Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России»





Скачать 346.26 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России»
страница1/3
Дата публикации13.12.2014
Размер346.26 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

теории и истории

государства и права

С.В. Ширяева

______________________

Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«30» августа 2012г.

Рабочая программа модуля

М.2.В4. «Конституционная юстиция в России»
Направление: 030900.68 Юриспруденция

Магистерская программа: Конституционное право

Кафедра: теории и истории государства и права


Составители: доцент кафедры, к.ю.н., доцент С.В.Ширяева

Москва-2012

Основные цели и задачи курса

Цель:  курса состоит в ознакомлении изучающих данный курс с системой конституционной юстиции в России посредством изучения ее устройства и правового регулирования.

Задачи:

При определении содержания и структуры предлагаемого учебного курса преследуется решение следующих задач:

  • представить в систематизированном виде научные знания по вопросам теории и практики конституционного правосудия, накопленные отечественной наукой с учетом достижений мировой практики и компаративистики;

  • изложить содержание нормативно-правового регулирования организации, юрисдикции и процесса функционирования Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации в контексте осуществления судебно-конституционного контроля в других странах в целях выявления как их общих черт, так и особенностей;

  • показать практический опыт организации и функционирования
    органов судебного конституционного контроля в Российской Федерации, выявить проблемы и пути их решения, определить резервы для развития и совершенствования конституционного правосудия в условиях переходного периода, качественной модернизации российского общества и государства.

Основой для изучения курса является Конституция Российской Федерации, а также федеральное и региональное законодательство, регулирующее общественные отношения, составляющие предмет данного учебного курса.

Учитывая объем и сложность учебной дисциплины, специфику очно-заочного и заочного обучений, магистрам рекомендуется большая самостоятельная аналитическая работа с учебной и научной литературой, нормативными актами.

 

Объем в ЗЕ: 2

Время изучения: курс - 1 семестр - 2

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

М.1.КВ1. Правопонимание

М.2.Б4. Актуальные проблемы государственного права и др.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

М.2.В9. Теория и практика организации и деятельности адвокатуры

М.2.В10. Правовое регулирование отношений государства и религиозных объединений

М.2.КВ1. Избирательное право и избирательный процесс в России

М.2.КВ2. Правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений и др.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

Нормативный; инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

правотворческая деятельность:

  • подготовка нормативных правовых актов;


правоприменительная деятельность:

  • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

  • составление юридических документов;

  • правоохранительная деятельность:

  • обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

  • охрана общественного порядка;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

  • защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;


экспертно-консультационная деятельность:

  • оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

  • осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;


организационно-управленческая деятельность:

  • осуществление организационно-управленческих функций;


научно-исследовательская деятельность:

  • проведение научных исследований по правовым проблемам;

  • участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;


педагогическая деятельность:

  • преподавание юридических дисциплин.

Формы освоения ОМ

Коммуникативные задания.

Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.

Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений

Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Аналитические задания.

Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.

Кейсы и имитационные упражнения.

Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).

Тесты.

Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.

Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.

Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Креативные задания.

«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.

Опрос.

Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме

Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.

Задания на работу с информацией.

Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.

Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала

Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Комплексные задания.

Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.

Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Дидактические игры.

Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.

Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности.

Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

2 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».

3 уровень сложности.

Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум»
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция ОК-1, ПК-10

ПК-12, ОК-2



Тема 1. Предмет, задачи и система учебного курса



Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Конспектирование

Опрос



Компетенция

ОК-1, ПК-10

ПК-12



Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Конспектирование, опрос

Компетенция

ОК-1, ОК-2


Тема 3. Источники судебно-конституционного права и процесса


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ОК-1, ОК-2


Тема 4. Природа конституционного суда, его место в системе органов государственной власти


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ОК-1, ОК-2


Тема 5. Состав, формирование и структура конституционного суда


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-3


Тема 6. Статус судьи конституционного суда



Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-4



Тема 7. Функции и полномочия конституционного суда


Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ПК-1, ПК-4


Тема 8. Общие правила конституционного судопроизводства


Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция

ПК-4, ПК-6


Тема 9. Стадии судебного конституционного процесса


Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция ОК-1, ОК-2

ПК-1, ПК-2

ПК-7


Тема 10. Решения конституционного суда

Конспекты, презентации

Задания 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция ОК-1, ОК-2

ПК-1


Тема 11. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел


Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос

Компетенция ОК-1, ОК-2

ПК-6


Тема 12. Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской Федерации


Конспекты, презентации

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Конспектирование, опрос
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модуля м «Конституционная юстиция в России» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск