Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение»





Скачать 404.98 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение»
страница1/4
Дата публикации06.04.2015
Размер404.98 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени

М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права
Утверждаю

Заведующий кафедрой

С.В. Ширяева

____________________

Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«30» августа 2012г.

Рабочая программа модуля

М2.Б3 «Сравнительное правоведение»
Направление: 030900.68 Юриспруденция

Магистерская программа: Конституционное право

Кафедра: Теории и истории государства и права


Составители: доцент кафедры, к.ю.н., доцент Рыжов В.Б.

Москва, 2012

1. Пояснительная записка
В процессе юридического образования важно обеспечивать студентов це­ленаправленной информацией о социально-правовых явлениях, происходящих не только в собственной стране, но и в сообществе государств, научить буду­щих юристов сопоставлять нормы и институты национального, иностранного и международного права, выделять рациональное и полезное из мирового право­вого опыта для практических целей новой российской государственности. Не­обходимость в объективных знаниях о многообразии правовой реальности ве­дет к повышению значения сравнительного правоведения.

В настоящее время сравнительное правоведение заявляет о себе со всей полнотой и как метод правового познания, и как научное направление в целом, и как практическая компаративистика, и как самостоятельная учебная дисциплина. Раздел о правовых системах государств входит в обязательный курс общей тео­рии государства и права. Показательно, что сегодня становится не исключением, а правилом, достойным подражания, введение в учебные программы юридиче­ских вузов и специальной дисциплины «Сравнительное правоведение».

Предлагаемый образовательный модуль учитывает складывающуюся в правовой науке логическую структуру теории юридической компаративистики. В то же время выбор проблем, выносимых в данный курс, определяется как степенью их раз­работанности в сравнительном правоведении, так и его общим назначением в учебном процессе. Настоящая дисциплина предваряет последующее сравни­тельное изучение ведущих отраслевых курсов (зарубежное конституционное, гражданское, уголовное, трудовое право в их числе).

В учебном курсе выделяются Общая и Особенная части. В первой из них рассмотрены теория и историческое развитие юридической компаративистики, а также так называемая правовая карта мира, дающая представление о много­образии правовых систем и правовых семей современности. Вторая часть по­священа анализу правовых систем отдельных государственно-организованных обществ (сообществ) или их групп, обобщенных на основе сопоставимых ха­рактеристик.

Основные цели и задачи курса

Цель: изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» заключается в комплексном исследовании основных правовых систем современности. Определении их места и значения в правовой панораме мира. Выявлении особенности функционирования международного, национального права с целью анализа их общих и отличительных черт. Прогнозирование их дальнейшего развития, а также изучение пути решения общечеловеческих проблем в рамках различных правовых систем.

Задачи: способствовать успешному овладению студентами знаниями, навыками и умениями в области сравнительного правоведения и, в частности, таким теоретическим основам, как понятие сравнительного правоведения, его объект и предмет, функции и структура, понятийный аппарат, а также место сравнительного правоведения в системе гуманитарных и юридических наук. Особое внимание уделяется разработке методологии сравнительно-правовых исследований, её компонентам (концептуальным подходам, методологическим принципам, методам и методике).

уметь – проводить конкретные сравнительно-правовые исследования различных правовых явлений- от сравнительного (синхронного или диахронного) анализа отдельных норм, относящихся к разным правовым системам, до проблем сравнительно-правовых исследований всех ранее существовавших и современных правовых систем, а также осуществлять сравнительно-правовой анализ отдельных отраслей права (напр., конституционного права, гражданского права, трудового права, уголовного права, экологического права и т.д.).

знать – теорию и историю развития сравнительного правоведения, современную юридическую географию мира, т.е. характерные черты основных правовых систем: романо-германского права, английского общего права, мусульманского (исламского) права, индусского права, иудейского права, постсоветские правовые системы .

владеть – понятийным аппаратом, навыками работы с законодательством России и зарубежных стран, международно-правовыми актами.

быть компетентным - в осуществлении сравнительно-правового анализа правовых норм российского и зарубежного законодательства, соотношения норм национального и международного права.
Объем в ЗЕ: 3 зачетных единицы
Время изучения: курс 1 семестр 2
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

М.1.Б1 Философия права

М.1.КВ1 Правопонимание

М.2.Б2 История и методология юридической науки

М.2.Б4 Актуальные проблемы государственного права
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

М.2.В1 Право и политика

М.2.В2 Права человека: теория и практика

М.2.В4 Конституционная юстиция в России

М.2.В5 Аналитика нормотворчества

М.2.КВ5 Избирательное право зарубежных стран
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

нормативный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7)
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.
Формы освоения ОМ

Коммуникативные задания.

Круглый стол беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

«Снежный ком» метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.

Дебаты явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений

Дискуссия исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Аналитические задания.

Экспертная оценка Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.

Кейсы и имитационные упражнения.

Кейс изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.

Предполагает:

- описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;

- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы;

- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).

Тесты

Тесты с однозначным выбором ответа на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

Тест с многозначным ответом в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк

Тесты с закрытой формой задания тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.

Тесты с открытой формой задания тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп

Тесты с заданиями на группировку информации тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп

Тесты с заданиями на исключение лишнего Тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии

Тесты перекрестного выбора В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Креативные задания «Аквариум» метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Эссе (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.

Опрос

Устный опрос вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме

Письменный опрос вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.

Задания на работу с информацией

Анализ различных типов данных работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

Реферирование краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.

Аннотирование предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения

Планирование краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала

Тезирование лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала

Конспектирование краткое и последовательное изложение содержания прочитанного

Комплексные задания

Курсовая работа это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений

Проект В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта

Дидактические игры

Деловая игра это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.

Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство
Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности.

Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

2 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».

3 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум»
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер
Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция

прямая соединительная линия 14


Тема 1. История развития сравнительного правоведения


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности: дискуссия


Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 13


Тема 2. Общая характеристика современного сравнительного правоведения



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности: разработать тему научной статьи


Рабочая тетрадь





Компетенция

прямая соединительная линия 12


Тема 3. Правовая система современного мира Правовая карта мира как предмет сравнительного правоведения. Уникаль­ность национального права государства.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 11


Тема 4. Классификация правовых систем


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 10


Тема 5. Континентальное (европейское) право


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 9


Тема 6. Англо-американское право


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 8


Тема 7. Религиозные правовые семьи и системы


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности:



Рабочая тетрадь



Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 7


Тема 8. Традиционные правовые системы


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 6


Тема 9. Социалистическое право

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 5


Тема 10. Постсоветское право

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 4


Тема 11. Правовые системы внутригосударственных образований

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 3


Тема 12. Правовые системы прото- и квазигосударств

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 2


Тема 13. Правовые системы межгосударственных объединений

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос


Компетенция

прямая соединительная линия 1


Тема 14. Универсальная международная правовая система

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Опрос
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля б3 «Сравнительное правоведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск