Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
теории и истории
государства и права
С.В. Ширяева
______________________
Решение заседания кафедры
Протокол № 1
«30» августа 2012г.
Рабочая программа модуля ФТД4
«Современное российское законодательство о СМИ»
Направление: 030900.68 Юриспруденция
Магистерская программа: «Конституционное право»
Кафедра: Теории и истории государства и права
Составители: доцент кафедры, к.ист.наук,
доцент Ю.Г. Россинский
Москва-2012
Пояснительная записка
Образовательный модуль «Современное российское законодательство о СМИ» разработан на основе международных правовых актов, Конституции РФ, законодательства РФ и определяет структуру и содержание модуля. При составлении модуля «Современное российское законодательство о СМИ» был учтен отечественный и зарубежный научный опыт исследования проблем информационного права, правового регулирования деятельности СМИ, перспективные и проблемные направления исследований юридической науки информационного права. ОМ включает темы, раскрывающие понятие и сущность информации, ее роль в жизни личности, общества, государства; предмет и метод и принципы информационного права, систему информационного права; правовые проблемы, вызванные развитием информационной инфраструктуры; правовое регулирование общественных отношений в различных областях жизнедеятельности личности, общества и государства, в том числе в СМИ.
Основные цели и задачи курса
Цель: настоящий учебно-методический комплекс (УМК) имеет целью оказать помощь магистрам в освоении программного материала по курсу «Правовое регулирование деятельности средств массовой информации».
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации» это формирование теоретических знаний и умений, а также практических навыков юриста в области правового регулирования отношений в информационной сфере.
Задачи:
познакомить магистров с основными нормативными актами в сфере СМИ, дать целостное представление о содержании и особенностях текущего законодательства о СМИ;
Ознакомить магистров с правовыми аспектами деятельности редакций СМИ;
Изучить порядок распространения продукции СМИ;
Сформировать представление о проблемах, возникающих при соотношении законодательства о СМИ с другими отраслями законодательства, регулирующими отдельные аспекты деятельности СМИ;
Выработать у магистров навыки практического применения полученных знаний.
Объем в ЗЕ: 2 Время изучения: курс 2 семестр 3 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
М.1.В2 Информационные технологии в юридической науке
М.2.Б4 Актуальные проблемы государственного права
М.2.В2 Права человека: теория и практика Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
М.2.КВ2 Правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
М.2.КВ5 Избирательное право зарубежных стран
ФТД.5 Правовые основы государственной молодежной политики Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:
нормативный Модуль направлен на формирование следующих компетенций общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также
совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания. Формы освоения ОМ
Коммуникативные задания.
Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.
Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений
Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Аналитические задания.
Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.
Кейсы и имитационные упражнения.
Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).
Тесты.
Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.
Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.
Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.
Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.
Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.
Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.
Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
Креативные задания.
«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.
Опрос.
Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме
Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.
Задания на работу с информацией.
Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)
Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.
Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала
Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Комплексные задания.
Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.
Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Дидактические игры.
Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.
Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности.
Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
2 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».
3 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум» Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция
| Тема 1. Информационное право и право свободы
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный опрос
|
Компетенция
| Тема 2. Всеобщая история прессы
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 3. История СМИ в России
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 4. Информационное общество и право
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 5. Регулирование отношений возникающих при обращении информации
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 6. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 7. Источники информационного права
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
|
| Тема 8. Право на поиск, получение и использование информации
|
| Задания 1 и 2 уровня сложности
|
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 9. Информация как объект самостоятельного оборота
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 10. Документированная информация как обьект информационных правооотношений
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 11. Правовой режим информационных систем, технологий и средств их обеспечения
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 12. Проблемы информационной беопасности
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 13. Правовые проблемы виртуальной среды
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 14. Информационные аспекты интеллектуальной собственности
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 15. Правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 16. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 17. Правовое регулирование информационных отношений в области архивов
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 18. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 19. Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| Компетенция
| Тема 20. Правовое регулирование информационных отношений в области информационных отношений
| Конспекты
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный опрос
| |