Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.»





Скачать 189.74 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.»
Дата публикации10.12.2014
Размер189.74 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

__Отечественной истории__

д.и.н., профессор Юрьев А.И.
Решение заседания

кафедры Протокол № 1__

«28» _августа__2013_г.



  1. Программа модуля «Социальная история России X-XIII вв.»


Направление: «педагогическое образование»

Профиль: История
Составители: _к.и.н., доцент Шмелева О.И.__

Москва-2013


Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: изучения дисциплины «Социальная политика России X-XIII вв.» заключается в том, чтобы сформировать у студентов комплексное представление о содержании, динамике, направленности и этапах развития социальной истории России в X-XIII вв., обучить их навыкам самостоятельной работы с исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой.

Задачи:

  1. формировать у студентов системное представление о социальной организации в России в период X-XIII вв.;

  2. обучить студентов навыкам анализа концептуальных положений отечественной социальной истории;

  3. содействовать выработке умения использовать понятийно-котегориальный аппарат дисциплины, ее теоретико-методологические основы при анализе социальной системы страны в рассматриваемый период;

  4. обогатить студентов научным пониманием актуальных проблем социальной истории России X-XIII вв.;

  5. способствовать выработке умения выявлять как общие тенденции, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.

  6. обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям по профилю;

7. способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности студентов, их интеллекта и морально-нравственных качеств.

Объем в ЗЕ: __________6_________________________________________________

Время изучения: курс______I__________семестр___________1__________________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: _________________История России (период феодализма________________________ _________________Источниковедение________________________________________

_________________Вспомогательные исторические дисциплины________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

_Проблемы развития феодализма в России в отечественной историографии_____

________Проблемы этногенеза народов России________________________________

__________________________________________________________________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):


  1. Готов применять новейшие инновационные методики и технологии, в том числе и информационные, для целостного обеспечения необходимого развития учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

  3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образования.


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологии, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии;

- подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам;

- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

- организация культурного пространства;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация профессиональной области знаний общества.

- подготовка документации на разработку научно-исследовательских программ и проектов.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Рефлексивная технология.

  3. Технология с применением метода проектов.

  4. Тренинговая технология.


Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Деловая игра.

  3. Решение ситуационных задач.


Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.


(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

2 уровень сложности: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.

3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПКПед(И)Б-05-Н-04, ПКПед(И)Б-05-М-01, ПКПед(И)Б-05-М-02, ПКПед(И)Б-05-М-03, ПКПед(И)Б-05-И-03

Тема 1

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны

Конспект

Задания, выявляющие знание фактов (тесты с закрытой формой задания), конспектирование,

Рабочая тетрадь

устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов

ПКПед(И)Б-05-Н-04, ПКПед(И)Б-05-М-01, ПКПед(И)Б-05-М-02, ПКПед(И)Б-05-М-03, ПКПед(И)Б-05-И-03

Тема 2

Восточные славяне.

Образование древнерусского государства

Конспект

Задания, выявляющие знание фактов (тесты с заданиями на исключение лишнего), конспектирование,

устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов

ПКПед(И)Б-05-Н-04, ПКПед(И)Б-05-М-01, ПКПед(И)Б-05-М-02, ПКПед(И)Б-05-М-03, ПКПед(И)Б-05-И-03

Тема 3

Социальная политика первых киевских князей

Конспект

Задания, выявляющие знание фактов (тесты с закрытой формой задания), конспектирование,

устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов

ПКПед(И)Б-05-Н-04, ПКПед(И)Б-05-М-01, ПКПед(И)Б-05-М-02, ПКПед(И)Б-05-М-03, ПКПед(И)Б-05-И-03

Тема 4

Расцвет Киевской Руси

Конспект

Задания, выявляющие знание фактов (тесты с открытой формой задания), synectis

Рабочая тетрадь

устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов

ПКПед(И)Б-05-Н-04, ПКПед(И)Б-05-М-01, ПКПед(И)Б-05-М-02, ПКПед(И)Б-05-М-03, ПКПед(И)Б-05-И-03

Тема 5

Переход к удельной раздробленности

Конспект

Задания, выявляющие знание фактов (тесты с заданиями на исключение лишнего), эссе

устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов


Объем модуля и виды учебной работы

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический / педагогическое образование (история)

Социальная история России X-XIII вв.

Лекции

16

135

1

Практические/семинарские

29




1

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








1

Общий объем часов по дисциплине

180








Содержание модуля/ дисциплины
Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Социальная история Древней Руси

информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа

проблемное п/з, системный семинар, дискуссия

дискуссия

2.

Киевская Русь. Социальная политика первых киевских князей

информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа

проблемное п/з, системный семинар, дискуссия

«Сократический диалог»

3.

Русь в XII-XIII вв.

информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа

проблемное п/з, системный семинар, дискуссия

метод «Мозаика»


Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Социальная история Древней Руси

Предмет, научные категории, задачи и методы исследования истории.

Письменные источники с VIII-VII вв. до н.э. Ранние общественные объединения. Отделение скотоводства от земледелия на рубеже I-II тыс. до н.э. Применение железа со второй половины II тыс. до н.э. Начало н. э.: иранцы, финно-угры, праславяне. Балтослявянская общность. Ее распад в середине I тысячелетия до н.э.

Причерноморье – скифы с VIII-VII вв. до н.э. Иранцы. Военная демократия. Кочевники и земледельцы. Греческая колонизация с VIII в. до н.э. Города-республики. Вывоз хлеба. Появление и гегемония сарматов в III веке до н.э. Варваризация греков.

Черняховцы: расселение от Карпат до Северного Донца во II-IV вв. н.э. Связь с римскими провинциями, скифо-сарматами и фракийцами. Концентрация населения. Высокий уровень ремесла и земледелия.

Великое переселение народов в IV-VII вв. н.э. Масштаб нашествия гуннов. Сопротивление алан в 70-е годы IV в. Разгром готов и черняховцев. Каталунские поля. 451г. Разгром гуннов.

Временнные союзы после гуннов. Лидерство тюркского каганата в VI в. Шелковый путь. Тюркизация степи. Ассимиляция угров – Великая Булгария на Северном Кавказе. Аварский каганат.

Хазары с VII в. Союзники Византии. На Западе влияние до Дуная. Дань от вятичей. К концу IX в. ослабление хазар. Ислам волжских булгар с X в. Разгром Хазарии Русью.

Начало н.э. Известны венеды, анты, склавины. V в. н.э.: выход славян к Днепру. Вытеснение германцев к Эльбе. Колонизация Балкан. Движение в лесостепную часть Украины. Ассимиляция балтского, финского и иранского населения. Антский союз в начале VII в. Разбит аварами.

Разделение на восточных, западных и южных славян с VII-VIII вв. Союзы племен – объединения раннеклассового общества. Радимичи и вятичи – от ляхов с запада. К VIII в. славяне на Дону.

Занятия славян: земледелие, пушнина, транзитная торговля. Фактории. Волжский, днепровский торговые пути. Перенаселенность Скандинавии. Викинги и Европа. С VIII в. появление варягов у славян. Существование славянских княжений. Варяги – союзники местной власти. Русь – понятие социальное. Дань варягам в 859 г. с чуди, словен, мери, кривичей. Правление Аскольда и Дира в Киеве. Роль варягов в борьбе с хазарами.


Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны (4 ч.)

Тема 2. Восточные славяне.

Образование древнерусского государства (4 ч.)


Тема 1. Восточная Европа в I тыс. н.э. (2 ч.)


2.

Киевская Русь. Социальная политика первых киевских князей

Начало династии Рюриковичей и их социальная политика. Объединение Олегом славянских земель. Понятие Русская земля. Хакан, князь. Сохранение местных княжений. Сельская община Формирование городов. Полюдье, кормление и дань. Сбыт дани.

Социальная политика Игоря. События в Древлянской земле. Реформы Ольги. Появление христианства. С 964 г. Святослав – киевский князь. Военный характер правления.

Борьба за престол. Владимир у власти с 980 г.

Соседи Руси: иранцы, тюрки, мадьярская орда. Печенеги с IX в. на Дону, слева и справа от Днепра.

Борьба за престол после Владимира в 1015 г. С 1036 г. правление одного Ярослава.

Киевская Русь – крупнейшая держава Европы. Непрочное единство. Сепаратизм. Особое положение Новгорода.

Значене пути из варяг в греки. Недоступность Подунавья, Волжского пути. Становление государственности. Разложение общины и частная собственность. Появление земельных владений князей. Право на дань с земель. Церковь, десятина. Преобладание общинного землевладения свободных смердов. Окняжение земель. Медленный рост служилой знати.

Глубина язычества. Внутренняя сущность христианства. Двоеверие.

Внутренние диспропорции в развитии страны. Слабые связи с Западной Европой.

Сыновья Ярослава – местные княжения. 30 лет без набегов, войны вдали. 1036 г. победа над печенегами. Закладка Святой Софии. Зарождение летописания. Разработка Русской правды. Упорядочение церковных дел. Покровительство церкви. Смерть Ярослава в 1054 г. Престол Изяславу, Чернигов второй город, Переяславль третий. Нарушение принципа наследования: престол старшему в роду. Структура дружины. Создание наследуемого княжеского домена. Расширение его. Личные хозяйства бояр. Передача в кормление городов. Вотчины наследуемы. Князь – собственник верховный. Церковные владения. Преобладание свободных земель. Социальные категории: смерды, рядовичи, закупы, наймиты, прощенники, холопы.

Города Киевской Руси. К началу XI в. 30 крупных городов, к середине XIII в. – 62.

Правление Владимира Мономаха – последний этап единого государства.

Тема 3. Социальная политика первых киевских князей (4 ч.)

Тема 4. Расцвет Киевской Руси (2 ч.)

Тема 2. Социальная политика русского государства в середине IX-середине XII вв. (4 ч.)

3.

Русь в XII-XIII вв.

Первая половина XII века – борьба за киевский престол. Процесс дробления княжеств. К середине XII в. около 15 княжеств, в начале XIII в. около 50. Бурное развитие производительных сил. Развитие вотчины. Покровительство князей городам, церкви. Зарождение дворянства. Сопротивление боярства. Общее и частное в процессе древнерусской раздробленности.

Преимущество районов удаленных от степи, особенно северо-востока. Изменение направлений торговых путей. Зрелость местных династий. Закономерность процесса дробления. Сохранение центростремительных сил. Роль церкви как единого организма. Единая культура. Внутренние тенденции.

Социальная политика в значительных государственных образованиях: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское княжества, Новгородская земля.

Специфика условий юго-запада. Сильное боярство. Мощные города. Роман Мстиславович Волынский, его сын Даниил (с 1205 г.). Борьба с боярами.

«Господин Великий Новгород». Торговые пути, промышленно-торговое население. Новгородские пятины. Роль боярства.

Заселение северо-востока с VIII-IX вв. вятичами. Характеристика края. Волжский торговый путь. Ополья, как очаги земледелия. Значение городов. Социальная политика Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Социальная политика Руси в период внешней угрозы в XIII веке. Оформление зависимости – ига. Ярлыки на правление. Дань. Антиордынские восстания. Сохранение местных династий. Роль православной церкви.


Тема 5. Переход к удельной раздробленности (4 ч.)


Тема 3. Социальное положение Руси в период феодальной раздробленности (2 ч.)

Тема 4. Социальная политика Руси в период иноземного нашествия и установления монгольского ига (2 ч.)


Основные понятия

Баскак, бояре, вече, вира, вои, вотчина, государев двор, гридни, десятина, дворянство, домен, дружина, дуван, закуп, Золотая Орда, изгой, князь, кормление, летопись, оброк, община, огнищанин, отроки, пантеон, патриарх, пашенное земледелие, писцовые книги, племя, «Повесть временных лет», погост, подсека, полюдье, посадник, пуд, ремесло, род, «Русская Правда», рядович, сакрализация, слобода, смерд, сословие, тысяцкий, тягло, удельное княжество, улус, холоп, христианство, челядь, этноним, язычество, ярлык, ярмарка.
Календарно-тематический план

Факультет исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю Социальная история России X-XIII вв

Форма обучения _____очная_______

Курс______I________


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

«педагогическое образование» (история)

Социальная история Древней Руси

61

6

10




45

сентябрь

Киевская Русь. Социальная политика первых киевских князей

61

6

10




45

октябрь-ноябрь

Русь в XII-XIII вв.

58

4

9




45

декабрь


Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет исторический

Специальность/ направление: история/ педагогическое образование

Курс __I__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование (история)

Образование Древнерусского государства.

доклады, дискуссия

*

























Принятие Русью христианства. Значение крещения для социально-политического и культурного развития страны

доклады, дискуссия, «Сократический диалог»




*




*
















Сущность, предпосылки и последствия феодальной раздробленности.

доклады, дискуссия







*



















Социальное развитие Руси в период татаро-монгольского ига.

доклады, дискуссия, метод «Мозаика»










*

















Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

Основная литература

1. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 2005.

2. История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н.И. Павленко. М., 1998.

3. Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. М., 1993-2001.

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М., 2000-2004.

5. История России с начала XVIII до конца XIX века /Л.В.Милов, П.Н.Зырянов,А.Н.Боханов;отв.ред.А.Н.Сахаров.-М.:АСТ-ЛТД,2010.- 544 с.

Дополнительная литература

1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России. М., 1996.

2. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. 1. М., 1991.

3. Великий Новгород в истории Средневековой Европы. М., 1995.

4. Вернадский Г.В. История России: Древняя Русь. Тверь, 1997.

5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в ХII-XV вв. М., 1988.

6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

7. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.

8. Данилевский И.Л.Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

10. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

11. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

12. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 2008.

13. Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. М., 1989

14. Скрынников Р.Г. История российская. IX –XVII вв. М., 2004.

15. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Л., 1990.

16. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

17. Фомин В.В. Варяги и варяжский вопрос. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

18. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. М., 2002.

19. Ru.wikipedia.org|wik|киевская Русь.

20. Ru.wikipedia.org|wik|иванIII

  1. Ru.wikipedia.org|wik|киевская Русь.

  2. Петрухин В. Я. Русь и все языци. М., 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа модуля «Социальная история России X xiii вв.» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск