Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
Утверждаю
Заведующий кафедрой
С.В. Ширяева
____________________
Решение заседания
кафедры Протокол № 1
«30» августа 2012г.
Рабочая программа модуля
Б3.КВ3 «Основы информационного права» Институт политики, права и социального развития
Направление: 030900.62 Юриспруденция
Кафедра теории и истории государства и права
Составитель: Россинский Ю.Г.
к.и.н., доцент
Москва-2011
1. Пояснительная записка Понимая все возрастающую роль и место информации в жизни личности, общества, государства, мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в которых играют информационные права и свободы. Было бы правильным утверждать, что именно из них «произрастает» информационное право как самостоятельная отрасль права. А сформированный и действующий ныне как в России, так и за рубежом значительный по объему массив актов информационного законодательства — основной источник этого права — подтверждает данное утверждение. Цель:
Преподавание дисциплины «Основы информационного права» осуществляется на основе комплексного подхода и имеет цели:
дать ясное представление о социальной роли семьи в обществе, значении её укрепления и построении семейных отношений;
научить правильно понимать задачи, поставленные государством перед семьей, ознакомить с принципами её построения и функционирования;
ознакомить с семейными правоотношениями, основаниями их возникновения, прекращения, содержания, их ролью в общественных отношениях;
Практическая цель курса - развитие у студентов умения юридического анализа в конкретных ситуациях и правильного применения норм информационного законодательства.
Воспитательная цель курса - формирование общечеловеческой морали, понимание сущности и значимости своей профессии, профессиональной ответственности за результаты своего труда.
Задачи:
усвоение студентами теоретических положений информационного законодательства;
обучение студентов правильному применению действующего информационного законодательства;
закрепление теоретических знаний, полученных студентом при изучении учебной дисциплины «Основы информационного права» на практических и семинарских занятиях;
определить понятие информационной безопасности, изучить правила применения ограничения информации.
Объем в ЗЕ: 2 зачетных единицы Время изучения: курс 2 семестр 3 Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:
нормативный Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
профессиональными компетенциями (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также
совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания. Формы освоения ОМ :
Коммуникативные задания.
Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.
Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений
Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Аналитические задания.
Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию. Кейсы и имитационные упражнения.
Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы). Тесты.
Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.
Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.
Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.
Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.
Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.
Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.
Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными. Креативные задания.
«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем. Опрос.
Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме
Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме. Задания на работу с информацией.
Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)
Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.
Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала
Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Комплексные задания.
Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.
Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Дидактические игры.
Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.
Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство. Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности.
Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
2 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».
3 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум». Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
50/50 % - нормативный
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция
| Информационное общество и право. Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
|
Формы контроля
|
Компетенция
| Предмет, метод и система информационного права.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
|
Формы контроля
|
| Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения.
|
|
|
|
|
|
| Источники информационного права.
|
|
|
|
|
|
| Право на поиск, получение и использование информации.
|
|
|
|
|
|
| Информационные аспекты интеллектуальной собственности
|
|
|
|
|
|
| Правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
|
|
|
|
|
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 10
| 54
| 3
| Практические/семинарские
| 8
|
| 3
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 54
| 3
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Общая часть
| 4
|
| 4
|
| 16
| 2.
| Особенная часть
| 6
|
| 4
|
| 18
| |