Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г
страница1/4
Дата публикации18.12.2014
Размер0.6 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав.кафедрой

________ проф. Юрьев А.И.
Решение заседания

кафедры Протокол № _ 9 _

« 29 » 03 2012 г.

Программа модуля

М1. КВ2. «Историография и специальные исторические дисциплины»
Направление: 030600 История
Магистерская программа:

«Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»
Составитель: доц. А.А. Грезнева


Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи модуля.

Цель изучения модуля «Историография и специальные исторические дисциплины» – дать представление об историографии и специальных исторических дисциплинах, охарактеризовать методику применения историографии и специальных исторических дисциплин в базовых курсах по истории науки и общественной мысли.

Задачи:

  1. обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям по профилю;

  2. рассмотреть специфику и понятийный аппарат дисциплины;

  3. выделить важнейшие историософские концепции, господствовавшие на различных этапах развития исторической науки;

  4. развить у магистрантов способность к обобщению конкретного исторического материала;

  5. способствовать развитию у магистрантов аналитических способностей, позволяющих создавать научные и научно-популярные тексты, отвечающие требованиям современного уровня развития исторической науки;

  6. обучить магистрантов источниковедческому и историографическому анализу исторических источников.


Требования к уровню подготовки,

необходимому для освоения магистерской программы

В результате изучения дисциплины магистр должен владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации;

- использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

- одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии, источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;

- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ;

- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор учебного материала основан на принципе системности. Материал отобран и структурирован в соответствии с задачами курса и призван показать развитие историографии и специальных исторических дисциплин до наших дней. Системообразующим выступает понятийное ядро, непосредственно связанное с прикладными задачами курса.

Модуль изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы магистров. Форма итогового контроля – зачет.
Объем в ЗЕ: _____3_______________________________________
Время изучения: курс__II__________семестр___3-й____________
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
____ Философия и методология истории __
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

_ Междисциплинарные подходы в современной исторической науке _

___ Актуальные проблемы исторических исследований (в новое и новейшее время) ___________________________________________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Способность порождать новые идеи (креативность);

  2. Способность применять современные методы и методики исследования;

  3. Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов.


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:

  1. Тренинговая технология.

  2. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  3. Технология с применением метода проектов.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.


Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.


Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности

Задания, выявляющие знание фактов.

Формы заданий:

Тесты с закрытой формой задания (с однозначным или многозначным выбором ответа).


  1. Родоначальник российской исторической науки:

а) Н.М. Карамзин;

б) М.В. Ломоносов;

в) В.Н. Татищев;

г) М.М. Щербатов.


  1. Господствующая концепция исторического развития в летописных источниках, базирующаяся на представлении о божественном промыслении истории:

а) рационализм;

б) провиденциализм;

в) дуализм;

г) пантеизм.

  1. Инициатор введения рыцарских турниров в середине XI в.:

а) Конрад Вюрцбургский;

б) Готфрид Плантагенет;

в) Жоффруа де Прели;

г) Матфей Парижский.


  1. Эти лица являлись представителями сеньоров. Они организовывали турниры, занимались составлением гербов, дипломатическими переговорами и даже обменом пленных.

а) посланцы;

б) герольды;

в) герцоги;

г) гербоведы.


  1. Название какого геральдического креста является верным:

а) вúлковый;

б) гвоздевой;

в) гвоздевидный;

г) узорчатый.


  1. Вид устава, распространенный в XI–XII вв., назывался:

а) древний;

б) древнейший;

в) старый;

г) ветхий.


  1. В отечественном делопроизводстве бумага появляется в:

а) XII в.;

б) XIII в.;

в) XIV в.;

г) XV в.


  1. Знак словоотделения между словами носил название:

а) черточка;

б) паерок;

в) титло;

г) воронок.


  1. В полууставе буква «червь» писалась:

а) в форме воронки;

б) в виде округленной чаши, стоящей на ножке;

в) в виде двух пересекающихся дужек;

г) в виде расщепа, потерявшей ножку.


  1. Буква «веди» в скорописи XVI в. изображалась:

а) в виде двух вертикальных и перечеркнутых горизонтальных черточек, напоминавшей прямоугольник;

б) с постепенным увеличением нижней половинки буквы;

в) с постепенным уменьшением нижней половинки буквы;

г) с одинаковыми размерами верхней и нижней половинок букв.


  1. Прикладные печати появились:

а) в начале XII в.;

б) в конце XIV в.;

в) в конце XV в.;

г) в конце XVI в.


  1. Крупные серебряные монеты с арабскими надписями, распространенные на Руси в VIII-IX вв.:

а) дирхемы;

б) серебреники;

в) гривны;

г) гроши.


  1. Орден св. Анны имел девиз:

а) Награждая, поощряя;

б) За труды и Отечество;

в) Любящим правду, благочестие и верность;

г) За любовь и Отечество.


  1. Цвет ленты ордена Virtuti Militari:

а) Красный с белой каймой;

б) Голубой с черной каймой;

в) Белый с желтой каймой;

г) Черный.


  1. Страна, где был изобретен Солнечный календарь:

а) Италия;

б) Египет;

в) Турция;

г) Китай.


  1. Ультрамартовский год:

а) младше сентябрьского;

б) старше сентябрьского;

в) старше январского;

г) младше январского.


  1. Разница между Юлианским и Григорианским календарями в 14 суток наступит в:

а) 2011 г.;

б) 2020 г.;

в) 2100 г.;

г) 2111 г.


  1. Этот год принято считать началом российского государственного герба:

а) 1485 г.

б) 1410 г.

в) 1497 г.

г) 1550 г.


  1. Впервые флаг с сочетанием бело-сине-красных цветов появился в:

а) 1380 г.

б) 1480 г.

в) 1584 г.

г) 1667 г.


  1. Алтын равнялся:

а) 1 коп.;

б) 2 коп.;

в) 3 коп.;

г) 4 коп.
Тесты с открытой формой задания.

  1. Хронограф – это…

  2. Славянофилы – это…

  3. Норманская теория – это…

  4. Титло – это…

  5. Паерок – это…

  6. Основная часть знамени называется…

  7. Гривна – это…

  8. Узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого, носит название…

  9. Лигатура – это…

  10. Для этого вида орнамента рукописных источников характерно отсутствие рамы, наличие украшение в виде медальонов, раковин, и виньеток. Он носит название…

  11. В кириллице насчитывалось … букв.

  12. Штандарт – это…

  13. Скоба – это…

  14. Закончите фразу из записи заседания Юридического совещания при Временном правительстве 25 апреля 1917 г.: «не усмотрев в бело-сине-красном флаге никаких династических признаков или монархических эмблем, предлагается сохранить его и почитать…

  15. Гурт – это…

  16. Итальянский ученый в первой половине XVII в., предложивший при создании гравированных гербов использовать графические изображения эмалей и металлов, – …

  17. Вержер – это…

  18. Полушка – это…


Задания, выявляющие знание связей.
Формы заданий:

Тесты на соответствие.

  1. Соотнесите имена придворных историографов и время их назначения на эту должность:

  1. Г.-Ф. Миллер а) 1747 г.

  2. Н.М. Карамзин б) 1803 г.

  3. М.М. Щербатов в) 1767 г.




  1. Соотнесите названия трудов и имена их авторов:

  1. Слово о законе и благодати а) А. Лызлов

  2. Житие преп. Сергия Радонежского б) митр. Иларион

  3. История о царях и великих князьях земля Русской в) Пахомий Логофет

  4. Скифская история г) Ф. грибоедов




  1. Соотнесите виды геральдических щитов и их формы:

1) итальянский а) треугольная

2) варяжский б) овальная

3) германский в) четырехугольная с закругленной нижней частью

4) испанский г) четырехугольная с заострением внизу посередине

5) французский д) вырезная



  1. Соотнесите цвета российской геральдики и их символику:

1) пурпурный а) величие, красота, ясность

  1. красный б) надежда, изобилие, свобода

  2. синий в) достоинство, сила, могущество

  3. зеленый г) храбрость, мужество, неустрашимость




  1. Соотнесите ордена и их девизы:

1) Орден Белого Орла а) Правитель и Отечество

2) Virtuti Militari б) За веру, царя и закон

3) Орден св. апостола Андрея Первозванного в) Награждая, поощряя

4) Орден св. Станислава г) За веру и верность


  1. Соотнесите источники и время их создания:

  1. Надписи на могильных памятниках а) XVIII в.

  2. Книги регистрации рождений, браков и смертей б) XIX в.

  3. Акты феодального землевладения в) XVIII в.

  4. Послужные списки, автобиографии, анкеты г) до XVII в.




  1. Соотнесите цвет отечественной геральдики и его графическое изображение:

  1. зеленый а) диагональные линии справа налево

  2. красный б) пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии

  3. голубой в) вертикальные линии

  4. пурпурный г) горизонтальные линии

  5. черный д) диагональные линии слева направо




  1. Соотнесите виды иностранной бумаги и водяные знаки:

  1. Итальянская а) дельфин

  2. Французская б) бык

  3. Немецкая в) гусь




  1. Соотнесите названия месяцев древнерусского календаря с их старорусскими названиями:

1) январь а) студень

2) май б) вересень

3) сентябрь в) сечень

4) декабрь г) травень


  1. Соотнесите источники и время их создания:

1) Государев родословец а) 1550 г.

2) Бархатная книга б) 1672 г.

3) Дворовая тетрадь в) сер. XVI в.

4) Титулярник г) кон. XVII в.
2 уровень сложности

Задания, выявляющие прагматическое использование.

Имитационное упражнение

Тема: Предмет и задачи историографии.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: дать представление о предмете и задачах историографии.

Задачи:

  • определить принципы и методы историографии;

  • выявить подходы к определению предмета историографии;

  • развить у магистрантов способность к обобщению конкретного исторического материала;

  • обучить магистрантов источниковедческому и историографическому анализу исторических источников.


Оборудование:

Особенностью дисциплины является конструктивное сочетание следующих параметров:

  • На лекциях для повышения степени усвоения учебного материала предусмотрено использование современной мультимедийной, проекционной техники (в т.ч. видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, настенный экран);

  • Изучение дисциплины обеспечивается на лекциях структурно-логическими схемами и опорными конспектами, а также учебными картами с ориентировочной основой действия (ООД);

  • Для обеспечения дисциплины необходимы учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по различным дисциплинам.

Структура занятия:

  1. Лекционное занятие;

  2. Проведение практического занятия по пройденной теме лекции.

Содержание учебного материала:

В XVIII – нач. XIX в. понятия «историограф» и «историк», «историография» и «история» употреблялись как синонимы.

Под термином «историография» подразумевается и историческая литература по какому-либо вопросу, проблеме, периоду. До начала XX в.: процесс составления исторических работ.

В середине ХХ в. сложилось новое науковедческое наполнение этого термина: историография — это история исторической науки.

Сегодня: историография – дисциплина, занимающаяся изучением истории исторической науки как в целом (изучение состояния и развитие исторических знаний на его отдельных временных и пространственных этапах), так и историей разработки отдельных проблем (совокупности научных трудов, посвященных отдельной проблеме, т.н. проблемная историография).

Первым историографом в России в 1747–1748 гг. стал Г.-Ф. Миллер, в 1767 г. – кн. М.М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г. Н.М. Карамзину.

Первый курс по историографии в 1840-е гг. в Казанском университете (проф. Иванов). Проф. Лошняков – «Очерки русской историографии» в Киевском университете в 1840–1850 гг.: уделил особое внимание русской летописной традиции, выделил особую роль немецких ученых-историков в становлении профессиональной исторической науки в России.

Споры о предмете историографии не прекращались. С.М. Соловьев и К.Н. Бестужев-Рюмин считали, что необходимо ограничиться галереей «портретов» историков с анализом их трудов в хронологической последовательности.

В работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884 г.) историография рассматривается как процесс развития исторической мысли, как часть самосознания народа, выразившаяся в «научной обработке сознания прошлого». Коялович считал основателем русской истории В.Н. Татищева. Он же требовал от истории науки обнаружения преемственности и связи явлений.

П.Н. Милюков, В.О. Ключевский и А.С. Лаппо-Данилевский: главное для истории исторической науки – изучение смены исторических концепций. А.С. Лаппо-Данилевский в своих работах подменял историографию методологией (теорией исторической науки) фактически историей философских идей.

В целом, в дореволюционной исторической науке не было единого подхода к пониманию предмета историографии.

Школа М.Н. Покровского и тезис «история — политика, опрокинутая в прошлое».

В 1962–1963 гг. – дискуссия, организованная журналом «Вопросы истории», о предмете историографии. А.М. Сахаров определил предмет истории исторической науки, как объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный всем общественно-экономическим развитием. Его поддержала академик М.В. Нечкина, предложившая включить в предмет историографии изучение не только историю изучения собственной страны, но и всемирной истории, а также историю специальных и вспомогательных исторических дисциплин.

Таким образом, в 1950–1960-е гг. оформилось несколько подходов к определению предмета историографии.

1. Историография — это история исторической мысли, сближая это определение предмета истории исторической науки с историей философии, социологии, общественной мысли.

2. Расширение понятия предмета историографии (А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин) вплоть до распространения исторических знаний в обществе и отражения прошлого в произведениях литературы и искусства, т.е. историография — история исторических знаний.

3. Историография — история исторической науки (А.М. Сахаров, М.В. Нечкина, Е.Н. Городецкий и др.).

Большинство современных исследователей в вопросе об определении предмета историографии разделяют точку зрения А.М. Сахарова. Под историей исторической науки они понимают процесс развития исторической науки и всех ее подсистем, а под историографией — науку, изучающую этот процесс.

Начало разработки историографических проблем в России относится к 1820–1830-м гг. (скептическая школа М.Т. Каченовского) и связано с критическим осмыслением труда Н.М. Карамзина («История государства Российского»).

Историография как наука осмысливается на стыке науковедения, истории культуры, социальной истории. Современные понятия: историографический быт, культурное гнездо, социокультурная традиция, интеллектуальный ландшафт, интеллектуальный дискурс и др.

Задачи историографии:

  1. изучение закономерностей исторических концепций и их анализ;

  2. рассмотрение методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;

  3. исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот источников;

  4. изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа;

  5. анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований;

  6. изучение исторических научных учреждений, системы подготовки кадров историков;

  7. распространение исторических знаний;

  8. исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие философии и истории Запада на российских ученых;

  9. изучение объективных условий развития исторической науки.

Решение этих задач, по мнению ведущих российских историков, приблизит нас к адекватным представлениям об уровне, направленности и особенностях развития исторической науки.

Принципы и методы историографии

Принцип историзма: любое историографическое явление (концепция ученого, позиция направления, школы) должно рассматриваться в развитии в связи с обусловившими его факторами. Впервые этот принцип в российской исторической науке успешно применил С.М. Соловьев.

Современные российские историки выдвигают принцип целостности: необходимость подходить к изучению каждого периода или направления в истории исторической науки как в системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, определяющих их изменения. Т.е. изучение исторических взглядов любого ученого предполагает анализ концепций исследователя, проблематики его трудов, состояние источниковой базы, методов и приемов источниковедческой критики т.д.

Методы историографии:

        1. сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования;

        2. хронологический метод, направляющий на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;

        3. проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить широкие темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Некоторые ученые (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого;

        4. метод периодизации, направленный на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре;

        5. метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившего знания, проверить выводы прежних исследователей данными сегодняшнего дня;

        6. метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущего науки на основе достижения современной историографии.

Периодизация отечественной историографии.

Существует несколько подходов к периодизации отечественной историографии. Периодизация – это не только и не столько дань академизму. Любую периодизацию можно рассматривать как необходимый инструмент познания целостного явления. Но в то же время, любая периодизация условна, что вытекает не только из особенностей объекта исследования, но и особенностей мышления. Первый историограф – «отец истории» Геродот.

В современной учебной литературе представлено несколько периодизаций исторической науки.

  1. Выделение донаучного и научного периодов развития науки, т.е. до XVIII в. и после. Рубеж XVII–XVIII вв. рассматривается как рубеж превращения исторических знаний в историческую науку. Получается, что любое произведение, написанное до XVIII в. – не наука (например, Аристотель), а любое произведение доцента ХХ в. – наука. В данном случае очевидно речь идет о разных моделях-образах науки и научного исследования. В таком случае, логичнее говорить о классификации науки в соответствии с определенными образами науки.

Весьма любопытно, что и в середине ХХ в. советские историографы выделяли два периода развития исторической мысли:

  • период домарксистский, донаучный, когда история, несмотря на свои отдельные достижения, еще не стала подлинной наукой;

  • период марксистский, научный, когда в середине XIX в. основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс создали свою научную теорию и сформулировали основные положения в области исторической науки.

Другой критерий в периодизации – формационный. Согласно ему, выделяется историческая наука периода феодализма, капитализма, социализма.

Эффективным критерием периодизации является периодизация по методологии истории, так как именно методология истории существенным образом помогает организовать историку ту самую сложную картину мира, которую мы называем реконструкцией исторического процесса. Напомним, что этот критерий периодизации был блестяще осмыслен П.Н. Милюковым в его работе «Главные течения русской исторической мысли». Другая периодизация: допетровская и послепетровская Русь.

Задание на дом:

  1. Изучение учебной, учебно-методической и научно-методической литературы по теме;

  2. Составление портфолио по принципам и методам историографии.

Задания, выявляющие владение методами исследований в конкретной области.

Реферирование, тезирование, конспектирование.

  1. Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2008.

  2. Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009.

  3. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 2003.

  4. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М., 2009.

  5. Историография истории России до 1917 года / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003–2004. Т. 1-2.

  6. Кузеванов Л.И. Методология исторического познания. М., 2012.

  7. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для Вузов. М., 2009.

  8. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: практ. пособие для Вузов. М., 2000.

  9. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.

  10. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2008.

  11. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. СПб., 2008.

  12. Сахаров А.М. Методология истории и историография. М., 2008.

  13. Сидоренко О.В. Историография отечественной истории (IX – начало XX вв.). Уч. пос. Владивосток, 2004.

  14. Специальные исторические дисциплины: Учеб. пос. / Сост. М.М. Кром. СПб., 2003.

  15. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. Ростов н/Д, 2008.


Synectics.

  1. Обсуждение докладов: «Становление и развитие исторических знаний в IX-XVIII вв.», «Исторические знания и общественная мысль второй половины XIX– начала XX вв.», «Предмет и задачи специальных исторических дисциплин».

  2. Как производится отбор учебных и учебно-методических материалов для написания научно-исследовательской работы?

  3. Проведите сравнительный анализ специальных исторических дисциплин. Выделите их взаимосвязь.


3-й уровень сложности

Задания, выявляющие творческий уровень (самостоятельное получение нового знания, новых связей, нового качества).
Эссе.

  1. Разработка технологической карты образовательного модуля.

  2. Отработка навыков постановки исследовательских задач.

  3. Составление портфолио по дисциплине «Историография и специальные исторические дисциплины».

  4. Реферирование и анализ дополнительной учебно-методической литературы по темам: «Предпосылки развития историографии и специальных исторических дисциплин».

  5. Изучение научно-методической литературы по теме: «Роль исторических знаний в становлении магистранта-историка».

  6. Чтение статей по тенденциям развития историографии и специальных исторических дисциплин. Подготовка дискуссионных вопросов.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

        1. Практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;

        2. Анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

        3. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

        4. Осуществление историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи);

        5. Разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций средств массовой информации.



              1. Технологическая карта образовательного модуля




Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции

(групповая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 1

Историография и специальные исторические дисциплины: специфика и взаимосвязь

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 2

Становление

и развитие исторических знаний в IX-XVII вв.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 3

Историография в России XVIII – нач. XXI вв.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагается)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 4

Геральдика

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 5

Палеография. Археография. Хронология.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 6

Фалеристика. Вексиллография.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 7

Нумизматика. Сфрагистика.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 1

Способность порождать новые идеи (креативность)

Тема 8. Генеалогия. Ономастика.

Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 2

Способность применять современные методы и методики исследования




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет

Компетенция 3

Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов




Конспекты, презентации

(конспекты лекций прилагаются)

Задания 1–3 уровней сложности (прилагаются)

Рабочие тетради (прилагаются)

Форма контроля: зачет
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» 03 2012 г iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск