Скачать 72.4 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Программа модуля Б3.КВ12 «Русский язык в межкультурной коммуникации» Направление: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: 050110 Русский язык и литература Квалификация: бакалавр/магистр Составители: __к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А._____________________ Москва-2013 Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель курса – дать представление о процессе межкультурной коммуникации и разнообразии культурного восприятия мира, определить значимость русского языка в процессе межкультурной коммуникации Основными задачами учебной дисциплины являются следующие:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности. Содержание курса направлено на формирование у студентов научного мировоззрения и систематизацию знаний в области теории коммуникации. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______5______семестр_______9-10________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык с основами языкознания Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ПКПедБ10 И05 Имеет представление о современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Ф06ПедБ10/30 Знать основные аспекты взаимообусловленности и взаимопроникновения культуры и коммуникации, уметь находить общее и отличное в родной и чужой культуре. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: имитационные упражнения 2 уровень: Реферат Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - инструментальный кластер Основное содержание модуля/ дисциплины Возникновение и развитие межкультурной коммуникации. Понятие межкультурной коммуникации. Предмет и объект исследования. Книга Э.Холла «The Silent Language» как начало развития межкультурной коммуникации. Два типа культур: низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Современные направления развития межкультурной коммуникации. Типы и уровни межкультурной коммуникации. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Формы коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. Культура и коммуникативное поведение. Культура и идентичность. Культура и язык. Культура и ценности. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Культура и восприятие. Межкультурные конфликты и пути их преодоления. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Русский национальный характер в контексте межкультурной коммуникации. Невербальная коммуникация. Понятие невербальной коммуникации. Невербальные элементы коммуникации. Кинесика. Окулесика. Такесика. Сенсорика. Проксемика. Хронемика. Паралингвистика. Русский человек в зеркале невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация. Понятие вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации: диалог и монолог. Типы диалога. Стили вербальной коммуникации. Факторы, обусловливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, коммуникативная компетентность, этнокультурные особенности, коммуникативная установка. Картина мира. Языковые единицы как хранители культурной информации. Безэквивалентная лексика и лакуны. Паремиологический фонд русского языка. Культурологическая сущность метафоры. Концепт как основа языковой картины мира. Основные концепты русской культуры. Основные понятияБезэквивалентная лексика, идиолект, картина мира, концепт, типы концептов, концептосфера, коммуникативное поведение, коммуникативный барьер, коммуникативное табу, коммуникативные императивы, коммуникативный шок, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, окулесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика, паралингвистика, лакуны, лингвокультурология, менталитет, национальный менталитет, ментальность, национальный характер, низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные культуры, стереотипы, языковая картина мира, языковая личность. Темы докладов/рефератов
. Примерные вопросы к зачету:
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
|
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30»августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |