Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
педагогики и иностранных языков
Чекун О.А. Решение заседания
кафедры Протокол №1
«30»августа 2013 г.
Программа модуля «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Программа: Информационные технологии в образовании Составители: к.п.н., зав. кафедрой педагогики и иностранных языков Чекун О.А.
ассист. Наволочная Ю.В.
Москва-2013
Пояснительная записка
Курс «Информационные технологии в образовании» подготавливает студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности.
Специалист в данной сфере должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как:
интегрировать ИКТ в систему обучения наряду с традиционными технологиями;
использовать средства ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;
разрабатывать задания, педагогические технологии, основанные на применении ИКТ;
использовать ИКТ во внеклассной работе.
В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из главных задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста. Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого. В частности, информационная компетентность представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающую высокий уровень информационной деятельности и информационного взаимодействия специалиста.
Предлагаемая программа включает в себя материал, необходимый для формирования у будущих учителей системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании.
Основные цели и задачи курса.
Цель: формирование компетенций в области использования современных информационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Задачи:
- формирование знаний о целях, основных понятиях, направлениях информатизации образования, о возможностях информационных технологий в области повышения эффективности и качества учебного процесса;
- выработка навыков работы с основными программными средствами, используемыми в образовательных учреждениях, информационными образовательными ресурсами, в том числе в глобальных компьютерных сетях;
- формирование умения использовать информационные технологии в обучении иностранному языку с учетом возрастных особенностей учащихся.
Объем в ЗЕ: 2
Время изучения: курс 1 семестр: 2
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
педагогика, теория воспитания, психология, современное состояние образования стран изучаемого языка. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: теория и методика обучения иностранному языку, современные средства оценивания результатов обучения, методика тестового контроля, экспертная оценка учебника иностранного языка.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ОК ПедБ-00-И06 Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией
ПК ПедБ-00-И02 Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
ПК ПедБ-00-И04 Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Ф05ПедБ-14/30 Формирование понимания особенностей коммуникационных технологий, позволяющих размещать в информационном пространстве средства обучения; сравнительный анализ классификаций, дидактических функций и методики применения традиционных средств обучения и средств обучения, создаваемых на базе новых информационных технологий; формирование умений отбора средств обучения, созданных на базе новых информационных технологий, формирование умений самостоятельного создания средств обучения на базе новых информационных технологий. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: вопросы, подстановочные упражнения, дать определение понятиям,
2 уровень сложности: задания проблемного характера с аргументированным ответом,
3 уровень сложности: проекты, творческие задания Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК ПедБ-00-И06)
| Основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности: вопросы, подстановочные упражнения, дать определение понятиям, задания проблемного характера с аргументированным ответом, проекты, творческие задания
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
| Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК ПедБ-00-И02)
| Современные методики и технологии, в том числе и информационные
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности: вопросы, подстановочные упражнения, дать определение понятиям, задания проблемного характера с аргументированным ответом, проекты, творческие задания
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
| Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК ПедБ-00-И04)
| Возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
|
|
| Задания 1, 2, 3 уровня сложности: вопросы, подстановочные упражнения, дать определение понятиям, задания проблемного характера с аргументированным ответом, проекты, творческие задания
| Рабочая тетрадь
| Устный контроль, письменный контроль
|
Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения
1 курс 2 семестр
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Иностранных я зыков и международных коммуникаций/Лингвистика
| Информационные технологии в образовании
| Лекции
| 6
| –
| 2
| Практические/семинарские
| 12
| 54
| 2
| Лабораторные
| –
| –
| –
| Консультации
| –
| –
| –
| Курсовые/рефераты
| –
| –
| –
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
2
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 54
| 72
|
Очно-заочная форма обучения 1 курс 2 семестр
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Иностранных я зыков и международных коммуникаций/Лингвистика
| Информационные технологии в образовании
| Лекции
| 6
| –
| 2
| Практические/семинарские
| 12
| 54
| 2
| Лабораторные
| –
| –
| –
| Консультации
| –
| –
| –
| Курсовые/рефераты
| –
| –
| –
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
2
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 54
| 72
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Представление об информационном обществе.
| 3
| 6
|
| 27
| 2.
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков.
| 3
| 6
|
| 27
|
Очно - заочная форма обучения 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Представление об информационном обществе
| 3
| 6
|
| 27
| 2.
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков
| 3
| 6
|
| 27
|
Содержание разделов ОМ/ УД
Очная форма обучения 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Представление об информационном обществе
| Характерные черты информационного общества, информационная культура личности. Информатизация образования как необходимое условие развития информационного общества. Информационные ресурсы, этические и правовые нормы их использования, информационная безопасность. Информационные технологии обучения: основные понятия, классификация, проблемы использования. Технические и программные средства информационных технологий обучения. Электронные образовательные ресурсы: основные понятия, критерии оценки качества, возможности методического совершенствования. Технология мультимедиа: дидактические возможности, педагогическая целесообразность использования в процессе образования. Создание мультимедийных презентаций. Образовательные возможности Интернет технологий, методические особенности их использования. Учебно-воспитательный потенциал применения информационно-коммуникационных технологий. Повышение мотивации и познавательной активности учащихся с помощью ИКТ.
| Занятие 1
1. Характерные черты информационного общества, информационная культура личности.
2. Информатизация образования как необходимое условие развития информационного общества.
3. Информационные технологии обучения.
4. Электронные образовательные ресурсы. Занятие 2
1. Технология мультимедиа.
2. Создание мультимедийных презентаций.
3. Технические и программные средства информационных технологий обучения. Занятие 3
1. Образовательные возможности Интернет технологий.
2. Учебно-воспитательный потенциал применения информационно-коммуникационных технологий.
3. Повышение мотивации и познавательной активности учащихся с помощью ИКТ.
| 2.
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков
| Электронные обучающие программы в преподавании иностранным языкам: виды электронных обучающих программ; проблема оценки качества электронных ресурсов, развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ; электронные словари и их использование в учебном процессе. Внедрение Интернет технологий в процесс обучения иностранному языку: формы телекоммуникации - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции. Информационные ресурсы виды учебных Интернет-ресурсов – хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест; проблема отбора Интернет-ресурсов; критерии отбора Интернет-ресурсов в учебных целях; методический потенциал учебных информационных ресурсов; технический аспект создания учебных Интернет-ресурсов.
Развитие умений учащихся критически оценивать Интернет-ресурсы: развитие информационной компетенции учащихся и умений критического мышления необходимо для успешного взаимодействия в современном необъятном информационном пространстве; анализ конкретных сайтов на основе специально разработанных критериев (содержание сайта, источник и данные, структура сайта). Информационная компетентность преподавателя иностранного языка: структура информационной компетентности преподавателя иностранного языка; умение и критерии оценки Интернет-ресурсов для преподавателей (языковая сложность материала, культурная сложность материала, источник информации, надежность информации, актуальность информации, культуросообразность информации).
| Занятие 1
1. Электронные обучающие программы в преподавании иностранным языкам.
2. Внедрение Интернет технологий в процесс обучения иностранному языку.
3.Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ Занятие 2
1.Информационные ресурсы виды учебных Интернет-ресурсов.
2.Проблема отбора Интернет-ресурсов.
3.Методический потенциал учебных информационных ресурсов Занятие 3
1. Развитие умений учащихся критически оценивать Интернет-ресурсы.
2. Информационная компетентность преподавателя иностранного языка.
3. Умение и критерии оценки Интернет-ресурсов для преподавателей.
|
Очно - заочная форма обучения 2 семестр
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Представление об информационном обществе
| Характерные черты информационного общества, информационная культура личности. Информатизация образования как необходимое условие развития информационного общества. Информационные ресурсы, этические и правовые нормы их использования, информационная безопасность. Информационные технологии обучения: основные понятия, классификация, проблемы использования. Технические и программные средства информационных технологий обучения. Электронные образовательные ресурсы: основные понятия, критерии оценки качества, возможности методического совершенствования. Технология мультимедиа: дидактические возможности, педагогическая целесообразность использования в процессе образования. Создание мультимедийных презентаций. Образовательные возможности Интернет технологий, методические особенности их использования. Учебно-воспитательный потенциал применения информационно-коммуникационных технологий. Повышение мотивации и познавательной активности учащихся с помощью ИКТ.
| Занятие 1
1. Характерные черты информационного общества, информационная культура личности.
2. Информатизация образования как необходимое условие развития информационного общества.
3. Информационные технологии обучения.
4. Электронные образовательные ресурсы. Занятие 2
1. Технология мультимедиа.
2. Создание мультимедийных презентаций.
3. Технические и программные средства информационных технологий обучения. Занятие 3
1. Образовательные возможности Интернет технологий.
2. Учебно-воспитательный потенциал применения информационно-коммуникационных технологий.
3. Повышение мотивации и познавательной активности учащихся с помощью ИКТ.
| 2.
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков
| Электронные обучающие программы в преподавании иностранным языкам: виды электронных обучающих программ; проблема оценки качества электронных ресурсов, развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ; электронные словари и их использование в учебном процессе. Внедрение Интернет технологий в процесс обучения иностранному языку: формы телекоммуникации - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции. Информационные ресурсы виды учебных Интернет-ресурсов – хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест; проблема отбора Интернет-ресурсов; критерии отбора Интернет-ресурсов в учебных целях; методический потенциал учебных информационных ресурсов; технический аспект создания учебных Интернет-ресурсов.
Развитие умений учащихся критически оценивать Интернет-ресурсы: развитие информационной компетенции учащихся и умений критического мышления необходимо для успешного взаимодействия в современном необъятном информационном пространстве; анализ конкретных сайтов на основе специально разработанных критериев (содержание сайта, источник и данные, структура сайта). Информационная компетентность преподавателя иностранного языка: структура информационной компетентности преподавателя иностранного языка; умение и критерии оценки Интернет-ресурсов для преподавателей (языковая сложность материала, культурная сложность материала, источник информации, надежность информации, актуальность информации, культуросообразность информации).
| Занятие 1
1. Электронные обучающие программы в преподавании иностранным языкам.
2. Внедрение Интернет технологий в процесс обучения иностранному языку.
3.Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ Занятие 2
1.Информационные ресурсы виды учебных Интернет-ресурсов.
2.Проблема отбора Интернет-ресурсов.
3.Методический потенциал учебных информационных ресурсов Занятие 3
1. Развитие умений учащихся критически оценивать Интернет-ресурсы.
2. Информационная компетентность преподавателя иностранного языка.
3. Умение и критерии оценки Интернет-ресурсов для преподавателей.
|
Основные понятия
Информационные технологии, электронная почта, чат, форум, видео-, веб-конференции, хотлист, мультимедийный скрэпбук, трэж хант, сабджект сэмпла, вебквест, электронные словари, мультемидийные презентаций, культуросообразность информации, информационное пространство, мультимедиа, электронные образовательные ресурсы
Календарно-тематический план
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю Информационные технологии в образовании
Форма обучения очная
Курс 1 2 семестр
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование
| Представление об информационном обществе
| 36
| 3
| 6
|
| 27
| февраль
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков
| 36
| 3
| 6
|
| 27
| февраль
|
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю Информационные технологии в образовании
Форма обучения очно - заочная
Курс 1 2 семестр
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование
| Представление об информационном обществе
| 36
| 3
| 6
|
| 27
| февраль
| Методические основы использования информационных технологий в преподавании иностранных языков
| 36
| 3
| 6
|
| 27
| февраль
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Курс 1
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| История ИКТ в России. История ИКТ за рубежом.
Педагогическая целесообразность использования ИКТ в процессе образования. Образовательные возможности Интернет технологий, методические особенности их использования. Технические и программные средства информационных технологий обучения.
Информационные ресурсы, этические и правовые нормы их использования, информационная безопасность.
| Устный отчет
|
|
|
| +
|
|
|
|
| Проблема оценки качества электронных ресурсов.
Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ. Электронные словари и их использование в учебном процессе. Технический аспект создания учебных Интернет-ресурсов.
| Письменная работа
|
|
|
| +
|
|
|
|
| График самостоятельной работы студентов очно - заочной формы обучения
Факультет иностранных языков и международных коммуникаций
Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Курс 1
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| История ИКТ в России. История ИКТ за рубежом.
Педагогическая целесообразность использования ИКТ в процессе образования. Образовательные возможности Интернет технологий, методические особенности их использования. Технические и программные средства информационных технологий обучения.
Информационные ресурсы, этические и правовые нормы их использования, информационная безопасность.
| Устный отчет
|
|
|
| +
|
|
|
|
| Проблема оценки качества электронных ресурсов.
Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся при использовании электронных обучающих программ. Электронные словари и их использование в учебном процессе. Технический аспект создания учебных Интернет-ресурсов.
| Письменная работа
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
Тематика рефератов не предусмотрена
Тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрена
Тематика ВКР не предусмотрена
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
а) основная литература Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб.пособ.для студ.высш.учеб.заведений.
- 2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2008. - 368с. - (Высшее профессиональное образование). б) дополнительная литература
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.
Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6, с.2–9.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2008. - № 2(58). – С. 363-371.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Грицков Д.М., Кудрявцева Л.В., Черкасов А.К. Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку: Монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008.
Sysoyev P.V., Funderburg S.F. Integrating language, culture, and critical thinking skill sin American cultural studies course in Russia // Integrating Language and Content. Materials Development TESOL Series. USA , Alexandria : TESOL, 2009.
в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)
1. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm.
2.http://www.media-awareness.ca/english/resources/educational/handouts/internet/teaching_zack.cfm 3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-435961.html
4.http://festival.1september.ru/articles/528297/
5.http://moi-mummi.ru/publ/predmety_gruppy_quot_inostrannyj_jazyk_quot/anglijskij_jazyk/internet_resursy_v_obuchenii_inostrannomu_jazyku/41-1-0-332
6.http://timon.edurm.ru/modern_inet_resources.html
Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД
Обучение предполагает использование таких средств обучения как компьютер, программное обеспечение для компьютера, CD-ROMы с мультимедийными файлами, интернет. |