автора к описанию увиденных мест, в краткой рецензии напишет: «… голос поэта, эпического романиста постоянно слышится в рассказе путешественника»4.

На рубеже ХIХ – ХХ веков внутрилитературный синтез бурно проявляет себя и становится неотъемлемым элементом русской культуры. Лиризация прозы нашла свое воплощение в творчестве В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и, конечно, А.И. Куприна, априори считающимся мастером сюжетосложения. Вышеназванным авторам в русле избранной темы уделялось достаточно внимания5, лишь творчество А.И. Куприна по-прежнему мало изучено в данном аспекте.

Обращаясь к творчеству А.И. Куприна, исследователи анализировали особенности сюжетосложения, способы типизации, черты доминантных конфликтов в его произведениях, меньше обращая внимание на формы проявления лирического начала6. Однако этот вопрос заслуживает особого внимания, поскольку во многих произведениях автор прибегает к приемам, создающим лирический подтекст и — шире — лирический план кажущегося априори исключительно эпическим произведения. В настоящее время этот вопрос значительно менее других теоретико-литературных и историко-литературных проблем исследован и в русской прозе вообще, в частности, в прозе А.И. Куприна.

Настоящая работа посвящена изучению такого явления в художественной словесности, как лиризация прозы, явлению, возможности которого феноменально представлены в произведениях А.И. Куприна. Произведения Куприна, в исследовательском отношении позволяющие выявить с большей, чем у многих его предшественников и современников, долей «чистоты» именно лирическое в прозе, выстроены событийно плотно.

Материалом исследования послужили проза и поэзия А.И. Куприна, дневники и письма писателя, воспоминания современников, а также повести И.С. Тургенева «Поездка в Полесье» (1857) и «Песнь торжествующей любви» (1881), рассказы В.М. Гаршина «Attalea princes» (1880) и «Сказка о жабе и розе» (1884), А.П. Чехова «Рассказ старшего садовника» (1892), Б.К. Зайцева «Волки» (1901), И.А. Бунина «Баллада» (1938).

Предмет исследования: внутрилитературный синтез, по–разному проявляющий себя в прозе и поэзии, а также в малой прозе и крупных прозаических формах.

Объект исследования: особенности динамики взаимодействия лирического и эпического начал в прозе А.И. Куприна, выявить которые позволяют его произведения 1894 – 1927 годов, представленные в контексте русской классической прозы (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Б.К. Зайцев), функционирование лирического пафоса (Г.Н. Поспелов) в прозе писателя. В подавляющем большинстве рассказов, повестях и романах Куприн использует специфические формы проявления лирического в эпическом произведении. Но показательны отчетливостью названного феномена те произведения художника, которые детально исследуются в нашей работе: «Куст сирени» (1894), «Столетник» (1895), «Чудесный доктор» (1897), «Сильнее смерти» (1897), «Олеся» (1898), «Серебряный волк», (1901), «Легенда» (1906), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Святая ложь» (1914), «Звезда Соломона» (1920), «Синяя звезда» (1927).

Актуальность диссертационной работы обусловлена, с одной стороны, особой ролью лирического начала в произведениях А.И. Куприна, а с другой стороны, непроясненностью способов реализации этого явления в творчестве писателя. Наличие лирических элементов в произведениях автора не вызывает сомнений (об этом говорят работы многих авторов XX века, например, В.Н. Афанасьева, Л.В. Крутиковой, Ф.И. Кулешова, и современных ученых – филологов, таких как И.Г. Минералова, С. Ташлыков, Н.Н. Старыгина, А.А. Хван и др.), но до сих пор нет системного осмысления роли лирического начала в произведениях А.И. Куприна и способов его актуализации в купринской прозе.

В истории литературы уже сложилась исследовательская практика рассмотрения взаимодействия поэзии и прозы, приводящего к смещению границ лирических и эпических форм, нередко порождающих новый вид произведения, уникальный по своей родовой природе. Вместе с тем, следует уточнить, что лиризм может выступать в произведении не только как жанрообразующий принцип, но и как вид пафоса7.

Методологическую основу составляют работы по теории и истории литературы (Ф.И. Буслаев, А.Ф. Лосев, Ю.И. Минералов, А.А. Потебня, Л.И. Тимофеев, В.Б. Шкловский, и др.), по теории лирики и ее взаимодействию с другими родами литературы (А.Н. Веселовский, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, В.В. Кожинов, В.Д. Сквозников, В.Е. Хализев, Б.М. Эйхенбаум и др.), по теории жанров (М.М. Бахтин, Б.М. Томашевский, Ю.Н. Тынянов и др.).

Методы исследования включают принципы сравнительно-исторического, типологического, содержательно–структурного методов, позволяющие эффективно решать поставленные литературоведческие задачи. Материал излагается в хронологической последовательности.

Научная новизна работы обусловлена тем, что вопрос о функционировании лирическое начала в прозе А.И. Куприна и даже доминантном участии его в организации и функционировании прозаического произведения впервые рассматривается под избранным углом зрения и в подобном объеме. В отличие от других современников писателя, например, И.А. Бунина, в произведениях которого филологи объясняли аналогичные явления, творчество Куприна системно с названной точки зрения прежде не рассматривалось. В диссертационном исследовании анализируются произведения А.И. Куприна, для которых характерно взаимопроникновение «родовых идей» (родовой синтез) без преобладания какого – либо начала (лирического или эпического). Впервые предпринимается изучение его рассказов и повестей, написанных в разное время, позволяющее установить, что стиль А.И. Куприна не претерпевает существенных изменений на протяжении творческой жизни писателя, что позволяет определить способы лиризации и показать их функционирование в художественных произведениях. До сих пор этот аспект купринского творчества отмечен лишь в нескольких статьях и попутных замечаниях отдельных ученых-филологов.

Таким образом, при рассмотрении проблем проявления лирического начала в прозе, в диссертационной работе с опорой на новейшие теоретические разработки в области исследования литературы нами ставятся конкретные задачи, позволяющие по–новому рассмотреть особенности литературного мастерства выдающегося русского писателя А.И. Куприна.

Цель исследования — выявить, структурировать и описать способы лиризации в русской малой прозе, в частности, путем сопоставления творчества А.И. Куприна с творчеством таких предшественников и современников, как И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Б.К. Зайцев.

Задачи исследования:

– рассмотреть современное состояние проблемы взаимодействия содержания и формы различных родовых стихий (лирики и эпоса) на материале мастера прозы А.И. Куприна;

– определить содержание терминов «лирическое начало», «лиризация», «лиризм»;

– разграничить понятия «лирическое», «поэтическое», «психологическое» в прозе А.И. Куприна и его предшественников и современников;

– проследить, как осуществляется в творчестве А.И. Куприна процесс взаимопроникновения эпического и лирического в соответствии с общей тенденцией развития русской литературы от неоромантизма к неореализму;

– выделить в стиле А.И. Куприна системно преобладающие способы формирования лирического плана содержания в прозе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характерной особенностью произведений А.И. Куприна является синтез элементов эпического и лирического начал, наследуемый им у классической русской литературы. Анализ рассматриваемых рассказов и повестей, написанных в разное время, позволил выделить основные элементы стиля прозаика и структурировать способы лиризации.

2. Рассматривая развитие прозы рубежной эпохи, обнаруживая новые тенденции, столь важные для нее, мы убеждаемся в том, что наличие специфических форм проявления лирического содержания в рассказах и повестях А.И. Куприна стало индивидуальной приметой писателя. Сопоставительный анализ произведений А.И. Куприна и различных представителей Серебряного века, таких, например, как А.П. Чехов, В.М. Гаршин, Б.Зайцев, И.А. Бунин, проведенный в работе, как нельзя лучше показывает особенности проявления лирического начала в купринском творчестве в отличие от его маститых предшественников и современников.

3. Обращение автора к возможностям художественного синтеза способствует лиризации прозы у А.И. Куприна. Это позволяет писателю формировать широкий эмоционально–ассоциативный план художественного целого, как это происходит в его сказках и легендах, где характерные черты жанра формируют почти мистический флер в повествовании.

4. Важное значение для формирования образа, сообщения ему лирических черт играет преломление фольклорного материала в художественном произведении. Куприн использует мифы, легенды, различные сказания и предания, притчи, библейские мотивы. Песенные вкрапления, стилизация особого ритмико–музыкальных интонаций восточных легенд выступают как особый способ лиризации прозаического текста.

5. Особую роль в создании лирического плана содержания в рассказах играет именование персонажей, а также описательные портретные характеристики, усиливающие доминантно–существенные черты характеров и способствующее выстраиванию ярких и глубоких духовно–нравственных и внутриличностных конфликтов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Эмпирический материал и результаты теоретической работы могут быть использованы в преподавании вузовских систематических курсов истории русской литературы, курсов по выбору, касающихся проблем теории и истории литературы, стиля прозы в частности; проблем теории русской литературы XIX–ХХ веков, специализаций, посвященных проблемам поэтики литературы рубежных эпох.

Апробация результатов: результаты исследования апробированы в докладах на Всероссийском форуме молодых ученых–филологов «Родная речь – Отечеству основа» (Москва, 2006, 2007), в выступлениях на научной конференции Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (Москва, 2007), научно–методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (Москва, 2006, 2007 и 2010), международной научно–практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк, 2007), научно–практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре (Москва, 2007, 2009, 2010). Основные положения диссертационного исследования были изложены в девяти публикациях, в их числе три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, список которых приведен в конце автореферата.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 319 наименований. Общий объем диссертации составляет 176 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются правомерность постановки проблемы, ее актуальность и научная новизна, методологическая база диссертационного исследования, определяются цели, задачи и основные методы исследования, научный инструментарий работы.

Также во Введении освещается степень разработанности проблемы, поскольку само понятие «лиризация» высоко частотно и употребительно, о чем свидетельствуют работы современных исследователей8. Употребление термина относительно других видов искусств (таких, как музыка и живопись)9, позволяет констатировать, что понятие «лиризация» используется как данность и само собой разумеющееся явление. При этом некоторые компоненты, состав понятия, следует уточнить.

Дело осложняется и тем, что с середины ХХ века прозаические произведения, в которых усматривают лирическое начало, принято называть лирической прозой (определение «лирическая проза» стали употреблять в отечественном литературоведении после выхода в свет книги О. Берггольц «Дневные звезды»10). Однако вследствие неопределенности вопроса, что же такое лирическая проза (до сегодняшнего момента нет единого мнения относительно жанровой и стилевой специфики этого явления), произведения истинно лирической прозы и произведения, в которых лирическое начало функционирует в конкретных локальных пределах художественного целого, исследуются идентично.

Термин «лирическая проза», на наш взгляд, дает лишь общее представление о наметившейся тенденции в русской литературе начала ХХ века, именно поэтому в нашей работе мы будем использовать термин «лиризация» прозы (конкретное отражение синтеза внутренних мотивов и содержания), поскольку нас интересует не только констатация конкретных составляющих названного явления (лирическая проза), а соответствующая векторность, направленность, даже тенденция в развитии стиля.

Более того, прозу А.И. Куприна лирической в полном смысле этого слова назвать нельзя, так как эпическое и лирическое в ней не подавляют одно другое, а сосуществуют. Это и есть синтез, при котором реализуется подлинная взаимообусловленность эпического и лирического планов. Следует отметить, что в большинстве работ, посвященных поэтике произведений А.И. Куприна (например, у В.Н. Афанасьева, А.А. Волкова, Ф.И. Кулешова) можно встретиться с понятием поэтического и лирического, однако авторы, в частности и названные выше, лишь констатируют факт присутствия этих начал в прозе А.И. Куприна, не раскрывая их сути. В этой связи особый интерес приобретают работы современной исследовательницы11, в которых разграничиваются выделенные нами понятия в контексте историко–литературной ситуации рубежа XIX – XX вв. вообще, и в прозе А.И. Куприна в частности.

В эпическом произведении Куприн создает особый лирико– ассоциативный план. В свете вышесказанного можно констатировать, что нам представляется уникальная возможность рассмотреть творчество художника, априори принадлежащее к эпической прозе, поскольку лирическое претворяется в прозаическом тексте.

Первая глава «Феномен лиризации и стиль прозы рубежа XIX–XX веков» посвящена названным динамическим процессам в литературе и культуре означенного времени и включает в себя три параграфа. В параграфе «1.1 Эстетические принципы и художественные доминанты прозы XIX–XX веков» рассматриваются теоретико-литературные и историко-литературные доминанты исследования, в том числе термин «стиль», затрагивается «взятая как процесс интерпретация писателем средств художественной выразительности»12, которые присущи литературе. При этом рассмотрению подлежит не только результат деятельности автора, но и «путь» от черновика и вариантов к окончательному публикуемому тексту.

Особое внимание уделяется таким понятиям, как «стилизация» и «новая стилизация», а также понятию «мифотворчество». Желание «оживить» миф решало особую жизнестроительную задачу, которая была необычайно важна для данной эпохи. Наряду с этим выделяются основные доминанты в литературе и искусстве рубежа XIX–XX веков. В пределы реализма смело вторгалась мифология, романтическая фантастика; и наоборот, определенные реалистические образы вплетались в ткань символического и символистского произведения. Произведения Куприна соединяли в себе романтические и реалистические тенденции, вобрали в себя лучшие традиции предшествующей литературы. Все это повлекло за собой те особенности в стиле художника, которые позволяют говорить о лирическом ощущении в априори эпическом произведении, и больше, о синтезе этих начал без доминирования одного над другим.

Параграф 1.2 «Лирическое начало», «лиризация», «лиризм»: семантическое ядро дефиниции и терминологическая филологическая точность» посвящен рассмотрению исторических взаимоотношений между прозой и поэзией, что позволяет диалектически взглянуть на проблему границ этих систем. Делается вывод, что можно говорить о разграничении поэзии и прозы на внешне–структурном и на внутренне–содержательном уровне.

Лиризация прозы в большей или меньшей степени может обнаружить себя в каждом художественном произведении, на каждом этапе развития словесности, но литература с конца XIX века и на протяжении всего XX века отмечена активизацией лирической стихии. В параграфе рассматриваются такие термины, как «лирическое начало», «лиризация», «лиризм», а также интерпретация этих понятий, начиная со времен Г.В.Ф. Гегеля и заканчивая современностью. В художественной литературе теоретические основы такой категории как «лирическое начало» были выдвинуты и определены намного позже, чем произошло использование ее «на практике». Долгое время историко–литературные и критические исследования использовали понятие весьма произвольно, что привело к еще большей его расплывчатости и неопределенности.13

Понятие лирического у Гегеля синонимично субъективности. Достаточно подробно излагал свой взгляд на эту же проблему В.Г. Белинский, относя понятие «лиризм» к эстетической категории, которая присуща творчеству вообще. Таким образом, лирическое как поэтическое переживание определяет сущность поэтического искусства в целом и указывает на взаимосвязь различных жанровых форм.

В литературоведении ХХ века встречается понимание лиризма как родовой характеристики художественного произведения (об этом говорят, например, С.А. Липин, А.Г. Эльяшевич). Во многом это обусловливается появлением так называемой «лирической прозы», где дистанция между авторским отношением к изображаемому и самим изображаемым им материалом представляется минимальной, как в лирике, где повествование стремится к наибольшей сконцентрированности в подаче жизненных впечатлений, проникает в самые сокровенные подробности душевной жизни людей, а не разворачивает события.

Вместе с тем существуют и иные интерпретации данных терминов. Так, теоретики литературы Г.Н. Поспелов и Л.И. Тимофеев рассматривали лиризм как способ художественного изображения, придающий эмоциональность повествовательному тону, то есть относили термин не к родовому аспекту, а к той стороне содержания произведения, которую Г.Н. Поспелов именует пафосом. Но лиризм, включая в себя, с одной стороны, план эмоциональности и чувств, с другой, сочетает и план «подмены» лирического и поэтического или понимает их как синонимы.

В настоящее время к проблемам поэтизации прозы, с одной стороны, а с другой, ее лиризации ученые обращаются все более интенсивно. Оба эти феномена представляют собой формы внутрилитературного синтеза. При этом «поэтизация» не синоним лиризации, хотя и имеет «общий семантический концентрум» (И.Г. Минералова). Лиризация – частное проявление поэтизации. У В.Г. Белинского находим разграничение поэзии на эпическую, лирическую и драматическую. Следовательно, лиризация представляет собой в нашем случае наделение прозаического текста эмоционально–семантическими компонентами, компонентами лирики.

Следует отметить, что некоторые исследователи, такие, например, как К. Матиев и В.Е. Хализев не разграничивают обозначенные понятия. Лиризация прозы напрямую связана в широком смысле с субъективной сферой, с проникновением авторской эмоциональной выраженности в текст.

В параграфе 1.3 «Лирическое и психологическое в художественном произведении» проанализирована проблема проявления названных феноменов в рамках одного произведения. Лирическое начало не конфликтно по отношению к сюжетной стороне и к психологизму произведений, но при этом лирическое начало не является синонимом психологизма. Психологическая условность и психологическая достоверность в разработке прозы соотносимы со стилем автора, однако психологическая сторона усиливает сюжетно–прозаическую компоненту произведения, тогда как лирическая, полагают филологи, создает вектор «лирика–поэзия».

В связи с этим особое внимание уделяется интерпретации термина «художественный психологизм». Писатели рубежа веков создали особую реальность, в которую органично вплетались мечты, предчувствия и субъективные представления. Концентрация авторского присутствия в тексте привела к расширению художественного пространства и времени, с одной стороны, с другой — упрощение сюжетной канвы вывело на первый план не только отношения персонажей, но и раздумья самого писателя14. Писатели–реалисты ХХ века освоили новые стилистические приемы, прибегли к символизации детали, наиболее полно пользовались символикой и семантикой цветовых эпитетов и звукописью, создавая тем самым особый тип прозы. Рамки классической прозы, оказавшись тесными для новой литературы, расширялись, вбирая в себя различные тенденции, такие, как мифологизация образов, романтизация героев и ситуаций, символизация явлений.

Во второй главе «Повествование и лирическое начало в рассказах» выделены и структурированы основные способы лиризации, которые формируют лирический план эпического прозаического произведения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconОб изучении христианских основ русской классической литературы
Аннотация: в статье раскрываются духовные корни русской классической литературы, определившие её национальное своеобразие
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconНовый Завет и Псалтирь в русской поэзии
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Литературный...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путём исследования определить, какой...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса учителя 1 категории...
Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 века. Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19-го...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconЕ. Э. Разлоговой и В. П. Нарумова
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРабочая программа по литературе в 8 классе
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология»
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2014г рабочая программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРабочая программа по литературе мбоу «сош №112»
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconВ. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconПубликации Н. В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского государственного областного университета
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconСтилевые доминанты поэзии в. Г. Бенедиктова
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики фгбоу впо «Литературный институт имени А. М. Горького»
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы iconРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск