Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии»





Скачать 394.28 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии»
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер394.28 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

им. М. А. Шолохова»

Утверждаю зав. кафедрой

Зарубежной истории

___________(Ф.И.О.)

Решение

заседания

кафедры Протокол №__

«» 2013г.

Аннотированная программа дисциплины

«Основы историографии»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: История

Квалификация: бакалавр

Составитель: проф. В.В. Суховерхов

Москва – 2013

Цель изучения дисциплины «Основы историографии» состоит в том, чтобы:

а) дать студентам обобщённое представление об основных исторических направлениях и школах в странах Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время;

б) стимулировать их научное мышление, обучить самостоятельной работе с оригинальными трудами историков;

в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в силу необходимости в различных образовательных учреждениях.

Задачи изучения дисциплины «Основы историографии» следующие:

1) рассмотреть и проанализировать, исходя из принципа историзма, в хронологической последовательности, исторические воззрения, присущие основополагающим направлениям исторической мысли и школам;

2) дать сравнительный анализ их идей и оценку вклада в историческую науку;

3) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными;

4) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями.

Объём в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 4 семестр 7 — (20ч. – лекц; 14ч. – практ.)

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

1. История

2. История политических учений

3. История философии

4. История литературы

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

1. История исторической науки в странах Европы и Америки

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

2. — современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

3. — возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

5. Подготовка учебно–методической документации по историческим и обществоведческим курсам.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс–метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3.Тренинговая технология.

4.Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

2 уровень сложности: Дебаты, дискуссия, выступления на «круглом столе», конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.

3 уровень сложности: __Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.

Процентное соотношение академических и практико–ориентированных форм учебной работы:

60/40 % — инструментальный кластер.

Форма контроля — «зачёт».

Краткое содержание курса

Основные разделы, их краткое описание

Тематический план лекций для очной формы обучения

1. Вводная лекция (2ч.).

Конспект лекции:

Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Основные школы и направления исторической мысли в Западной Европе и Америке Общая характеристика.

2. Гуманистическая историография (4ч.).

Конспект лекции:

Италия. «Политико–риторическая школа». Флорентийский гуманист Леонардо Бруни (Аретино) (1370–1444). «История Флоренции» и её политическая идея. Увлечение риторикой. «Эрудитская критическая школа». Флавио Биондо (1392–1463). «Декады истории со времени падения Римской империи». Принципы критики источников. Лоренцо Валла (1407–1457). Трактат «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина». «История Фернандо Арагонского». Новая «политическая школа». Никколо Макиавелли (1469–1527). «Государь». «История Флоренции». Франческо Гвиччардини (1483–1540). «История Флоренции», «История Италии». Особенности Макиавелли и Гвиччардини как историков.

Франция. Жан Боден (1530–1596) — сторонник сильной абсолютной монархии. «Метод лёгкого ознакомления с историей», «Шесть книг о государстве».

Англия. Томас Мор (1478–1535). «Утопия» — преодоление традиционного гуманистического мировоззрения. Антиабсолютизм «Истории Ричарда III». Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — сторонник сильной центральной власти. «История Генриха VII».

Германия. Себастьян Франк (1499–1542). Трактовка истории в его «Хронике, Летописи и Исторической Библии». Выводы.

3. Историография Просвещения (6ч.).

Конспект лекции:

Англия. Дж. Локк (1632–1704) и компромисс 1688г. «Два трактата о правлении».

Италия. Чезаре Беккариа (1738–1794). «О преступлениях и наказаниях».

Германия. Историко–философская мысль: общая характеристика. Кант (1724–1804). Исторические взгляды Гёте (1749–1832), Шиллера (1759–1805), Гердера (1704–1803).

Северная Америка. Франклин (1706–1790). Джефферсон (1743–1826). Пейн (1737–1809). Общая характеристика исторического творчества.

Франция. Монтескьё (1689–1755). О причинах величия и падения римлян», «О духе народов». Вольтер (1694–1778). Общая характеристика исторического творчества. «Опыт о нравах народов и о главных исторических событиях». Руссо (1712–1778). «О причинах неравенства».

4. Историография романтизма. Франция (4ч.).

Конспект лекции:

Возникновение романтической историографии. Консервативная реакция на Французскую революцию. Ж. де Местр (1753–1821). Л. де Бональд (1754–1840). Ф. де Шатобриан (1768–1848). Либеральная школа историков периода Реставрации. Тьерри (1795–1856). Гизо (1787–1874). Минье (1796–1884).

5. Позитивизм (4ч.).

Конспект лекции:

Англия. Г. Спенсер (1820–1903). «Основные начала». Развитие исторической науки. Оксфордская и Кембриджская школы. Г. Бокль (1821–1862). «История цивилизации в Англии». У. Лекки (1838–1903).

Франция. О. Конт (1798–1857). «Курс позитивной философии». И. Тэн (1828–1893).

Тематический план практических занятий для очной формы обучения

Занятие I

Теологическая историческая концепция (4ч.).

План проведения практического занятия:

1. Провиденциализм и его сущность как христианской философии истории.

2. Августин Блаженный (354–430). «О граде Божием». Основные идеи.

3. Исидор Севильский (560–636). Историческая концепция.

4. Ф. Аквинский (1225–1274). Историко–политическая доктрина.

Литература

а) обязательная (ко всем темам)

Историография истории Нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

б) по теме занятия

1. Августин Блаженный. О Граде Божием. СПб., Киев. 1998. ТТ. 1,2.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии. М., 2006.

3. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Сергиев Посад. 1916. Ч. 1,2.

4. Рашкова Р. Католицизм. СПб. 2007.

5. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

Занятие 2

Культурологическая общественно–историческая школа (4ч.).

План проведения практического занятия:

1. Историко–философские истоки школы: И. Кант (1724–1804), Г. Гегель (1770–1831), В. Гумбольдт (1767–1835).

2. О. Шпенглер (1880–1936) о культуре и цивилизации.

4. А. Дж. Тойнби (1889–1975): опыт постижения истории.

Литература

1. Воробьёва О.В. А. Тойнби: опыт постижения истории // Новая и новейшая история. №5. 2006.

2. Гегель Г. Соч. М.,–Л. 1935. ТТ. III, VIII.

3. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971.

4.Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001.

5.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 2002.

6.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998.

Занятие 3

Школа «Анналов» (4ч.).

План проведения практического занятия:

1.Журнал «Анналы» и его основатели Люсьен Февр (1878–1956) и Марк Блок (1886–1944)

2. Люсьен Февр: качественное различие цивилизаций.

3. Марк Блок и его «Апология истории».

4.Фернан Бродель (1902–1985). Общая характеристика исторического творчества.

Литература

1. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980.

2.Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап // Одиссей. М., 1991.

3.Блок М. Апология истории. М., 1986.

5. Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории». М., 2010.

6. Смирнов В.П. Фернан Бродель: жизнь и труды // Французский ежегодник. М., 2002.

7.Споры о главном: дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг

французской школы «Анналов». М., 1993.

8.Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Примерные вопросы к зачёту и темы для рефератов

1.«Историография» как предмет изучения и составная часть исторического образования. Его научная, мировоззренческая и политическая актуальность.

2. «Политико–риторическая школа» и её представления об историческом процессе.

3. «История Флоренции» Л. Бруни (Аретино) и её политическая идея.

4. «Эрудитская критическая школа» и её представления об историческом процессе.

5. Новая «политическая школа»: Л. Валла, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини.

6. Гуманистическая историография во Франции и Англии: Ж. Боден и Ф. Бэкон.

7. Социально–политическая мысль и история в период Английской революции XVIIв.

8. Историческая мысль в Англии в период Реставрации: Дж. Локк.

9.Французские просветители и история. Характерные черты исторических взглядов и творчества: Монтескье, Вольтер, Тюрго, Руссо.

10. Основные черты английского Просвещения. Юм, Гиббон.

11.Шотландская философско–историческая школа: Фергюсон, Робертсон, Смит.

12. Историко–философская мысль немецкого Просвещения: Лессинг, Кант, Гердер.

13. Исторические взгляды Гёте и Шиллера.

14. Общая характеристика американского Просвещения: Франклин, Джефферсон, Пэйн.

15. Историография I–й половины XIXв. Романтизм. Общая характеристика.

16.Французская историография. Консервативная мысль периода Реставрации. Местр, Бональд, Шатобриан.

17.Либеральная школа историков периода Реставрации: Тьерри, Гизо, Минье, Тьер.

18.Историография во Франции периода Июльской монархии: Токвиль, Мишле, Блан.

19.Исторические концепции немецкой классической философии: Фихте, Шеллинг, Гегель.

20. Английская общественная мысль: Бёрк, Мальтус, Годвин, Бентам, Рикардо.

21.Вигское и мелкобуржуазное направления в английской историографии: Маколей, Карлейль.

22. Историческая наука во II–й половине XIXв. Общая характеристика.

23. К. Маркс о проблемах Английской и Великой французской революции.

24. Английский позитивизм. Спенсер, Бокль.

25 Позитивистская историография во Франции: Конт, Тэн, Лависс.

26.Олар — виднейший представитель французской республиканской историографии.

27. Малогерманская историческая школа: Дройзен, Зибель, Трейчке.

28. Великогерманское и либеральное направления: Фиккер, Янсен, Буркхардт.

29. Социал–демократическое направление: Каутский, Бернштейн.

30. Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции. Общая характеристика.

31. Итальянская историография. Исторические взгляды идеологии Рисорджименто в 50–е гг.: Мадзини, Феррари, Пизакане.

32. Изучение истории Рисорджименто.

33. Историческая наука в начале XXв. Общая характеристика.

34. Исторические воззрения М. Вебера.

35. Состояние исторической науки во Франции в начале XXв.: Вандаль, Матьез. Жорес.

36. Изучение Великой французской революции в начале XXв.: Олар, Лависс

37. Эволюция позитивизма в историографии США. Общая характеристика.

38. Теория «границ» Тёрнера.

39. Итальянская историография. Исторические взгляды Кроче.

40. Испанская историография в последней трети XIX — начале XXв. Общая характеристика. 41. О. Шпенглер о культуре и цивилизации.

42. А. Дж. Тойнби: опыт постижения истории.

43. Люсьен Февр: качественное различие цивилизаций.

44. Марк Блок и его «Апология истории».

45.Фернан Бродель. Общая характеристика исторического творчества.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.Рекомендуемая литература

Основная:

1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.–Л. 1964.

2. Вебер Б.Г. Историографические проблемы. М., 1974.

3.Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М., 1985.

4. Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976.

5. Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М., 1980.

6. Историография истории Нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

7. Историография античной истории (под ред. Кузищина В.И.). М., 1980.

8. Косминский Е.А. Историография средних веков. М., 1963.

Дополнительная:

1. Августин Блаженный. «О граде Божием».

2. Алексеев–Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан–Жака Руссо // Жан–Жак Руссо. Трактаты. М., 1969.

3. Альтамира–и–Кревеа Р. История средневековой Испании. СПб., 2003.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

5.Барг М.А. Историзм Фрэнсиса Бэкона // Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2013г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г
Цель изучения модуля «Историография и специальные исторические дисциплины» – дать представление об историографии и специальных исторических...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная...
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа дисциплины «Основы историографии» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск