Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России»
страница1/7
Дата публикации12.04.2015
Размер0.6 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

теории и истории

государства и права

С.В. Ширяева

____________________

Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«30» августа 2012г.

Рабочая программа модуля

М.2.КВ1 «Избирательное право и избирательный процесс в России»
Институт политики, права и социального развития

Направление: 030900.68 Юриспруденция

Кафедра теории и истории государства и права

Составитель: Ширяева С.В., профессор кафедры теории

и истории государства и права, к.ю.н., доцент
Москва-2012
1. Пояснительная записка
Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.

Вместе с тем, несмотря на значительный объем исследований современного состояния российской избирательной системы до сих пор многие принципиальные вопросы юридической стороны избирательных отношений освещаются и преподносятся фрагментарно и весьма противоречиво. Это касается даже таких отправных начал в уяснении существа избирательного права как объективного правового феномена, которые связаны с его предметом, содержанием и местом в правовой системе Российской Федерации.

Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одни исследователи обозначают его как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права. Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравнивая избирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности.
Основные цели и задачи курса.

Цель: изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в России» заключается в комплексном исследовании всех этапов выборной кампании, выявлении проблемных вопросов избирательного права и избирательного процесса. Курс «Избирательное право и избирательный процесс в России» охватывает выборы разных уровней в органы государственной власти и местного самоуправления: от Президента России до глав муниципальных образований; от Государственной Думы до депутатов представительных органов муниципального образования.

Задачи:
уметь - осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области новейших тенденций и направлений в сфере избирательного права и избирательного процесса, инновационной политики, философии и методологии политической науки, готовность и способность к развитию научного знания в области избирательных технологий, государстве и власти; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области новейших тенденций и направлений предвыборной кампании, инновационной политики, философии и методологии политической науки, готовность и способность к развитию научного знания о политике, государстве и власти;

знать – методологию разработки стратегий, программ и планов в сфере общественно-политической деятельности для политических деятелей, партий, органов власти, средств массовой информации и экономических субъектов, готовность оказывать им консультационные услуги и осуществлять их аналитическое сопровождение; способы и методы организации политического тренинга, целенаправленного и систематического формирования оптимальных моделей поведения лиц, действующих в административно-политической и публично-политической сферах; технологию разработки индивидуальных методик консультирования с учетом психологических и политико-культурных особенностей консультируемых лиц и организаций и характеристик общественно-политической среды их деятельности;

владеть - навыками профессионального составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статьей, проектов научно-исследовательских разработок в соответствии с нормативными документами, а также к разработке новаторских форматов публикаций; владение навыками редактирования научных текстов; способность к проведению научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки

- быть компетентным в осуществлении экспертизы в области избирательного права и процесса, а также комплексной политической диагностики, в организации работы по объяснению, прогнозированию предвыборных процессов и проблемных ситуаций; в организации политических кампаний и управлению ими, владение избирательными технологиями и другими видами политической мобилизации.

Объем в ЗЕ: 3 зачетных единицы
Время изучения: курс 2 семестр 3
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

М2.Б1 История политических и правовых учений

М2.В1 Право и политика

М2.В2 Права человека: теория и практика

М2.В3 Институт ответственности в праве

М2.В8 Личность в политической системе общества
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

М.2.КВ2 Правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений

М.2.КВ4 Нормативно-правовое регулирование лоббизма

М.2.КВ5 Функционирование правовой системы России на современном этапе

ФТД.1 Основы теории правового социального государства

ФТД.2 Правовые основы управления человеческими ресурсами

ФТД.4 Современное российское законодательство о СМИ
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

нормативный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также

совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.
Формы освоения ОМ :

Коммуникативные задания.

Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.

Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений

Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Аналитические задания.

Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.
Кейсы и имитационные упражнения.

Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).
Тесты.

Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.

Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.

Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
Креативные задания.

«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.
Опрос.

Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме

Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.
Задания на работу с информацией.

Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.

Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала

Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Комплексные задания.

Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.

Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Дидактические игры.

Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.

Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности.

Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

2 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».

3 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум».
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция

ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 1. Понятие выборов и избирательного права



Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности: дискуссия


Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Задания 1 и 2 уровня сложности:

дискуссия

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция

ОК-1, ПК-2, ПК-11


Тема 2. История развития избирательного права



Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности: разработать тему научной статьи


Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Задания 1 и 2 уровня сложности: составить план освоения учебной дисциплины

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 3. Избирательное законодательство


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11




Тема 4. Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 5. Избирательные системы


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 6. Избирательный процесс: понятие, субъекты, структура и стадии


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 7. Основные субъекты избирательного процесса


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция




Тема 8. Назначение выборов


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 9. Учет избирателей, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 10. Выдвижение и регистрация кандидатов


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 11. Информационное

обеспечение выборов и агитация


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 12. Голосование и установление результатов выборов


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 13. Финансовое обеспечение выборов


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 14. Контроль и наблюдение в избирательном процессе


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 15. Правонарушения и юридическая ответственность


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос

Компетенция ОК-1, ПК-2, ПК-11



Тема 16. Референдум


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности:

Рабочая тетрадь

Устный и письменный опрос



2. Объем модуля и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Институт политики, права и социального развития
030900.68 Юриспруденция

«Избирательное право

и избирательный процесс в России»



Лекции

4

92

3

Практические/семинарские

12







Итоговый контроль

Экзамен







3

Общий объем часов по дисциплине

16

92

3



3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды занятий

п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Теория избирательного права


2

6

46

2.

Основные стадии избирательного процесса


2

6

46


3.2. Содержание разделов ОМ

п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Теория избирательного права

Понятие, предмет и содержание избирательного права. Избирательное право в субъективном и объективном значениях. Избирательное право в системе российского права. История развития избирательного права: народовластие и выборы в Афинском государстве и Римской республике, формирование и эволюция избирательного права в Западной Европе, выборы и избирательное право в истории России. Понятие и виды выборов. Принципы участия в выборах. Основные классификации видов выборов. Ограничения избирательного права. Гарантии избирательного права.

Избирательное законодательство: понятие, классификация и состав избирательного законодательства. Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное. В избирательное законодательство входят нормативные акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса. К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ. Международные правовые акты как источники избирательного права. Федеральные законы о выборах и референдумах. Подзаконные нормативные правовые акты. Региональное избирательное законодательство. Кодификация законодательства о выборах и референдумах в субъектах Федерации.

Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан. Понятие и виды принципов избирательного права. Равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия, территориальный принцип организации выборов. Группа принципов, обеспечивающих избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов: гласность, альтернативность. Гарантии избирательных прав граждан. Система гарантий: политические, организационные, материальные. Правовые средства, обеспечивающие свободу выборов.

Избирательные системы. Понятие избирательной системы. Источники избирательной системы. Виды избирательных систем. Мажоритарная система: относительного большинства, абсолютного большинства. Пропорциональная система. Полупропорциональные системы: ограниченного вотума, кумулятивный вотум. Система единственного передаваемого голоса. Смешанные избирательные системы.


1. Понятие выборов и избирательного права.

2. История развития избирательного права.

3. Избирательное законодательство.

4. Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан.

5. Избирательные системы.


Семинар 1. Понятие и принципы избирательного права. Понятие и структура избирательного процесса
Вопросы для обсуждения

1. Понятие и предмет избирательного права.

2. Избирательное право в субъективном и объективном значениях.

3. Принципы участия в выборах.

4. Ограничения избирательного права.

5. Гарантии избирательного права.

6. Понятие избирательного процесса.

7. Демократические выборы и избирательный процесс.

8. Сходство и отличие понятий «избирательный процесс», «выборы», «избирательная кампания», «голосование».

9. Структура избирательного процесса.

10. Стадии избирательного процесса, их структура.

11. Избирательные системы: понятие, виды
Семинар 2. Источники избирательного права.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие источников избирательного права.

2. Конституция и международные акты как источники избирательного процесса.

3. Роль федерального законодательства в регулировании избирательного процес-са.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации об избирательном про-цессе.

5. Акты избирательных комиссий.

6. Судебные решения, их роль в регулировании избирательного процесса.



2.

Основные стадии избирательного процесса


Понятие и принципы избирательного процесса. Структура и стадии избирательного процесса.

Основные субъекты избирательного процесса. Понятие и правовой статус избирателя. Избирательные комиссии – организаторы и участники избирательного процесса. Кандидат – важный участник избирательного процесса. Избирательные объединения и политические партии.

Назначение выборов. Правовые основания и субъекты назначения выборов. Порядок назначения выборов.

Учет избирателей, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий.

Выдвижение и регистрация кандидатов: порядок и условия. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов.

Информационное обеспечение выборов и агитация. Понятие и содержание информационного обеспечения выборов. Предвыборная агитация: понятие и формы. Предвыборная агитация в средствах массовой информации.

Голосование и установление результатов выборов. Время и помещение для голосования. Избирательный бюллетень. Порядок и виды голосования. Подсчет голосов и установление итогов голосования. Установление результатов выборов и их опубликование.

Финансовое обеспечение выборов: финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. Финансовое обеспечение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения.

Контроль и наблюдение в избирательном процессе. Понятие и виды контроля на выборах. Наблюдение и наблюдатели в избирательном процессе.

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства.

Референдум. Институт референдума в системе народовластия. Понятие, значение и виды референдума. Референдный процесс, правовые последствия референдума.


6. Избирательный процесс: понятие, субъекты, структура и стадии

7. Основные субъекты избирательного процесса

8. Назначение выборов

9. Учет избирателей, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий

10. Выдвижение и регистрация кандидатов

11. Информационное обеспечение выборов и агитация

12. Голосование и установление результатов выборов

13. Финансовое обеспечение выборов

14. Контроль и наблюдение в избирательном процессе

15. Правонарушения и юридическая ответственность

16. Референдум


Семинар 3. Назначение выборов и составление списков избирателей.

Вопросы для обсуждения:

1. Решение о назначении выборов, субъекты его принятия.

2. Календарь мероприятий по организации и проведению выборов.

3. Назначение очередных выборов.

4. Субъекты назначения выборов.

5. Назначение досрочных выборов.

6. Назначение повторных и дополнительных выборов.

7. Назначение выборов в особых случаях.

8. Особенности при назначении выборов судом.

9. Регистрация (учет) избирателей.

10. Роль законодательства о праве на свободу передвижения по Российской Фе-дерации в регистрации (учете) избирателей.

11. Определение факта постоянного или преимущественного проживания граж-дан на соответствующей территории.

12. Составление списков избирателей.

13. Роль органов местного самоуправления в составлении списков избирателей.

14. Порядок включения граждан в списки избирателей.

15. Ознакомление избирателей со списками избирателей.


Основные понятия
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconПояснительная записка Программа «Избирательное право и избирательный процесс»
При подготовке рабочей программы использовалась авторская программа элективного курса Брикез М. А., Гончар Э. В. Рукавишниковой О....
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРабочая программа учебной дисциплины избирательное право и избирательный...
В рамках учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» обучающийся готовится решать следующие...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №2 «24» октября 2011г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м кв1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск