Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке»





НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке»
страница1/5
Дата публикации16.02.2015
Размер0.73 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

Утверждаю

Заведующий кафедрой

С.В. Ширяева
______________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1

от 30 августа 2012 г.



Рабочая программа модуля

Б3.Б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке»
Институт политики, права и социального развития

Направление: 030900.62 Юриспруденция

Кафедра теории и истории государства и права

Составитель: профессор кафедры, к.ю.н., доцент

С.В. Ширяева
Москва- 2012
1. Пояснительная записка
Курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики.

В настоящее время как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Основные цели и задачи курса

Основной целью преподавания дисциплины является: ознакомление магистров с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, с закономерностями подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, способами определения дидактических задач и путей их решения. Центральное место в курсе должно отводиться практическому освоению способов проведения различных видов учебных занятий

Вместе с тем, преподавание курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» имеет цели:

Образовательную (учебную)

  • ознакомить, обучить студентов с основами требованиями преподавания и обучения в новой системе воспитания личности для государства на благо общественного развития; предмет и природу методики преподавания юридических дисциплин; классификацию способов, приемов и методов преподавания юридических дисциплин и их особенностей для каждого вида юридической дисциплины; показать влияние научно-технического прогресса на расширение способов и приемов преподавания дисциплин; обучить исследованию тенденции развития преподавания юридических дисциплин, разработки новых приемов преподавания юридических дисциплин; прочное усвоение студентами теоретических положений знаний о методике преподавания юридических дисциплин;

  • углубление и детальное изучение методики преподавания по каждой юридической дисциплине; усвоить сущность правотворческой и правоприменительной деятельности;

  • ознакомиться с основными законодательными и иными актами в сфере обучения методики преподавания юриспруденции в высшей школе;

  • воспитания уважительного отношения к преподаванию юридических дисциплин по любым методикам не запрещенных к применению законом Российской Федерации;


Практическую

  • Научить студентов правильному пониманию задач, установленных методиками преподавания юридических дисциплин; формирование у студентов умения правильно применения полученных знаний в своей деятельности, в том числе приобретение навыков подготовки соответствующих материалов для учебного процесса по определенной методике преподавания; умение проведение экспертизы методик преподавания юридических дисциплин;

  • Подготовить студента для использования им знаний о методике преподавания юридических дисциплин в следующей профессиональной деятельности: а) правотворческой; б) правоприменительной; в) правоохранительной; г) экспертно-консультационной; д) организационно-управленческой; е) научно-исследовательской; ж) педагогической;

  • Ставится также цель научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативным материалом, проявлять инициативу в приобретении знаний, привить им интерес к своей профессии.


Воспитательную

  • привитие студентам способности использовать в предлагаемых ими методиках преподавания юридических дисциплин любви, внимательного, бережного, уважительного отношения к личности обучающегося;

  • воспитывать их в духе верности идеалам общечеловеческих ценностей; формировать умение в профессиональной деятельности органично сочетать уважение к правам и свободам граждан, с взыскательным отношением к добросовестному выполнению своих гражданских обязанностей;

  • прививать студентам высокие морально-политические и профессиональные качества, необходимые юристу в его практической деятельности.

Задачи:

В процессе обучения решаются следующие приоритетные задачи:

  • Изучение – главная задача курса: раскрыть и изучить, как традиционные, так и инновационные методы обучения и проанализировать возможности их преподавании различных юридических дисциплин;

  • принципов, приоритетов, законодательства, и иных требований, выработанных практикой в применении различных методик преподавания юридических дисциплин;

  • Ознакомить студентов с двумя различными типами организации управления учебно-воспитательным процессом: традиционным и инновационным;

  • Помочь осознать, сто методика преподавания юридических дисциплин не является суммой жестких и неизменно-обязательных правил и технологий;

  • Помочь осознать, что преподаватель должен выступать в роли организатора учебной деятельности обучаемых (методологическая форма обучения), а не простого передатчика суммы знаний по дисциплине;

  • подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере преподавания юридических дисциплин в высшей школе;

  • сформировать у студентов представление о правилах составления, методик преподавания по каждой юридической дисциплине в высшей школе;

  • сформировать у будущих преподавателей юриспруденции навыки и умения управлять педагогическим процессом в высшей школе;

  • сформировать у магистров стремление к просветительской деятельности, умение её профессионально организовывать, культуру самоорганизации преподавателя юриспруденции;

  • умение предлагать пути совершенствования методик преподавания юридических дисциплин в высшей школе;

  • Раскрытие содержания правовых проблем по совершенствованию методик преподавания юридических дисциплин их простоты и понятливости;

  • Доказывание того, что методика преподавания юридических дисциплин активно способствует защите гражданских прав граждан, организаций, во всех сферах деятельности, а также воспитания специалиста, живущего интересами всего общества.


После изучения курса студент должен:

  • Знать – основные методики преподавания каждой юридической дисциплины; общие понятия методики преподавания юридических дисциплин; знания о правилах, средствах и приемах методик преподавания юридических дисциплин; руководящие разъяснения Министерства образования и науки по применению различных методик в обучающих программах;

  • Уметь - правильно применять знания о различных методиках преподавания юридических дисциплин; совершенствовать практические навыки применения разработанных методик для различных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в деятельности граждан и юридических лиц; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, правильно составлять и оформлять юридические документы;

  • Владеть – юридической терминологией в соответствии с методиками преподавания юридических дисциплин; приемами различных методик; навыками по разработке документов для преподавания различных юридических дисциплин; навыками анализа различных правовых методик; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права применяя знание юридической техники; владеть приемами осуществления правовой экспертизы нормативных актов представляющих различные методики; приемами оформления принятых правовых и иных решений и совершать иные юридические действия в точном соответствии методиками и с законом; методикой квалификации и разграничения видов различных правонарушений; мерами необходимые для восстановления нарушенных прав граждан и организаций;

  • А также, систематически повышать свою профессиональную квалификацию в знании юридической техники и практику её применения, ориентироваться в специальной литературе.

Объем в ЗЕ: 2

Время изучения: курс: 2 семестр:3

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения по данному ОМ, является успешное освоение модулей: «Теория государства и право», «Педагогика и психология» и все дисциплины юриспруденции по квалификации бакалавр и магистр.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: других учебных дисциплин гражданско-правовой специализации.

Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

нормативный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также

совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.
Формы освоения ОМ :

Коммуникативные задания.

Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.

Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений

Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Аналитические задания.

Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.
Кейсы и имитационные упражнения.

Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).
Тесты.

Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.

Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.

Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
Креативные задания.

«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.
Опрос.

Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме

Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.
Задания на работу с информацией.

Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.

Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала

Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Комплексные задания.

Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.

Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Дидактические игры.

Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.

Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности.

Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

2 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».

3 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум».
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая программа модуля б24 «Методология исследовательской деятельности в юридической науке» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск