Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
педагогики и иностранных языков
Чекун О.А. Решение заседания
кафедры Протокол № 1
«30» августа 2013г.
Программа модуля «Психология »
Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль: Иностранный язык Составители: к.п.н., проф. Лаврененко М.М.
к.п.н., проф. Чекун О.А.
проф. Подымова Л.С.
Москва-2013
Пояснительная записка
Содержание учебной дисциплины «Психология» тесно связано с дисциплинами «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы». Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное представление учебного материала, отражающего закономерности проявления психики человека в его поведении и деятельности. Отражены и педагогические вопросы становления личностных качеств и профессионально важных свойств специалиста. Современное профессиональное становление личности педагога невозможно без психолого-педагогических знаний, расширяющих возможности специалиста, получающего высшее образование.
Основные цели и задачи курса
Цель: формирование у студентов базовых психологических знаний, касающихся основных закономерностей развития психики, о психологических особенностях человека, особенностях его деятельности, познания, развития, социальных взаимодействий и обучения; подготовить выпускников к использованию достижений психологической науки при организации учебно-воспитательного процесса, психологического сопровождения процессов развития и социализации обучающихся, профессионального самопознания и саморазвития в условиях современного образовательного пространства.
Задачи:
- знакомство с проблематикой психологической науки;
- создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;
- формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;
- формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
Объем в ЗЕ: 9
Время изучения: курсы 1, 2 семестр 1, 2,3
Взаимосвязь с другими модулями:
Взаимосвязь с другими модулями: Педагогика, Теория и методика воспитательной работы.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методика обучения и воспитания (иностранный язык), Профессиональные коммуникации, Практикум профессионального общения.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ,профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий, инструментальный, нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
(ОК ПедБ-00-М04) - имеет представление о закономерностях функционирования психики человека;
ОК-7 (ОК ПедБ-00-И05) - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
ОПК-4 (ОПК ПедБ-00-Н01) - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Ф01ПедБ-00/11 Учет возрастных особенностей учащихся
Ф01ПедБ-00/12 Владение основами познавательных процессов
Ф01ПедБ-00/13 Анализ темперамента, характера, личности обучаемых в процессе усвоения программного содержания
Ф01ПедБ-00/14 Проведение индивидуального и группового консультирования учащихся
Ф01ПедБ-00/15 Владение приемами психодиагностики и коррекции учащихся
Ф04ПедБ-00/02 Умение составить психологическую характеристику учащегося, школьного коллектива, семьи
Формы освоения ОМ(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: работа с лекционными материалами и дополнительной литературой;
2 уровень сложности: презентации; доклады; промежуточное тестирование;
3 уровень сложности: дискуссии; итоговое тестирование. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия*
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Имеет представление о закономернос-тях функциони-рования психики человека (ОК ПедБ-00-М04)
| Общая характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики. Психология познавательных процессов.
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности:
тесты, упражнения,
дискуссия, ролевая игра
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
| Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
ОК-7 (ОК ПедБ-00-И05)
| Индивидуально-психологические особенности личности. Психологическая характеристика деятельности.
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности:
тесты, упражнения,
дискуссия, ролевая игра
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
| Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
ОПК-4
(ОПК ПедБ-00-Н01)
| Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе. Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности:
тесты, упражнения,
дискуссия, ролевая игра
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
|
Объем модуля и виды учебной работы
Очнная форма
1,2 курс 1, 2, 3 семестр
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Иностранных я зыков и международных коммуникаций/Педагогика
| Психология
| Лекции
| 14
14
14
|
| 1
2
3
| Практические/семинарские
| 22
22
22
| 36
36
36
| 1
2
3
| Лабораторные
| –
| –
| –
| Консультации
| –
| –
| –
| Курсовые/рефераты
| –
| –
| –
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
1, 2, 3
| Общий объем часов по дисциплине
| 108
| 108
| 216
|
Содержание модуля/ дисциплины
Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения 1 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Общая характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики.
| 4
| 2
|
| 4
| 2.
| Психологическая характеристика деятельности. Психология познавательных процессов.
| 10
| 20
|
| 32
|
Очная форма обучения 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Индивидуально-психологические особенности личности.
| 8
| 10
|
| 18
| 2.
| Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе.
| 6
| 12
|
| 18
|
Очная форма обучения 3 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Онтогенетические особенности учебной деятельности.
| 6
| 10
|
| 18
| 2.
| Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.
| 8
| 12
|
| 18
|
Содержание разделов ОМ/ УД
Очная форма обучения1семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Общая Характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики.
| Общая характеристика Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии. Методы психологического исследования. Развитие психики в процессе биологической эволюции. Биологические и социальные предпосылки психики человека. Уровни психического отражения. Неосознаваемые психические процессы.
| Предмет психологии.
Методы исследований Возрастные особенности развития.
Психические процессы.
| 2.
| Психологическая характеристика деятельности. Психология познавательных процессов.
| Структура деятельности человека. Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Основания для классификации потребностей в психологии. Мотивация различных видов деятельности. Понятие общения в психологии. Проблема коммуникативной компетенции в деятельности педагога.
Характеристика ощущений. Психофизика ощущений. Характеристика восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Характеристика внимания как психологической категории. Общее представление о памяти. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения материала. Память и деятельность. Пути улучшения памяти. Предмет и задачи психологии мышления. Психологические теории мышления. Психологический анализ речи. Соотношение мышления и речи. Понятие «воображение» и подходы к его интерпретации в истории науки. Виды воображения.
| Развитие деятельности и взаимосвязь ее компонентов.
Понимание сущности мотива в отечественной психологии.
Виды и средства общения.
Проблемы внимания и деятельности. Структура мыслительной задачи. Стадии мыслительного процесса. Индивидуальные различия воображения.
|
Очная форма 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Индивидуально-психологические особенности личности.
| Общее представление об индивидных свойствах человека.
Общее представление о темпераменте и история его изучения в науке. Общее представление о характере личности.
Подходы к изучению характера в зарубежной психологии.
Разработка проблемы характера в отечественной психологии.
| Общая характеристика способностей человека. Природа человеческих способностей.
Уровни развития способностей.
| 2.
| Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе.
| Педагогические умения. Классификация педагогических способностей. Самосовершенствование педагогической деятельности. Педагог как субъект профессиональной деятельности. Этапы развития субъективности.
Понятие профессионального мастерства.
Модель профессионализма личности учителя.
Общая характеристика педагогического общения.
| Индивидуальный стиль общения. Причина затрудненного общения. Педагогическое сотрудничество.
|
Очная форма 3 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Онтогенетические особенности учебной деятельности.
| Психологические основы активизации учебной деятельности. Индивидуализация и дифференциация обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Система развивающего обучения В.В. Давыдова.Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
| Особенности обучения в подростковом возрасте и старшем школьном возрасте. Особенности обучения в студенческом возрасте.
| 2.
| Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.
| Воспитание в дошкольном возрасте.
Особенности воспитания в младшем школьном возрасте. Особенности воспитания в старшем школьном возрасте. Психологические особенности самовоспитания.
| Понятие о воспитании, воспитанности. Механизмы воспитательного воздействия. Методы воспитательного воздействия. Институты воспитания.
|
Основные понятия
Аффилиация;
Викарное научение;
Зона ближайшего развития;
Когнитивное развитие;
Личность;
Мотив;
Мотивация;
Направленность личности;
Мышление;
Память;
Восприятие.
Календарно-тематический план
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю:Психология
Форма обучения очная
Курс 1,2 1,2,3 семестр
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование
| Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии.
|
| 2
| 22
|
| 4
| сентябрь
| Методы психологического исследования. Развитие психики
в процессе биологической эволюции. Биологические и социальные предпосылки психики человека.
|
|
| м
|
|
|
| Уровни психического отражения. Неосознаваемые психические процессы.Структура деятельности человека. Основные проблемы и понятия психологии мотивации.
|
| 2
| 4
2
|
| 4
|
| Основания для классификации потребностей в психологии. Мотивация различных видов деятельности.
|
| 2
| 2
|
| 4
|
| Понятие общения в психологии. Проблема коммуникативной компетенции в деятельности педагога.
|
| 2
| 4
|
| 4
|
| Характеристика ощущений. Психофизика ощущений. Характеристика восприятия. Восприятие пространства, времени, движения.
|
| 2
|
4
|
| 4
|
| Характеристика внимания как психологической категории. Общее представление о памяти. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения материала. Память и деятельность. Пути улучшения памяти.
|
| 2
|
4
|
| 6
|
| Предмет и задачи психологии мышления. Психологические теории мышления.
|
| 2
|
2
|
| 4
|
| Общее представление об индивидных свойствах человека.
Общее представление о темпераменте и история его изучения в науке. Общее представление о характере личности.
Подходы к изучению характера в зарубежной психологии.
Разработка проблемы характера в отечественной психологии.
|
| 2
|
2
|
| 4
|
| Итого:
|
| 16
| 22
|
| 36
|
| Педагогические умения. Классификация педагогических способностей.
|
| 2
| 2
|
| 4
|
| Самосовершенствование педагогической деятельности.
|
| 2
| 2
|
| 6
|
| Педагог как субъект профессиональной деятельности.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Этапы развития субъективности.
|
| 2
| 4
|
| 4
|
| Понятие профессионального мастерства.
|
| 2
| 4
|
| 4
|
| Модель профессионализма личности учителя.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Общая характеристика педагогического общения.
|
| 2
| 2
|
| 6
|
| Итого:
|
| 14
| 22
|
| 36
|
| Психологические основы активизации учебной деятельности.
|
| 2
| 2
|
| 6
|
| Индивидуализация и дифференциация обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Система развивающего обучения В.В. Давыдова.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
|
| 4
| 4
|
| 6
|
|
| Воспитание в дошкольном возрасте.
Особенности воспитания в младшем школьном возрасте.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Особенности воспитания в старшем школьном возрасте. Психологические особенности самовоспитания.
|
| 2
| 4
|
| 6
|
| Итого:
|
| 14
| 22
|
| 36
|
| Всего:
|
| 42
| 66
|
| 108
|
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Направление: 050100 - Педагогическое образование
Курс 1, 2
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| Этапы развития психологического знания. Поведение и деятельность.
| Устный отчет
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Процесс обучения и развития человека. Психология познавательных процессов. Человечество в поисках средства достижения цели воспитания.
| Устный отчет
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Воспитание и развитие биопсихических свойств (темперамент и характер). Воспитание и развитие психических процессов (чувства, эмоции, воля).
| Письменная работа
|
|
|
| +
|
|
|
|
| Воспитание и развитие личности в семье. Воспитание и развитие культуры общения человека.
| Письменная работа
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
Тематика рефератов не предусмотрена
Тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрена
Тематика ВКР не предусмотрена
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
Основная литература:
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб.пособие / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 672с. - (Высш. образование).
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник /Л. Ф. Обухова. - М. : МГППУ, 2009. - 460 с. - (Основы наук). - В приложении - "Конвенция о правах ребёнка", "Декларация прав ребёнка".
Дополнительная литература:
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учеб.заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Еврознак, 2002.
Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: 2000.
Курек, Н. История ликвидации педологии и психотехники в СССР [Текст] / Н. Курек. - СПб.: Алетейя, 2004. - 330 с.
Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
Мазилов, В. А. Методология психологии [Текст]: учеб.пособие / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2007. - 344 с.
Мазилов, В. А. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2005. - 122 с.
Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2007. - 351 с.
Педагогика и психология:РП для студ. эк. и юр. ф-тов и ф-та управления оч. и заоч. форм. обуч./Сост.: Е.А.Науменко.- Тюмень:ТГИМЭУП,2005.-16 с.
Петровский, А. В. Теоретическая психология [Текст]: учеб.пособие для студ. психол. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 496 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т., Т.2.– М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2000.
Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002
Смит, Р. История гуманитарных наук [Текст] / Р. Смит; 2-е изд. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 392 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.
Швандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч.1, 2, 3. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2003.
Шульц, Д. История современной психологии [Текст] / Д. Шульц, С. Шульц. - СПб.: Евразия, 1998. - 532 с.
Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД
Обучение предполагает использование компьютерных классов с выходом в интернет, специально оборудованных мультимедийными демонстрационными комплексами аудиторий. |