Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции»





Скачать 303.75 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции»
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер303.75 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

теории и истории

государства и права

С.В. Ширяева

______________________

Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«30» августа 2012г.

Рабочая программа дисциплины

М.2.В6 «Психологические основы юриспруденции»
Институт политики, права и социального развития

Магистерская программа: Конституционное право

Кафедра теории и истории государства и права


Составители: профессор кафедры, д.псих.н., профессор

В.М. Поздняков

Москва-2012
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: получение обучающимися компетенций по состоянию и перспективам взаимосвязи психологии и права, о психологических методах и процедурах психологического обеспечения правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, в том числе в аспекте современных тенденций развития психологии и инноваций в международном законодательстве и правовой практике.
Задачи:

  1. сформировать у обучающихся представления о путях расширения взаимосвязи психологии и права, возможностях применения современных психологических методов и психотехнологий в юриспруденции;

  2. ознакомить с передовым отечественным и зарубежным опытом консультативной и экспертной деятельности психологов в процессе раскрытия и расследования преступлений, в суде и пенитенциарном воздействии на различные категории правонарушителей, в управлении правоохранительными органами и при профилактике правонарушений;

  3. обеспечить усвоение методического инструментария юридической психологии в области психодиагностики, по осуществлению консультирования юристов и проведению экспертной деятельности в правовой сфере;

  4. выработать навыки по планированию профессионально-психологической подготовки различных категорий юристов;

  5. сформировать ориентацию в области психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов и судов, в том числе по профотбору (подбору) кадров, изучению социально-психологических явлений в коллективах, профилактике профдеструкций и развитию профессионально-психологического потенциала личности юристов;

  6. развить психологическую готовность обучающихся к самостоятельному поиску и применению психологических инноваций в юридической практике.


Объем в ЗЕ: 2 з.е.

Время изучения: курс 1 семестр 2
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

М.1.В2 Информационные технологии в юридической науке

М.1.КВ1Правопонимание

М.2.Б3 Сравнительное правоведение

М.2.Б4 Актуальные проблемы государственного права

М.2.В3 Институт ответственности в праве
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

«Права человека: теория и практика»,

«Личность в политической системе общества»,

«Функционирование правовой системы России на современном этапе».
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

нормативный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  • способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

  • способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

  • способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

г) экспертно-консультационная деятельность:

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

е) научно-исследовательская деятельность:

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Преподавание дисциплины осуществляется на основе проблемно-дискуссионного подхода, с использованием методов психодиагностики, анализа кейсов, коммуникативного тренинга и имитационно-игровых упражнений.

Режим проведения занятий по дисциплине: 4 академических часа в неделю. Учебный курс завершается зачётом.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты, имитационные задания, устный опрос

2 уровень сложности: анализ кейсов, решение ситуационных задач

3 уровень сложности: квазипрофессиональное творческое задание; разработка планов психологической подготовки конкретных категорий юристов.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

20/80 % - нормативный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1


Тема 1

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Формы контроля

Компетенция 2





Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Формы контроля

Компетенция 3


Конспекты, презентации




Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Формы контроля
















2. Объем модуля и виды учебной работы

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Институт политики, права и социального развития



Психологические основы юриспруденции

Лекции

6

58

2

Практические/семинарские

8







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет




2

Общий объем часов по дисциплине

14

58

2


3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды занятий

по заочной форме обучения

п/п

Наименование раздела ОМ

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Психология и право: история и современные тенденции взаимодействия

2




9

2.

Направления и процессуальные особенности применения методического инструментария психологии в юриспруденции

1

3

10

3.

Психология правовой ментальности и правосознания в обществе и их учет в юриспруденции

1




9

4.

Психология развития позитивной правовой активности и превенции правонарушающего поведения

1

2

10

5.

Востребованность достижений психологии в правотворчестве, правоохранительной и правоприменительной деятельности

1

3

10


3.2. Содержание разделов ОМ

п/п

Наименование раздела ОМ

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Психология и право: история и современные тенденции взаимодействия

История востребованности достижений психологии в развитии правовой теории и практики юриспруденции. Роль Л.И. Петражицкого в обосновании психологических основ теории права.

Психологическая юриспруденция, ее объект, предмет, категориально-понятийный аппарат и роль в совершенствовании правопонимания и правового регулирования.

Правовая идеология и политика в современном динамично измеряющемся мире и учет психологических закономерностей в правотворчестве и обеспечении безопасности личности, общества и государства в условиях глобализации.

Психология правозащитных движений и повышения роли институтов гражданского общества при построении в России правового государства.

  1. Тенденции востребованности достижений психологии в истории права и юриспруденции.

  2. Психологическая юриспруденция как направление юридической психологии: состояние и перспективы.

  3. Учет психологии при формировании современной правовой идеологии и политики, в правотворчестве и обеспечении безопасности личности, общества и государства.

  4. Психология правозащитных движений и повышения роли институтов гражданского общества при построении в России правового государства.

Входной тест-контроль юридико-психоло-

гической компетентности магистрантов

2.

Направления и процессуальные особенности применения методического инструментария психологии в юриспруденции

Направления и психотехнические модели обеспечения правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Методология юридико-психологических научных исследований и психопрактики в правовой сфере.

Современные методы психологии и тенденции их использования в юриспруденции.

Процессуально-правовые требования и востребованность в юриспруденции экспертной и консультационной деятельности психологов.

Психологическая экспертиза законов и мониторинг отношения граждан к инновациям в праве и проводимым реформам правоохранительных и правоприменительных органов.

1.Направления и психотехнические модели обеспечения правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности.

2. Методология юридико-психологических научных исследований и психопрактики в правовой сфере.

3. Использовании современных методов психологии в юриспруденции.

4. Процессуально-правовые требования к экспертной и консультационной деятельности психологов в правовой сфере.

5. Психологический мониторинг отношения граждан к инновациям в праве и реформе правовых институтов.

Психологические тестирование:

1. «Особенности правового сознания»

2. «Тест Смишека»

3.

Психология правовой ментальности и правосознания в обществе и их учет в юриспруденции

Правовая ментальность современного российского общества. Правовая психология и субкультура в различных социальных группах, их влияние на представления о справедливости, проявления ответственности и вины.

Психологические закономерности развития и деформации правосознания. Взаимосвязь правовой и психологической культуры личности.

Психологические закономерности и механизмы правонарушающего поведения и их учет юристами при выборе оснований криминализации/ декриминализации деяний и оптимизации системы мер наказания.

Психологические аспекты взаимосвязи правовой культуры и безопасности в госучреждениях и организациях различных форм собственности.

1. Правовая ментальность современного российского общества и влияние на нее атрибутов субкультуры разных социальных групп.

2. Психологические закономерности развития и деформации правосознания.

3. Психологические закономерности и механизмы правонарушающего поведения и их учет юристами при кодификации норм права и применении мер наказания.

4. Психологические аспекты взаимосвязи правовой культуры и безопасности в госучреждениях и организациях различных форм собственности

Упражнение

«Профментальность и имидж правоприменительных и правоохранительных органов»

4.

Психология развития позитивной правовой активности и превенции правонарушающего поведения

Психология отношения граждан к правовой реальности и пути повышения их позитивной правовой активности.

Человек как субъект «риска» и объект просоциальных и криминально-субкультурных влияний.

Зарубежные теории причин преступности и личности преступника. Психологические концепции субъекта преступления и уголовной ответственности, созданные отечественными юридическими психологами.

Нормативно-ценностная и субъектно-деятельностная психологические модели механизма преступлений.

Психовиктимологические закономерности и их учет в профилактике преступлений.

Психологические аспекты наказания и его влияния на общую и специальную превенцию преступлений.

1. Психология отношения граждан к правовой реальности и пути повышения их позитивной правовой активности.

2. Психологические теории девиантного и преступного поведения личности, групповой протестной и преступной деятельности.

3. Нормативно-ценностная и субъектно-деятельностная психологические модели механизма преступлений.

4. Психовиктимологические закономерности и их учет в профилактике преступлений.

5. Психологические аспекты наказания и его влияния на превенцию рецидива преступлений.

Упражнение:

«Медиация при примирении жертвы и преступника»


5.

Востребованность достижений психологии в правотворчестве, правоохранительной и правоприменительной деятельности

Психология инноваций в правовой сфере и парламенского правотворчества.

Психотехнический подход в раскрытии и расследовании преступлений: состояние и перспективы.

Востребованность психологов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам. Социально-психологические закономерности поведения жюри присяжных как малой группы и их учет в практике уголовного судопроизводства.

Пилотное апробирование в России модели «восстановительного правосудия» и психотехнологий ювенальной юстиции.

Роль психологов при современном реформировании уголовно-исполнительной системы России и внедрении новых психотехнологий в пенитенциарную и постпенитенциарную практику.

1. Психология инноваций в правовой сфере и парламенского правотворчества.

2. Современные психотехнологии в раскрытии и расследовании преступлений.

3. Тенденции в применении достижений психологии в деятельности разных видов судов. Психотехнологии ювенальной юстиции.

4. Социально-психоло

гические закономерности поведения жюри присяжных как малой группы и их учет в практике уголовного судопроизводства.

5. Роль психологов при современном реформировании уголовно-исполнитель-

ной системы России

Упражнения

«Решение ситуационных задач юридико-психологического характера»



Основные понятия

Аддиктивные зависимости личности, аномальный субъект преступления, акмеология, атрибуция ответственности, аутодесруктивное проявления личности, «восстановительное правосудие», девиантное, делинквентное и преступное поведение, криминогенная сущность личности, маргинальная и криминальная субкультуры, медиация, исправление юридическое и нравственное, патические преступления, правовая психология, правовая культура, правовая ментальность, психовиктимность личности, психологическая юриспруденция, психологическая экспертиза, психологические теории причин преступности и личности преступника, психологическое консультирование, психологическое обеспечение деятельности, психологический мониторинг, психология вины, психология ответственности, психология обоснованного риска, психология суда присяжных, психокоррекция, психология рецидива, психопрофилактика, реабилитация постпенитенциарная, ресоциализация, стратификация криминальная, социальное отчуждение, субъект преступления, типологии и классификации преступников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа дисциплины м в6 «Психологические основы юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск