Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями»





Скачать 321.02 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями»
страница1/4
Дата публикации25.10.2014
Размер321.02 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Левченко И.Ю.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2013

Учебно-методический комплекс
Б.3.КВ5 Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Факультет дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра сурдопедагогики и специальной психологии

Составитель:

доцент

С.А. Кузьминова

Москва-2014


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени

М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

Левченко И.Ю.
Решение заседания

кафедры Протокол № 1_

«_3_» __сентября__2013г.



  1. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями»



Направление: 05400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Специальная педагогика и психология (очная форма обучения)

Составитель: доцент

С.А. Кузьминова


Москва-2014
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Учебный курс «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» является значимым компонентом профильной подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования и ориентирован на формирование теоретической и практической подготовки студентов к образовательной деятельности в отношении детей с нарушением слуха, а также на формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к лицам с патологией слухового органа.

Цель: Курс «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» направлен на расширение научного кругозора бакалавров специального (дефектологического) образования, на формирование у них основных знаний в области теории и практики специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Задачи:

  1. Нацеленность на изучение теоретико-методологических основ сурдопедагогики на осознание студентами предмета и задач современной педагогической науки, ее взаимосвязь с педагогической практикой, роли деятельности учителя.

  2. Усиление ориентации на личность ребенка с недостатками слуха как объекта и субъекта воспитания, обучения.

  3. Выделение особенностей развития всех групп детей с недостатками слуха в сравнении с нормой.

  4. Усиление связей изучения педагогической теории с педагогической практикой как в содержании самого курса, так и в организации учебного процесса.

  5. Это интеграция теоретических и методических вопросов, использование активных форм практической деятельности: конференций, деловых игр, анализ педагогических ситуаций, опора на психолого-педагогический практикум в школе, в котором осуществляется конкретизация теоретических положений на практике.

  6. Усиление самостоятельной работы студентов. Предусматривается дифференциация заданий, их вариативность, выполнение микроисследований. Задания для самостоятельной работы могут быть групповые и индивидуальные. Предусматривается работа с источниками: составление тезисов, аннотаций, подготовка рефератов, докладов. Изучение опыта учебно-воспитательной работы школы: моделирование воспитательских ситуаций, проведение воспитательной работы с учащимися.

Объем в ЗЕ: 3 кредитов.

Время изучения: курс 4, семестр 7;

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Инклюзивное образование», «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития», «Психология умственно отсталых детей», «Олигофренопедагогика», «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида», «Технологии обучения детей с ЗПР», «Современная система образования детей с ЗПР», «Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы», «Коррекционная работа при РДА», «Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА», «Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП», «Социальные аспекты аномального развития», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха», «Основы сурдопедагогики», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Основы управления специальным образованием», «Основы тифлопедагогики», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха», «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями», «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития», «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития».

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Усвоение знаний об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с ОВЗ;

  • Изучение вопросов, связанных с организацией из воспитания и обучения;

  • Усвоение принципов организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждения для детей дошкольного и школьного возрастов, а также взрослых с ОВЗ.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования предполагает овладение ими различных аспектов психолого-педагогической помощи детям и взрослым с ОВЗ, а также расширение их научного кругозора, подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности в дошкольных и школьных коррекционно-педагогических учреждениях.

Программа рассчитана на учебный курс в объеме 108 часов и предусматривает 8 часов аудиторных занятий, из них 2 часа лекционных (Л) и 6 часов лабораторных (Л) занятий, а также 100 часа самостоятельной работы студентов.

Лекционный материал курса «Основы сурдопедагогики » создает основу дефектологических знаний, обозначает ориентиры, наполнение которых производится студентами на лабораторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы в первую очередь с учебными пособиями, научными статьями и монографиями.

На лабораторных занятиях курса происходит уточнение и расширение полученных в ходе лекций сведений о психолого-педагогических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии (по каждому из видов нарушений); знакомство бакалавров со спецификой психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ (организация, методы и приемы обследования, принципы организации психолого-педагогического обследования в ПМПК); организуется практическое изучение вопросов структуры и организации работы специальных (коррекционных) образовательных учреждения основных типов.

Лабораторные занятия предполагают помимо разъяснения преподавателем различных вопросов, организацию бесед со студентами по изучаемому вопросу. Большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; выполнение индивидуальных и групповых контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; составление практических рекомендаций для воспитателей, учителей и родителей детей с ОВЗ и др.). Кроме реферативных докладов рекомендуется организация небольших выступлений студентов по изучаемым вопросам как на основе проработки специальной учебно-методической литературы, так и наблюдений или опыта практической работы в коррекционных учреждениях. Большую пользу в овладении специальными знаниями принесет знакомство студентов с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса «Основы сурдопедагогики».

Рекомендуется также использование «активных» форм работы преподавателя со студентами: проблемное обучение, организация дискуссий, работы по методу «малых групп», «деловые» игры, практический тренинг и др.

Часть лабораторных занятий рекомендуется проводить на базе специальных (коррекционных) учреждений (посещение открытых занятий педагогов-дефектологов, участие в методических семинарах, заседаниях ПМПК и пр.).

Целесообразно проведение контрольных работ по наиболее важным темам.
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

25/75% - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоя

тельная работа (индиви

дуальная работа)

Кон

троль

ОК-1




Тема 1

Конспект лек. 1, презен

тация

тесты с многозначными ответами, тест с открытой формой задания, тесты перекрёстного выбора

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОП-1



Тема 2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты с заданиями на исключение лишнего,

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Письменный опрос

ОП-2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты идентифика

ции

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь

тема 2

Устный опрос

ОК- 1


Тема 3




тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего

Написание реферата

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОП-1







Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора

Конспектирование

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОК- 1




Тема 4




тесты с заданием на исключение лишнего, конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОП-1




тесты идентифика

ции

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОК- 1




Тема 5




тесты идентифика

ции, конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ОП-1







Конспектирование.

Реферирова

ние.

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос



2. Объем модуля и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факуль

тет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Основы сурдопедагогики


Лекции

2

16

7

Практические/семинарские

-

-

-

Лабораторные

6

48

7

Консультации

-

-

-

Курсовые/рефераты

-

36

7

Контрольные работы

-

-

-

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен


ЗАЧ

-

7

Общий объем часов по дисциплине

8

100

108


3. Содержание модуля/ дисциплины
Краткое содержание курса

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития»
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРешение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа модуля «Основы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями» iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск