Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
теории и истории
государства и права
С.В. Ширяева
______________________
Решение заседания кафедры
Протокол № 1
«30» августа 2012г.
Рабочая программа модуля
М.2.В4. «Конституционная юстиция в России» Направление: 030900.68 Юриспруденция
Магистерская программа: Конституционное право
Кафедра: теории и истории государства и права
Составители: доцент кафедры, к.ю.н., доцент С.В.Ширяева
Москва-2012
Основные цели и задачи курса
Цель: курса состоит в ознакомлении изучающих данный курс с системой конституционной юстиции в России посредством изучения ее устройства и правового регулирования.
Задачи:
При определении содержания и структуры предлагаемого учебного курса преследуется решение следующих задач:
представить в систематизированном виде научные знания по вопросам теории и практики конституционного правосудия, накопленные отечественной наукой с учетом достижений мировой практики и компаративистики;
изложить содержание нормативно-правового регулирования организации, юрисдикции и процесса функционирования Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации в контексте осуществления судебно-конституционного контроля в других странах в целях выявления как их общих черт, так и особенностей;
показать практический опыт организации и функционирования органов судебного конституционного контроля в Российской Федерации, выявить проблемы и пути их решения, определить резервы для развития и совершенствования конституционного правосудия в условиях переходного периода, качественной модернизации российского общества и государства.
Основой для изучения курса является Конституция Российской Федерации, а также федеральное и региональное законодательство, регулирующее общественные отношения, составляющие предмет данного учебного курса.
Учитывая объем и сложность учебной дисциплины, специфику очно-заочного и заочного обучений, магистрам рекомендуется большая самостоятельная аналитическая работа с учебной и научной литературой, нормативными актами.
Объем в ЗЕ: 2
Время изучения: курс - 1 семестр - 2
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
М.1.КВ1. Правопонимание
М.2.Б4. Актуальные проблемы государственного права и др.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
М.2.В9. Теория и практика организации и деятельности адвокатуры
М.2.В10. Правовое регулирование отношений государства и религиозных объединений
М.2.КВ1. Избирательное право и избирательный процесс в России
М.2.КВ2. Правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений и др.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
Нормативный; инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин.
Формы освоения ОМ
Коммуникативные задания.
Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
«Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах.
Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений
Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Аналитические задания.
Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.
Кейсы и имитационные упражнения.
Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).
Тесты.
Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.
Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.
Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.
Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант.
Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.
Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.
Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.
Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
Креативные задания.
«Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.
Опрос.
Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме
Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме.
Задания на работу с информацией.
Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)
Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования.
Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала
Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Комплексные задания.
Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.
Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Дидактические игры.
Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста.
Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности.
Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
2 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком».
3 уровень сложности.
Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум» Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция ОК-1, ПК-10
ПК-12, ОК-2
| Тема 1. Предмет, задачи и система учебного курса
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
|
Конспектирование
Опрос
|
Компетенция
ОК-1, ПК-10
ПК-12
| Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
|
Конспектирование, опрос
| Компетенция
ОК-1, ОК-2
| Тема 3. Источники судебно-конституционного права и процесса
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ОК-1, ОК-2
| Тема 4. Природа конституционного суда, его место в системе органов государственной власти
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ОК-1, ОК-2
| Тема 5. Состав, формирование и структура конституционного суда
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-3
| Тема 6. Статус судьи конституционного суда
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-4
| Тема 7. Функции и полномочия конституционного суда
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ПК-1, ПК-4
| Тема 8. Общие правила конституционного судопроизводства
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция
ПК-4, ПК-6
| Тема 9. Стадии судебного конституционного процесса
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция ОК-1, ОК-2
ПК-1, ПК-2
ПК-7
| Тема 10. Решения конституционного суда
| Конспекты, презентации
| Задания 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция ОК-1, ОК-2
ПК-1
| Тема 11. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| Компетенция ОК-1, ОК-2
ПК-6
| Тема 12. Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской Федерации
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Конспектирование, опрос
| |