Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка»





Скачать 183.23 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка»
Дата публикации15.02.2015
Размер183.23 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

_________ (Ерофеева Е.А.)

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_30» августа 2013г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

Б3.Б9 «История русского языка»

Факультет филологический

Направление 050100.62 Педагогическое образование

профиль «Русский язык и литература»

Кафедра русского языка

Составитель: д.ф.н., доц., проф. кафедры русского языка Чапаева Л.Г.

Москва-2013
Пояснительная записка

История русского языка как научная и учебная дисциплина по структуре двухкомпонентна и состоит из таких традиционно выделяемых в лингвистической науке и отечественной практике филологического образования разделов, как «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка». Предмет является обязательной дисциплиной и относится к дисциплинам историко-лингвистического цикла.

«Историческая грамматика русского языка» изучает историю языка повседневного общения, представленного в исторический период восточнославянскими диалектами, на основе которых в дальнейшем формируются современные восточнославянские языки. Предметом первой части курса «История русского языка» является история взаимодействия восточнославянских диалектов и развитие струкутрных особенностей, характеризующих современный русский язык. Основной задачей исторической грамматики является выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка, как реализовавшихся в существующей системе норм литературного языка, так и оставшихся на ее периферии, или только в говорах. Языковая система и литературная норма могут вступать в противоречие, что отражается, в частности, в просторечии. В этом плане в исторической грамматике рассматриваются и объясняются существующие отклонения от нормы, обязательно учитываются факты диалектологии, так как в говорах, не испытавших кодификации, языковая система более свободна и последовательна в реализации собственных внутренних законов развития.

Вторая часть курса – «История русского литературного языка» - посвящена изучению эволюции литературного письменного языка в основе своей церковнославянского языка русского извода (русской редакции). Его история прослеживается по памятникам с середины XI в. до первой половины XIX, когда в творчестве А.С.Пушкина и других русских писателей оформляется система современного русского литературного языка.

Имея разные объекты и предметы исследования, две части курса «История русского языка» традиционно разделяются и по методам представления материала, и по изучаемым вопросам, и по памятникам.

Основные цели и задачи курса

Цель: выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка во всей совокупности форм его существования, знание которых помогает правильно интерпретировать как системные явления, так и отклонения от нормы.

  1. Задачи: ознакомить студентов с процессом возникновения и развития русского языка, представить в системе историю фонетических, морфологических, лексических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейшей эпохи до современного состояния;

  2. дать студентам представление о многовековой истории русского литературного языка, о периодах, этапах и тенденциях его развития;

  3. выработать умение использовать полученные знания в историческом комментировании языковых фактов, а также в лингвистическом и стилистическом анализе письменных текстов.


Объем в ЗЕ: 8

Время изучения: курс 2 семестр 4 (год набора 2013)

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Старославянский язык

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Теория языка, Современный русский язык

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

ПКПедБ10М06 (Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/01 (Проследить исторические тенденции развития русского языка в его современном состоянии).

ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/02 (Анализировать тексты исторического периода (с 11 по 19 вв.) с точки зрения отражения в них лингвистических изменений).
Формы освоения ОМ: использование активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, классификация

2 уровень сложности: исторический анализ, реферат

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Краткое содержание курса

Часть 1. Историческая грамматика русского языка

Введение

Предмет и задачи исторической грамматики. Место исторической грамматики среди других историко-лингвистических дисциплин; связь с другими дисциплинами.

Источники исторической грамматики русского языка.

Периодизация истории русского языка, ориентированная на изменение его социальной роли.

Фонетика

Предмет и задачи исторической фонетики. История звуков и системных фонологических отношений. Основные процессы праславянской эпохи, сформировавшие исходную фонетическую систему для изучения истории русского языка. Преобразования в системе гласных и согласных праславянского периода.

Фонетические процессы общевосточнославянского периода. Южнославянизмы и восточнославянизмы как структурные особенности русского языка. Формирование комплекса восточнославянских языковых особенностей.

Фонетические процессы древнерусского периода. Исходная фонетическая система древнерусского языка. Редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции.

Падение редуцированных как основной процесс в истории древнерусского языка. Фонетические последствия падения редуцированных. Фонологические последствия падения редуцированных. Морфологические последствия.

Фонетические процессы великорусского периода. Изменения в системе консонантизма.

Изменения в системе вокализма.

Основные тенденции развития зыуковой системы современного русского языка, обусловленные всеми предыдущими тенденциями его развития.

Морфология

Задачи исторической морфологии. Связь морфологических изменений с фонетическими. Части речи в исходной древнерусской системе, их основные категории.

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Утрата категории двойственного числа. Сохранение форм двойственного числа в книжном языке и их реликты в современном русском языке.

Перегруппировка типов склонения в единственном числе. Развитие вариантных флексий в мужском склонении.

Унификация типов склонения во множественном числе. Распределение вариантных флексий в современном русском языке.

История категории одушевленности, развившейся из частной категории лица. Остатки древнего состояния в современном языке.

Имя прилагательное. Основные категории. Именные и членные формы. Склонение именных форм. Разряды прилагательных. Образование форм сравнительной степени. Образование членных форм прилагательных. Синтаксические функции именных и членных форм прилагательных.

История именных форм прилагательных. История членных форм прилагательных. История форм сравнительной степени. Утрата словоизменения именными формами сравнительной степени. Формирование неизменяемой формы сравнительной степени, восходящей к форме ср.р. Реликты форм других родов в современном русском языке.

Глагол. Исходная система форм и категорий глагола в древнерусском языке. История форм прошедшего времени. Различная судьба форм прошедшего времени в книжном языке и языке повседневного общения. Преобразование перфекта в единую универсальную форму прошедшего времени.

История именных форм глагола. Система именных форм глагола в древнерусском языке. Образование и склонение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Функции причастий в предложении. Утрата форм словоизменения действительных именных причастий и преобразование их в деепричастие.

ЧАСТЬ 2. История русского литературного языка

История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина. Периодизация истории русского литературного языка.

История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина, ее место среди других лингвистических дисциплин, ее роль в подготовке учителя-словесника. Предмет и задачи курса.

Основные теоретические понятия: «литературный язык», «общенародный язык», «язык художественной литературы», их соотношение.

Периодизация истории русского литературного языка.

Проблема происхождения русского литературного языка.

Литературный язык Киевской Руси (XIXIV вв.).

Языковая ситуация в Киевской Руси. Понятие «языковой ситуации», источники ее изучения. Роль старославянского языка в развитии древнерусского литературного языка.

Язык летописи. Стилистическая многоплановость «Повести временных лет» как оригинального исторического сочинения древнерусской эпохи.

Тенденции развития языка в период феодальной раздробленности.

Литературный язык Московского государства (конец XIV – начало XVII вв.).

Формирование языка великорусской народности. Новые черты великорусского языка в сравнении с древнерусским. Рост самосознания в Московской Руси (идея «Москва – третий Рим») и ее отражение в лингвистической идеологии.

Вопрос о т.н. «втором южнославянском влиянии», его социальных и культурно-исторических корнях. Искусственная архаизация языка через призму южнославянской книжной традиции. Изменения в области графики, орфографии, пунктуации, оформления рукописей. Формирование риторической манеры «плетения словес», ее основные черты, распространение ее в религиозной и историко-повествовательной литературе.

Углубление различий между книжно-славянским и народно-литературным типами языка, лингвистические и экстралингвистические причины возникновения двуязычия в Московской Руси.

Развитие книгопечатания и его роль в стабилизации норм книжно-литературного языка. Грамматическое изучение языка. Попытки кодификации книжно-славянской грамматической системы XVI – XVII вв.

Литературный язык периода начального формирования русской нации (вторая половина XVII в.).

Формирование языка русской нации, хронологические рамки этого процесса. Отличия литературного языка донационального периода и национального литературного языка. Культурно-языковая ситуация в Юго-Западной Руси и влияние книжных традиций Юго-Западной Руси на Московскую книжную традицию (т.н. «третье южнославянское влияние»). Особенности изменения двух типов русского литературного языка и причины разложения литературного двуязычия во второй половине XVII в.

Литературный язык Петровской эпохи.

Поиски новых путей развития литературного языка в первой половине XVIII в. Языковая политика правительства Петра I в практике переводческой деятельности.

Реформа графики как отказ от церковных традиций в гражданской письменности, ее последствия для истории русского литературного языка.

Ломоносовский период в истории русского литературного языка.

Языковая ситуация в середине XVIII в. и задачи нормализации литературного языка. Языковая программа В.К. Тредиаковского.

М.В. Ломоносов и литературно-языковая практика конца XVIII в. Стилистическая теория М.В. Ломоносова как опыт синтеза русского и книжно-славянского материала. Утверждение системы нового литературного языка на общеславянской лексической и грамматической базе. Ориентация литературного языка на литературное употребление у М.В. Ломоносова, связь стилей литературного языка с жанрами литературы. Фонетические, грамматические и словарные различия высокого, среднего и низкого стилей языка. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как первый авторитетный опыт нормализации нового литературного языка. Новаторство М.В. Ломоносова в описании грамматического строя языка. Система норм в области орфоэпии и грамматики.

Пути развития русского литературного языка последней трети XVIII в.

Общественно-политическая и языковая ситуация в 70 – 80-е гг. XVIII в. Значение деятельности А.П. Сумарокова в истории русского литературного языка.

Карамзинский период в истории русского литературного языка.

Карамзинское направление в истории русского литературного языка.

«Новый слог» Н.М. Карамзина и его последователей. Дискуссия о «новом слоге». Языковая программа карамзинистов: ориентация на разговорный язык «хорошего общества». Отношение к заимствованиям. Борьба со славянизмами как с книжными элементами в языке.

Критика «нового слога» А.С. Шишковым и его сторонниками.

Пушкинский период в истории русского литературного языка.

Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития. Принципы народности, соразмерности и сообразности как основа пушкинской реформы русского литературного языка. Новые нормы языковой организации литературного текста.

Расширение границ русского литературного языка в творчестве А.С. Пушкина (использование народно-разговорной речи).

Значение А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Основополагающая роль А.С. Пушкина в формировании языка реалистической художественной литературы.

Основные тенденции развития русского литературного языка середины и конца

XIX в.

Значение Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы.

Основные тенденции развития языка публицистики в середине и конце XIX в. Общий процесс демократизации литературного языка.

Широкое взаимодействие литературного языка с разговорным языком. Проникновение в литературный язык и закрепление в нем новых слов просторечной и диалектной лексики и фразеологии.

Основные тенденции развития языка художественной литературы середины и конца XIX в. Отражение стилистического многообразия литературного языка 2ой половины XIX в. и особенностей языка различных социальных слоев в реалистической художественной литературе..

Труды русских языковедов по вопросам нормализации русского литературного языка. Стабилизация русского правописания в трудах Я.К. Грота. Отражение развития лексики русского языка в словарях 2ой половины XIX в.

Основные понятия


Диахрония и синхрония, историзм в лингвистике, лингвистическая география, «внутренняя» и «внешняя» история языка, восточнославянский – древнерусский – старорусский (великорусский) – русский;

Звук, фонема, слог, дифференциальные признаки фонем, вокализм, консонантизм, исходная фонетическая система, восточнославянизмы (русизмы) и южнославянизмы (старославянизмы), вторичное смягчение согласных, падение редуцированных, следствия (последствия) падения редуцированных, парное противопоставление (корреляция) согласных, сильные и слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости, аканье;

Грамматические категории и формы, морфологические подсистемы, перегруппировка типов склонения, вариантные флексии, унификация типов склонения, нейтрализация родовых различий, форманты (показатели) множественного числа, великорусские флексии, категория одушевленности, адъективное (местоименное) склонение, именные и атрибутивные функции прилагательных, спрягаемые и именные формы глагола, классы глаголов, глагольные и именные категории глагола, причастие и деепричастие;

Старославянский – церковнославянский язык, редакция (извод) церковнославянского языка, традиция, система, норма, стабилизация, языковая ситуация, диглоссия, двуязычие, литературный – книжный – письменный язык, адаптация, вариативность, гибридный, стандартный языки, орфографическая система и норма, орфоэпическая норма, морфологическая норма, синтаксическая норма, второе южнославянское влияние, книжная справа, «проста мова», новый литературный язык.

3. Тематика рефератов

1. Славяне в современном мире.

  1. Проблема этногенеза славян.

  2. Распространение христианства у славянских народов.

  3. Возникновение славянской письменности.

  4. Развитие словообразовательной системы русского языка.

  5. Диалектное членение древнерусского языка. Древненовгородский диалект.

  6. Образование русского, украинского и белорусского языков.

  7. Фразеология древнерусского языка.

  8. Двуязычие или диглоссия: вопросы полемики в работах ученых.

  9. Книжные и летописные центры Древней Руси.

  10. «Слово о полку Игореве» в оценке Д.С. Лихачева.

  11. Первые грамматики церковнославянского языка.

  12. Букварь Ивана Федорова.

  13. Традиции «Слова о полку Игореве» в «Задонщине».

  14. Роль реформы азбуки в истории русского литературного языка.

  15. Словарь Академии Российской XVIII в.

  16. Русская лексикография в XIX в.

  17. Современная языковая ситуация: исторические параллели.



  1. Тематика курсовых проектов (работ)




  1. Словоизменение существительных с основой на согласный в «Повести временных лет».

  2. Фонетическая характеристика московской речи XVIII в.

  3. Фонетическая программа В.Тредиаковского и ее реализация в текстах.

  4. Лингвистические взгляды А.Сумарокова.

  5. Отражение живой московской речи в письмах Г.Державина.

  6. Языковая ситуация первой половины XIX в. и творчество В.А.Жуковского.

  7. Концепция литературного языка Н.И.Греча.

  8. «Натуральная школа» в истории русского литературного языка.

  9. Концепция литературного языка О.И.Сенковского.

  10. Характеристика языковой ситуации середины XIX в. в работах Ф.И.Буслаева.

  11. Фонетическая характеристика московской речи XIX в.

  12. История образования и употребления некоторых традиционных славянизмов в русской поэзии XIX-XXвв.

  13. Корреляция грамматических форм «высокого» и «простого» слога в текстах XVIII – начала XIX вв. (тексты по выбору).

  14. Отражение особенностей «нового слога» в языке поэзии и прозы начала XIX в. (автор по выбору).

  15. Риторики и стилистические руководства первой пол. XIX в. о стиле и слоге русского языка.

  16. Лингвистические взгляды А.С.Пушкина и их отражение в языке прозы.

  17. Сопоставительный анализ языка и стиля журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки» 40-х гг. XIX в.

  18. Устойчивые поэтизмы в поэзии XIX в.: частотность, динамика, сопоставление в языке разных поэтов.

  19. Грамматические архаизмы в поэтическом языке А.К.Толстого.

  20. Стилистические славянизмы в языке современной публицистики.


Примерные вопросы к экзамену

  1. Периодизация истории русского языка. Характеристика основных периодов.

  2. Основные праславянские фонетические процессы и их следы в русском языке.

  3. Выделение восточнославянской группы. Ее отличия от южной группы славянских диалектов.

  4. История сочетаний гласных с плавными в славянских языках.

  5. Относительная хронология утраты носовых гласных и вторичного смягчения согласных.

  6. Фонетические процессы общевосточнославянского периода.

  7. Признаки старославянизмов и восточнославянизмов в русском языке.

  8. Фонетическая система древнерусского языка, сложившаяся к XI в. Дифференциальные признаки гласных и согласных фонем.

  9. Фонетические процессы древнерусского периода (XI-XIVвв). Их краткая характеристика.

  10. Редуцированные гласные, их позиции.

  11. Падение редуцированных и его фонетические последствия.

  12. Падение редуцированных и его фонологические и морфонологические последствия.

  13. Категория глухости~звонкости в русском языке и история ее формирования.

  14. Категория твердости ~ мягкости в русском языке и история ее формирования.

  15. Отвердение шипящих и Ц.

  16. Изменение КЫ, ГЫ, ХЫ в КИ, ГИ, ХИ.

  17. Причины и условия перехода Е в О.

  18. Отступления от процесса перехода Е в О в русском языке.

  19. История аканья в русском языке.

  20. История звука и фонемы h.

  21. Исходная система склонения имени существительного в древнеруском языке.

  22. Основные грамматические категории имени в сопоставлении с современным русским языком.

  23. История категории числа. Остатки форм двойственного числа в русском языке.

  24. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе.

  25. Влияние форм утратившихся типов склонения в словоизменении существительных.

  26. Унификация форм склонения существительных во множественном числе (формы косвенных падежей).

  27. Унификация форм И. и В. падежей множ. числа в склонении существительных.

  28. История формирования категории одушевленности~неодушевленности в русском языке.

  29. История именных форм прилагательных.

  30. Образование и история форм сравнительной степени прилагательных.

  31. Образование и история членных форм прилагательных.

  32. Основные категории глагола в древнерусском языке. Их характеристика в сопоставлении с современным русским языком.

  33. Исходная система временных форм глагола в древнерусском языке. Формы и значение.

  34. Образование, значение форм настоящего и будущего времени и их история в русском языке.

  35. Образование, значение форм аориста и их история в русском языке.

  36. Образование, значение форм имперфекта и их история в русском языке.

  37. Образование, значение форм плюсквамперфекта и их история в русском языке.

  38. Образование, значение и история перфекта. «Новый перфект» в русских говорах.

  39. История именных и членных форм причастий.

  40. Формирование категории деепричастия в русском языке.

  41. Предмет истории русского литературного языка: основные концепции курса.

  42. Литературный язык и язык художественной литературы в истории их взаимодействия.

  43. Понятие нормы. Система и норма.

  44. Понятие языковой ситуации. Типы языковых ситуаций.

  45. Периодизация истории русского литературного языка.

  46. Концепции происхождения литературного языка Древней Руси.

  47. Русский извод церковнославянского языка: механизмы образования, основные характеристики.

  48. Типы текстов и стилей литературного языка Древней Руси, их особенности.

  49. Особенности основных типов древнерусского литературного языка (книжно-славянского и народно-литературного).

  50. Деловая письменность Древней Руси.

  51. II- е южнославянское влияние: причины, истоки, содержание реформ.

  52. Книжные традиции Московской Руси в XVI- начале XVII вв.: типы литературного языка.

  53. Стиль «плетения словес».

  54. III-е южнославянское влияние: причины и содержание.

  55. Развитие русского литературного языка в XV – начале XVII вв. Начало книгопечатания на Руси.




  1. Грамматическое изучение языка в XVI – XVII вв. Лексикография в XIV – XVII вв.




  1. Реформа церковнославянского языка в XVII в.

  2. Первые славянские грамматики, краткая характеристика.

  3. Языковая политика Петра I и реформы Петровской эпохи.

  4. История образования нового литературного языка: I этап кодификации.

  5. История образования нового литературного языка: II этап кодификации.

  6. III этап кодификации русского литературного языка: стилистическая теория М.В.Ломоносова.

  7. Фонетические и грамматические различия высокого и «простого» слога в концепции Ломоносова.

  8. Структура и нормативно-стилистический характер «Российской грамматики» М.В. Ломоносова.

  9. Итоги нормализации русского литературного языка в XVIII в.

  10. Пути развития литературного языка последней трети XVIII в. Теория «трех штилей» и литературно-языковая практика.

  11. Сумароков и его роль в истории русского литературного языка.

  12. Споры о языке конца XVIII - начала XIX вв.: Языковая концепция Карамзина.

  13. Споры о языке конца XVIII - начала XIX вв.: Языковая концепция Шишкова.

  14. Нормализация русского литературного языка в первой половине XIX в.

  15. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.

  16. М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь — продолжатели пушкинских языковых традиций.

  17. Развитие русского литературного языка в 30-40-е гг. XIX в. Взгляды О.И.Сенковского, Н.И.Надеждина, В.Г.Белинского.

  18. «Натуральная школа» и ее роль в развитии русского литературного языка.

  19. Основные тенденции развития русского литературного языка во второй половине XIX в.

  20. Типологическая характеристика современного русского литературного языка в связи с его историей.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

История русского языка

а) основная литература

Чапаева Л.Г. История русского языка (историческая грамматика): Учебное пособие с упражнениями, тестами и контрольными заданиями. - М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009. – 92 с.

б) дополнительная литература

Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка : Для студентов пед.ин-тов.-М.:Просвещение,1978.- 384 с.-

Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка.-М.,1992.- 303

История русского литературного языка: Хрестоматия / Сост.А.Н. Кожин.-М.,1989.- 319 с.

Хрестоматия по истории русского языка./Авт.-сост. В.В. Иванов и др.-М.,1990.- 496 с.-

Обнорский С.П. Хрестоматия по истории русского языка / С.П. Обнорский, С.Г. Бархударов. - М.: Аспект Пресс. - (Классический учебник),1999.- 439 с.-

Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка.-М.,1984

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - М., 1990

Горшкова К.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. пособ .для ун-тов / К.В. Горшкова, Г.А. Хабургаев.-М.:Высш.школа,1981
в) Аванесов Р.И. Русская и диалектная фонетика. М., 1974.

Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. Киев, 1958.

Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сб. упражнений. М., 1984.

Виноградов, В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1999. - 703 с.

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., 1985.

История русского языка: Учеб. пособие. СПБ., 2003.

Камчатнов, А. М. История русского литературного языка. XI - первая половина XIX века : учебное пособие для вузов / А. М. Камчатнов.-М. : Академия, 2005. – 680 с.

Судавичене, Л. В. История русского литературного языка : учебное пособие для вузов / Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцев, Ю. Г. Кадькалов – Л. : Просвещение, 1990. - 318 с.
Ремнева, М. Л. Пути развития русского литературного языка XI - XVII вв. : учебное пособие для вузов / М. Л. Ремнева. - М. : Издательство МГУ, 2003. - 331 с.

Крысько В.Б. Развитие категории одушевленности в истории русского языка. М., 1994.

Марков В.М. Историческая грамматика русского языка: Именное склонение. М., 1974.

Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Таблицы. М., 1972.

Павлович А.И. Сборник контрольно-тренировочных упражнений и заданий по исторической грамматике русского языка. М., 1977.

Успенский, Б. А. История русского литературного языка (XI-XVIIвв.) : учебное пособие / Б. А. Успенский. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 559 с.

Хрестоматия по истории русского языка / Авт.-сост. Иванов В.В., Сумникова Т.А. и др. М., 1990.

Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980.

Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка: Имена. М., 1990.

Шахматов, А. А. Историческая морфология русского языка / А. А. Шахматов. -М. : Учпедгиз, 1957. - 399 с.

Якубинский, Л. П. История древнерусского языка / Л. П. Якубинский. - М. : Учпедгиз, 1953. - 367 с.

в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

http://encycloped.narod.ru/encyclopedia.htm - Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза И.А.Ефрона
http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm 
 http://academic.ru/ - Словари и энциклопедии ONLINE.

Библиотеки для студентов:
http://de-01.narod.ru/main.html
http://abc.vvsu.ru/
http://www.classis.ru/
http://www.referats.com/

Студентам МГГУ им. Шолохова обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет - ресурсам. Все студенты имеет возможность открытого доступа к вузовской АИБС MARС SQL, полнотекстовой электронной библиотеке Университета, к подписным базам данных и ЭБС:

  • BOOK.ru (www.book.ru) - электронно-библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы
    (Договор № БИЦ/2/11 от «19» декабря 2011 г.).

  • e-biblioteka (www.ebiblioteka.ru) - Центральные и региональные газеты (Договор № 27-П от «30» января 2012 г.),

  • УИС РОССИЯ (http://uisrussia.msu.ru/),

  • Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru/ ) (Лицензионное соглашение № 6533 от «20» октября 2010 г.),

  • «SCOPUS» (http://www.scopus.com/home.url) — библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей,

  • Интегрум (http://www.integrum.ru/) — крупнейший в России архив информации из открытых источников,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля б9 «История русского языка» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск