Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
теории и истории
государства и права
С.В. Ширяева
____________________
Решение заседания кафедры
Протокол № 1
«30» августа 2012г.
Рабочая программа
модуля ФТД.5 «Правовые основы государственной молодежной политики»
Институт политики, права и социального развития
Направление: 030900.68 Юриспруденция
Кафедра теории и истории государства и права
Составитель: доцент кафедры, к.и.н. О.В. Максимова
Москва-2012
Пояснительная записка
Профиль «Конституционное право» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – магистра юриспруденции предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета «Правовые основы государственной
молодежной политики» в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).
Основные цели и задачи курса.
Цель: сформировать у магистрантов целостное представление о положении молодежи и ее проблемах; о способах и механизмах социализации молодых граждан Российского государства, а также об общих теоретических положениях, моделях и технологиях профессиональной деятельности в системе социальных служб, организаций и учреждений.
Задачи:
познакомить магистрантов с основными характеристиками молодежи как большой социально-демографической группы, ее медико-биологическими, психологическими, демографическими, этнографическими и социокультурными особенностями, а также с известными классификациями социальных проблем данной категории граждан в нашей стране;
рассмотреть сущность, модели, задачи социализации молодежи с точки зрения ее взаимодействия с условиями и факторами современного общества;
проанализировать основные направления государственной молодежной политики, а также принципы ее реализации в конкретных социокультурных условиях;
научить прогнозировать развитие ситуаций в молодежной среде с последующим выбором адекватных технологий взаимодействия с различными группами молодежи;
рассмотреть теоретические и практические особенности социальной работы с молодыми людьми в условиях системы социальных служб и организаций для молодежи. В процессе чтения лекций, при проведении групповых занятий, написании письменных работ, тестировании магистров уделяется внимание по получению знаний и правильному применению знаний исторических и политических процессов и фактов, направленных на изучение проблем молодежи в профессиональной деятельности.
Правоведческое его значение состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, политической и социальной систем общества, о разных формах правления, системах государственных органов, территориально-политического устройства государства и органов местного самоуправления. Общее образовательное его значение связано с необходимостью повышения общей культуры магистров. Практическая же сторона изучаемого курса проявляется в изучении деятельности государства в решении вопросов молодежи на государственном и муниципальном уровнях и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон, которые, естественно, могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные процессы могут обернуться негативными последствиями и наоборот.
Объем в ЗЕ: 2 з.е.
Время изучения: курс 2_семестр_4
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
М2.Б1 История политических и правовых учений
М2.В1 Право и политика
М2.В2 Права человека: теория и практика
М2.В3 Институт ответственности в праве
М2.В8 Личность в политической системе общества Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:
нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
общекультурные компетенции (ОК):
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Участие в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).
Обеспечение соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3).
Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности:
Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
Задания, выявляющие умение действовать по образцу, в качестве исполнителя (определенность условий, определенность результата): Имитационные упражнения
2 уровень сложности:
Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».
Задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью (неопределенность условий, определенность результата), задания, выявляющие способность самостоятельно выявить проблему, выбрать путь и осуществить ее преодоление (определенность условий, неопределенность результата): Кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, аналитический отчет, эссе, прогнозирование, моделирование, Synectics, мозговой штурм.
3 уровень сложности:
Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум».
Задания, выявляющие умение самостоятельного целеполагания (неопределенность условий и неопределенность результата): курсовая работа, практика, деловая игра, квазипрофессиональное творческое задание.
Изучить практику организации работы по совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам ведения. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
50/50 % - нормативный
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция (ОК-5)
| Тема 1. Молодежь в условиях современного общества
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, имитационные упражнения)
|
Рабочая тетрадь
| Зачет, самостоятельная работа, тест
| Компетенция (ОК-5)
|
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, имитационные упражнения)
| Рабочая тетрадь
| Зачет, самостоятельная работа, тест
| Компетенция (ОК-5)
| Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, имитационные упражнения)
| Рабочая тетрадь
| Зачет, самостоятельная работа, тест
|
Компетенция (ОК-5)
| Тема 2.
Государственная молодежная политика в системе решении социальных проблем молодежи
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, имитационные упражнения)
|
Рабочая тетрадь
| Зачет, самостоятельная работа, тест
| Компетенция 5
| Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, имитационные упражнения)
| Рабочая тетрадь
| Зачет, самостоятельная работа, тест
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
по заочной форме обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| 030900.68Юриспруденция
| Правовые основы государственной молодежной политики
| Лекции
| 2
|
|
| Семинарские
| 6
|
|
| Рефераты
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
| 64
| 4
|
3. Содержание модуля ФТД.5
«Правовые основы государственной
молодежной политики»
3.1. Разделы модуля и виды занятий
по заочной форме обучения
-
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Молодежь в условиях современного общества
| 1
| 3
| 32
| 2.
| Государственная молодежная политика в системе решении социальных проблем молодежи
| 1
| 3
| 32
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Молодежь в условиях современного общества
| 1. Молодежь как половозрастная группа и ее основные характеристики
2. Проблемы, механизмы и факторы социализации молодежи в условиях современного общества
3. Социализация молодежи в процессе профессиональной ориентации 4. Молодежные инициативы как источник социализации
|
Молодежь как половозрастная группа. Основные характеристики молодежи как большой социально-демографической группы, ее медико-биологические, психологические, демографические, этнографические и социокультурные особенности.
Молодежь как категория граждан, нуждающихся в мерах и гарантиях защиты со стороны права и государства.
Основные понятия и категории в области государственной молодежной политики.
Современное молодежное и детское движение: состояние и перспективы. Основные тенденции развития современного молодежного и детского движения. Классификация молодежных и детских объединений.
Детское движение как часть социального движения различных групп, объединенных общими целями, системой норм, регулирующих их поведение. Современные противоречия между значимостью детского движения и реальным отношением общества к нему. Задачи детских объединений. Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Виды современных детских объединений, их влияние на социализацию детской личности.
Неформальные молодежные объединения (НМО) как источник социализации современной молодежи. Виды, формы проявления, современное состояние НМО. Причины и психологические основания вхождения детей и подростков в НМО. Современное состояние НМО. Влияние НМО на процессы социализации детей и подростков.
Контркультурные организации как объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. Понятие о диссоциальном воспитании: цели, задачи, средства. Последствия диссоциального воспитания.
| Профессиональное образование как этап профессионального самоопределения личности. Сущность и основные стратегии профессионального образования. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений. Адаптация студентов к учебному процессу, психолого-педагогический и мотивационно – личностный аспекты. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Идеи непрерывного и опережающего образования. Профессиональная практика, ее роль в профессиональном самоопределении личности.
Трудоустройство: понятие, основные каналы. Рынок труда, его современные тенденции. Основные факторы, влияющие на принятие решения о выборе места работы.
Трудоустройство выпускника учебного заведения (вуза, колледжа, техникума) как этап его профессионального самоопределения, мотивы, способы и факторы ориентации при трудоустройстве. Формы помощи учебного заведения (вуза, колледжа, техникума) в трудоустройстве выпускников.
Производственная адаптация: правовая, психофизиологическая, профессиональная и социально – психологическая. Первичная и вторичная адаптация. Объективные и субъективные критерии эффективных адаптационных процессов. Профессиональная дезадаптация.
| 2.
| Государственная молодежная политика в системе решении социальных проблем молодежи
| 1.Нормативно-правовая база, обеспечивающая права молодежи в России и за рубежом
2. Реализация государственной молодежной политики как части социальной политики государства
3. Формирование и развитие системы учреждений социальной сферы для молодежи.
4. Сущность и особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности молодежи
| Государственная молодежная политика (ГМП) как деятельность государства, направленная на создание социально-экономических и организационных условий, правовых гарантий для социального становления и развитых молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества
Государственная молодежная политика как программа действий, которые государство осуществляет по отношению к молодежи для обеспечения ее прав и интеграции в общество, синхронизации международных и национальных механизмов защиты прав молодежи с целью приближения российской модели молодежной политики к международной молодежной доктрине.
Инновационный характер государственной молодежной политики. Гуманистическая направленность социальной политики в отношении молодежи.
Понятие о субъектах государственной молодежной политики: молодые граждане в возрасте до 30 лет; молодые семьи, в которых один из супругов относится к представителям молодежи; молодежные общественные объединения.
Понятие о приоритетах ГМП: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Правовое обеспечение государственной молодежной политики как комплексная проблема, связанная с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений.
Государственные органы по делам молодежи: структура и функции. Органы по делам молодежи в структуре законодательной власти: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Федерального Собрания Российской Федерации, подразделения по делам молодежи в структуре законодательных органов субъектов Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политики и его роль в развитии социальной работы с молодежью. Государственные органы по делам молодежи в структуре исполнительной власти, субъектов федерации: юридический статус, направления деятельности.
Понятие о социальных проблемах современной молодежи. Комплексный подход к решению социальных проблем молодежи в системе социальных служб для молодежи. Теоретические основы социальной работы с молодежью: психолого- и социолого-ориентированные теории. Основные цели и принципы социальной работы с молодежью. Особенности социальной работы с молодежью. Основные цели работы с молодежью в системе социальных служб и организаций.
Сущность и особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности молодежи.
Основные концептуальные подходы к организации социальной работы в учреждениях системы общего образования. Основные направления социальной работы в учреждениях профессионального образования. Содержание и особенности социальной работы в учреждениях досуговой деятельности. Социально-реабилитационная деятельность социальных служб в пенитенциарной системе. Социальные технологии профессиональной социальной деятельности в открытой среде.
| Объективная необходимость совершенствования социальной сферы деятельности для молодежи.
Динамика развития учреждений, оказывающих правовые и социальные услуги семьям, детям и молодежи. Проблемы и перспективы развития социальных служб в современной России. Современные программные документы в области социальной защиты семьи и детства «Год ребенка (2007 г.)», «Год семьи (2008 г.»).
Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи - приоритетное направление государственной молодежной политики в России. Механизм реализации, финансово-экономическое обеспечение программы «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи» Федеральной программы «Молодежь России», современных региональных молодежных программ.
Учреждения по оказанию правовых и социальных услуг для молодежи - принципы и направления развития. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры. Экспериментальная деятельность, апробация и внедрение новых социальных технологий. Отработка оптимальных моделей социальных служб. Региональные особенности формирования системы социальных организаций для молодежи, относящихся к разным категориям и социальным группам.
Перспективы развития системы социальных служб в регионах Российской Федерации.
|
|