Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы»





Скачать 304.19 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы»
страница1/2
Дата публикации20.05.2015
Размер304.19 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

МГГУ им. М.А. Шолохова

Ярыгин Д.В.

___________________________


«Утверждаю»

Зав.кафедрой русской и зарубежной литературы Н.Д. Котовчихина

____________________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03.09. 2013г.









Аннотированная программа

«Развитие русской эпической прозы»

дисциплина по выбору

по модулю Б3.КВ7

Факультет: филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Программа: 050111 Русский язык

Кафедра: русской и зарубежной литературы

Составитель: д.ф.н., проф. Н.Д. Котовчихина

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю

Зав.кафедрой

Проф. Котовчихина Н.Д.

________________________


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» _09_____2013г.
Программа модуля

Б3.КВ7

«Развитие русской эпической прозы»

дисциплина по выбору
Направление: 050100 Педагогическое образование

Программа: 050111 Русский язык

Квалификация: Бакалавр
Направление: педагогическое образование

Профиль: Русский язык
Составитель: д.ф.н., проф. Н.Д. Котовчихина


Москва-2013
1. Пояснительная записка

Эпическая проза XIX-XXI вв. – явление целостное, сложное, многоаспектное и многожанровое. В литературоведческой науке развитие эпической прозы связано с именами выдающихся художников слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, М.А. Шолохова и многих других, чье творчество внесло весомый вклад в мировую культуру. Дисциплина по выбору «Развитие русской эпической прозы» призвана показать процесс формироваия эпических жанров, имеющих индивидуальную эстетическую программу и типологически сходные черты. В рамках спецкурса дается представление о сложных процессах формирования и внутрижанровых модидификациях русской эпической прозы.

Основные цели и задачи курса.

Цель: выявление общих закономерностей и тенденций развития русской эпической прозы XIX-XXI веков во всей совокупности жанровых модификаций, типологических черт и внутрижанровых особенностей.

Задачи:

  1. ознакомить студентов с процессом возникновения и развития русской эпической прозы, представить в определенной системе историю формироваия жанров эпической прозы;

  2. дать студентам представление о многовековой истории русской эпической прозы, о периодах, этапах и тенденциях ее развития;

  3. выработать умение использовать полученные знания в работе над текстами произведений русской литературы XIX-XXI веков.

 

Объем в ЗЕ: _____________6___________________________

Время изучения: курс_____5_______семестр____9_и_10___________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Методика преподавания литературы, История русской литературы, Введение в литературоведение, педагогическая практика.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

История русской литературы, педагогическая практика, методика преподавания литературы.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

ПК ПедБ 10 И 09 – способность понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

ПК ПедБ 10 И 10 – способность применять на практике базовые навыки сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

ПК ПедБ 10 И 12 – владеть основными навыками литературоведческого и лингвистического анализа художественного текста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Задачи: - совершенствовать у студентов профессиональные знания, научно систематизировать эти знания, позволяющие им профессионально оценивать художественные ценности русской культуры;

- рассмотреть произведения русской русской эпической прозы как явление уникальное и в то же время связанное с мировой эпической прозой;

- нацелить на самостоятельное творческое осмысление русской эпической прозы XIX-XX вв.

- активизировать участие студентов в современных дискуссиях;

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

- использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).

2 уровень сложности: реферирование, отчет об исследовании.

3 уровень сложности: эссе, курсовая работа, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер
Краткое содержание курса
Введение

Предмет и задачи спецкурса «Развитие русской эпической прозы». Место эпической прозы в общем литературном процессе, связь с мировой эпической прозой. Источники русской эпической прозы. Периодизация развития русской эпической прозы. Дискуссии о жанрах.
Развитие русской прозы в контексте эпического жанра

Важно обращение к трудам одного из основоположников русской литературной критики В.Г. Белинского, который обратил внимание на развитие жанров повести и романа в начале XIX века и выделил важнейшие характерные признаки эпических жанров: разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий, многообразие персонажей, читабельность тематики и проблематики, большой охват художественного времени, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи.

Бурное развитие романа сменилось в конце XIX века колебаниями интереса к роману и большого увлечения малыми жанрами: рассказами, очерками, корреспонденцией. Это увлечение продолжалось в начале ХХ века.

К середине 20-х годов ХХ века жанр романа вновь активно развивается. В литературу пришло поколение талантливых мастеров слова: И. Бабель, Б. Пильняк, М. Шолохов, Л. Леонов, А. Фадеев и другие, которые обогатили жанр романа новыми жаровыми формами: исторический, фантастический, психоаналитический, философский, социальный. Эти известные в литературе XIX века романные формы пополнились романами-утопиями, антиутопиями, романами-притчами, авантюрными романами, в которых очень важна идеологическая основа. Это роман «Мать» А.М. Горького, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко. Перечисляя жанры романа XIX-XX веков, можно сказать о том, что кроме готического романа или романа ужасов, не прижившегося в России, все остальные жанры широко представлены в русской литературе XIX-XXI веков.

Роль А.С. Пушкина в создании русского эпоса. Всякий понимает, что русские былины, карело-финские руны, якутские олонхо, бурят-монгольские улигеры, узбекские дастаны, шорские кай и другие подобные им песни многочисленных народов представляют собой эпос. Однако ссылка на примеры - еще не научное определение; не имея же ясного, четкого представления о сущности эпоса, мы рискуем жестоко ошибиться в его понимании. Дать научное определение эпоса хотя бы в общих, основных чертах - совершенно необходимо.

Эпос не определяется каким-нибудь одним признаком, сразу устанавливающим его сущность. Он обладает целым рядом признаков, и только совокупность их дает правильное и полное представление о том, что такое эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Определение, изучение характера, внутреннего содержания героичности и составляет главную задачу науки по отношению к эпосу. Это содержание перед нами раскроется постепенно, пока же достаточно будет указать, что содержанием эпоса всегда является борьба и победа. Во имя чего ведется борьба, это и должно быть определено наукой. Мы увидим, что в разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведется не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху. Борьба эта всегда очень трудна, требует напряжения всех сил героя, требует способности пожертвовать собой, но зато она в эпосе всегда приводит к победе. Борьба носит не личный, а общенародный и общегосударственный, а в более поздние исторические эпохи и ярко выраженный классовый характер.

Однако этого главного и решающего признака еще недостаточно, чтобы отнести то или иное произведение к области эпоса. Героическим содержанием обладает, например, «Слово о полку Игореве», им обладают летописные рассказы о Куликовской битве, о татарских нашествиях на Москву и другие. Героическим содержанием обладают «Полтава» Пушкина, «Война и мир» Толстого и многие из произведений современной советской литературы, посвященных борьбе и героическим делам советских людей.

Следовательно, признак героического содержания является решающим только в соединении с другими признаками эпоса. Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения. От романов, героических поэм, легендарных сказаний и пр. эпос отличается иной жанровой принадлежностью и иными формами исполнения. Признак музыкального, песенного исполнения настолько существен, что произведения, которые не поются, ни в каком случае не могут быть отнесены к эпосу. Музыкальное исполнение былин и их содержание не могут быть разъединены, они имеют самую непосредственную связь. Музыкальное исполнение свидетельствует о глубокой личной взволнованности, затронутости событиями песен, выражает состояние вдохновения, выражает чувства народа, возбуждаемые героями и повествованием песни. Отнять от былины ее напев, исполнить ее в форме прозаического рассказа означает перевести ее в совершенно иную плоскость художественного творчества.

Музыкально-исполнительская сторона эпоса имеет большое теоретическое значение в изучении сущности и характера эпоса. Подробное рассмотрение ее - задача уже музыковедческой, а не литературоведческой науки. Но не учитывать этой стороны мы не можем. Как и другие свойства эпоса, музыка его складывалась и развивалась постепенно. Она всегда совершенно национальна и самобытна. Пение русских былин когда-то сопровождалось аккомпанементом на русском национальном инструменте - гуслях.

Правда, по своим музыкальным данным эпос уступает лирической песне, которая превосходит его по разнообразию, глубине и выразительности музыкальных средств. Тем не менее русский эпос обладает такими музыкальными достоинствами, что лучшие русские композиторы неоднократно записывали былинные напевы и пользовались ими в своем творчестве.

Эпическая проза Л.Н. Толстого. «Война и мир» как роман-эпопея. Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н.Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире». Вскоре книгу Толстого перевели на европейские языки. Классик французской литературы Г. Флобер, познакомившись с нею, писал Тургеневу: «Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и какой психолог!.. Мне кажется, порой в нем есть нечто шекспировское». Обратим внимание, что русские и западноевропейские мастера и знатоки литературы в один голос говорят о необычности жанра «Войны и мира». Они чувствуют, что произведение Толстого не укладывается в привычные формы и границы классического европейского романа. Это понимал и сам Толстой. В послесловии к «Войне и миру» он писал: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Что же отличает «Войну и мир» от классического романа? Французский историк Альбер Сорель, выступивший в 1888 году с лекцией о «Войне и мире», сравнил произведение Толстого с романом Стендаля «Пармская обитель». Он сопоставил поведение стендалевского героя Фабрицио в битве при Ватерлоо с самочувствием толстовского Николая Ростова в битве при Аустерлице: «Какое большое нравственное различие между двумя персонажами и двумя концепциями войны! У Фабрицио - лишь увлечение внешним блеском войны, простое любопытство к славе. После того как мы вместе с ним прошли через ряд искусно показанных эпизодов, мы невольно приходим к заключению: как, это Ватерлоо, только и всего? Это - Наполеон, только и всего? Когда же мы следуем за Ростовым под Аустерлицем, мы вместе с ним испытываем щемящее чувство громадного национального разочарования, мы разделяем его волнение...» Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры.

Сам Толстой, ощущая известное сходство «Войны и мира» с героическим эпосом прошлого, в то же время настаивал на принципиальном отличии: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла».

Толстой решительно разрушает традиционное деление жизни на «частную» и «историческую». У него Николай Ростов, играя в карты с Долоховым, «молится Богу, как он молился на поле сражения на Амштеттенском мосту», а в бою под Островной скачет «наперерез расстроенным рядам французских драгун» «с чувством, с которым он несся наперерез волку». Так в повседневном быту Ростов переживает чувства, аналогичные тем, какие одолевали его в первом историческом сражении, а в бою под Островной его воинский дух питает и поддерживает охотничье чутье, рожденное в забавах жизни мирной. Смертельно раненный князь Андрей в героическую минуту «вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». Вся полнота впечатлений мирной жизни не только не оставляет героев Толстого в исторических обстоятельствах, но с еще большей силой оживает, воскрешается в их душе. Опора на эти мирные ценности жизни духовно укрепляет Андрея Болконского и Николая Ростова, является источником их мужества и силы.

Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в «Войне и мире» открытия. Сказывалась привычка четкого деления жизни на «частную» и «историческую», привычка видеть в одной из них «низкий», «прозаический», а в другой — «высокий» и «поэтический» жанр. П.А. Вяземский, который сам, подобно Пьеру Безухову, был штатским человеком и участвовал в Бородинском сражении, в статье «Воспоминания о 1812 годе» писал о «Войне и мире»: «Начнем с того, что в упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает истинного достоинства последнего, то есть романа».

П.В. Анненков считал, что сплетение частных судеб и истории в «Войне и мире» не позволяет «колесу романической машины» двигаться надлежащим образом. В сущности, он решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор «Войны и мира» смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, той почвой, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается. А.А. Фет проницательно заметил, что Толстой рассматривает историческое событие «с сорочки, то есть с рубахи, которая к телу ближе». И вот при Бородине, в этот решающий для России час, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». Когда же чувство «недоброжелательного недоумения» к Пьеру у солдат прошло, «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой». Толстой безгранично расширяет само понимание исторического, включая в него всю полноту «частной» жизни людей. Он добивается, по словам французского критика Мельхиора Вогюэ, «единственного сочетания великого эпического веяния с бесконечными малыми анализа». История оживает у Толстого повсюду, в любом обычном, «частном», «рядовом» человеке своего времени, она проявляется в характере связи между людьми. Ситуация национального раздора и разобщения скажется, например, в 1805 году и поражением русских войск в Аустерлицком сражении, и неудачной женитьбой Пьера на хищной светской красавице Элен, и на чувстве потерянности, утраты смысла жизни, которое переживают в этот период главные герои романа. И наоборот, 1812 год в истории России даст живое ощущение общенационального единства, ядром которого окажется народная жизнь. «Мир», возникающий в ходе Отечественной войны, сведет вновь Наташу и князя Андрея. Через кажущуюся случайность этой встречи пробивает себе дорогу необходимость. Русская жизнь в 1812 году дала Андрею и Наташе тот новый уровень человечности, на котором эта встреча и оказалась возможной. Не будь в Наташе патриотического чувства, не распространись ее любовное отношение к людям с семьи на весь русский мир, не совершила бы она решительного поступка, не убедила бы родителей снять с подвод домашний скарб и отдать их под раненых.

Горький А.М. (1890-1936 гг.). Философско-эстетический идеал личности в раннем творчестве писателя (1890-е гг.). Две тенденции (романтическая и реалистическая) в ранней прозе Горького, их идейная взаимосвязь («Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Легенда о Марко», «26 и одна», «Челкаш», «Дед Архип и Ленька» и др.). Поэтизация гордых и сильных людей, идеал духовной свободы. Неоромонтизм молодого Горького как идейно-художественная система. Концепция бытия как творчества, желание указать будущее в настоящем, романтическое бунтарство как средство преодоления разлада между мечтой и действительностью. Апология человека, провозглашение самоценности личности («Человек»). Романтическая ирония по отношению к мещанству, косности, трусости. Идеализация «Естественного» человека, свободной стихии. Романтической силы, противостоящей прозе жизни. Особенности романтического портрета, пейзажа, лиризм повествования. Проблема ницшеанского влияния на мировоззрение и творчество раннего Горького. Идеал сильной личности, отвергающей Бога и находящей смысл в себе самой. Бунт против покорности и смирения.

Полемика Горького с идеями Ницше - с концепцией «двух моралей» (морали рабов и морали господ), с представлением о злой и эгоистической природе человека, отношениям к индивидуализму и одиночеству личности как Идея действенного гуманизма как основа мировоззрения и творчества Горького. Тема «бродячей Руси». Драма «Ненужного человека». Образ босяка как художественное открытие Горького. Критика о Горьковских босяках «Гамлетах из народа», «рыцарях в лохмотьях», «сверхбродячих», « проповедниках провинциального ницщеанства». (Н. Минский, А. Волынский, Н. Михайловский). Проблема национального характера. Социально-историческое измерение личности в повести «Фома Гордеев». Драма «выламывания» личности из своей социальной среды. Тема России и ее исторических перспектив в произведении. Особенности реалистической символики. Пьеса «На дне» как социальная и философская драма. Новаторство Горького-драматурга в изображении трагических коллизий современной ему действительности. Три правды в пьесе. Различные трактовки образов Луки и Сатина. Своеобразие художественной структуры пьесы «На дне» как «полифонической» драмы. Социальная основа конфликта в пьесе «Мещане». Новаторство драматургического метода Горького. Русская интеллигенция в пьесах «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Проблема идеала и антиидеала. Приговор мещанству. Пафос мечты. Роман «Мать». Идейно-тематическое и художественное новаторство Горького. Новый тип активного героя. Новая трактовка взаимоотношений поколений «отцов» и «детей». Современные дискуссии о романе. Нравственно-философская проблематика и социально-психологический конфликт в драматургии Горького 1900-1910х г. Пьесы «Егор Булычов и другие» и две редакции пьесы «Васса Железнова». Антимещанский пафос «окуровского цикла» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемятина»). Проблема народа и революции. Автобиографические повести «Детство», «В людях», «Мои университеты». Новаторство Горького в развитии художественной автобиографии. История становления личности.

Пафос преодоления «свинцовых мерзостей жизни». Проблематика и поэтика циклов «сказки об Италии» По Руси. Рассказы Горького светского времени: «Отшельник», «Проводник», «Карамора». Решение нравственных и философских проблем.

Статья «Несвоевременные мысли». Критическое решение темы революционной действительности, продолжения разоблачения социального зла, подавление свободы личности. Система купечества и ее драматическое решение в романе «Дело Артамоновых». Художественное мастерство в построении характеров, особенности композиции. Символика в романе. Разоблачение индивидуализма и ницшеанского эгоцентризма личности в романе «Жизнь Клима Самгина». Вклад Горького в развитие эстетической прозы ХХ в. Общественная деятельность Горького – пример служения народу и отечеству.

И.А. Бунин писал стихи и прозу. Бунин-прозаик начинал как художник социальной темы. В ранних рассказах освещался круг тем поздней народнической прозы. Это быт пореформенной деревни, голод, распад патриархальных отношений в крестьянской семье. Одновременно с вхождением в народнический круг Бунин пережил увлечение толстовством, в котором вскоре разочаровался: «На даче» (1895 г.). Но философская концепция Л.Н. Толстого вошла в творческую лабораторию писателя: «Танька», «На хуторе», «Мелитон», «Сосны» и др. С Толстым Бунина роднит особая историческая, предметная изобразительность повествования, живописность и точность описания. Постепенно в прозу Бунина проникает лирика. Сюжет многих произведений ослаблен, в центре образ рассказчика, поток его раздумий. В пример можно привести «Антоновские яблоки» (1900 г.), «Деревня», «Суходол». Это лиико-философская проза Бунина. В произведениях писателя звучит тема смерти и «смысла смерти», апокалиптические мотивы: «Господин из Сан-Франциско». Ностальгия по уходящей дворянской культуре, картины «погибающих помещичьих гнезд» («Золотое дно»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого. Роль природы в системе жизненных ценностей автора и его героев. Особое место занимает роман «Жизнь Арсеньева» о рождении творческой личности и сборник рассказов «Темные аллеи». Особенности поэтики Бунина: скрытая философичность восприятия мира, лиризм и поэтичность повествовательной манеры, мастерство пейзажа, лаконизм и емкость художественных средств в воссоздании «мгновения» человеческой жизни, своеобразие романтической типизации, повышенная роль художественной детали, предпочтение малым и средним жанрам прозы.

А.Н. Толстой (1883-1945). Особенности раннего творчества писателя. Обращение к малым и средним жанрам прозы. Сотрудничество писателя в газете «Русские ведомости». Основные темы ранней прозы Толстого: оскудение «дворянских гнёзд»; русский национальный характер в потоке истории; нравственное возрождение личности в любви. Изображение жизни провинциального поместного дворянства в цикле «заволжских» повестей, черты памфлетной поэтики, гротеска, шаржа, пародии. Сатирические портреты «дикого барства». «Уродливое богатырство» русского барина как воплощение противоречивых черт русского национального характера (повесть «Заволжье»). Путь дворянского интеллигента к покаянию в романе «Хромой барин». Традиции Л. Толстого, Достоевского и Тургенева в романе. Повесть «Приключения Растегина». Использование сюжетной схемы «Мёртвых душ» и гоголевских приёмов сатирической типизации персонажей. Галерея образов мелкопоместных захолустных дворян. Сатирическое изображение Растегина как буржуа нового типа. Элементы иронии и сарказма в авторской позиции. Роль творческих открытий раннего А. Толстого для его дальнейшей творческой эволюции. «Хождение по мукам» А. Толстого – роман о судьбах интеллигенции. Система образов, композиция, художественные средства. Дискуссии вокруг романов «Хмурое утро» и «18 год».

А.И. Куприн (1870-1938). Особенности творческой индивидуальности и литературной биографии. Связь с традициями русской литературы. Деятельность Куприна в журналах «Мир Божий», «Журнал для всех» и др.

Поиск «героических сюжетов» и массовой сильной личности среди повседневной действительности, внесение авантюрно-приключенческого элемента в повествование; роль «случая» как событийного узла в сюжете. «Профессионалы риска» в рассказах 1890-1900-х гг. Интерес к загадочному и таинственному в поведении героя.

Тема цирка как арены социальных противоречий. Концепция личности: «стихийные души» в творчестве Куприна. Повесть «Молох» как социальный срез российской действительности конца XIX в. Образ интеллигента-правдоискателя Боброва: «гаршинское» и «чеховское» в его духовном облике. Символика заглавия.

Романтическая концепция любви в творчестве Куприна («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»). Любовь как великая творческая сила, родственная искусству, природе, музыке, противостоящая лжи и насилию и побеждающая зло мира.

«Неоруссоистские» тенденции в повести «Олеся» в контексте традиций русской литературы в освещении темы: «Люди цивилизации» и «дети природы». Нравственное превосходство «природного» человека над личностью из цивилизованного мира. Повесть «Поединок». Реалистическое изображение армейского быта и связанная с ним социальная проблематика произведения (личность и среда; взаимоотношения сословий; духовный статус и обязанности русского офицерства; судьбы рядовой солдатской массы; армия и общество и др.).

Образ Ромашова; духовная эволюция героя, черты автобиографизма. Личности и судьбы других офицеров. Ницшеанская программа Назанского. Проблема индивидуализма. Смысл заглавия. Роль произведений дореволюционного периода в творческой эволюции писателя.

Л.Н. Андреев (1871-1919). Оригинальность и противоречивость творческой индивидуальности; стремление к смелому художественному эксперименту; сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования.

Связь с традициями Достоевского в осмыслении проблем трагического одиночества и отчуждения человека в обезбоженном мире.

«Философия отчаяния» Л. Андреева и влияние Ницше. Духовная трагедия современного интеллигента («Мысль»). Крах индивидуалистической программы Керженцева. Мотивы Достоевского, полемика с Ницше.

«Красный смех» - повесть-памфлет против массового безумия войны. Пацифистский пафос произведения. Воссоздание средствами трагической экспрессии разрушительной психологии войны, атмосферы «безумия и ужаса». Образ «красного смеха» как символ кровавой экспансии и пожара войны, её демонической иронии и издевательски-жестокой насмешки над человеком. Связь с антивоенными картинами Ф. Гойи. Своеобразие художественной формы произведения (выбор жанра «записок сумасшедшего», хаотичность и фрагментарность стиля, экспрессивность повествовательной манеры). Взаимодействие реализма и модернизма.

«Рассказ о семи повешенных». Отношение к смерти как критерий нравственной состоятельности личности. Восхищение автора романтической жертвенностью и подвижничеством революционеров. Мотив безумия мира, его бездушной механистичности и «кукольности». Тема взаимоотчуждения близких людей (семья Василия Каширина) и духовного родства идейных единомышленников. Мастерство психологического портрета.

Философские драмы («К звёздам», «Жизнь человека», «Анатэма» и др.). Личность в её отношении к Богу, религии, церкви («Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Христиане», «Сын человеческий»).

Философско-эстетическая тематика повести «Иуда Искариот». Тема предательства как страшного испытания веры. Парадоксальность образа Иуды, смысл его трагического эксперимента. Противоречивость авторской позиции. Роман-памфлет «Дневник Сатаны»; проблема вечной борьбы добра и зла.

Участие Л. Андреева в деятельности журналов «Современный мир», «Русская мысль», «Журнал для всех», газеты «Русская воля» и др. Статья-отклик на события Первой мировой войны «Горе побеждённому» («Русская воля», 1916, №1).

Роль художественных открытий Л. Андреева в литературе XX века.

С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958). Близость творческих принципов Сергеева-Ценского идейно-эстетической платформе М. Горького. Участие в журнале «Современный мир». Пафос веры в преображение человека и природы («Полубог»). Мотивы революционного протеста («Молчальники»).

Повесть «Сад» - этапное произведение писателя. Уважение к достоинству человека труда, идея борьбы за социальную справедливость. Символ сада как идеального образа мира, преображённого человеческой любовью и творчеством.

Повесть «Печаль полей». Двуплановость художественной структуры повести. Тема оскудения «дворянских гнёзд». Лирико-философский план повествования. Образ русских полей как символическое выражение патриотической идеи произведения, надежд на лучшее будущее России.

Значение раннего этапа для дальнейшего творчества писателя.

А.С. Серафимович (1863-1949). Связь творчества с революционными идеалами писателя, близость демократическим принципам писателей горьковской школы.

Участие писателя в деятельности журналов «Современный мир», «Журнал для всех» и др.

«Пески» - один' из лучших дореволюционных рассказов писателя. Высокая оценка, данная этому произведению Л. Толстым. Мысль о губительной власти собственности, порабощающей человеческую душу. Отражение этой идеи в судьбах героев рассказа. Пески как символ мертвящих сил, враждебных жизни.

Роман «Город в степи».

Драматический конфликт как отражение реальных противоречий действительности в романе. Судьбы семей Короедовых и Полыновых. Отражение писателем собственнической психологии и морали как источника зла в мире. Идея возмездия.

М.А. Шолохов. «Донские рассказы» М.А. Шолохова и малый жанр русской эпической прозы 20-х гг. ХХ века. Критика 20-х гг. ХХ века об пической прозе М.А. Шолохова. История создания, проблематика, система персонажей романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Новаторские принципы организации идейно-композиционной структуры романа-эпопеи «Тихий Дон». Развитие русского социального романа начала ХХ века. Типологические связи с творчеством М.А. Шолохова. Литературный процесс 30-х годов ХХ века. Развитие эпической прозы. Жанровое и художественное своеобразие романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». Система образов, поэтика произведения. Место рассказа «Судьба человека» в художественном мире М.А. Шолохова и в прозе о Великой Отечественной войне. Драматическая история публикации незаконченного романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Образ воюющего народа в романе. Мировое значение творчества М.А. Шолохова. Творчество М.А. Шолохова в современном мире.

Лирическая проза в системе эпического направления в русской литературе XIXвека.

Одной из стилевых разновидностей прозы, обусловленных взаимодействием лирики и эпоса, является лирическая проза. Читателю важно слышать авторский голос, его оценку мира, людей, событий. Лирическая проза является прозаической разновидностью лиро-эпического жанра. В произведениях такого типа лирический герой является структурным центром композиции, которая представляет собой цепь переживаний лирического героя. Если в эпическом произведении характеры раскрываются посредством участия в событиях, которые складываются в определенный сюжет, а автор выступает в качестве наблюдателя, рассказчика, то в лирическом произведении смысловым и структурным центром становится переживание самого автора или лирического героя. Традиции лирической прозы восходят к сентиментализму: «Сентиментальный роман» Стерн (1708 г.), «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина (1884 г.), «Путевые картины» Г. Гейне (1826-1831 гг.), «С того берега» А.И. Герцена, стихотворения в прозе «Senilia» И.С. Тургенева (1877-1882 гг.) и др.

Начало ХХ века в русской литературе характеризуется бурным расцветом лирической прозы (Ф. Сологуб, А. Белый, В. Набоков). Авторы исследовали жизнь собственного ума, «мозговую игру»; в реалистической прозе (Б. Зайце, И. Бунин, И. Шмелев) авторы внедряются в жизнь одинокой души и процесс формирования творческой личности.

С конца 20-х гг. XX века лирика вообще и лирическая проза в частности в силу сложной политической ситуации вытесняется из литературного процесса, писатели работают «в стол». Это жанрово-стилевое направление бурно заявляет о себе в конце 50-х начале 60-х гг. в творчестве А. Твардовского, И Пришвина, Ю. Смуула, в творческих биографиях О. Бергольц, В. Солоухина, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Авторский голос в его эстетическом многообразии активно звучит в творчестве этих авторов, о чем подробно говорится в аудитории на основе анализа текстов произведений многих авторов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2014г рабочая программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная программа «Развитие русской эпической прозы» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск