Скачать 183.23 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ _________ (Ерофеева Е.А.) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля Б3.Б9 «История русского языка» Факультет филологический Направление 050100.62 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» Кафедра русского языка Составитель: д.ф.н., доц., проф. кафедры русского языка Чапаева Л.Г. Москва-2013 Пояснительная записка История русского языка как научная и учебная дисциплина по структуре двухкомпонентна и состоит из таких традиционно выделяемых в лингвистической науке и отечественной практике филологического образования разделов, как «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка». Предмет является обязательной дисциплиной и относится к дисциплинам историко-лингвистического цикла. «Историческая грамматика русского языка» изучает историю языка повседневного общения, представленного в исторический период восточнославянскими диалектами, на основе которых в дальнейшем формируются современные восточнославянские языки. Предметом первой части курса «История русского языка» является история взаимодействия восточнославянских диалектов и развитие струкутрных особенностей, характеризующих современный русский язык. Основной задачей исторической грамматики является выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка, как реализовавшихся в существующей системе норм литературного языка, так и оставшихся на ее периферии, или только в говорах. Языковая система и литературная норма могут вступать в противоречие, что отражается, в частности, в просторечии. В этом плане в исторической грамматике рассматриваются и объясняются существующие отклонения от нормы, обязательно учитываются факты диалектологии, так как в говорах, не испытавших кодификации, языковая система более свободна и последовательна в реализации собственных внутренних законов развития. Вторая часть курса – «История русского литературного языка» - посвящена изучению эволюции литературного письменного языка в основе своей церковнославянского языка русского извода (русской редакции). Его история прослеживается по памятникам с середины XI в. до первой половины XIX, когда в творчестве А.С.Пушкина и других русских писателей оформляется система современного русского литературного языка. Имея разные объекты и предметы исследования, две части курса «История русского языка» традиционно разделяются и по методам представления материала, и по изучаемым вопросам, и по памятникам. Основные цели и задачи курса Цель: выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка во всей совокупности форм его существования, знание которых помогает правильно интерпретировать как системные явления, так и отклонения от нормы.
Объем в ЗЕ: 8 Время изучения: курс 2 семестр 4 (год набора 2013) Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Старославянский язык Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Теория языка, Современный русский язык Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций: ПКПедБ10М06 (Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/01 (Проследить исторические тенденции развития русского языка в его современном состоянии). ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/02 (Анализировать тексты исторического периода (с 11 по 19 вв.) с точки зрения отражения в них лингвистических изменений). Формы освоения ОМ: использование активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, классификация 2 уровень сложности: исторический анализ, реферат 3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса Часть 1. Историческая грамматика русского языка Введение Предмет и задачи исторической грамматики. Место исторической грамматики среди других историко-лингвистических дисциплин; связь с другими дисциплинами. Источники исторической грамматики русского языка. Периодизация истории русского языка, ориентированная на изменение его социальной роли. Фонетика Предмет и задачи исторической фонетики. История звуков и системных фонологических отношений. Основные процессы праславянской эпохи, сформировавшие исходную фонетическую систему для изучения истории русского языка. Преобразования в системе гласных и согласных праславянского периода. Фонетические процессы общевосточнославянского периода. Южнославянизмы и восточнославянизмы как структурные особенности русского языка. Формирование комплекса восточнославянских языковых особенностей. Фонетические процессы древнерусского периода. Исходная фонетическая система древнерусского языка. Редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции. Падение редуцированных как основной процесс в истории древнерусского языка. Фонетические последствия падения редуцированных. Фонологические последствия падения редуцированных. Морфологические последствия. Фонетические процессы великорусского периода. Изменения в системе консонантизма. Изменения в системе вокализма. Основные тенденции развития зыуковой системы современного русского языка, обусловленные всеми предыдущими тенденциями его развития. Морфология Задачи исторической морфологии. Связь морфологических изменений с фонетическими. Части речи в исходной древнерусской системе, их основные категории. Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Утрата категории двойственного числа. Сохранение форм двойственного числа в книжном языке и их реликты в современном русском языке. Перегруппировка типов склонения в единственном числе. Развитие вариантных флексий в мужском склонении. Унификация типов склонения во множественном числе. Распределение вариантных флексий в современном русском языке. История категории одушевленности, развившейся из частной категории лица. Остатки древнего состояния в современном языке. Имя прилагательное. Основные категории. Именные и членные формы. Склонение именных форм. Разряды прилагательных. Образование форм сравнительной степени. Образование членных форм прилагательных. Синтаксические функции именных и членных форм прилагательных. История именных форм прилагательных. История членных форм прилагательных. История форм сравнительной степени. Утрата словоизменения именными формами сравнительной степени. Формирование неизменяемой формы сравнительной степени, восходящей к форме ср.р. Реликты форм других родов в современном русском языке. Глагол. Исходная система форм и категорий глагола в древнерусском языке. История форм прошедшего времени. Различная судьба форм прошедшего времени в книжном языке и языке повседневного общения. Преобразование перфекта в единую универсальную форму прошедшего времени. История именных форм глагола. Система именных форм глагола в древнерусском языке. Образование и склонение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Функции причастий в предложении. Утрата форм словоизменения действительных именных причастий и преобразование их в деепричастие. ЧАСТЬ 2. История русского литературного языка История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина. Периодизация истории русского литературного языка. История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина, ее место среди других лингвистических дисциплин, ее роль в подготовке учителя-словесника. Предмет и задачи курса. Основные теоретические понятия: «литературный язык», «общенародный язык», «язык художественной литературы», их соотношение. Периодизация истории русского литературного языка. Проблема происхождения русского литературного языка. Литературный язык Киевской Руси (XI – XIV вв.). Языковая ситуация в Киевской Руси. Понятие «языковой ситуации», источники ее изучения. Роль старославянского языка в развитии древнерусского литературного языка. Язык летописи. Стилистическая многоплановость «Повести временных лет» как оригинального исторического сочинения древнерусской эпохи. Тенденции развития языка в период феодальной раздробленности. Литературный язык Московского государства (конец XIV – начало XVII вв.). Формирование языка великорусской народности. Новые черты великорусского языка в сравнении с древнерусским. Рост самосознания в Московской Руси (идея «Москва – третий Рим») и ее отражение в лингвистической идеологии. Вопрос о т.н. «втором южнославянском влиянии», его социальных и культурно-исторических корнях. Искусственная архаизация языка через призму южнославянской книжной традиции. Изменения в области графики, орфографии, пунктуации, оформления рукописей. Формирование риторической манеры «плетения словес», ее основные черты, распространение ее в религиозной и историко-повествовательной литературе. Углубление различий между книжно-славянским и народно-литературным типами языка, лингвистические и экстралингвистические причины возникновения двуязычия в Московской Руси. Развитие книгопечатания и его роль в стабилизации норм книжно-литературного языка. Грамматическое изучение языка. Попытки кодификации книжно-славянской грамматической системы XVI – XVII вв. Литературный язык периода начального формирования русской нации (вторая половина XVII в.). Формирование языка русской нации, хронологические рамки этого процесса. Отличия литературного языка донационального периода и национального литературного языка. Культурно-языковая ситуация в Юго-Западной Руси и влияние книжных традиций Юго-Западной Руси на Московскую книжную традицию (т.н. «третье южнославянское влияние»). Особенности изменения двух типов русского литературного языка и причины разложения литературного двуязычия во второй половине XVII в. Литературный язык Петровской эпохи. Поиски новых путей развития литературного языка в первой половине XVIII в. Языковая политика правительства Петра I в практике переводческой деятельности. Реформа графики как отказ от церковных традиций в гражданской письменности, ее последствия для истории русского литературного языка. Ломоносовский период в истории русского литературного языка. Языковая ситуация в середине XVIII в. и задачи нормализации литературного языка. Языковая программа В.К. Тредиаковского. М.В. Ломоносов и литературно-языковая практика конца XVIII в. Стилистическая теория М.В. Ломоносова как опыт синтеза русского и книжно-славянского материала. Утверждение системы нового литературного языка на общеславянской лексической и грамматической базе. Ориентация литературного языка на литературное употребление у М.В. Ломоносова, связь стилей литературного языка с жанрами литературы. Фонетические, грамматические и словарные различия высокого, среднего и низкого стилей языка. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как первый авторитетный опыт нормализации нового литературного языка. Новаторство М.В. Ломоносова в описании грамматического строя языка. Система норм в области орфоэпии и грамматики. Пути развития русского литературного языка последней трети XVIII в. Общественно-политическая и языковая ситуация в 70 – 80-е гг. XVIII в. Значение деятельности А.П. Сумарокова в истории русского литературного языка. Карамзинский период в истории русского литературного языка. Карамзинское направление в истории русского литературного языка. «Новый слог» Н.М. Карамзина и его последователей. Дискуссия о «новом слоге». Языковая программа карамзинистов: ориентация на разговорный язык «хорошего общества». Отношение к заимствованиям. Борьба со славянизмами как с книжными элементами в языке. Критика «нового слога» А.С. Шишковым и его сторонниками. Пушкинский период в истории русского литературного языка. Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития. Принципы народности, соразмерности и сообразности как основа пушкинской реформы русского литературного языка. Новые нормы языковой организации литературного текста. Расширение границ русского литературного языка в творчестве А.С. Пушкина (использование народно-разговорной речи). Значение А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Основополагающая роль А.С. Пушкина в формировании языка реалистической художественной литературы. Основные тенденции развития русского литературного языка середины и конца XIX в. Значение Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы. Основные тенденции развития языка публицистики в середине и конце XIX в. Общий процесс демократизации литературного языка. Широкое взаимодействие литературного языка с разговорным языком. Проникновение в литературный язык и закрепление в нем новых слов просторечной и диалектной лексики и фразеологии. Основные тенденции развития языка художественной литературы середины и конца XIX в. Отражение стилистического многообразия литературного языка 2ой половины XIX в. и особенностей языка различных социальных слоев в реалистической художественной литературе.. Труды русских языковедов по вопросам нормализации русского литературного языка. Стабилизация русского правописания в трудах Я.К. Грота. Отражение развития лексики русского языка в словарях 2ой половины XIX в. Основные понятияДиахрония и синхрония, историзм в лингвистике, лингвистическая география, «внутренняя» и «внешняя» история языка, восточнославянский – древнерусский – старорусский (великорусский) – русский; Звук, фонема, слог, дифференциальные признаки фонем, вокализм, консонантизм, исходная фонетическая система, восточнославянизмы (русизмы) и южнославянизмы (старославянизмы), вторичное смягчение согласных, падение редуцированных, следствия (последствия) падения редуцированных, парное противопоставление (корреляция) согласных, сильные и слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости, аканье; Грамматические категории и формы, морфологические подсистемы, перегруппировка типов склонения, вариантные флексии, унификация типов склонения, нейтрализация родовых различий, форманты (показатели) множественного числа, великорусские флексии, категория одушевленности, адъективное (местоименное) склонение, именные и атрибутивные функции прилагательных, спрягаемые и именные формы глагола, классы глаголов, глагольные и именные категории глагола, причастие и деепричастие; Старославянский – церковнославянский язык, редакция (извод) церковнославянского языка, традиция, система, норма, стабилизация, языковая ситуация, диглоссия, двуязычие, литературный – книжный – письменный язык, адаптация, вариативность, гибридный, стандартный языки, орфографическая система и норма, орфоэпическая норма, морфологическая норма, синтаксическая норма, второе южнославянское влияние, книжная справа, «проста мова», новый литературный язык. 3. Тематика рефератов 1. Славяне в современном мире.
Примерные вопросы к экзамену
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины История русского языка а) основная литература Чапаева Л.Г. История русского языка (историческая грамматика): Учебное пособие с упражнениями, тестами и контрольными заданиями. - М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009. – 92 с. б) дополнительная литература Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка : Для студентов пед.ин-тов.-М.:Просвещение,1978.- 384 с.- Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка.-М.,1992.- 303 История русского литературного языка: Хрестоматия / Сост.А.Н. Кожин.-М.,1989.- 319 с. Хрестоматия по истории русского языка./Авт.-сост. В.В. Иванов и др.-М.,1990.- 496 с.- Обнорский С.П. Хрестоматия по истории русского языка / С.П. Обнорский, С.Г. Бархударов. - М.: Аспект Пресс. - (Классический учебник),1999.- 439 с.- Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка.-М.,1984 Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - М., 1990 Горшкова К.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. пособ .для ун-тов / К.В. Горшкова, Г.А. Хабургаев.-М.:Высш.школа,1981 в) Аванесов Р.И. Русская и диалектная фонетика. М., 1974. Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. Киев, 1958. Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сб. упражнений. М., 1984. Виноградов, В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1999. - 703 с. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., 1985. История русского языка: Учеб. пособие. СПБ., 2003. Камчатнов, А. М. История русского литературного языка. XI - первая половина XIX века : учебное пособие для вузов / А. М. Камчатнов.-М. : Академия, 2005. – 680 с. Судавичене, Л. В. История русского литературного языка : учебное пособие для вузов / Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцев, Ю. Г. Кадькалов – Л. : Просвещение, 1990. - 318 с. Ремнева, М. Л. Пути развития русского литературного языка XI - XVII вв. : учебное пособие для вузов / М. Л. Ремнева. - М. : Издательство МГУ, 2003. - 331 с. Крысько В.Б. Развитие категории одушевленности в истории русского языка. М., 1994. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка: Именное склонение. М., 1974. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Таблицы. М., 1972. Павлович А.И. Сборник контрольно-тренировочных упражнений и заданий по исторической грамматике русского языка. М., 1977. Успенский, Б. А. История русского литературного языка (XI-XVIIвв.) : учебное пособие / Б. А. Успенский. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 559 с. Хрестоматия по истории русского языка / Авт.-сост. Иванов В.В., Сумникова Т.А. и др. М., 1990. Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка: Имена. М., 1990. Шахматов, А. А. Историческая морфология русского языка / А. А. Шахматов. -М. : Учпедгиз, 1957. - 399 с. Якубинский, Л. П. История древнерусского языка / Л. П. Якубинский. - М. : Учпедгиз, 1953. - 367 с. в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) http://encycloped.narod.ru/encyclopedia.htm - Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза И.А.Ефрона http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm http://academic.ru/ - Словари и энциклопедии ONLINE. Библиотеки для студентов: http://de-01.narod.ru/main.html http://abc.vvsu.ru/ http://www.classis.ru/ http://www.referats.com/ Студентам МГГУ им. Шолохова обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет - ресурсам. Все студенты имеет возможность открытого доступа к вузовской АИБС MARС SQL, полнотекстовой электронной библиотеке Университета, к подписным базам данных и ЭБС:
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... |