Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой ________ проф. Юрьев А.И. Решение заседания кафедры Протокол № _ 9 _ « 29 » 03 2012 г. Программа модуля М1. КВ2. «Историография и специальные исторические дисциплины» Направление: 030600 История Магистерская программа: «Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития» Составитель: доц. А.А. Грезнева Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи модуля. Цель изучения модуля «Историография и специальные исторические дисциплины» – дать представление об историографии и специальных исторических дисциплинах, охарактеризовать методику применения историографии и специальных исторических дисциплин в базовых курсах по истории науки и общественной мысли. Задачи:
Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы В результате изучения дисциплины магистр должен владеть: - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации; - использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия; - способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; - одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии, источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки; - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; - способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; - способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ; - способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор учебного материала основан на принципе системности. Материал отобран и структурирован в соответствии с задачами курса и призван показать развитие историографии и специальных исторических дисциплин до наших дней. Системообразующим выступает понятийное ядро, непосредственно связанное с прикладными задачами курса. Модуль изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы магистров. Форма итогового контроля – зачет. Объем в ЗЕ: _____3_______________________________________ Время изучения: курс__II__________семестр___3-й____________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: ____ Философия и методология истории __ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: _ Междисциплинарные подходы в современной исторической науке _ ___ Актуальные проблемы исторических исследований (в новое и новейшее время) ___________________________________________________ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы:
Активные методы обучения:
Формы контекстного обучения:
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности Задания, выявляющие знание фактов. Формы заданий: Тесты с закрытой формой задания (с однозначным или многозначным выбором ответа).
а) Н.М. Карамзин; б) М.В. Ломоносов; в) В.Н. Татищев; г) М.М. Щербатов.
а) рационализм; б) провиденциализм; в) дуализм; г) пантеизм.
а) Конрад Вюрцбургский; б) Готфрид Плантагенет; в) Жоффруа де Прели; г) Матфей Парижский.
а) посланцы; б) герольды; в) герцоги; г) гербоведы.
а) вúлковый; б) гвоздевой; в) гвоздевидный; г) узорчатый.
а) древний; б) древнейший; в) старый; г) ветхий.
а) XII в.; б) XIII в.; в) XIV в.; г) XV в.
а) черточка; б) паерок; в) титло; г) воронок.
а) в форме воронки; б) в виде округленной чаши, стоящей на ножке; в) в виде двух пересекающихся дужек; г) в виде расщепа, потерявшей ножку.
а) в виде двух вертикальных и перечеркнутых горизонтальных черточек, напоминавшей прямоугольник; б) с постепенным увеличением нижней половинки буквы; в) с постепенным уменьшением нижней половинки буквы; г) с одинаковыми размерами верхней и нижней половинок букв.
а) в начале XII в.; б) в конце XIV в.; в) в конце XV в.; г) в конце XVI в.
а) дирхемы; б) серебреники; в) гривны; г) гроши.
а) Награждая, поощряя; б) За труды и Отечество; в) Любящим правду, благочестие и верность; г) За любовь и Отечество.
а) Красный с белой каймой; б) Голубой с черной каймой; в) Белый с желтой каймой; г) Черный.
а) Италия; б) Египет; в) Турция; г) Китай.
а) младше сентябрьского; б) старше сентябрьского; в) старше январского; г) младше январского.
а) 2011 г.; б) 2020 г.; в) 2100 г.; г) 2111 г.
а) 1485 г. б) 1410 г. в) 1497 г. г) 1550 г.
а) 1380 г. б) 1480 г. в) 1584 г. г) 1667 г.
а) 1 коп.; б) 2 коп.; в) 3 коп.; г) 4 коп. Тесты с открытой формой задания.
Задания, выявляющие знание связей. Формы заданий: Тесты на соответствие.
1) итальянский а) треугольная 2) варяжский б) овальная 3) германский в) четырехугольная с закругленной нижней частью 4) испанский г) четырехугольная с заострением внизу посередине 5) французский д) вырезная
1) пурпурный а) величие, красота, ясность
1) Орден Белого Орла а) Правитель и Отечество 2) Virtuti Militari б) За веру, царя и закон 3) Орден св. апостола Андрея Первозванного в) Награждая, поощряя 4) Орден св. Станислава г) За веру и верность
1) январь а) студень 2) май б) вересень 3) сентябрь в) сечень 4) декабрь г) травень
1) Государев родословец а) 1550 г. 2) Бархатная книга б) 1672 г. 3) Дворовая тетрадь в) сер. XVI в. 4) Титулярник г) кон. XVII в. 2 уровень сложности Задания, выявляющие прагматическое использование. Имитационное упражнение Тема: Предмет и задачи историографии. Тип занятия: изучение нового материала. Цель занятия: дать представление о предмете и задачах историографии. Задачи:
Оборудование: Особенностью дисциплины является конструктивное сочетание следующих параметров:
Структура занятия:
Содержание учебного материала: В XVIII – нач. XIX в. понятия «историограф» и «историк», «историография» и «история» употреблялись как синонимы. Под термином «историография» подразумевается и историческая литература по какому-либо вопросу, проблеме, периоду. До начала XX в.: процесс составления исторических работ. В середине ХХ в. сложилось новое науковедческое наполнение этого термина: историография — это история исторической науки. Сегодня: историография – дисциплина, занимающаяся изучением истории исторической науки как в целом (изучение состояния и развитие исторических знаний на его отдельных временных и пространственных этапах), так и историей разработки отдельных проблем (совокупности научных трудов, посвященных отдельной проблеме, т.н. проблемная историография). Первым историографом в России в 1747–1748 гг. стал Г.-Ф. Миллер, в 1767 г. – кн. М.М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г. Н.М. Карамзину. Первый курс по историографии в 1840-е гг. в Казанском университете (проф. Иванов). Проф. Лошняков – «Очерки русской историографии» в Киевском университете в 1840–1850 гг.: уделил особое внимание русской летописной традиции, выделил особую роль немецких ученых-историков в становлении профессиональной исторической науки в России. Споры о предмете историографии не прекращались. С.М. Соловьев и К.Н. Бестужев-Рюмин считали, что необходимо ограничиться галереей «портретов» историков с анализом их трудов в хронологической последовательности. В работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884 г.) историография рассматривается как процесс развития исторической мысли, как часть самосознания народа, выразившаяся в «научной обработке сознания прошлого». Коялович считал основателем русской истории В.Н. Татищева. Он же требовал от истории науки обнаружения преемственности и связи явлений. П.Н. Милюков, В.О. Ключевский и А.С. Лаппо-Данилевский: главное для истории исторической науки – изучение смены исторических концепций. А.С. Лаппо-Данилевский в своих работах подменял историографию методологией (теорией исторической науки) фактически историей философских идей. В целом, в дореволюционной исторической науке не было единого подхода к пониманию предмета историографии. Школа М.Н. Покровского и тезис «история — политика, опрокинутая в прошлое». В 1962–1963 гг. – дискуссия, организованная журналом «Вопросы истории», о предмете историографии. А.М. Сахаров определил предмет истории исторической науки, как объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный всем общественно-экономическим развитием. Его поддержала академик М.В. Нечкина, предложившая включить в предмет историографии изучение не только историю изучения собственной страны, но и всемирной истории, а также историю специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Таким образом, в 1950–1960-е гг. оформилось несколько подходов к определению предмета историографии. 1. Историография — это история исторической мысли, сближая это определение предмета истории исторической науки с историей философии, социологии, общественной мысли. 2. Расширение понятия предмета историографии (А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин) вплоть до распространения исторических знаний в обществе и отражения прошлого в произведениях литературы и искусства, т.е. историография — история исторических знаний. 3. Историография — история исторической науки (А.М. Сахаров, М.В. Нечкина, Е.Н. Городецкий и др.). Большинство современных исследователей в вопросе об определении предмета историографии разделяют точку зрения А.М. Сахарова. Под историей исторической науки они понимают процесс развития исторической науки и всех ее подсистем, а под историографией — науку, изучающую этот процесс. Начало разработки историографических проблем в России относится к 1820–1830-м гг. (скептическая школа М.Т. Каченовского) и связано с критическим осмыслением труда Н.М. Карамзина («История государства Российского»). Историография как наука осмысливается на стыке науковедения, истории культуры, социальной истории. Современные понятия: историографический быт, культурное гнездо, социокультурная традиция, интеллектуальный ландшафт, интеллектуальный дискурс и др. Задачи историографии:
Решение этих задач, по мнению ведущих российских историков, приблизит нас к адекватным представлениям об уровне, направленности и особенностях развития исторической науки. Принципы и методы историографии Принцип историзма: любое историографическое явление (концепция ученого, позиция направления, школы) должно рассматриваться в развитии в связи с обусловившими его факторами. Впервые этот принцип в российской исторической науке успешно применил С.М. Соловьев. Современные российские историки выдвигают принцип целостности: необходимость подходить к изучению каждого периода или направления в истории исторической науки как в системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, определяющих их изменения. Т.е. изучение исторических взглядов любого ученого предполагает анализ концепций исследователя, проблематики его трудов, состояние источниковой базы, методов и приемов источниковедческой критики т.д. Методы историографии:
Периодизация отечественной историографии. Существует несколько подходов к периодизации отечественной историографии. Периодизация – это не только и не столько дань академизму. Любую периодизацию можно рассматривать как необходимый инструмент познания целостного явления. Но в то же время, любая периодизация условна, что вытекает не только из особенностей объекта исследования, но и особенностей мышления. Первый историограф – «отец истории» Геродот. В современной учебной литературе представлено несколько периодизаций исторической науки.
Весьма любопытно, что и в середине ХХ в. советские историографы выделяли два периода развития исторической мысли:
Другой критерий в периодизации – формационный. Согласно ему, выделяется историческая наука периода феодализма, капитализма, социализма. Эффективным критерием периодизации является периодизация по методологии истории, так как именно методология истории существенным образом помогает организовать историку ту самую сложную картину мира, которую мы называем реконструкцией исторического процесса. Напомним, что этот критерий периодизации был блестяще осмыслен П.Н. Милюковым в его работе «Главные течения русской исторической мысли». Другая периодизация: допетровская и послепетровская Русь. Задание на дом:
Задания, выявляющие владение методами исследований в конкретной области. Реферирование, тезирование, конспектирование.
Synectics.
3-й уровень сложности Задания, выявляющие творческий уровень (самостоятельное получение нового знания, новых связей, нового качества). Эссе.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |